Специфика энергетического перехода России в рамках ШОС
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор
Анастасия Шутова, студентка 4 курса факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ
Энергопереход стал неотъемлемой частью энергетической политики большинства стран-членов и наблюдателей ШОС. Так, традиционным и необходимым считается преобладание экологического фактора в процессе формирования энергетической стратегии. Очевидно, что такая тенденция положительно сказывается на благосостоянии государств-членов ШОС.
Источник: Unsplash
Россия выступает одним из крупнейших мировых экспортеров традиционных энергоресурсов. В России уровень декарбонизации и достижение углеродной нейтральности в энергетической отрасли прямо пропорционально зависит несколько от технического, финансового или географического потенциала, сколько от высокой степени зависимости национальной экономики от экспорта.
Так, специфика российского энергоперехода в большей степени характеризуется комплексом реальных и потенциальных экономических угроз. И если экономическая составляющая в целом не требовала подробного анализа и выступала в краткосрочной перспективе однозначной угрозой, то последствия COVID-19 внесли новые коррективы. С одной стороны, введение ограничительных мер в ходе глобальной пандемии привели к снижению уровня экспорта углеводородов, что положительно повлияло на климатические показатели, хотя и на непродолжительный период времени. С другой стороны, заметное снижение спроса на поставки некоторых видов энергоресурсов произошло на фоне избытка предложения со стороны России. В таких условиях стала более очевидной необходимость долгосрочного планирования развития сектора альтернативной энергетики в России с целью снижения уровня экспортоориентированности и зависимости национальной экономики от добычи и экспорта традиционных источников энергии. На уровне государственного планирования наблюдается небольшой прогресс в контексте продвижения альтернативной энергетики в последние годы, что отражено в энергетических документах РФ: «Стратегия развития и путей достижения углеродной нейтральности к 2060 г.»1, «Концепция по водородной энергетике до 2024 г.»2 и др. Однако в то же время в «Энергетической стратегии РФ до 2035 г.» большинство поставленных задач отведено достижению цели упрочнения позиций РФ как крупнейшего экспортера в нефтегазовой области.
Кроме того, для России «зеленый» переход важен, чтобы улучшить экологию, минимизировав экологические катастрофы, спровоцированные сбоем в работе объектов нефтяной отрасли (разлив мазута в Норильске в 2020 г. и нефти на границе Республики Коми и Ненецкого автономного округа и в Новороссийске в 2021 г. и т.д.). Так, Игорь Макаров, заведующий научно-учебной лабораторией экономики климата НИУ ВШЭ, утверждает, что сырьевая модель российской экономики, сложившаяся в конце ХХ века, позволила добиться России экономического роста. Хотя уже в начале XXI века стала очевидной крайне высокая степень зависимости национальной экономики от энергоресурсов. С течением времени к вышеупомянутому фактору добавилось и антропогенное влияние на экологию, что в целом привело к проактивному характеру климатической политики России3.
Высокая стоимость строительства и эксплуатации объектов альтернативной энергетики требует инвестиционных вложений, а также стабильности международных экономических и социально-политических связей России. Для большинства иностранных спонсоров предприятия альтернативной энергетики имеют большую инвестиционную привлекательность по сравнению с объектами энергодобычи из традиционных источников энергии. Однако в условиях геополитической турбулентности вокруг России и введения пакетов санкций на импорт необходимого оборудования, инвестиционные потоки в «зеленые» энергетические проекты близки к нулю, что является сегодня одной из ключевых проблем для государства.
Геополитическая составляющая энергоперехода также носит негативный характер для страны. Так, влияние Москвы на регулирование мировых цен на нефть и, как следствие, на глобальный финансовый рынок в нынешних условиях только прибавляет России политический вес и престиж. В целом, со времен СССР нефтегазовая сфера выступала одним из ключевых факторов придания стране политического и экономического могущества.
С учетом вышеупомянутых трендов, энергопереход в России стал еще более сложно осуществим и растянут по времени, несмотря на имеющийся географические преимущества и ресурсный потенциал. Плюсами для России даже в нынешнем положении выступает гипотетическое снижение зависимости от экспорта традиционных энергоресурсов и повышение экологичности энергетического сектора, однако реальных угроз гораздо больше. Негативные экономические последствия краткосрочного характера, риски снижения политического веса на международной арене, финансовая нестабильность и неопределенность развития сектора традиционной энергетики страны очевидны.
Аналитика подготовлена в рамках гранта «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ» в 2022 г. для реализации научно-исследовательского проекта «Политика стран-членов ШОС в условиях глобального энергетического перехода: возможности для России».
[1] Распоряжение от 29 октября 2021 г. № 3052-р «Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»» // Static. Government. [Электронный ресурс]. http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения: 17 сентября 2022).
[2] Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации от 5 августа 2021 года // Static. Government. [Электронный ресурс]. http://static.government.ru/media/files/5JFns1CDAKqYKzZ0mnRADAw2NqcVsexl.pdf (дата обращения: 17 сентября 2022).
[3] Макаров И. Российская экономика будет зеленой. Игорь Макаров о «зеленом переходе» в России // РСМД, 2022 [Электронный ресурс]. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ecology/rossiyskaya-ekonomika-budet-zelenoy... (дата обращения: 15 сентября 2022).