Weiplomacy: цифровая дипломатия в китайском интернете
25 июня 2018
0
комментариев
13086
Просмотров
В ридер
Распечатать
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В нашей части света мы чаще всего следим за цифровой дипломатией в Фейсбуке и Твиттере, но на территории нашего большого соседа обычно говорят о Weiplomacy — т.е. использовании дипломатами крупной китайской соцсети Sina Weibo. Заглянуть в этот мир можно благодаря майскому исследованию Австралийского института стратегической политики (ранее на сайте РСМД о Weibo писала Лариса Пермякова).
В докладе «Weibo diplomacy and censorship in China», как и следует из названия, большое внимание уделяется цензуре постов иностранных посольств в Китае. Как пишет автор доклада Фергус Райан, китайская соцсеть не только удаляет некоторые записи, но и использует более изощрённые методы: отключение возможности делиться записью, отключение возможности комментирования и другие манипуляции с комментариями. Основанием для цензуры большинства постов (в докладе были проанализированы записи 10 самых популярных посольств в Weibo за трёхмесячный период) было упоминание китайских чиновников - по мнению автора книги «Blocked on Weibo», защита от критики в соцсети является одной из привилегий, которую госслужащие Китая получают по мере карьерного роста. Данное основание для цензуры действовало не только для посольства США, с которым связано больше всего зафиксированных случаев, но и для Кубы — в одной из записей посольства была упомянута должность высокопоставленного китайского дипломата.
Помимо проблем с цензурой доклад знакомит нас и с другими сюжетами Weiplomacy:
- стремительным ростом онлайн-популярность Израиля (в 2015 г. израильское посольство не входило в топ-10 аккаунтов в Weibo, а начиная с 2016 г. занимает в нём первое место по числу подписчиков);
- неудачной попыткой канадского посольства представить премьер-министра Джастина Трюдо как Weibo addict и провести онлайн-трансляцию беседы с ним (автор доклада предполагает, что трансляция сорвалась из-за цензуры);
- популярностью развлекательного контента на Weibo, 88% аудитории которой младше 33 лет. «Залог успеха пяти топовых аккаунтов - тенденция не только продвигать имидж собственных стран, но и взаимодействовать и использовать китайскую культуру, в особенности популярную».
В докладе даются следующие рекомендации для австралийского и других правительств по использованию Weibo в дипломатической работе:
- часть контента должна быть адаптирована для местной аудитории, но при этом иностранные правительства не должны заниматься самоцензурой и должны доносить до китайской общественности те же политические месседжи, что и для жителей других стран. При этом нужно быть готовым, что такие сообщения подвергнуться цензуре;
- нужно дублировать посты из Weibo в не цензурируемые Китаем соцсети, такие как Твиттер, чтобы, во-первых, сделать случаи цензуры более наглядными (благодаря кросспостингу можно сравнить ленту в Weibo и другой соцсети), а также сделать записи доступными пользователям через альтернативные каналы;
- проблемы цензуры нужно поднимать на межправительственном уровне. Те страны, которые позволяют Китаю пользоваться открытой медиа-средой и распространять свою информацию, должны требовать взаимности в этом вопросе;
- австралийскому правительству нужно больше каналов для взаимодействия с китайской общественностью, для чего предлагается создать официальные Weibo-аккаунты премьер-министра и министра иностранных дел.
Россия в докладе упоминается дважды. В марте 2014 г. Посольство России в Китае провело параллель между давлением Запада на Россию после присоединения Крыма и международной реакцией на события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., что было неоднозначно встречено пользователями.
В 2017 г., согласно статье Financial Times, во время саммита G20 в Германии, любое упоминание Владимира Путина пользователями Weibo с более чем тысячей подписчиков блокировалось. По мнению автора статьи, таким образом на президента России распространялся иммунитет, который обычно действует только для элиты КПК, что отражало золотой период в российско-китайских отношениях.
Нужно добавить, что Weibo-аккаунт Посольства России в Китае входит в число популярных диппредставительств в соцсети. Правда, несмотря на устойчивый рост числа подписчиков (сейчас их почти 190 тысяч) посольство с 2015 г. по этому показателю спустилось с 8 на 12 место.
Детальный разбор, кто есть кто в Weiplomacy, можно посмотреть на сайте What's on Weibo.
* авторство заглавного изображения: Illustration by Wes Mountain, commissioned by ASPI’s International Cyber Policy Centre
Поделиться статьей
ДРУГИЕ ЗАПИСИ
Российская цифровая дипломатия в 2016 году
10 апреля 2017
Олег Шакиров
Российская цифровая дипломатия: 9 событий 2015 года
10 ноября 2016
Олег Шакиров