Миротворческий потенциал ОДКБ
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Елена Карнаухова, студентка факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова
На первый взгляд, миротворческая деятельность Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) уже настолько изучена специалистами-международниками, что больше не требует внимания. Но это далеко не так. Дело не только в отсутствии целостной монографии о миротворческой деятельности ОДКБ [1]. Почти неизученными остаются две ключевые проблемы. Первая: почему лидеры ОДКБ, двенадцать лет заявляя о намерении создать миротворческий потенциал, пока не сделали этого; вторая: можно ли использовать доктринальные установки ОДКБ для проведения полноценных миротворческих операций.
Неоднозначность этих проблем продемонстрировал прошедший 13–14 октября 2016 г. в Ереване саммит государств-членов ОДКБ, который вызвал новые дискуссии о перспективах миротворческой деятельности Организации.
mil.by
Миротворчество в ОДКБ
Начало формированию миротворческого потенциала ОДКБ было положено в 2004 г., когда стороны на саммите в Астане приняли Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ. Они констатировали, что предотвращение тех или иных конфликтов и противоречий «без применения миротворческих технологий представляется фактически невозможным».
Новый импульс развитию миротворческой доктрины ОДКБ был дан в 2007 г. на фоне обострения геополитической ситуации в Грузии и Афганистане. 6 октября 2007 г. государства-члены ОДКБ подписали Положение о коллективных миротворческих силах и Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, которое 30 ноября 2009 г. было зарегистрировано в Секретариате Организации Объединенных Наций. Данный нормативно-правовой акт провозгласил создание на постоянной основе Коллективных миротворческих сил, которые могут осуществлять миротворческие операции и операции по поддержанию мира на территории стран, как входящих в структуру ОДКБ, так и не являющихся членами данной организации (при наличии соответствующего мандата Совета Безопасности ООН).
www.odkb-csto.org
Сергей Рекеда: ОДКБ адаптируют под современные условия
Зачем менять миротворческую доктрину?
Слабость ОДКБ продемонстрировала Пятидневная война 2008 г. В ночь на 8 августа грузинские войска начали штурм Цхинвала. Кремль отправил в Южную Осетию части 58-ой армии, квалифицировав свои действия в качестве операции по принуждению к миру. 12 августа Москва объявила об окончании операции и стала постепенно выводить свои войска, а 26 августа вовсе признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Примечательно, что общего заявления со стороны государств-членов ОДКБ о поддержке российской операции не последовало.
В связи с этим российская дипломатия взяла курс на укрепление потенциала ОДКБ. В 2009 г. страны-участницы Ташкентского договора приняли решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). КСОР представляют собой воинские контингенты и формирования сил специального назначения, основные задачи которых— участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий, а также ликвидация чрезвычайных ситуаций и оказание чрезвычайной гуманитарной помощи.
Однако в 2010 г. на долю Коллективных миротворческих сил ОДКБ выпало очередное испытание. 7 апреля в Киргизии был свергнут президент Курманбек Бакиев. Новая глава государства Роза Отунбаева обратилась с просьбой к российскому президенту Дмитрию Медведеву — ввести части коллективных сил ОДКБ для восстановления порядка в стране. Однако единственное, на что тогда пошел Кремль,— финансовая помощь. Бездействие российского руководства и равнодушие других членов ОДКБ породили немалое количество спекуляций в СМИ относительно способности Организации обеспечить и гарантировать региональную безопасность.
Новый потенциал
Впоследствии Россия при поддержке Казахстана вновь попыталась усилить ОДКБ. 10 декабря 2010 г. главы государств Организации подписали Заявление о миротворческих силах ОДКБ, зафиксировавшее наличие собственного миротворческого потенциала и готовность Организации предоставлять миротворческие силы в распоряжение СБ ООН. 12 августа 2011 г. на неформальном саммите в Астане главы государств ОДКБ договорились, что миротворческие силы будут помогать странам-участникам Организации в случае серьезных внутригосударственных конфликтов по приглашению правительства соответствующей страны (официально это решение было закреплено 20 декабря 2011 г.). 28 сентября 2012 г. Секретариат ОДКБ и Департамент операций ООН подписали Меморандум о взаимопонимании, по условиям которого силы ОДКБ могут быть задействованы в миротворческих операциях ООН.
Но одновременно попытка укрепить ОДКБ вызвала политический кризис внутри Организации: 28 июня 2012 г. Узбекистан заявил о приостановке членства в ОДКБ. Другие участники ОДКБ при этом продолжали укреплять миротворческий потенциал. 23 сентября 2013 г. на Сочинском саммите Совета коллективной безопасности было решено оказать военно-техническую помощь пограничным войскам Таджикистана. В рамках Сочинского саммита было сделано совместное заявление стран-участниц ОДКБ по просьбе Российской Федерации, в котором они поддержали российскую позицию по Дамаску и выразили обеспокоенность возможным развитием конфликта, в том числе и на территории государств-участников ОДКБ.
Казалось, вопрос решен раз и навсегда. Однако в 2014–2016 гг. последовал очередной виток разочарования в Организации договора о коллективной безопасности. Во-первых, ОДКБ никак не отреагировала на украинский кризис и вхождение Крыма в состав России. Во-вторых, такую же выжидательную позицию военно-политический блок занял в отношении конфликта вокруг Нагорного Карабаха в 2016 г. (т.н. «апрельской войны» между Арменией и НКР с одной стороны и Азербайджаном с другой). Ситуацию частично сгладило подписанное на Ереванском саммите 13 октября 2016 г. Заявление по нагорно-карабахскому конфликту, в котором стороны выступили за исключительно мирное решение данной проблемы на основе соблюдения норм и принципов международного права.
www.odkb-csto.org
Юлия Никитина: ОДКБ: время для публичной дипломатии?
Современный потенциал ОДКБ
В настоящее время остро стоит проблема гармонизации национального законодательства с нормативно-правовыми актами, регулирующими миротворческую деятельность Организации. Кроме того, полноценному функционированию миротворческой деятельности ОДКБ мешает и «разношерстность» национальных интересов государств-участниц Ташкентского договора. Историческая ретроспектива демонстрирует: страны Центральной Азии вместе с Белоруссией и Арменией тяготеют к условно партнерскому типу внешнеполитического поведения, действуя по принципу потенциального или отложенного нейтралитета: мы ничем друг другу не обязаны, будем сотрудничать хоть с кем, если это соответствует нашим государственным интересам.
Тем не менее, механизмы применения Коллективных миротворческих сил ОДКБ совершенствуются. Ежегодно с 2012 г. проходят учения миротворческих контингентов стран ОДКБ «Нерушимое братство», в ходе которых КМС ОДКБ отрабатывают выполнение следующих задач:
1) разъединение конфликтующих сторон;
2) создание буферной зоны;
3) сопровождение гуманитарных грузов;
4) блокирование и ликвидация лагерей подготовки незаконных вооруженных формирований;
5) освобождение заложников;
6) эвакуация раненых.
В ходе последних военных учений, которые состоялись в августе 2016 г. «голубые каски» из ОДКБ осуществили операцию по поддержанию мира по «мандату ООН» в условной стране, не входящей в данную структуру. В перспективе подобной «условной страной» могут стать такие государства, как Украина (неспроста учения проходили в Белоруссии), Армения, Сирия и Афганистан. На данный момент именно это государство обуславливает опасность распространения радикальной идеологии и экстремизма в зоне ответственности ОДКБ.
Сейчас в Афганистане свои позиции укрепляют боевики из «Исламского государства». Сторонники данной террористической организации появились в Афганистане еще в 2014 г. после вывода ISAF (InternationalStabilizationAssistanceForces). Трагичным итогом деятельности ИГ в Афганистане может стать усиление террористической активности во всем центральноазиатском регионе. В таких условиях декларации об усилении миротворческого потенциала ОДКБ могут вступить в процесс своей практической реализации впервые после 2013 г.
***
Можно предположить, что развитие миротворческой концепции ОДКБ пойдет по одному из следующих сценариев.
Первый сценарий: реформа Устава Организации договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. Государства-члены ОДКБ могут зафиксировать в Уставе право проведения миротворческих операций на территории участников Ташкентского договора и даже за пределами блока (в настоящее время это право закреплено в Статье 3 Соглашения о миротворческой деятельности Организации договора о коллективной безопасности 2003 года и Статье 6 Договора о коллективной безопасности 1992 года).
Второй сценарий: замораживание ОДКБ как организации и создание миротворческих сил в другом формате. Однако вероятность подобного стечения обстоятельств довольно низкая. Многие исследователи полагают, что в условиях современной геополитической напряженности на мировой арене следует ожидать усиления военного потенциала ОДКБ. Тем не менее, события прошлых лет демонстрируют: в самый нужный момент ОДКБ не торопилась реализовывать свой миротворческий потенциал. Сумеют ли государства-члены ОДКБ выработать единые подходы к миротворческой деятельности и действовать в общих интересах, узнаем в скором времени.
1. Некоторое исключение составляет работа: Быстренко В.И. «ДКБ – ОДКБ – непростой путь к коллективной безопасности», Наука и мир – 2015. – Т.2 – №2 (18) – С.12