Комментарии экспертов РСМД

Дмитрий Стрельцов об отставке кабинета министров Японии

3 октября 2012
Распечатать

Первого октября премьер-министр Ёсихико Нода принял отставку кабинета министров и провел новые назначения. Сменилось 10 министров из 18. О том, зачем это было сделано и к каким последствиям может привести, мы спросили Стрельцова Дмитрия Викторовича, заведующего кафедрой Востоковедения МГИМО (У) МИД России.

 

– В кабинете министров Японии произошла масштабная перестановка – сменились десять министров из восемнадцати. Как сообщают СМИ, Есихико Нода пошел на этот шаг ради повышения популярности правящей партии. А с чем, на Ваш взгляд, связано падение популярности Демократической партии Японии?

 

– Это связано, прежде всего, с ростом недоверия к Демократической партии Японии, которая не выполнила многих своих предвыборных обещаний. Показательно, что ДПЯ уже проиграла на выборах в верхнюю палату парламента в 2010 году. Поэтому, пытаясь обновить облик кабинета, Нода стремится продемонстрировать, что в руководство приходят новые, свежие силы.

 

– Как Вам кажется, такие меры являются оправданными?

 

– Безусловно. Сейчас ДПЯ находится в состоянии раскола, в августе из партии вышла большая группа парламентариев (порядка пятидесяти человек), и у кабинета Ноды на данный момент очень шаткие позиции в парламенте. Если хотя бы десять человек из нижней палаты уйдут из ДПЯ, демократы потеряют возможность формировать правительство.

 

– Почему, на Ваш взгляд, Нода сделал ставку именно на этих политических деятелей?

 

– По ключевым позициям крупных изменений не произошло. Многие назначения были связаны с тем, что Нода опасается дальнейшего оттока из партии и пытается «ублажить» своих внутрипартийных оппонентов, чтобы затормозить, а по возможности и остановить этот процесс.

 

На своем посту был оставлен генеральный секретарь ДПЯ, хотя он по многим программным вопросам расходился во мнениях с Нодой. Многие считают его приближенным к Одзаве, который покинул партию в августе. В общей сложности Нода включил в кабинет трех человек, которых считают относительно близкими к Одзаве. Это Макико Танака, дочь известного послевоенного премьера, которая уже была министром иностранных дел, а сейчас заняла пост министра образования и науки, а также Вакио Мицуи и Икко Накацука. Их назначением Нода, на мой взгляд, сделал жест в сторону своих оппонентов внутри партии, которые еще не определились с выбором.

 

Часть нововыдвиженцев в кабинете – это люди, лично преданные Ноде. Это, например, Корики Дзёдзима, который в ДПЯ отвечал за связи с другими фракциями в парламенте. Сейчас он стал министром финансов, хотя в финансовой сфере у него нет никаких личных достижений; это означает, что премьер доверяет бюрократии, и ему не нужен сильный политик, который вмешивался бы в дела ведомства.

 

Одним из сторонников Ноды является политический тяжеловес, потенциальный его преемник Маэхара, ранее занимавший пост министра иностранных дел при премьере Наото Кане. Сейчас он назначен на пост министра, отвечающего за государственную стратегию. По сути, на него возложили проведение реформы социального страхования и налогообложения. Этой проблеме Нода уделяет особое внимание, и то, что Маэхару поставили на этот пост – тому свидетельство.

 

Сейчас перед премьером стоит задача, не допустив раскола ДПЯ, дотянуть до следующих выборов, которые состоятся летом следующего года.

 

– Какие еще цели преследовал Нода, делая новые назначения в кабинете министров?

 

– Сейчас у него на повестке дня стоит налаживание отношений с Либерально-демократической партией и партией «Комэйто»; между тремя партиями уже было достигнуто соглашение о сотрудничестве в проведении законопроекта о реформе социального страхования и налогообложения. Поскольку оппозиция контролирует верхнюю палату, Ноде необходима ее поддержка для проведения реформы. Нода находится под давлением вотума недоверия, объявленного оппозиционно настроенной верхней палатой в начале сентября.

 

Сейчас основная задача, которая стоит перед Нодой, – принятие дополнительного бюджета для восстановления страны после трагедии на Фукусиме. Для этого нужно обеспечить голоса ЛДП и Комэйто. А чтобы добиться этого, необходимо ввести в кабинет новых деятелей, которые еще не успели сделать ничего плохого.

 

Говорить о том, что произошла эпохальная перестановка, не стоит. Основные посты в кабинете остались неизменными.

 

– Дмитрий Викторович, в Интернете стали появляться мнения, что еще одной целью Ноды может быть улучшение отношений с Китаем. Как Вы считаете, новые политические назначения действительно были на это нацелены?

 

– Никаких крупных изменений во внешнеполитическом курсе не будет, потому что министр иностранных дел не изменился. Как Нода, так и Гэмба придерживаются достаточно жестких позиций по статусу островов Сенкаку, и трудно ожидать, что произойдет примирение. Скорее, это возможно, если сменится власть, и придет ЛДП, например, новый председатель ЛДП Абэ Синдзо. У него есть опыт налаживания отношений с Китаем, когда он был премьером.

 

– Как Вы считаете, Нода достигнет своих целей?

 

Сейчас время работает на Ноду, потому что ДПЯ по-прежнему достаточно консолидирована. Все, кто выступал против него открыто, ушли, а те, кто остались, даже из числа оппозиционеров, боятся уходить, поскольку для них это будет равносильно политическому самоубийству. Поэтому электоральные соображения консолидируют партию вокруг Ноды, и я думаю, что, скорее всего, раскола ДПЯ до новых выборов не будет.

 

Беседовала:

Дарья Хаспекова, программный ассистент РСМД

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся