Китайско-индийское гуманитарное сотрудничество: наука, образование, студенческие обмены
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Авторы:
Печищева Л.А., к.и.н., доцент, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ
Ван Исюань, магистрантка Пекинского университета иностранных языков (КНР) и Московского государственного лингвистического университета (УШОС)
Чжан Юньди, магистрантка Института русского языка Пекинского университета иностранных языков (КНР) и Московского государственного лингвистического университета (УШОС)
Давид Саидов, студент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ
Новым этапом китайско-индийских отношений стали 2000-е гг., когда Индия и Китай в 2003 г. подписали «Декларацию о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве», а в 2005 г. сделали совместное заявление об установлении «отношений стратегического партнерства и сотрудничества во имя мира и процветания». Индийское и китайское правительства видят выгоду в развитии двусторонних отношений во многих сферах, в том числе и в гуманитарном взаимодействии.
Источник: Unsplash
Китайско-индийское научное сотрудничество
Китайско-индийское сотрудничество в области науки стало активно развиваться с конца 1980-х гг., когда государства создали Совместную индийско-китайскую группу по экономическим связям, торговле, науке и технике. В конце 1988 г. Китай и Индия подписали Соглашение о сотрудничестве в науке и технике, ставшее основополагающим в развитии двустороннего сотрудничества в этих сферах1. В 1989 г. был также образован Объединенный комитет по науке и технике, в фокусе которого были исследования в здравоохранении и медицине, биотехнологиях, IT-технологиях, астрономии, астрофизики и т.д.2 С 1980-х гг. вплоть до 2009 г. Китай и Индия суммарно подписали 14 меморандумов, затрагивающих китайско-индийское сотрудничество в области науки и техники3. В 2018 в г. на 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим связям, торговле, науке и технике в Нью-Дели тогдашний министр торговли КНР Чжун Шань заявил, что «стороны будут совместно работать над достижением синергии» между инициативой Китая «Один пояс – Один путь» и стратегическими начинаниями правительства Индии, в том числе «15-летний план развития», «Сделай в Индии» и «Цифровая Индия»4.
В фокусе китайско-индийского научного сотрудничества прослеживается и развитие высокотехнологической продукции. Так, стоимость экспорта китайской высокотехнологической продукции выросла с 8 085,96 млн долл. США в 2010 г. до 12 833,85 млн долл. США в 2019 г. При этом, темпы роста составили 58,71 %, а среднегодовой показатель достиг 6,52 %, что указывает на то, что экспорт китайской высокотехнологической продукции в Индию имеет положительную динамику. Начиная с 2010 г. высокотехнологичная продукция является взаимовыгодной как для Китая, так и для Индии.
Среди высокотехнологической продукции особое место занимает фармацевтика. Поскольку в последние десятилетия Индия является лидером в фармацевтической отрасли в большей степени за счет производства дженериков (копии оригинальных запатентованных препаратов, сохраняющих изначальную клиническую эффективность) и биоаналогов. Так, Индия занимает 4-е место в мире в рейтинге стран-производителей дженериков (на страну приходится около 20 % мирового объема поставок)5. Сейчас в Индии насчитывается примерно 20 тысяч производителей медицинских препаратов. Объем экспорта фармацевтики в стране составляет около 20 млрд. долл. США, а 70 % доходов приходится на дженерики.
Благодаря разумной ценовой политике на производимые препараты росту фармацевтического рынка Индии также способствуют и недорогая рабочая сила, и государственная поддержка с субсидиями, и меры по снижению себестоимости фармпродукции, при том, что в стране уже внедрены международные стандарты качества лекарств.
Немаловажную роль в развитии индийской фармацевтической индустрии играет и взаимодействие с Китаем в области биотехнологий и фармацевтики. В 2019 г. в китайском городе-порту Фанчэнган состоялся круглый стол в рамках I международного форума по медицинским инновациям и сотрудничеству, в котором приняли участие более 15 ключевых индийских и 20 китайских фармацевтических компаний. На встрече глава Индийской ассоциации производителей лекарств отметил, что быстрое развитие фармацевтического рынка в Китае открывает большие возможности для долгосрочного дружественного взаимодействия между китайскими и индийскими фармацевтическими компаниями. Кроме того, индийские студенты перенимают китайский опыт в здравоохранении в университетах Гуанси-Чжуанского автономного района, в ближайшие годы планируется, что несколько медицинских университетов Индии примут уже китайских студентов по соответствующим программам обмена.
По итогам Первого международного форума по медицинским инновациям и сотрудничеству был подписан меморандум о взаимопонимании в рамках совместной работы над китайско-индийской фармацевтической пилотной зоной. Для дальнейшего развития сотрудничества между фармацевтическими компаниями двух стран принято решение о строительстве китайско-индийского индустриального парка6.
Более того, в 2019 году Индия и Китай уже сумели перейти от формальных договоренностей к реальному развитию сотрудничества в сфере фармацевтики. Так, индийская компании Cipla и китайская Jiangsu Acebright договорились о создании совместного фармацевтического предприятия на территории КНР. При этом, доля индийской компании составит 80 %.7
Необходимость формирования тесного сотрудничества в фармацевтической сфере между Китаем и Индией продиктована текущей ситуацией с поставками активных фармацевтических субстанций (АФС), поскольку 70 % поставок всего экспорта АФС в Индию приходится именно на Китай.8
Тем не менее, несмотря на высокую эффективность китайско-индийского сотрудничества в фармацевтической отрасли, страны активно конкурируют друг с другом по поставкам вакцин за рубеж. Во время пандемии COVID-19 китайские и индийские вакцины смогли выйти на рынок ЕС через Венгрию, которая одобрила китайские вакцины Sinopharm и CanSino Biologics, а также вакцину индийского производства Covisield. Индия помогает вакцинировать население в Бангладеш, Мьянме, Непале, на Шри-Ланке, за исключением Пакистана. По программе COVAX индийское правительство предоставило больше Китая вакцины на африканский континент. КНР же, в свою очередь, сосредоточился на поставках вакцины в такие страны, как Камбоджа, Лаос, Филиппины, Монголия, Афганистан, Пакистан, а также Уганда, Венесуэла, Зимбабве, Алжир и Египет.
Геополитическая напряженность между Китаем и Индией на фоне вакцинной дипломатии возросла и из-за информационных кампаний, проводимых как Индией, так и Китаем. К примеру, индийские СМИ ставили под сомнение доверие к китайским вакцинам, распространяя информацию о предполагаемом давлении на правительство Непала с целью принятия китайских вакцин без необходимой документации. В свою очередь, китайские СМИ оспаривали безопасность индийских вакцин и отмечали скептицизм населения Индии в отношении вакцинации.
В целом, несмотря на соперничество по ряду перспективных направлений, китайско-индийское сотрудничество в науке активно развивается, анонсируются проекты и запускаются совместные предприятия.
Китайско-индийское гуманитарное сотрудничество: образование и студенческие обмены
В июне 2003 г. министерство образования КНР и министерство развития человеческих ресурсов Индии подписали план реализации обменов в сфере образования и сотрудничества между государствами. В июле 2003 г. индийское и китайское правительства обсудили вопросы по укреплению и развитию гуманитарного сотрудничества между двумя странами на конференции ЮНЕСКО «Диалог между цивилизациями». 21 ноября 2006 г. была подписана Совместная декларация между Республикой Индия и Китайской Народной Республикой9. Согласно статьям 13, 29, 30 и 31 декларации особое внимание уделяется двустороннему взаимовыгодному гуманитарному сотрудничеству. Так, на примере 31-й статьи документа можно проследить значимость реализации китайско-индийских проектов в сфере образования. В сентябре 2010 г. министры образования Китая и Индии на официальной встрече обсудили роль китайского языка и хинди как инструментов «мягкой» силы в регионе.
Однако важным шагом в развитии китайско-индийского сотрудничества в образовании стало подписание в 2006 г. Программы обмена в сфере образования (Education Exchange Programme (EEP). Благодаря этому документу государственные стипендии присуждаются 25 студентам с обеих сторон в признанные Китаем и Индией высшие учебные заведения. Более того, в 2015 г. во время визита в Поднебесную индийского премьер-министра Нарендра Моди Китай и Индия подписали новую Программу образовательного обмена (EEP), в которой акцент был сделан на усилении сотрудничества между учреждениями в сфере профессионального образования и высшими учебными заведениями обоих государств. Особое место отводится и изучению китайского языка и хинди, что помогает лучше понять историю, культуру и традиции стран. Так, 25 китайских студентов получили от Индийского совета по культурным связям (ICCR) стипендии для участия в языковых курсах по изучению хинди на 2017-2018 учебный год в рамках Программы образовательного обмена (EEP). За последние 20 лет сотрудничество в сфере образования между двумя сторонами привело к увеличение числа индийских студентов в Китае. К примеру, в 2016-2017 учебном году 18171 студентов из Индии обучалось в различных университетах Китая10. Индийских студентов, обучающихся в Китае, в основном привлекают такие направления, как медицина, биология, строительство высокоскоростных железных дорог. Индия имеет хорошую основу в области компьютерных технологий, разработки программного обеспечения и искусственного интеллекта, поэтому подавляющее большинство китайских студентов, обучающихся в Индии, выбирают именно эти направления. С 2005 г. Университет Дали (провинция Юньнань), имеющий выгодное географическое положение для стран южноазиатского региона, сотрудничает с учебными заведениями Индии. В 2010 г. в Школе международного образования и обмена Университета Цзянсу обучалось из 226 иностранцев 139 студентов из Индии, большинство из которых изучали клиническую медицину, хирургию, фармацевтическое дело.
Среди ключевых китайско-индийских двусторонних образовательных мероприятий стоит отметить «Китайско-индийский альянс в области образования и технологий», «Форум ректоров китайско-индийских университетов», «Китайско-индийский семинар по языковому обмену и сотрудничеству» и т.д. Кроме того, Китай и Индия также активно участвуют и в региональных многосторонних образовательных форумах таких, как Форум ректоров университетов БРИКС, Восточноазиатский саммит по сотрудничеству в области высшего образования, Азиатский союз университетов, встреча министров образования стран БРИКС и стран-членов ШОС, IV Международный образовательный форум «Алтай - Азия 2020» и т.д.
Если говорить о студенческих обменах между Китаем и Индией, то они остаются по-прежнему в приоритете. В 2019 г. было совершено свыше 3 000 студенческих обменов между Китаем и Индией. Пик обменов между молодыми людьми из Индии и Китая пришелся на 2000-е гг. В 2014 г. Спортивное управление Индии пригласило китайскую молодежную делегацию провести совместное мероприятие в Нью-Дели11, на котором были продемонстрированы различные традиционные музыкальные и танцевальные направления. В 2015 г. Индия направила в китайский город Сиань молодежную делегацию в составе 40 представителей из разных индийских штатов. В рамках мероприятия индийская и китайские делегации встретилась с девятью общественными организациями КНР, с которыми была организована конференция по развитию гражданского общества12. В мае 2017 г. был открыт третий Форум китайско-индийского молодежного диалога, в котором приняли участие представители ряда китайских университетов, включая Пекинский университет, университет Цинхуа, Сычуаньский университет, университет Юньнань и университет Гуйчжоу13. В июле 2018 г. делегация индийской молодежи, приехавшая в Ухань, посетила Музей провинции Хубэй и концерт игры на бяньчжун (древний китайский музыкальный инструмент). Кроме того, индийской молодежной делегации показали «Китайско-европейский экспресс», новый железнодорожный маршрут Урумчи-Дуйсбург по транспортировке китайских грузов в ЕС в рамках инициативы КНР «Один пояс – Один путь», а также провели экскурсию по современной сельскохозяйственной китайской базе14. В июле 2019 г. индийская делегация посетила провинцию Ганьсу, познакомилась с культурным наследием Ланьчжоу и провела встречу в одном из университетов по программе студенческих обменов15. Молодежные форумы в рамках ШОС и БРИКС также способствуют укреплению сотрудничества между государствами. В 2019 г. под лозунгом «Новый шанс, новое будущее» прошёл 4-й «Молодежный лагерь ШОС» в Циндао, на котором молодые люди обсудили новую архитектуру мира16.
В период пандемии COVID-19 китайские и индийские студенты и молодежные объединения организовывали мероприятия, поскольку Китай и Индия в 2020 г. отметили 70-летие установления дипломатических отношений. Одним из знаковых мероприятий стал «Китайско-индийский молодежный диалог», в котором приняли участие представители как индийской молодежи, так и Всеиндийского союза китайских студентов, обучающихся за рубежом.
Таким образом, Индия и Китай активно сотрудничают в совместных научно-технических и образовательных проектах. Однако существует и ряд факторов, препятствующих более тесному взаимодействию между странами. Во-первых, не стоит сбрасывать со счетов до сих пор нерешенные пограничные и территориальные споры, приводящие к конфликтам и политической эскалации, что негативно сказывается на гуманитарном китайско-индийском сотрудничестве. Во-вторых, хотя Китай и Индия развивают совместные образовательные проекты и программы по студенческому обмену, особенно в приграничных районах, однако не такое большое количество индийских студентов встречается в учебных заведениях КНР, тоже самое можно сказать и о китайских студентах, обучающихся сегодня в Индии.
Наряду с минусами необходимо отметить и немало плюсов китайско-индийского сотрудничества в науке и образовании. Во-первых, плодотворному взаимодействию в образовательной сфере, а также в вопросе студенческих обменов способствует постоянно растущий рейтинг китайских университетов. «Проект 211» (211工程) и «Проект 985» (985工程) как раз были направлены на увеличение конкурентоспособности китайских университетов и попадание их в мировые образовательные рейтинги. Благодаря такого рода проектам 6 китайских ВУЗов в 2021 г. оказались в списке 100 лучших университетов мира, поскольку до этого года в рейтинге не было ни одного китайского университета17. В свою очередь, Индия славится англоговорящими IT-специалистами, которые востребованы по всему миру, а также сильными образовательными программами по медицине и фармацевтике. Во-вторых, как в Индии, так и в Китае характерно особое почтение и уважение к роли учителя18, что делает образование по праву наивысшей ценностью. В-третьих, Китай и Индия постепенно начинают, в том числе благодаря силиконовой долине в индийском городе Бангалоре и технопарку Чжунгуаньцунь в северо-западной части Пекина, завоевывать рынок информационных технологий, привлекая всё больше выдающихся ученых и молодых подающих надежду IT-специалистов.
[1] V. V. Krishna. Policy brief: India Science and Technology cooperation with EU and other select countries // Centre for Studies in Science Policy, Jawaharlal Nehru University. 2016. 200 p. URL:
https://indigoprojects.eu/object/news/183/attach/INDIGO_Policy_Brochure_ST_cooperation_View.pdf (дата обращения: 21.02.2022)
[2] V. V. Krishna. Policy brief: India Science and Technology cooperation with EU and other select countries // Centre for Studies in Science Policy, Jawaharlal Nehru University. 2016. 200 p. URL:
https://indigoprojects.eu/object/news/183/attach/INDIGO_Policy_Brochure_ST_cooperation_View.pdf (дата обращения: 21.02.2022)
[3] V. V. Krishna. Policy brief: India Science and Technology cooperation with EU and other select countries // Centre for Studies in Science Policy, Jawaharlal Nehru University. 2016. 200 p. URL:
https://indigoprojects.eu/object/news/183/attach/INDIGO_Policy_Brochure_ST_cooperation_View.pdf (дата обращения: 21.02.2022)
[4] Китай и Индия на пути к соглашению о зоне свободной торговли // ИА Красная Весна. Март 2018. URL: https://rossaprimavera.ru/news/3dc8ea0f (дата обращения: 20.02.2022)
[5] Why India's Generic Drug Growth Means a Big Opportunity. URL: http://marketrealist.com/2016/03/india-holds-great-import-global-pharma-market/ (дата обращения 04.03.2022)
[6] В Гуанси-Чжуанском автономном районе планируют построить пилотную зону международного сотрудничества в области фармацевтики // Синьхуа Новости. 29.05.2019. URL: http://russian.news.cn/2019-05/29/c_138099706.htm (дата обращения: 21.02.2022)
[7] В Китае будет создано совместное с Индией фармацевтическое предприятие // Regnum. 17.07.2019. URL: https://regnum.ru/news/economy/2667594.html (дата обращения: 20.02.2022)
[8] China policies to promote local production of pharmaceutical products and protect public health. URL: https://www.who.int/phi/publications/2081China020517.pdf/ (дата обращения: 03.03.2022)
[9] Joint Declaration by the Republic of India and the People’s Republic of China. November 21, 2006. URL: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/6363/Joint+Declaration+by+the+Republic (дата обращения: 21.02.2022)
[10] India – China Bilateral Relations. URL: https://www.mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/China_October_2017.pdf (дата обращения: 20.02.2022)
[11] «中印两国青年举行交流活动 双方愿继续促进青年交流事业». URL: http://m.haiwainet.cn/middle/345646/2014/0917/content_21093180_1.html (дата обращения: 20.02.2022)
[12] «印度青年代表团访问西安». URL: https://www.sohu.com/a/29927243_162758 (дата обращения: 20.02.2022)
[13] «第三届“中印青年对话论坛”成功举办». URL: http://news.cri.cn/20170507/39cd9bec-de79-d741-30a5-647f3bfa418a.html (дата обращения: 21.02.2022)
[14] «200名印度青年代表团来华访问 点赞中国成就». URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1605515031097432117&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 21.02.2022)
[15] «200名印度青年代表团来华访问 点赞中国成就». URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1605515031097432117&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 21.02.2022)
[16] В Циндао проходит 4-й «Молодежный лагерь ШОС» // ИА Синьхуа. 27.04.2019. URL: https://news.rambler.ru/other/42107723/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 21.02.2022)
[17] Как Китай развивал высшее образование в последние десятилетия // Магазета. URL: https://magazeta.com/211-985-and-more (дата обращения: 26.02.2022)
[18] Псху Р.В., Крыштоп Л.Э. Тема учительства и ученичества в Индии, Китае и Европе // Вопросы философии. 2018. № 4. С. 108 – 117. С. 108.