Блог Ларисы Пермяковой

Weibo: поле битвы или клапан для выпуска «пара»?

25 октября 2012
Распечатать

 

На секции «СМИ как фактор доверия в отношениях России и стран АТР», Второго Азиатско-Тихоокеанского форума, несколько раз упоминался ресурс Weibo – китайский аналог Twitter.

 

К сожалению, в статье «Цифровая дипломатия: направления работы, риски и инструменты», данный ресурс не был упомянут, и напрасно. Оставаясь в рамках дискурса о цифровой дипломатии, попытаемся проследить, каким образом себя ведет КНР, взаимодействуя с внешними и внутренними пользователями в социальных медиа на примере одного из наиболее популярных ресурсов.  

 

Говоря о Weibo, нельзя не упомянуть впечатляющую статистику: более 360 млн. активных пользователей, более 100 млн.сообщений в день, 60 тыс.
реальных аккаунтов звезд спорта и кино, популярных личностей. Самые популярные Weibo юзеры, такие как актриса Яо Чень насчитывают порядка
8.9 млн.фолловеров, и судя по темпам развития ресурса останавливаться на достигнутом не собираются. На сегодняшний день доля рынка Weibo среди социальных медиа Китая составляет 56%, и не оставляет таким конкурентам как Tencent, 163, и Baidu шанса преодолеть значительный разрыв.

 

Тем не менее, несмотря на публичный формат, Weibo продолжает оставаться под жестким контролем государственной цензуры. Если пользователь осуществляет поиск, в котором упомянуты имена Ай Вэйвэй или Лю Сяобо, это может повлечь удаление сообщений со страницы пользователя, и вообще закрытие интернет-аккаунта. Темпы роста популярности микроблогов среди населения ставят под вопрос государственную монополию в средствах массовой информации. В декабре 2011 г. в Пекине и нескольких других городах, власти стали требовать от пользователей Weibo регистрации с указанием их реальных имен. В подтверждении государственной поддержки данной инициативы глава государственного совета по информации Ван Чень заявил, что эти правила будут расширены в национальном масштабе после завершения пилотной стадии проекта. Китайские правозащитники утверждают, что новые меры по регистрации реальных имен пользователей являются попыткой усиления цензуры, поскольку они облегчают обнаружение авторов критических высказываний в сети.

 

Вопреки цезуре и мерам по регулированию активности блогосферы, которые предпринимает государство, сообщество продолжает активно обсуждать злободневные и «неудобные» для руководства КНР темы. Например, в 2011 году, огромный резонанс вызвала катастрофа скоростного поезда в округе Вэньчжоу. В результате руководство министерства железнодорожного транспорта ушло в отставку, а глава государства принес жертвам катастрофы публичные извинения. Все это говорит о том, что Weibo все активнее наращивает мускул общественного мнения, превращая пространство интернет в поле боя, где фасадный формат партийной пропаганды подвергается критике и осуждению.

 

Руководство страны, тем не менее, хорошо понимает, что репрессивные меры не всегда эффективны. Поэтому, не только цензура, но собственно присутствие в сети становится его инструментом по регулированию отношений с блогосферой. В 2011 году модным словом в китайском сетевом сленге стало «Wei-управление». Безусловно, причиной этого стало масштабное появление государственных органов власти в блогосфере Китая, сделав государство активным участником сетевой жизни Китая. К примеру, у полиции Пекина 3 млн.фолловеров.  По словам Кай Чи, коммуниста и государственного деятеля восточной провинции Чжэцзян, активное использование Weibo должно способствовать установлению государственного контроля над этим ресурсом. Надо заметить, что слова партийного функционера не расходятся с делом – его аккаунт насчитывает более 1 млн.фолловеров.

 

Некоторые из обозревателей считают, что микроблоги нужны и полезны госаппарату в качестве своеобразных клапанов для «выпуска пара» населением. Они позволяют пользователям высказать свое мнение на счет проблем, которые их волнуют, пусть даже это будет сделано в гневной форме - никто при этом не выйдет протестовать на улицу, никто не пишет жалобы в ЦК партии. Таким образом, Интернет является союзником органов власти. Есть мнение, что лояльное отношение госорганов к онлайн критике - своеобразная альтернатива ухода от политических реформ.

 

Не так давно в Weibo был открыт дополнительный канал для общения с зарубежной аудиторией, что, с точки зрения внешней политики, является прекрасным инструментом для дипломатов работающих в Китае. Многие внешнеполитические ведомства, понимая, что работа с данным ресурсом это прямой выход на 300 миллионную аудиторию, уже открыли микроблоги своих посольств, на что блогосфера тут же откликнулась, прозвав этот явление Wei-пломатия.

 

Вместе с тем, даже сообщения размещаемые в микроблогах посольств не могут избежать цензуры. Особенно пристально отслеживается информация, появляющаяся в микроблоге посольства США. Также широко известен факт судебного разбирательства, которое состоялось в результате размещения канадским посольством сообщения о бизнесмене Лай Чансине.
Предприниматель попросил политического убежища в Канаде, после того, как власти КНР обвинили его в контрабанде и даче взяток в особо крупных размерах.

 

Каковы сценарии реализации задач цифровой дипломатии в данном случае? Вариант А: представлять точку зрения, отличающуюся от точки зрения официального Китая, привлекая к обсуждению важных международных тем активное сообщество блогосферы. Это, например, может касаться вопросов прав человека, которые ЕС и США обсуждают с КНР. Гражданское общество Китая имеет право принимать участие в этом диалоге. Вариант В: публикация безликих нейтральных сообщений не представляющих интереса для цензуры. В этом случае есть большой риск остаться без внимания целевой аудитории Weibo. Есть также вариант С: использование Twitter, где цензура бессильна, но это, в свою очередь, ограничивает масштаб аудитории.

 

Тысячи лет подряд руководство страной осуществлялось в авторитарном стиле, в рамках модели «сверху-вниз». И до сих пор Китай не мог похвастаться богатыми традициями участия гражданского общества в процессе управления. Однако, эпоха социальных медиа принесла изменения. Общественное мнение интенсивно формируется благодаря Weibo и аналогичным ресурсам, вынуждая правительство принимать меры в отношении таких серьезных проблем, как защита окружающей среды и права человека, а также более ответственно подходить к формированию собственного положительного имиджа, избегая шаблонных приемов и тривиальных методов государственной пропаганды.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся