Блог Сергея Кузнецова

Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина как концептуальная основа внешней политики Китая на современном этапе и влияние пандемии коронавируса на ее трансформацию

5 ноября 2020
Распечатать

Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина: сущность, основные положения и их мирополитический анализ

1000_d_850.jpg

Фото: Медиакорпорация Китая

Основу внешней политики современного Китая составляют выдвинутые действующим Председателем КНР Си Цзиньпином на XVIII и XIX съездах КПК идеи, которые по итогам XIX съезда были внесены в Конституцию КНР и Устав партии наравне с теоретическими положениями Дэн Сяопина и Мао Цзэдуна. Данное обстоятельство является чрезвычайно важным, так как действующий председатель КНР становится в один ряд по масштабам своей политики с великими лидерами и реформаторами прошлого, ведя свою страну к исполнению «двух столетних целей»: к завершению «всестороннего строительства общества средней зажиточности» к столетию КПК в 2021 г. и к созданию современного модернизированного государства к столетию образования КНР в 2049 г.

В целом внешеполитические идеи Си Цзиньпина сводятся к следующим концептуальным положениям [1].

1. Необходимо претворять в жизнь строительство «сообщества единой судьбы человечества» на основе принципов «длительного мира», «всeобщей безопасности», «совместного процветания», «открытости и инклюзивности», «чистого и прекрасного мира» [2];

2. 10 аспектов «внешнеполитических идей социализма с китайской спецификой новой эпохи», а именно: руководящая роль КПК, идея великого возрождения китайской нации (китайская мечта и реализация двух столетних целей[3]), дипломатия большого государства с китайской спецификой, принцип беспристрастности и справедливости при реформе системы глобального управления, концепция сердцевинных интересов и продвижение Инициативы пояса и пути как материального выражения сообщества единой судьбы человечества на основе мирного развития, а также создание глобальных партнерских отношений с сопредельными странами на основе уникального облика китайской дипломатии как соединения лучших традиций и особенностей эпохи [4].

3. Эффективное государственное управление опирается на качественный анализ международной ситуации и ее динамики в целях того, чтобы «укреплять стратегическое мышление» и «наращивать способность создавать стратегию», а также координировать «две большие ситуации», то есть внутреннюю и внешнюю политику[5], поскольку новая эпоха благоприятна для Китая в целом, но сулит ему множество вызовов. В рамках ЦК КПК был создан Совет государственной безопасности (СГБ), отражающий компромисс элит и ответственный за разработку и реализацию стратегии комплексной безопасности государства [6].

4. Процветать могут лишь те государства, которые идут в ногу со временем, умело подстраиваясь под контекст и требования эпохи, преследуя при этом мирный путь развития (мысль Сунь Ятсена перефразированная Си Цзиньпином[7]). Страны, агрессивно ведущие внешнюю политику и стремящиеся к гегемонии, не могут достичь своих целей и их ждет неминуемое поражение. В этой связи можно провести параллель с концепцией «вызов-ответ»[8] по А.Тойнби, согласно которой перед цивилизацией возникает проблема (вызов), от решения которой зависит ее процветание, а значит и выживание, поэтому цивилизация должна в соответствии с требованиями своего исторического контекста найти решение (ответ) проблемы. Далее в своей книге «О государственном управлении» Си Цзиньпин развивает упомянутый ранее тезис, подчеркивая, что миролюбие не означает политической слабости (Китай никогда не отступит от своих сердцевинных интересов), а напротив, развивается в концепцию «создания международных отношений нового типа, сердцевиной которых являются сотрудничество и взаимный выигрыш»[9], а не конфронтация.

5. Китайская нация исторически стремилась к тому, чтобы мир развивался в гармонии, для чего используется аллегорическое сравнение с Поднебесной[10]. Это показывает цивилизационную исключительность и уникальность Китая, как и его претензию на ведущую роль в реформе глобального управления.

6. Китай отходит от стратагемы «скрывать свои возможности и держаться в тени» и намерен действовать, руководствуясь «дипломатией большого государства с китайской спецификой», подразумевающей рост участия Китая в глобальном управлении, за счет сочетания рыночных и государственных элементов (формула эффективность+справедливость), что дополняет принцип уважения многообразия цивилизаций и содействия обмену между ними.

7. Для осуществления роста своего участия в глобальном управлении Китай может стать гарантом инклюзивного развития развивающихся стран в условиях, когда, как отметил Си Цзиньпин, «мировой финансовый кризис 2008 года научил нас, что если позволить капиталу слепо гнаться за прибылью, это лишь породит кризисы, и что глобальное благополучие невозможно построить на шатком основании рынка без нравственных ограничений», что способствует обогащению богатых при дальнейшем обнищании бедных. Вполне неомарксиситская риторика в контексте мир-системной теории И. Валлерстайна [11], особенно если вспомнить идею Мао Цзэдуна о трех мира и Китае как лидере развивающегося мира.

8. Сегодня разрабатывается политика сопредельной дипломатии Китая и ее цель — создать благоприятное окружение для развития Китая за счет предоставления новых возможностей для соседей, обеспечивая «совместное развитие», придерживаясь «правильного взгляда на долг и выгоду», «проявляя дружеские чувства», «следуя моральным принципам» [12]. Этот нарратив дополняется заявлениями министра иностранных дел Китая Ван И о создании глобальной сети партнерств, глобальной сети стратегической коммуникации, сети регионального сотрудничества и сети глобального управления.

Отражение идей Си Цзиньпина во внешнеполитическом курсе страны на примере заявлений МИД КНР и Инициативы пояс и путь

Практическим выражением внешнеполитических идей Си Цзиньпина стал предложенный им 7 сентября 2013 года в рамках выступления в Университете им. Н. Назарбаева в Казахстане проекта «Экономического пояса Шелкового пути», а также выдвинутый в рамках его визита в Индонезию 24 октября 2013 года проект «Морского Шелкового пути XXI века» в качестве реакции на выдвижение и развитие США стратегии «Разворота в Азию», подразумевавшей в том числе создание Транстихоокеанского партнерства, предполагавшего построение в АТР основанной на нормах зоны свободной торговли[13]. Позднее оба проекта были объединены в одну комплексную инициативу «Пояса и пути», которая должна стать фактическим осуществлением высказанной на 70-ой Генеральной Ассамблее ООН идеи «сообщества единой судьбы человечества». Здесь уже видна активная роль руководства Китая в продвижении собственной модели дипломатии и сотрудничества нового типа. В этой связи можно утверждать, что Китай старается перехватить у Запада пальму первенства в развитии процесса, о чем явно дал понять член Политбюро ЦК КПК Ян Цзечи[14], сказав об устаревании западных подходов в условиях запроса мирового сообщества на справедливый мировой порядок. Этой же логики придерживается и премьер Госсовета КНР Ли Кецян, который подчеркивает, что «от глобализации нет пути назад» и Китай может, как отметил сам Си Цзиньпин, предложить новый формат экономической глобализации, а его практическим выражением как раз и является ИПП, выступающая как китайский проект «инклюзивного альтерглобализма»[15], предполагающий больше свободы и терпимости к участникам, инфраструктурную и торгово-экономическую кооперацию, нелиберального толка.

Необходимо отметить, что тематика «Шелкового пути» как символа гармоничных отношений с другими странами, межцивилизационного общения и взаимообогащения культур не нова для китайского внешнеполитического дискурса и появилась еще до прихода Си Цзиньпина к власти. Сама инициатива состоит из двух компонентов: сухопутного Экономического пояса Шелкового пути в виде 6 экономических коридоров в Евразии и Морского Шелкового пути XXI века, частично соединяющего эти коридоры с морским пространством Индийского океана. Через ИПП Китай хочет проявить себя в роли ответственного лидера (что, впрочем, Запад отказывается признавать), легитимировать свои амбиции по переустройству мирового порядка, а также усилить свои позиции как ведущей континентальной державы, одновременно избежав стратегического окружения со стороны других держав. Такие действия носят ярко выраженный геополитический характер, что косвенно отмечается в исследовании SIPRI[16], которое также приводит 5 приоритетов сотрудничества в рамках инициативы, хотя и не имеющих явного геополитического подтекста, а именно: политическая координация, финансовая интеграция, беспрепятственная торговля, связи на уровне гражданских обществ, связанность инфраструктуры в межрегиональном масштабе.

В развитие идей о диалоге цивилизаций и углублении стратегического анализа международной ситуации стоит упомянуть, что ИПП имеет свой собственный регулярный форум (был проведен дважды в 2017 и 2019 гг. при широком международном участии), в рамках которого задается концептуальная повестка Инициативы пояса и пути как цивилизационного проекта, для повышения эффективности которого работает множество исследовательских центров. Китай может экстраполировать опыт своей модернизации на другие страны в целях поддержания стабильности вокруг страны, инициатива может стать средством борьбы с бедностью, тем более что юань после реформы МВФ укрепил свои позиции как мировая резервная валюта[17]. Такой подход соответствует целям продвижения ИПП и новой дипломатии Китая, в особенности в развивающемся мире, важной частью которого является и Африка.

Оценка влияния пандемии коронавируса на внешнюю политику Китая и язык его дипломатии

С началом политики реформ и открытости в Китае постепенно набирал обороты процесс отказа от коммунистического универсализма в его классической форме в пользу рекитаизации и политики национального возрождения страны[18]. Тогда же начали складываться предпосылки формирования неоднозначного отношения к политике Китая в свете ИПП и нового языка дипломатии Китая, который стал претерпевать еще большие изменения на фоне обострения противоречий с США после развязывания Дональдом Трампом стратегического противостояния с Китаем. В качестве ключевых элементов данного противостояния необходимо отметить торговую войну и комплексное соперничество США с Китаем в регионе и отдельных сферах, например ИКТ и 5G, санкции против Хуавей и из-за ситуации вокруг Гонконга, иск об ответственности за пандемию коронавируса как со стороны всех США, так и отдельных штатов, например, Миссури. Вследствие этого существенно сдвигались приоритеты и самого Китая. На смену «культурной дипломатии», направленной на формирование позитивного образа Китая, пришла задача обеспечения «права голоса» в международных делах, то есть создания ситуации, когда КНР не только слушают, но и слушаются. При этом, как пишет в своей статье И.Е. Денисов, было заявлено, что для реализации поставленных задач необходимо «использовать против варваров их же оружие» или дискурсивную силу, которую можно определить как право задавать повестку и освещать ее определенным образом в информационном поле. Американские эксперты и СМИ, анализируя основные положения доклада Си Цзиньпина на съезде, прогнозируют рост напряженности и соперничества между США и Китаем, причиной чего станут стремление Пекина к формированию нового мирового порядка, в том числе за счет ИПП. Однако, несмотря на разногласия, Пекин, как и Москва в свое время, не оставляет попыток по достижению консенсуса с Вашингтоном.

Таким образом, мы видим существенное противоречие между декларативным и фактическим содержанием внешней политики Китая, хотя по этому поводу консенсуса нет и в самом Китае, в связи с чем ИПП как одно из ключевых выражений китайской дипломатии неоднозначно воспринимается и за его пределами. Разница в восприятии мотивирует поиск различных способов ответа на ИПП, например, появление Индо-тихоокеанской стратегии США, интесификацию сотрудничества между АСЕАН и США, АСЕАН и Россией, выдвижение и ускорение развития Россией собственных подобных ИПП инициатив, что также пыталась сделать и Индия, до своего участия в проекте Индо-Пацифики. Данная особенность объясняется в том числе и тем обстоятельством, что китайский проект попал на благодатную почву потребности Евразии в инвестициях, которая еще больше возрастет в связи с необходимостью восстановления экономики в посткоронакризисный период. Сама пандемия COVID-19 все же нанесла ущерб развитию ИПП из-за карантинных ограничений на пересечение границ. Это тем не менее не закрывает потенциальное окно возможностей для трансрегиональной повестки в будущем.

Взгляд из России на динамику развития политики Китая и ее основные приоритеты в связи с пандемией

Подводя промежуточный итог развития китайского проекта ИПП как выражения современной китайской дипломатии, можно отметить, что в качестве основного принципа сотрудничества декларируется взаимная выгода, совместное развитие и процветание. Основной принцип реализации сотрудничества – консультации, совместное строительство и использование инфраструктуры проекта на фоне неконфронтационного «мирного подъема» Китая. В целом, китайская Инициатива пояса и пути будет создавать экономические возможности для развития региона, но для ее положительного восприятия Пекину необходимо более подробно объяснять свои предложения и преодолевать недоверие, особенно в связи с реализацией Морского Шелкового пути XXI века, соблюдая собственные же декларации, требуется более чуткое отношение к партнерам по диалогу[19].

Китаю необходимо следить за своим имиджем на фоне других конкурентных инициатив, особенно в свете продолжающегося и набирающего обороты комплексного противостояния с США. Именно это обстоятельство побудило китайских дипломатов к формированию и корректировке дискурса вокруг внешней политики Китая с позиции отстаивания его права на существование, последовательного продвижения и очищения от негативных коннотаций. Подобная стратегическая линия настраивает на «боевой» режим реагирования на неблагоприятные для Китая события, которые, как пишут И.Е. Денисов и И.Ю. Зуенко, приводят к огрублению дипломатического языка Китая и возникновению дипломатических коллизий и скандалов, в частности со статьей о необходимости возвращения Казахстана в Китай и угроз внесения журналиста в черный список за материал о замедлении экономики Китая. Однако такие инциденты скорее могут трактоваться как сбой отдельных элементов, а не системное явление. Тем более если учесть то обстоятельство, что на Китай оказывается серьезное давление в медийном поле, а сам он еще осваивает технологию цифровой дипломатии и пока не окажется в состоянии сглаживать великодержавный прокитайский пафос как в общении с партнерами, так и в работе с иностранной аудиторией, подобные ситуации, к сожалению, будут возникать.

Для России сотрудничество с Китаем является одним из главных приоритетов внешней политики, особенно после начала санкционной войны с Западом в 2014 г. При этом Россия сохраняет свои позиции великой и ключевой региональной державы, и развивает собственные проекты по приданию мировому порядку более справедливого характера в том числе за счет развития трансрегиональных форматов сотрудничества по линии сопряжения ЕАЭС и ИПП. Для России ключевым принципом сотрудничества с Китаем является ориентация на взаимную выгоду и преодоление дисбалансов, что соответствует китайским представлениям о международном сотрудничестве нового типа. Распространение коронавируса и последовавший за ним социально-экономический кризис выявили прочность российско-китайского сотрудничества, придав ему новый импульс развития в ходе борьбы с пандемией. Огрубление дипломатического языка КНР в России воспринимается негативно, так как отрицательно воздействует на проверенную временем содержательную повестку сотрудничества, так как и Россия, и Китай оказываются в одном лагере на фоне усугубления противоречий с Западом. В связи с этим основным приоритетом России является активизация собственного развития, призванного сократить разрыв потенциалов, а также балансирование на геополитическом рынке Евразии при сохранении духа сотрудничества и совместного строительства инклюзивного видения глобализации и мирового порядка. Благо схожие задачи стоят и перед Китаем, а именно: гарантирование устойчивости собственного развития как восходящей великой державы, а также строительство системы более справедливого мирового порядка.

Примечания

1. Ломанов А.В. Внешнполитические идеи Си Цзиньпина (глава 2 в научной монографии) // Модель развития современного Китая: оценки, дискуссии, прогнозы / под ред А.Д. Воскресенского. М.: Стратегические изыскания, 2019. - С. 55-83.

2. Там же.

3. Ломанов А.В. Указ. соч. С. 59.

4. Ломанов А.В. Указ. соч. С. 70.

5. Си Цзинпин Тань чжиго личжен (Си Цзиньпин о государственном управлении). - Пекин: Вайвень чубаньшэ. - 2014. - С. 247.

6. Денисов И.Е. Механизм принятия внешнеполитических решений в Китае: особенности реформирования в период после XVIII съезда КПК. Международная аналитика. 2018;(2):28-36.

7. Си Цзиньпин тань чжиго личжен, с. 273.

8. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. — 640 с.

9. Си Цзиньпин тань чжиго личжен, с. 273.

10. Wong K. Analysis of Chinese Narrative of World Order and Foreign Policy: Is China a Revisionist or Reformist Power? Comparative Politics Russia. 2018 Vol.9 №3 рр. 154-161.

11. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований М., 1998. ; Дробот Г.А. Проблема глобального управления в контексте теории международных отношений // Век глобализации. 2011. №2. - С. 44-45.

12. Си Цзинпин Тань чжиго личжен (Си Цзиньпин о государственном управлении). - Пекин: Вайвень чубаньшэ. - 2014. - С. 299.

13. Дж. Вильсон Стремление США к региональному доминированию в Азии и «китайский вызов» // Пути и пояса Евразии. Национальные и международные проекты развития на Евразийском пространстве и перспективы их сопряжения / Под ред. А.В. Лукина и В.И. Якунина. М.: Издательство «Весь мир», 2019. - С. 167-186.

14. Дан дэ шицзюда баогао сюэси фудао байвень (Сто вопросов для руководства изучением доклада на 19 съезде КПК). - Пекин: Данцзянь дуу чубаньшэ, Сюэси чубаньшэ, 2017. - С.156-157. Цит.по: Ломанов А.В. Указ.соч.С.69.

15. Чубаров И., Калашников Д. “Один пояс – один путь”: глобализация по-китайски. Мировая экономика и международные отношения, 2018. Т. 62. № 1. с. 25-33.

16. Security and Economy on the Belt and Road: three country case studies / SIPRI Insights on Peace and Security No. 2017/4 December 2017. 12 pp.

17. Лексютина Я.В. Китай в БРИКС: первый среди равных // Проблемы Дальнего Востока. - 2016. - №5. - С.11-20.

18. Voskressesnki А. D. Non-Western Theories of International Relations: Conceptualizing World-Regional Studies. Shpringer Global (Europe-America): Palgrave Macmillan, 2017. - 270 p.

19. Zhao, Hong. China's One Belt One Road: An Overview of the Debate // Trends in Southeast Asia, 2016. No. 6, p. 31.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся