Блог Олега Шакирова

Weiplomacy: цифровая дипломатия в китайском интернете

25 Июня 2018
Распечатать

В нашей части света мы чаще всего следим за цифровой дипломатией в Фейсбуке и Твиттере, но на территории нашего большого соседа обычно говорят о Weiplomacy — т.е. использовании дипломатами крупной китайской соцсети Sina Weibo. Заглянуть в этот мир можно благодаря майскому исследованию Австралийского института стратегической политики (ранее на сайте РСМД о Weibo писала Лариса Пермякова).

В докладе «Weibo diplomacy and censorship in China», как и следует из названия, большое внимание уделяется цензуре постов иностранных посольств в Китае. Как пишет автор доклада Фергус Райан, китайская соцсеть не только удаляет некоторые записи, но и использует более изощрённые методы: отключение возможности делиться записью, отключение возможности комментирования и другие манипуляции с комментариями. Основанием для цензуры большинства постов (в докладе были проанализированы записи 10 самых популярных посольств в Weibo за трёхмесячный период) было упоминание китайских чиновников - по мнению автора книги «Blocked on Weibo», защита от критики в соцсети является одной из привилегий, которую госслужащие Китая получают по мере карьерного роста. Данное основание для цензуры действовало не только для посольства США, с которым связано больше всего зафиксированных случаев, но и для Кубы — в одной из записей посольства была упомянута должность высокопоставленного китайского дипломата.

Помимо проблем с цензурой доклад знакомит нас и с другими сюжетами Weiplomacy:

  1. стремительным ростом онлайн-популярность Израиля (в 2015 г. израильское посольство не входило в топ-10 аккаунтов в Weibo, а начиная с 2016 г. занимает в нём первое место по числу подписчиков);
  2. неудачной попыткой канадского посольства представить премьер-министра Джастина Трюдо как Weibo addict и провести онлайн-трансляцию беседы с ним (автор доклада предполагает, что трансляция сорвалась из-за цензуры);
  3. популярностью развлекательного контента на Weibo, 88% аудитории которой младше 33 лет. «Залог успеха пяти топовых аккаунтов - тенденция не только продвигать имидж собственных стран, но и взаимодействовать и использовать китайскую культуру, в особенности популярную».

В докладе даются следующие рекомендации для австралийского и других правительств по использованию Weibo в дипломатической работе:

  1. часть контента должна быть адаптирована для местной аудитории, но при этом иностранные правительства не должны заниматься самоцензурой и должны доносить до китайской общественности те же политические месседжи, что и для жителей других стран. При этом нужно быть готовым, что такие сообщения подвергнуться цензуре;
  2. нужно дублировать посты из Weibo в не цензурируемые Китаем соцсети, такие как Твиттер, чтобы, во-первых, сделать случаи цензуры более наглядными (благодаря кросспостингу можно сравнить ленту в Weibo и другой соцсети), а также сделать записи доступными пользователям через альтернативные каналы;
  3. проблемы цензуры нужно поднимать на межправительственном уровне. Те страны, которые позволяют Китаю пользоваться открытой медиа-средой и распространять свою информацию, должны требовать взаимности в этом вопросе;
  4. австралийскому правительству нужно больше каналов для взаимодействия с китайской общественностью, для чего предлагается создать официальные Weibo-аккаунты премьер-министра и министра иностранных дел.

Россия в докладе упоминается дважды. В марте 2014 г. Посольство России в Китае провело параллель между давлением Запада на Россию после присоединения Крыма и международной реакцией на события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., что было неоднозначно встречено пользователями.

В 2017 г., согласно статье Financial Times, во время саммита G20 в Германии, любое упоминание Владимира Путина пользователями Weibo с более чем тысячей подписчиков блокировалось. По мнению автора статьи, таким образом на президента России распространялся иммунитет, который обычно действует только для элиты КПК, что отражало золотой период в российско-китайских отношениях.

Нужно добавить, что Weibo-аккаунт Посольства России в Китае входит в число популярных диппредставительств в соцсети. Правда, несмотря на устойчивый рост числа подписчиков (сейчас их почти 190 тысяч) посольство с 2015 г. по этому показателю спустилось с 8 на 12 место.

Детальный разбор, кто есть кто в Weiplomacy, можно посмотреть на сайте What's on Weibo.

* авторство заглавного изображения: Illustration by Wes Mountain, commissioned by ASPI’s International Cyber Policy Centre

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся