Блог СНО ФМО СПбГУ

В погоне за «Мечтой»: Грузия на пороге парламентских выборов 2024 года

19 марта 2024
Распечатать

Автор: Бугаев Федор Николаевич, аспирант факультета политологии СПбГУ

2023 год стал для Грузии поистине историческим. Буквально за пару недель до Нового года радостная весть пришла из Брюсселя: Европейский союз предоставил Грузии статус страны-кандидата. Однако европейская перспектива по-прежнему остаётся, пожалуй, одним из немногих конституирующих грузинский политический истеблишмент компонентов. Осенью 2024 года страну ждут парламентские выборы – и, как это ни парадоксально, их итоги станут одновременно и своеобразным тестом на демократическую зрелость Грузии в преддверии гипотетического перехода на новый уровень взаимоотношений с ЕС (то есть начала переговоров о вступлении в интеграционное объединение), и результатом многолетнего планомерного европейского пути.

6Z5LFRGNCJNGVE27BLZGLLFINA.jpg

Источник: Reuters

На манеже всё те же

Главными действующими лицами уже начавшегося электорального цикла стабильно остаются 2 ключевые политические силы Грузии – неизменно правящая с 2012 года «Грузинская мечта» (ГМ) и оппозиционная партия «Единое национальное движение» (ЕНД). Составить им реальную конкуренцию на грядущих выборах может лишь консолидировавшаяся оппозиция, что в условиях нарастающей политической поляризации представляется маловероятным. И это несмотря на казалось бы наметившийся в рядах ЕНД раскол и выход из её состава ряда ярких политических деятелей, особняком в списке которых значится экс-председатель Никанор Мелия. Заявленное им создание новой партии либо объединение усилий вышедших из состава ЕНД политиков с партией «Лело для Грузии» также вряд ли способны кардинальным образом повлиять на расстановку сил.

Особую «перчинку» противостоянию двух ключевых партий страны придают их неформальные лидеры, отцы-основатели «Грузинской мечты» и «Единого национального движения» соответственно – вышедший из тени и официально объявивший о своём очередном возвращении в политику Бидзина Иванишвили и заключённый под стражу Михаил Саакашвили. Первый в конце декабря 2023 года стал почётным председателем ГМ и уже совершил кадровые перестановки, больше похожие на тактическую рокировку: премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили стал председателем партии, в то время как занимавший этот пост Ираклий Кобахидзе перешёл на должность премьера. По меткому замечанию отечественного кавказоведа С. Маркедонова, «от перемены мест Ираклиев сумма грузинской политики не изменится». Влияние же М. Саакашвили на ЕНД в условиях его нахождения в тюрьме оценить достаточно сложно, однако с уверенностью можно сказать, что эта партия однозначно обладает собственным брендом в грузинской политике, и бренд этот в значительной степени персонифицирован и прочно ассоциируется с именем опального экс-президента. Тем не менее, радикальные антироссийские взгляды главной оппозиционной силы страны, отсутствие чёткого видения будущего и призывы к открытию «второго фронта» отчасти превращают её в пережиток прошлого.

Предварительные расклады говорят о том, что пятипроцентный барьер на предстоящих выборах гарантированно преодолеют только «мечтатели» и ЕНД. Обращаться к данным социологических опросов хоть и можно, но весьма осторожно: политические силы так и норовят подчеркнуть их ангажированность той или иной стороной. Так, агентство GORBI в октябре 2023 года провело исследование общественного мнения по заказу проправительственной телекомпании Imedi. По его результатам пятипроцентный барьер должны преодолеть лишь «Грузинская мечта» (55%) и союз «Единого национального движения» и «Стратегии Агмашенебели», объединившихся в «Платформу победы» (20%). Компания Edison Research в декабре 2023 года опубликовала несколько иные данные, согласно которым за ГМ готовы отдать свои голоса около 37% избирателей, далее также идёт «Платформа победы» с 21,5% голосов, при этом барьер в 5% по результатам опроса преодолевают ещё 3 партии – «За Грузию» бывшего премьер-министра страны Г. Гахария, а также «Лело для Грузии» и «Гирчи». Сами же представители «Грузинской мечты» довольно оптимистично заявляют о потенциальном конституционном большинстве в парламенте, то есть ставят своей целью на выборах победу с показателем в 65-70%, в то время как «Единое национальное движение» убеждает электорат, что у них хватит ресурса выиграть даже не объединяясь в новые альянсы с кем-либо. Оба утверждения в нынешних условиях звучат слишком смело.

Парламентские выборы 2024 года в Грузии будут в фокусе особого внимания со стороны Евросоюза: одним из условий, сформулированных Еврокомиссией для грузинских властей, как раз является проведение свободных и честных выборов. Ситуация обостряется ещё и тем, что идейный вдохновитель и действующий неформальный лидер «Национального движения» М. Саакашвили остаётся за решёткой, а в глазах ЕС и вовсе является политзаключённым. Президент Грузии С. Зурабишвили обладает правом помилования, но несмотря на смягчение её риторики по этому вопросу (по крайней мере, после попытки своего импичмента она перестала быть столь категоричной, как прежде) воспользоваться этой возможностью она не спешит. Более того, судя по её последним заявлениям, у Зурабишвили имеются собственные политические амбиции, ведь она даже задумывается о создании своей партии.

Символический импичмент для символического президента

Важно помнить, что С. Зурабившили хоть и была избрана всенародным голосованием (следующие президентские выборы, также запланированные на 2024 год, пройдут уже по другой схеме – имя президента назовёт коллегия выборщиков, состоящая в равных долях из депутатов парламента и делегатов от регионов), но весомую поддержку на первоначальном этапе ей оказывала «Грузинская мечта». Её политическая кротость и смирение (до определённого времени) делали её достаточно сговорчивым союзником правящей партии, однако с началом специальной военной операции России на Украине её поведение резко изменилось. С. Зурабишвили стала более заметным игроком в грузинской политике, начала открыто и не всегда дипломатично критиковать правительство своей страны и даже впервые за весь свой президентский срок применила право вето (которое, правда, было легко преодолено парламентом). Лидеры «Грузинской мечты» поспешили обвинить президента в переходе в оппозиционный лагерь и предприняли попытки как можно сильнее отмежеваться от её взглядов, поставить вопрос о её легитимности, сделать её «хромой уткой».

Формальной причиной для запуска процедуры импичмента президента Грузии стало её несанкционированное турне по европейским столицам в конце августа – начале сентября 2023 года. Грузия – парламентская республика, а это значит, что функции президента весьма ограничены. Согласно ст. 52 Конституции страны, любые зарубежные поездки глава государства должен согласовывать с правительством. Тем не менее, вопреки запрету со стороны грузинского правительства, С. Зурабишвили всё же посетила Бельгию, Францию и Германию, обосновав свои визиты стремлением к укреплению европейской перспективы страны.

Но, как известно, благими намерениями выстлана дорога… Занимавшие на тот момент должности премьер-министра И. Гарибашвили и председателя «Грузинской мечты» И. Кобахидзе и вовсе обвинили С. Зурабившвили в саботаже процесса сближения Грузии с ЕС, так как она своими заявлениями дискредитировала усилия грузинского правительства по выполнению 12 рекомендаций Еврокомиссии, которые были необходимы для получения статуса страны-кандидата в члены Европейского союза.

«Грузинская мечта» инициированием процедуры импичмента Зурабишвили продемонстрировала свою решимость в политическом противостоянии с оппозицией, записав в её ряды и действующего президента (что, надо сказать, не лишено оснований). И это несмотря на то, что голосов для смещения президента со своего поста в парламенте не хватило, а сам процесс носил чисто символический характер. Сомнений в провале этой инициативы не было ни у тех, кто за ней стоял, ни у политических экспертов, ни у самой Зурабишвили. Но «мечтатели» решили на практике показать, что такое демократия по-грузински, убив тем самым сразу двух зайцев: продемонстрировали европейским партнёрам, как работает Конституционный суд Грузии (а это важно в контексте выполнения упомянутых 12 рекомендаций ЕС), и указали президенту её место, призвав поумерить разыгравшиеся политические амбиции.

Туманная европейская перспектива

Собственно, ядро текущей политической поляризации Грузии как раз и кроется в том, насколько страна должна быть европеизирована: если для президента и оппозиции евроатлантический путь – единственно верное решение, то правящая партия выступает одновременно и за евроинтеграцию, и за сохранение стабильных отношений с Россией и Китаем. Прагматизм «Грузинской мечты», последовательно отстаивающей внешнеполитическую многовекторность (отказ от введения антироссийских санкций после 24 февраля 2022 года, поддержка решения о возобновлении прерванного 4 года назад авиасообщения и введения безвизового режима для граждан Грузии со стороны России – яркие тому подтверждения), стал ощутимым препятствием для её европейских устремлений. Ведь как иначе можно объяснить забавную метаморфозу с превращением Грузии из фаворита «Восточного партнёрства» в единственную страну из «Ассоциированного трио», получившую статус страны-кандидата в ЕС позже остальных и отстающую от Молдовы и Украины в опубликованном в конце января индексе «Восточного партнёрства»? Политическая конъюнктурность налицо. И руководство «Грузинской мечты» не скрывало своего раздражения этим фактом даже при общении с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

К слову, сентябрьский двухдневный визит Ж. Борреля в Грузию показал, что стороны будто говорят на разных языках: если Брюссель посылал сигнал о том, что из 12 рекомендаций выполнено только 3, то грузинский премьер, напротив, заверял главу евродипломатии в том, что исполнить осталось лишь 3 условия. Как показал ноябрьский отчёт Еврокомиссии, несмотря на достигнутый прогресс по отдельным пунктам Грузии всё ещё необходимо осуществить судебную реформу, усилить борьбу с коррупцией и дезинформацией, повысить уровень координации с ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности, принять закон о деолигархизации, а также обеспечить выполнение ряда других условий. Главное из них – преодоление политической поляризации и нахождение компромиссов между «Грузинской мечтой» и «Единым национальным движением». Европейский союз неоднократно обращал внимание грузинских властей именно на данную рекомендацию, однако в преддверии намеченных на осень 2024 года парламентских выборов выглядит это предписание сюрреалистично.

Как бы там ни было, в середине декабря 2023 года Европейский совет всё же предоставил Грузии статус кандидата на вступление в ЕС. С одной стороны, «несправедливость» (как это усердно называли грузинские власти) была устранена, с другой же – Грузия по-прежнему остаётся на шаг позади Украины и Молдовы в погоне за европейской мечтой, ведь с последними двумя Евросоюз уже открыл переговоры о вступлении, то есть перешёл на качественно более высокий уровень отношений. В целом, у Европейской комиссии и Европейского совета были все основания продолжать держать Грузию на ещё более почтительном расстоянии, ведь Грузия не только не выполнила 9 из 12 рекомендаций Евросоюза, но ещё и не присоединилась к большей части антироссийских санкций, что делало страну в глазах Брюсселя достаточно строптивым союзником. ЕС же, в свою очередь, с февраля 2022 года демонстрирует, что в исключительных случаях геополитика для него важнее ценностей, чем и было обусловлено предоставление Украине и Молдове статуса стран-кандидатов в ЕС на полтора года раньше Грузии. Сейчас же был велик риск того, что грузинское общество может разочароваться в светлом европейском будущем, если европейские чиновники будут и дальше продолжать держать страну в геополитическом предбаннике. По всей видимости, к Брюсселю пришло понимание того, что Грузия сполна «расплатилась» за свой внешнеполитический прагматизм, равно как и того факта, что терпение грузинских властей небезгранично. Во избежание роста опасных для себя евроскептических настроений Европейский союз в итоге предоставил Грузии статус страны-кандидата, хоть и сохранив её отставание от двух других членов «Ассоциированного трио».

Что год грядущий им готовит

Парламентские выборы 2024 года впервые пройдут полностью по пропорциональной системе. В своё время такого рода изменения в электоральный процесс вносились с целью повышения уровня политического плюрализма. Однако на текущий момент реальность такова (и это подтверждается любыми социологическими опросами), что барьер в 5% уверенно преодолеют лишь «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение». Сейчас, когда избирательная кампания стартует в полную силу, в ход пошли публичные торги между этими двумя партиями относительно того, чьих заслуг в получении статуса страны-кандидата на членство в ЕС больше. Однако приводит это скорее к выяснению, кто меньше этому процессу мешал. В целом, «мечтатели» получили важнейший козырь в борьбе со своими оппонентами, ведь как ни крути именно в период их нахождения у власти произошло поистине эпохальное для Грузии событие. ЕНД, в свою очередь, долгое время саботировавшая работу грузинского парламента после выборов 2020 года, искренне ожидала осечки со стороны «Грузинской мечты» и подогревала в грузинском обществе атмосферу неверия в европейский успех. Безусловно, получение статуса страны-кандидата для Грузии (как и в своё время было и с Украиной, и с Молдовой) – это серьёзный аванс и шаг скорее символический, ведь путь евроинтеграции стране предстоит неблизкий. Главное, чтобы грузинские власти сами это осознавали и не подверглись безосновательной (по крайней мере пока) эйфории.

Ещё одним камнем преткновения является озвученное летом 2022 года обещание председателя «Грузинской мечты» И. Кобахидзе о снижении барьера для прохождения в парламент с 5 до 2 процентов. Но с одной оговоркой – только в случае получения кандидатского статуса в ЕС. И вот, когда вожделенный статус был получен, оппозиция поспешила об этом обещании напомнить. На практике оказалось, что это предложение действовало лишь до конца 2022 года, но раз в декабре 2022 года Европейский совет не дал «зелёный свет» членству Грузии в ЕС, то и обещание превратилось в тыкву. Оппозиция, естественно, не упустила возможности раскритиковать ГМ за трусость. По всей видимости, находящаяся в кризисе в связи с недавним исключением из партийного состава экс-председателя Н. Мелия и последующим уходом ряда других членов партии ЕНД предпримет попытку вновь поднять вопрос снижения процентного барьера, а «Грузинская мечта» может жестом доброй воли всё-таки снизить этот порог, хоть и не так значительно, как планировалось изначально – до 3-4%.

Ослабленное внутрипартийными передрягами «Единое национальное движение» на ближайших парламентских выборах может обновить свой антирекорд и получить менее 20% голосов избирателей. Этому способствует ещё один резонансный закон, принятый в декабре 2023 года, согласно которому юридическим лицам теперь запрещено финансировать политические партии. По мнению грузинской оппозиции, он направлен на снижение конкурентоспособности оппозиционных партий путём выбивания из-под них экономической базы. «Грузинская мечта» же, напротив, грезит о конституционном большинстве по итогам выборов, что в условиях усиления политической поляризации и наличия большого количества более мелких партий, балансирующих согласно опросам на уровне поддержки в 3-5%, кажется сценарием ещё более маловероятным.

Открытым остаётся вопрос и с будущим президентом страны, имя которого теперь во многом зависит от результатов парламентских выборов.  По оценкам отдельных экспертов, на эту должность претендует вернувшийся в большую политику (хотя по факту никогда из неё и не уходивший) Б. Иванишвили. Его возвращение должно поспособствовать укреплению позиций «Грузинской мечты» на предстоящих выборах как в рамках внутрипартийной мобилизации, так и мобилизации электората, а искомое партией конституционное большинство может привести к воплощению сценария с президентством Иванишвили, побывавшего в своё время и премьер-министром страны, в жизнь. С. Зурабишвили, в свою очередь, может примкнуть к какой-либо оппозиционной политической силе или создать альтернативную свою, но вероятнее всего по окончании срока своих полномочий всё же покинет политическую арену.

Г. Гахария, председатель партии «За Грузию» и бывший премьер-министр страны, и вовсе предложил вернуться к прямым президентским выборам для повышения их легитимности. Эта идея вполне резонно нашла положительный отклик среди других оппозиционных сил: шансов провести своего кандидата в условиях прогнозируемого парламентского большинства «Грузинской мечты» у оппозиции практически нет, а всеобщее голосование с их точки зрения уравняет шансы кандидатов. Так или иначе, предложение дальнейшего развития не получило, так как было решительно отвергнуто правящей партией. Судя по всему, президентские выборы 2024 года всё-таки пройдут по новой схеме с участием коллегии выборщиков.

***

Парламентские выборы в Грузии – без преувеличения главное событие четырёхлетия в грузинской политике, а потому всегда несут в себе определённую интригу. В этом электоральном цикле вопросов пока больше, чем ответов. Останется ли у власти «Грузинская мечта» и сумеет ли преодолеть высокую планку в 50% (а может и вовсе замахнётся на конституционное большинство)? Что ждёт «Единое национальное движение»: окончательный раскол или же консолидация под своими знамёнами разобщённой оппозиции? Сможет ли кто-то из конкурентов ГМ и ЕНД набрать более 5% (и каким в принципе будет избирательный барьер на предстоящих выборах)? Создадут ли свои политические партии Н. Мелия и С. Зурабившили и какую силу они будут представлять? Помилует ли президент Грузии «теневого» председателя ЕНД М. Саакашвили?

Каждая избирательная кампания в Грузии характеризуется обострением противоречий двух лагерей, и 2024 год не станет в этом ряду исключением. Власть и оппозиция продолжат заниматься присвоением заслуг в вопросе евроинтеграции и ждать просчётов друг друга, провоцируя их различными способами. Избирательная кампания будет увязана с (не)выполнением рекомендаций Европейской комиссии и, как следствие, с потенциальным переходом к открытию переговоров о членстве в ЕС. С учётом того, что решение по европейским перспективам Грузии ожидается в декабре 2024 года, а парламентские выборы назначены на октябрь, у оппозиции будет внушительный рычаг давления на «Грузинскую мечту».

Несмотря на «осторожный оптимизм» после первого в 2024 году заседания рабочей группы по выполнению рекомендаций ЕС, в нахождение компромиссов в нынешней конфигурации по другим вопросам повестки верится с трудом, а стремление обеспечить властную монополию может и вовсе обернуться для «Грузинской мечты» новой волной протестов. Трудно представить, что какая-либо из сторон примет своё поражение, в связи с чем рост протестной активности (и без того высокой – вспомнить хотя бы акции против принятия закона об иноагентах в марте 2023 года) в Грузии кажется неизбежным. Немаловажным фактором станет и реакция Евросоюза (который, к слову, в 2024 году тоже ждёт обновление – в июне состоятся выборы в Европейский парламент) на итоги грядущей избирательной кампании.

 

Список источников

  1. European Council conclusions / European Council. 15.12.2023. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/68967/europeancouncilconclusions-14-15-12-2023-en.pdf (date of access: 10.02.2024)
  2. Аваков, А. Грузинская оппозиция определилась с «единым» лидером / Независимая газета. 28.11.2023. URL: https://www.ng.ru/cis/2023-11-28/5_8888_georgia.html (дата обращения: 10.02.2024)
  3. Аваков, А. Саакашвили хоронит свое политическое детище / Независимая газета. 05.12.2023. URL: https://www.ng.ru/cis/2023-12-05/5_8894_georgia.html (дата обращения: 10.02.2024)
  4. Экс-лидер «Нацдвижения» создает новую партию в Грузии / Sputnik Грузия. 08.12.2023. URL: https://sputnik-georgia.ru/20231208/eks-lider-natsdvizheniya-sozdaet-novuyu-partiyu-v-gruzii-2847899... (дата обращения: 10.02.2024)
  5. Экс-лидер «Нацдвижения» и «Лело» станут стратегическими партнерами? / Sputnik Грузия. 27.12.2023. URL: https://sputnik-georgia.ru/20231227/eks-lider-natsdvizheniya-i-lelo-stanut-strategicheskimi-partnera... (дата обращения: 10.02.2024)
  6. Постникова, Е. Ротация на двоих / РБК. 01.02.2024. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2024/02/02/65bb83999a7947a239fbfb4a (дата обращения: 10.02.2024)
  7. Маркедонов, С. Круговорот Ираклиев в грузинской политике / Телеграм-канал «Донской Казак». 01.02.2024. URL: https://t.me/DonskoyCossack/241 (дата обращения: 10.02.2024)
  8. Постникова, Е. Почему «Грузинская мечта» решила сменить премьер-министра перед выборами / РБК. 01.02.2024. URL: https://www.rbc.ru/politics/01/02/2024/65bb83999a7947a239fbfb4a?from=copy (дата обращения: 10.02.2024)
  9. Ибрагимов, С. Возвращение Бидзины Иванишвили в политику: что происходит в Грузии? / Caliber.Az. 14.01.2024. URL: https://caliber.az/post/216717/ (дата обращения: 10.02.2024)
  10. Survey puts ruling party approval at 55% / Agenda.ge. 14.11.2023. URL: https://agenda.ge/en/news/2023/4376 (date of access: 10.02.2024)
  11. Аваков, А. Грузинская оппозиция отмахнулась от прошлого / Независимая газета. 23.12.2023. URL: https://www.ng.ru/cis/2023-12-21/5_8909_georgia.html (дата обращения: 10.02.2024)
  12. «Грузинская мечта» рассчитывает на конституционное большинство в новом парламенте / Sputnik Грузия. 01.02.2024. URL: https://sputnik-georgia.ru/20240201/partiya-vlasti-gruzii-rasschityvaet-na-konstitutsionnoe-bolshins... (дата обращения: 10.02.2024)
  13. Commission Opinion on Georgia's application for membership of the European Union / European Commission. 17.06.2022. URL: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/system/files/2022-06/Georgia%20opinion%20and%20Annex.... (date of access: 10.02.2024)
  14. Аваков, А. Президента Грузии подталкивают к предательству / Независимая газета. 02.11.2023. URL: https://www.ng.ru/cis/2023-11-02/5_8869_georgia.html (дата обращения: 10.02.2024)
  15. Лужбина, Е. После импичмента: получится ли у Зурабишвили свергнуть правительство «Грузинской мечты» / Московский комсомолец. 25.11.2023. URL: https://www.mk.ru/politics/2023/11/25/posle-impichmenta-poluchitsya-li-u-zurabishvili-svergnut-pravi... (дата обращения: 10.02.2024)
  16. Аваков, А. Президента Грузии сделали «хромой уткой» / Независимая газета. 17.10.2023. URL: https://www.ng.ru/cis/2023-10-17/5_8854_georgia.html (дата обращения: 10.02.2024)
  17. Конституция Грузии / Законодательный вестник Грузии. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/30346?publication=36 (дата обращения: 10.02.2024)
  18. Сизов, И. Импичменту нашли основание / Коммерсантъ. 01.09.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6196203 (дата обращения: 10.02.2024)
  19. Двали, Г. Саломе Зурабишвили вменили самоволку в Европу / Коммерсантъ. 10.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6252736 (дата обращения: 10.02.2024)
  20. Commission Opinion on Georgia's application for membership of the European Union / European Commission. 17.06.2022. URL: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/system/files/2022-06/Georgia%20opinion%20and%20Annex.... (date of access: 10.02.2024)
  21. Маркедонов, С. «Travelgate» для Саломе Зурабишвили / Телеграм-канал «Донской Казак». 17.10.2023. URL: https://t.me/DonskoyCossack/186 (дата обращения: 10.02.2024)
  22. Панфилова, В. Зурабишвили удержалась на посту президента Грузии / Независимая газета. 18.10.2023. URL: https://www.ng.ru/cis/2023-10-18/1_8855_georgia.html (дата обращения: 10.02.2024)
  23. Сихарулидзе, А. Победа прагматизма: чему опыт Грузии может научить другие постсоветские страны / Деловой журнал «Профиль». 19.01.2024. URL: https://profile.ru/abroad/pobeda-pragmatizma-chemu-opyt-gruzii-mozhet-nauchit-drugie-postsovetskie-s... (дата обращения: 10.02.2024)
  24. Eastern Partnership Index Dashboard 2023 / Eastern Partnership Civil Society Forum. 25.01.2024. URL: https://eap-csf.eu/2023-index-dashboard/ (date of access: 10.02.2024)
  25. Двали, Г., Соловьев, В. Чем дальше в ЕС, тем больше слов / Коммерсантъ. 09.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6209155 (дата обращения: 10.02.2024)
  26. Key findings of the 2023 Report on Georgia / European Commission. 08.11.2023. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_23_5626 (date of access: 10.02.2024)
  27. European Council conclusions / European Council. 15.12.2023. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/68967/europeancouncilconclusions-14-15-12-2023-en.pdf (date of access: 10.02.2024)
  28. Двали, Г. У грузинов собственная еврость / Коммерсантъ. 20.06.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5422506 (дата обращения: 10.02.2024)
  29. Аваков, А. Грузия нашла черный ход в Евросоюз / Независимая газета. 12.12.2023. URL: https://www.ng.ru/cis/2023-12-12/1_8900_georgia.html (дата обращения: 10.02.2024)
  30. Маркедонов, С. Европейская комиссия: красный зеленый свет для Грузии / Телеграм-канал «Донской Казак». 08.11.2023. URL: https://t.me/DonskoyCossack/197 (дата обращения: 10.02.2024)
  31. Соловьев, В. ЕС в конце тоннеля / Коммерсантъ. 08.11.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6322776 (дата обращения: 10.02.2024)
  32. В Грузии собираются понизить барьер для партий на выборах / Sputnik Грузия. 07.07.2022. URL: https://sputnik-georgia.ru/20220707/v-gruzii-sobirayutsya-ponizit-barer-dlya-partiy-na-vyborakh-2682... (дата обращения: 10.02.2024)
  33. Аваков, А. «Грузинская мечта» передумала выполнять условие Еврокомиссии / Независимая газета. 14.11.2023. URL: https://www.ng.ru/cis/2023-11-14/5_8876_dream.html (дата обращения: 10.02.2024)
  34. Маркедонов, С. Почему электоральная «процентная норма» так важна для Грузии? / Телеграм-канал «Донской Казак». 26.11.2023. URL: https://t.me/DonskoyCossack/205 (дата обращения: 10.02.2024)
  35. Юрлицам в Грузии запретили финансировать партии / Sputnik Грузия. 29.12.2023. URL: https://sputnik-georgia.ru/20231229/yurlitsam-v-gruzii-zapretili-finansirovat-partii-285330368.html (дата обращения: 10.02.2024)
  36. «Грузинская мечта» рассчитывает на конституционное большинство в новом парламенте / Sputnik Грузия. 01.02.2024. URL: https://sputnik-georgia.ru/20240201/partiya-vlasti-gruzii-rasschityvaet-na-konstitutsionnoe-bolshins... (дата обращения: 10.02.2024)
  37. Зотов, В. Сергей Маркедонов: Грузия выбирает между прагматикой и «украинизацией» / Украина.ру. 10.02.2024. URL: https://ukraina.ru/20240210/1053214835.html (дата обращения: 10.02.2024)
  38. Маркедонов, С. Бидзина Иванишвили: I’ll be back. / Телеграм-канал «Донской Казак». 07.01.2024. URL: https://t.me/DonskoyCossack/228 (дата обращения: 10.02.2024)
  39. Аваков, А. «Серому кардиналу» Грузии напомнили о стабильности / Независимая газета. 09.01.2024. URL: https://www.ng.ru/cis/2024-01-09/5_8917_georgia.html (дата обращения: 10.02.2024)
  40. Аваков, А. В Грузии меняется руководство / Независимая газета. 29.01.2024. URL: https://www.ng.ru/cis/2024-01-29/5_8934_georgia.html (дата обращения: 10.02.2024)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся