Блог экспертов РГГУ

Евсей Васильев: Внешнеполитическая стратегия Беларуси и Евразийский экономический союз

2 Июля 2015
Распечатать

За последние годы белорусская внешняя политика проделала значительный путь развития по ряду основных направлений. До середины 2000-х гг. Республика Беларусь, по сути, строила свою внешнюю политику как производную от взаимодействия с двумя важнейшими партнерами: Россией и ЕС.

 

В 2005-2006 гг. на фоне обострения отношений одновременно и с Востоком, и с Западом, белорусское политическое руководство начало активно развивать третье направление - контакты с развивающимися странами и КНР. В провозглашенной в 2007 г. концепции «внешней дуги» важнейшим стратегическим партнером Беларуси на международной арене провозглашался Китай, России отводилось лишь второе место, а уже на третьем располагалась Венесуэла. Как показало время, подобные утверждения носили преимущественно пропагандистский характер.

 

В частности, сулившие многомиллиардные инвестиции совместные белорусско-китайские экономические проекты, такие как, например, индустриальный парк «Минск-1», уперлись в так называемые «связные кредиты» – обязательства белорусской стороны по привлечению на полученные от Китая средства строго китайских технологий и рабочей силы. Для сравнительно небольшой республики 600-тысячный китайский десант обслуживающего персонала и рабочих мог обернуться без преувеличения гуманитарной катастрофой. Что косвенно свидетельствует о потребительском отношении к Беларуси, которую в Пекине воспринимали, скорее всего, не как равного партнера, а как удачно расположенный склад китайских товаров для торговли одновременно с ЕС и Таможенным союзом.

 

Некогда амбициозные совместные проекты Беларуси с Ираном и Венесуэлой в сфере энергетики, как показало время, также оказались нерентабельными.

 

Кроме того, политический кризис в отношениях Беларуси с Западом, последовавшие санкции США и ЕС, а также пересмотр тарифов на российские энергоресурсы на фоне неоправданной социальной нагрузки на национальный бюджет привели к глубокому валютно-финансовому кризису в экономике республики. Общий внешний долг Беларуси в период с 2005 по 2010 гг. вырос с 3,9 млрд. долларов до 26,4 млрд. долларов. Только в 2010 году прирост внешних заимствований составил 7,5 млрд. долларов. С учетом доходов от приватизации компании «Белтрансгаз» и ряда других предприятий страна ежегодно тратила около 5-6 млрд. долларов фактически незаработанных денег.

 

По мнению аналитиков, именно внешние займы обеспечивали рост белорусской экономики, и когда приток капитала иссяк, страна оказалась на грани экономического краха, а белорусское руководство столкнулось с необходимостью проведения структурных экономических реформ по стабилизации финансового рынка.

 

Однако привлечение дополнительной финансовой помощи из-за рубежа и частичная приватизация активов крупнейших госпредприятий была бы невозможна без корректировки внешнеполитической стратегии в сторону развития отношений с Россией. В связи с этим как нельзя кстати стало участие Минска в Таможенном союзе (2010 г.) и Едином экономическом пространстве (2012 г.), которые 1 января 2015 были преобразованы в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

 

Оказываемая Россией и Казахстаном финансовая помощь в виде выделения кредитов по линии ОАО «Сбербанк России» (10 млрд. долларов), Евразийского банка развития в рамках Антикризисного фонда ЕврАзЭС (3 млрд. долларов), а также девятимиллиардный контракт на строительство Белорусской АЭС (по российской технологии и на российские средства) закрепила Минск в «интеграционном ядре» евразийской интеграции.

 

Участие Беларуси в процессах евразийской интеграции полностью отвечает экономическим интересам Минска, который идет на объединение с двумя крупнейшими экспортерами энергоресурсов в регионе в лице России и Казахстана. Участие в Евразийском экономическом союзе дает Беларуси шанс улучшить экономические показатели, сохранить существующую политическую систему и нормализовать отношения с Западом в качестве своего рода «соучредителя» ЕАЭС.

 

Евсей Васильев, к.п.н., преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся