Петр Касаткин: Сильный шаг Бенедикта XVI
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В конце февраля Римский Папа Бенедикт XVI заявил о своем намерении покинуть пост. О причинах его ухода и его возможных преемниках мы побеседовали с Петром Касаткиным, начальником отдела докторантуры и аспирантуры МГИМО (У) МИД России, специалистом по религиозным факторам мировой политики.
- Петр Игоревич, за все время существования католической церкви это второй случай ухода понтифика с поста по своему желанию. По Вашему мнению, в чем заключаются основные причины этого шага, и насколько решение покинуть пост связано с последними нашумевшими событиями вокруг католической церкви?
- На мой взгляд, неожиданное для всего Ватикана заявление Папы было не связано с недавними скандалами, сложные ситуации возникали время от времени в истории католической церкви. Мне кажется, покинуть папский престол – это сильный шаг: предшественники Бенедикта XVI, несмотря ни на какие сложности со здоровьем, оставались на посту. В данном случае, Римский Папа в силу своих убеждений посчитал, что целесообразней уйти. Во времена предыдущего понтификата скандалы потрясали церковь не меньше. Но хотя здоровье предыдущего понтифика было гораздо хуже, к его уходу с поста они не привели.
- Выборы нового Папы – всегда событие мирового масштаба, имеющее политический подтекст. Как Вам кажется, оказывают ли отдельные группы влияние на процесс избрания понтифика?
- Выборы Папы – закрытый процесс в отличие, к примеру, от русской православной церкви, где в избрании патриарха участвует Архиерейский собор и Поместный собор. Число лиц, определяющих, кто займет папский престол, ограничивается лишь Коллегий кардиналов. Кроме того, существуют ограничения по возрасту тех, кто имеет право голоса.
Поэтому аналогии со светскими предвыборными кампаниями, я думаю, не очень применимы.
- В прессе высказывается мнение о том, что отречение Бенедикта XVI может привести к внутреннему расколу внутри католической церкви в виду того, что бывший понтифик продолжит играть в ней значительную роль. Насколько, по Вашему мнению, велика вероятность такого события?
- Я думаю, что вероятность такого развития событий невелика, потому что согласно прозвучавшим заявлениям Римский Папа не намерен играть существенную роль в качестве администратора и человека, принимающего решения. Кроме того, административно-бюрократическая система католической церкви выстроена так, что влиять на нее лицам, не наделенным полномочиями, практически невозможно.
- Кто и почему, на Ваш взгляд, считается основным кандидатом на папский престол? Насколько высоки шансы, что впервые в истории понтификом станет афроамериканец?» Что касается существующих кандидатов, то в первую очередь, это лица, которые уже сейчас имеют определенный вес, играют свою роль в иерархии католической церкви.
Здесь несколько факторов имеют значение. Во-первых, два последних понтифика не были итальянцами, поэтому существует мнение, что Папой должен стать кто-то из представителей традиционных католиков-итальянцев. С другой стороны, некоторые считают, что Папой может стать представитель Африки, Азии, Латинской Америки.
Мне, однако, представляется, что у католической церкви больше вызовов и сложностей в регионах ее традиционного присутствия.
Поэтому было бы целесообразней, чтобы будущий глава католической церкви был из числа кардиналов из этих регионов. Это мог бы быть архиепископ Милана. Я думаю, выбор падет в сторону кардинала-традиционалиста и представителя Италии.
Беседовала Дарья Хаспекова, программный ассистент РСМД