Как должен выглядеть сайт посольства?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В ходе обсуждения интернет-активности Министерства иностранных дел основное внимание по понятным причинам достаётся новым инструментам (Twitter, Facebook, Youtube), но не стоит забывать и про сайты представительств за рубежом. В последнем из опубликованных ежегодных обзоров МИДа (2011 г.) сообщалось, что “[з]апущен процесс совершенствования и развития сайтов российских дипломатических и консульских учреждений за рубежом”. С 2006 г. для поощрения инициативы на местах проводится конкурс на лучший сайт загранучреждения (в этом году победило Постоянное представительство РФ при ООН в Нью-Йорке).
Легко заметить, что сайты многих представительств России визуально отличаются друг от друга, поскольку сделаны по разным макетам. На фоне других стран это скорее исключение. Чтобы убедиться в этом, предлагаю сравнить сайты посольств государств “Большой восьмёрки” в странах “Большой восьмёрки”. Снимки главных страниц семи посольств каждой страны составлены на отдельных изображения, можно нажать для увеличения (здесь документ со всеми ссылками).
У всех рассмотренных сайтов японских посольств одинаковая "шапка", однако то, что находится под ней, сделано по разным макетам, поэтому мы не дадим обмануть себя маскировкой и будем оценивать по основной части: семь макетов.
Подведём итог: у шести государств из восьми сайты выглядят одинаково, а у России и Японии - все по-разному.
В чём преимущества единообразия (в рамках данной беседы оставим содержание за скобками)? Во-первых, оформление - это, конечно, фирменный стиль. Во-вторых, удобство: как для пользователей, которые по какой-либо причине посещают сайты разных посольств одной страны и знают, где именно искать нужную информацию, так и для администраторов. Если макет один, то можно создать единое "руководство по использованию" (с видео-инструкциями) и таким образом сэкономить время, которое новые сотрудники затрачивают на обучение. Также при разработке единого макета учитывается необходимый набор функций, путём чего можно стимулировать представительства быть более активными в сети. В то же время должна оставаться возможность по адаптации сайтов к конкретным странам, это в большей степени касается содержания, но и в оформлении необходимо учитывать специфику. Например, как заметила коллега из США, блоки со ссылками и дополнительной информацией (обычно не такой важной), размещаемый на американских сайтах в колонке справа, в арабских странах из-за особенности письма могут восприниматься, как содержащие более важные сведения, чем есть на самом деле.
Был ли у сайтов российских представительств единый макет? Да, из рассмотренных нами он сохранился у сайта посольства во Франции, сравните с Арменией, Катаром и Колумбией (кстати, у нашего посольства в Колумбии есть своё сообщество "ВКонтакте", в этом оно опередило центральный аппарат, где пока только планируют осваивать отечественную соцсеть). Очевидно, там, где была необходимость наращивать присутствие в интернете, а также желание и ресурсы, типовые сайты решили переделать. В дальнейшем этот опыт может оказаться полезным, а именно: удачные решения отдельных сайтов стоит использовать при разработке нового универсального макета. В том, что он будет создан рано или поздно, можно не сомневаться - дискуссия о стандартизации интерфейса сайтов госорганов активно ведётся (Минкомсвязи даже создало образец специального конструктора сайтов, который, впрочем, требует доработки).
А что вы думаете по этому поводу?