Испания: король говорит
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Речи, которые главы государств произносят – в зависимости от традиций страны – перед Рождеством или Новым Годом, более или менее похожи друг на друга. Разумеется, каждый говорит о проблемах своей страны, но, в общем и целом, все государственные мужи высказываются в духе лозунга французской колониальной администрации в Индокитае в 30-е годы: «многое сделано, многое предстоит сделать». Получается своего рода легитимация себя через подчеркивание достигнутых результатов и оправдание своего дальнейшего пребывания в должности.
Испанцев с Рождеством поздравляет король Хуан Карлос I. Послушать монарха накануне главного праздника в году собираются миллионы человек. На этот раз король, в основном, говорил о том, что он поддерживает испанцев, страдающих от бесконечного экономического кризиса. Но был в его речи момент, который не мог не привлечь внимание. Король упомянул о том, что власть предержащие должны вести себя примерно, и заявил, что будет делать все возможное для того, чтобы быть достойным монархом.
Обращение Хуана Карлоса к нации активно комментировалось в прессе, однако у населения оно вызвало меньший интерес, чем прежде – количество посмотревших его телезрителей сократилось на 340 тысяч по сравнению с прошлым годом и на 2 млн. по сравнению с концом 90-х годов.
Король Испании – конституционный монарх и его роль в политике скорее символическая. Тем не менее, в недавней истории Испании фигура короля имела важное, а порой и ключевое значение. В условиях перехода страны к демократии он сумел объединить испанцев, расколотых на сторонников диктатора Франко, скончавшегося в 1975 году, и приверженцев Республики, погибшей в огне гражданской войны в конце 30-х годов. 23 февраля 1981 года произошел путч военных, стремившихся восстановить диктатуру и рассчитывавших, что король их поддержит. Однако Хуан Карлос, выступив по национальному телевидению, проявил себя твердым сторонником демократии, чем обрек военный мятеж на провал. Много лет уровень его популярности оставался довольно высоким, а институт монархии оценивался испанцами положительно.
Однако теперь все это уходит в прошлое. Сегодня король и королевская семья часто появляются в новостях, но такое внимание СМИ вряд ли их радует. Одним из главных новостных поводов является здоровье Хуана Карлоса, который за последний год перенес три операции на позвоночнике и на бедре. От последнего хирургического вмешательства, состоявшегося 21 ноября, король еще в полной мере не оправился. Однако протокол есть протокол – необходимость участвовать в различных официальных мероприятиях ложится тяжким бременем на плечи монарха, которому на днях исполнилось 76 лет. 6 января, выступая с речью на ежегодной встрече с руководством вооруженных сил, Хуан Карлос запинался, останавливался и повторялся. Чисто по-человечески его было жалко.
Впрочем, многим испанцам не до жалости. Они прекрасно помнят операцию, которую ему сделали в апреле 2012 года. Тогда он тоже повредил бедро, однако обстоятельства, при которых это произошло, вызывали возмущение, а не сочувствие. Король споткнулся о ступеньку в охотничьем лагере в Ботсване, куда он тайком прилетел охотиться на слонов. Поступок, мягко говоря, странный для человека, занимавшего в тот момент должность почетного президента испанского отделения «Фонда дикой природы». Кроме того, оплачивался его охотничий вояж из средств, которые королевскому дому выделяются из бюджета. Проматывать государственные деньги в разгар кризиса, когда бюджетные расходы беспощадно урезаются, – это выглядело уже не странно, а просто безнравственно.
Король Испании Хуан Карлос позирует на фоне убитого слона
Источник: telegraph.co.uk
Престиж монархии подтачивают не только слабое здоровье короля и его выходки в далекой Африке. 7 января были выдвинуты официальные обвинения в адрес дочери короля, инфанты Кристины, которая подозревается в причастности к махинациям своего мужа, Иньяки Урдаргарина.
Их брак состоялся в 1997 году. Статный жених из хорошей семьи, член сборной Испании по гандболу, он получил еще и титул герцога Пальма-де-Майоркского. Семейная жизнь молодых супругов начиналась с мажорной ноты. Однако последние два года бывший идеальный муж находится под следствием, а королевская семья не хочет иметь с ним ничего общего – с сайта королевского дома даже была удалена его личная страница.
В начале 2000-х годов бывший спортсмен получил образование в области управления компаниями и вскоре стал работать в институте «Ноос», основанном его преподавателем Диего Торресом. Формально институт был некоммерческой организацией, однако очень скоро ему стали выплачиваться довольно круглые суммы в обмен на «консалтинговые услуги». Кроме того, институт получал от государственных ведомств непропорционально большие средства за организацию различных мероприятий. Доходы Торреса и королевского зятя росли год от года. Дела шли настолько хорошо, что в конце 2000-х годов Урдаргарин и инфанта Кристина приобрели дворец площадью 1100 кв. м за 6 млн евро, а затем потратили еще 3 млн на его ремонт. Советам королевского дома о том, что нужно вести себя скромнее, супруги не внимали.
Иньяки Урдаргарин и инфанта Кристина
Источник: elpais.com
В 2008 году Урдаргарин перестал сотрудничать с Торресом, а годом позже испанская телекоммуникационная компания «Телефоника», советником которой он был, отправила его работать в свое вашингтонское представительство. Однако королевский зять совершил одну большую ошибку: уходя из «Нооса», он не удалил свои электронные письма и документы.
В определенный момент деловыми успехами герцога Пальмы заинтересовалось министерство финансов. Когда началось расследование, ошибка дорого ему обошлась – оставленные документы делали весьма призрачными его перспективы выпутаться из дела. В феврале 2012 года его вызвали для дачи показаний. Урдаргарин попытался свалить всю вину на Торреса, чем превратил своего бывшего преподавателя в смертельного врага. Следствие продолжается до сих пор. Против зятя короля выдвинуты обвинения в мошенничестве, отмывании денег, незаконном присвоении государственных средств, должностных преступлениях и даче ложных показаний. Ему светят 12 лет тюремного заключения.
Чем бы ни закончилось дело Урдаргарина и инфанты Кристины, оно уже нанесло серьезный ущерб репутации королевской семьи и, вкупе с болезнями и странными похождениями короля, подтачивает легитимность института испанской монархии. Уже год назад 45% опрошенных газетой «Эль Мундо» высказывались за отречение короля, а 41% утверждал, что Испании пора отказаться от монархии и стать республикой. Этот год явно не добавил популярности королю и монархии. Все громче звучат требования о том, чтобы королевский дом предоставлял подробные отчеты о расходовании средств, выделяемых ему из государственного бюджета. В этих условиях монарх, заявляющий о том, что политики должны вести себя примерно, больше похож на школьника, который просит прощение за свое поведение и честно-честно обещает исправиться и в будущем вести себя хорошо...
К.и.н., внештатный эксперт Центра проблем безопасности и развития
Блог: Южная Европа: политика, экономика, общество
Рейтинг: 0