Блог Рахмона Ульмасова

Влияние внешней миграции на брачность и разводимость мигрантов

25 апреля 2019
Распечатать
В настоящее время и ближайшее десятилетие не останавливается процесс трудовой миграции из Таджикистана в Россию и в других странах республик бывшего СССР в Российскую Федерацию. При этом пользу получают как государство-реципиент, так и семьи выезжающих на заработки, в нашем случае - наше сограждане. Согласно отчету Международной федерации за права человека, число таджикских мигрантов, работающих за рубежом, составляет от 720 тыс. до 1 млн. человек, а объем денежных переводов, отправляемых ими в РТ, оценивается эквивалентно в 40-50% ВВП РТ. Об этом впервые напоминал во время своего визита Президент РФ в РТ Владимир Путин в Душанбе. Ежедневно из Таджикистана в Россию вылетают, уезжают примерно до 2000 чел[1]. Большая часть работающих в России, прежде всего в ее столице, трудовых мигрантов - мужчины репродуктивного возраста, от 18 до 45 лет, женатые или еще не вступившие в брак. Они занимают самые низшие ступени социоэкономической иерархии - трудятся разнорабочими на стройках, грузчиками на рынках, дворниками и т.д. Уровень их образования - различный: от среднего до высшего. Долгое пребывание вдали от семьи не может не отражаться на всем комплексе социальных отношений, практик, представлений, в том числе и в брачно-семейной сфере. Не менее важной является проблема усугубления социальных проблем в семьях мигрантов, остающихся на родине, что приводит к формированию уязвимых социальных институтов «жены мигрантов» и «дети улицы»; — уменьшение денежных переводов трудовых мигрантов[2]. В Национальной стратегии развития Таджикистана до 2030 года отмечается о важности усилий по легализации процесса трудовой миграции и социальной защиты мигрантов в стране, предоставляющей им занятость. В документе отмечается о высокой социальной стоимости внешней трудовой миграции. Расхождение между формальным требованием и повседневной практикой особенно заметно в случаях многоженства. Государством установлено единобрачие: "не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке" (ст. 14 Семейного кодекса). Однако, согласно Корану (сура 4, аят 3), мужчина может иметь одновременно четыре жены - для того, чтобы сделать эти браки легитимными в глазах социума, ему достаточно провести ритуал никах, не обращаясь при этом в ЗАГС[3]. За 25 – лет получения независимости миграция из Таджикистана стала новым испытанием для традиционных институтов семьи и брака. Если в годы Великой Отечественной войны выехало более 300.000 мужчин на защите Родины, и не возвращались более 200.000 и тогда серьезно влияла демографическую ситуацию в Таджикистане. Эти данные были исследованы в трудах Исламова С.И. Нынешний процесс отголоски двух фактов. Первое это гражданская война, где погибли более 200.000 человек и второй процесс невозвратная миграция. Эти процессы оказывают огромное воздействие на брачно-семейные и сексуальные отношения, ломает многие традиции, обычаи, стереотипы, внося заметные коррективы в жизнь людей, проживающих как в самом Таджикистане, так и за его пределами ( речь идет о трудовых мигрантах). Если раньше внутри Республики ЗАГС и мулло узаконивали семью, то сейчас ситуация другая. У нас появился двоеженство международного характера. ЗАГС и мулло в Таджикистане, государственная регистрация за – рубежом. Хочу привести обычный пример. "Мы прожили вместе с мужем неделю, а потом он уехал на заработки. Вернулся через год, но это был совершенно другой человек. Стал мне говорить, что я его не устраиваю во всем. Не умею одеваться, необразованная, а ему нравятся девушки раскрепощенные и свободные. Через некоторое время по телефону он сообщил мне, что хочет развестись со мной. Его родители одобрили его решение, потому что их я тоже как невеста не устраивала. Плохо справлялась с делами по хозяйству. Привезли меня к родителям". Это обычная женская история. Мы прекрасно знаем, что получат паспорт без штамба не составляет большого труда. В последние годы полигамия стала заметно распространяться в Таджикистане. Большой проблемой в Таджикистане стали ранние браки, противоречащие положениям Семейного кодекса Республики Таджикистан о брачном возрасте. Так около 3% из всех регистрируемых браков в Доме бракосочетания г. Душанбе заключены между лицами моложе 18 лет[4]. Родители принудили к браку, а ему, может, не очень нравится его вторая половина. Он пытается от этого как-то уйти, но это не получается. И как хорошее, удобное оправдание его выезд в миграцию - денег заработать для семьи. Здесь он попадает в другую цивилизационную культуру, где нет принуждения, где все другое. Это меняет его отношение, в том числе к институту семьи и брака. Притягивает большая независимость от родственников. По данным Центра стратегических исследований при президенте РТ, около 10% мужчин имеют по две-три жены (Таджикистан 2010). Поэтому в республике увеличивается статистика установления отцовства свидетельствует о том, что большое количество браков (особенно в сельской местности) заключается без официальной регистрации в записи актов гражданского состояния. Так, в стране за 2012 год произведено установление отцовства в отношении 32707 детей, за 2013 год – 33270 детей. Только лишь в Хатлонской области произведено установлений отцовства в отношении 13 899 детей – за 2012 год, 16372 детей – за 2013 год. В последнее время наблюдается увеличение числа разводов. Так, за 2011 год разведено 6797 супругов, за 2012 год – 7608, за 2013 год - 8194[5]. Такое количество установлений отцовство говорит, о моральном разложении общества. Внутренней семейный развод тесно взаимосвязан с внешними факторами. Главное различие двоеженство внутри республики и двоеженство среди мигрантов заключается в том, что внутри республики вторую или третью жену имеют в основном состоятельные люди. Бедным мужчинам и одной жены достаточно. Внешняя миграция способствует росту многоженства. Портрет мигранта двоеженца выглядит следующим образом: молодой, привлекательный, представительный, работяга, послушный, работоспособный, красивый, сексуальный, непьющий, не имеющий средств и жилья. Не образованным человеком легко управлять. Этот молодой человек не мог бы иметь вторую жену в Таджикистане. В миграции у него есть возможность в купе решить проблему жилья, прописки, гражданство и сексуальную потребность. Она ослабляет семейные узы таджиков-мигрантов, проживающих в России без жен: их супружеские контакты приобретают нерегулярный характер, а брачные отношения в целом становятся скорее виртуальными, чем реальными[6]. Представьте состояние 17-летней разведенной неграмотной бедной девушки с ребенком. Понятно, почему возникают мысли о суициде. Мужчина финансово помогает оставшимся на родине супруге и детям, не более раза в неделю звонит им по телефону и раз в год на недолгое время приезжает домой. В начале трудовой деятельности мигранты звонят, отправляют деньги. Об этом свидетельствует денежные переводы в республику. За 10 лет Таджикистан получил более 27 миллиардов долларов. То есть на душу населения за 10 – лет приходится по 3337долларов. Объем денежных переводов из России в страны Центральной Азии в 2016 году вырос до $6,980 млрд. – согласно отчёту Центробанка Российской Федерации. Это на $1,915 млрд. или 24,7 процента больше, чем в 2015 году, когда регион получил $5,065 млрд., сообщает МИА «Фергана». Таджикистан занял пятое место по объему денежных переводов из России по итогам 2016 года и по сравнении с 2015 годом снизился на 13,1%. Почему то в российском СМИ не пишут о том, что в этом рейтинге первое место занимает Швейцария с 5,1 миллиардами $ переведенный из России физическими лицами. А третье место по размеру переводов физических лиц из России в прошлом году значится Латвия ($2 млрд 113 млн), а четвертыми – США ($1 млрд 935 млн). Переводы таджикских и американских граждан из России (1.929 и 1.935) на одном уровне. Далее (после Таджикистана) идут: Китай ($1 млрд. 894 млн), Соединенное Королевство ($1 млрд. 862 млн), Кыргызстан ($1 млрд. 383 млн), Украина ($1 млрд 252 млн) и другие страны[7]. Латвия, который на каждом шагу антироссийская и антирусская истерия продолжается вот уже 25 – лет, и латыши по переводу денег занимает третье место никого не волнует. А переведенные деньги в Таджикистан и Узбекистан на устах политиков и чиновников. Специалисты считают, что в России в последнее время развился теневой бизнес по содействию в заключении браков с целью получения паспорта РФ. Большое число таких браков являются фиктивными, и никто не занимается проверкой их подлинности. В 2009 году было заключено 683 брака, в результате которых граждане получили гражданство России. В 2016 году их число уже составило 35 000 человек. Самое интересное и то, что многие эти фиктивные браки превращаются в нормальную семью. А причина в том, что женщины хотят, имеет ребенка, мигранта ставит перед фактом. Дети играют роль связующего звена в создании семьи. Брак автоматически признается действительным, если во время союза у супругов родился совместный ребенок. Данная норма предусмотрена положениями п.3 ст.29 Семейного кодекса РФ. И самое интересное, который я наблюдал. Мужчины мигранты к этим своим детям относятся более серьезно и ответственно, чем законным детям, которые остались на родине. Думаю это отдельная тема для исследования. Во время беседы с родителями мигрантов я наблюдал совсем новый подход к женитьбе своих детей на иноверных. Если раньше женитьба на представителей других религий, нации и народностей была трагедией, а сейчас воспринимается спокойно. Мои собеседники родители говорили, они советовали своим детям, что если там находишь достойную жену, женись. У нас в республике появился другая тенденция. К большому сожалению негативная. Это то, что женят своих сыновьей, для успокоения общественного мнения, чтобы соседи, родственники, что то не говорили, парень уезжает на заработки, а невеста превращается «домашней рабыней». Над невесткой издеваются, унижают и оскорбляют. Полученных денег от своих мужей не видят, во всем распоряжаются родители мужа. Вся тяжесть семейных проблем ложится на родителей невестки. Все это стало причиной распада семьи, суицида. Раньше до призыва в армию женили, солдат приезжал на отпуск. А сейчас мигрант в год один раз приезжает. В принципе это не семья, это не жизнь. Прошло 25 – лет. Четверть века, а таджикский мигрант успел сменить три воплощения, побывал в трех разных фазах. Первая была короткой: гражданская война и вынужденная эмиграция. Потом был переходной этап. В переходном этапе мы замечаем, изменение отношение местного населения к мигрантам, особенно таджикам. Если первый поток беженцев – мигрантов были образованные, квалифицированные специалисты и свободно владеющими русским языком, то на втором и третьем этапе количество затемнила качество. Но и это еще не все, ведь за эти годы ни Россия, ни Таджикистан не были готовы к приему и отправке трудовых ресурсов. В наших странах ежегодно, особенно в России менялись правила игры. Пробы и ошибки. Разительная перемена, подчеркивающая процесс глобальной перестройки в миграционном поле продолжается. Все новое растворяется на общем негативном фоне в обществе, но является важным контрастом, который высветит дальнейшие событие и тактические метаморфозы в миграционном поле после миграционного коллапса в Европе. Мигранты могут попасть в капкан новой миграционной схемы Европы и США, однако есть риск, что такая наивная открытость обернется против самих же этих стран, ведь мигранты нынешнего поколения очень вдумчивые, информированные, который устраивает тотальный разбор положение дел в стране пребывания почище, чем свои предшественники, особенно своих родителей. В настоящее время Россия для таджикских мигрантов является трамплином для продолжения трудовой деятельности за пределы страны. Но, мы должны учитывать тот факт, что дети наших мигрантов знают, что из собой представляет «мигрантский хлеб». И они нацелены на работу или на учебу за пределы России. Для большинство наших мигрантов Россия это профессиональная площадка для получении профессий. При любом раскладе рынка труда мы не сможем дать квалифицированную профессию которые востребована на рынке труда. При любой ситуации молодое поколение таджикских мигрантов выбирает Европу и США. Например, ежегодно увеличивается количество трудовых мигрантов из нашей республики в Польшу. В США в большинство штатах работают наши земляки. География расширяется, однако в ближайшее время на первом плане стоит Россия. Если ежегодно 12.000 таджиков в России создают свою семью, это о многом говорит. И второй факт. 80 – годы в прошлого века в России проживало не более 30.000 таджиков. Это в основном студенты, аспиранты, докторанты. А сейчас? По данным переписи населения в РФ 2010 года, количество таджиков вышел за рамки 200.303 человек. Это те, которые прошли перепись населения. Эти данные семилетней давности. Всего в России проживают представители более 180 национальностей (этнических групп). По количеству национального состава таджики находятся на 29 месте[8]. Количество таджиков больше чем калмыков, грузин, евреев, молдаван, корейцев и других. Есть другая тенденция. Таджики берут фамилии своих жен и называют детей именами российских политиков. Причина проста. Не хотят быть ущемленными и прикрываются таким способом. Данные, которые мы привели это данные перепись населения 2010 года. Уверен в том, что в ближайшем переписи населения таджики будут занимать выше, чем сейчас, и количество выросло в разы. Причины вступления в брак в России женатых трудовых мигрантов разные. Главные среди них - желание получить в России регистрацию по месту жительства, бытовые удобства, поддержку со стороны местной женщины, эмоциональные и сексуальные отношения, которых мигранты лишены в отрыве от своих семей. Наиболее простым решением ряда проблем может стать именно фиктивный брак: - для получения гражданства; - желание поправить свое материальное положение; - решение бытовых и/или квартирных вопросов; - стремление скрыть нетрадиционную ориентацию; - желание получить престижную работу с определенными требованиями; - приобретение благозвучной фамилии или хорошей родословной; - уклонение от призыва; - другие ситуации. Я провел опрос среди небольшого количества мигрантов со стажем работ. Мои собеседники подтвердили, что они живут с женщинами по гражданскому браку. Об этом знают дети и жены на родине. Беседы привели меня к двум выводам. Первое свою женитьбу оправдают. То есть «я женился, для того, чтобы в своей жизни делать благородное дело для ислама. Она у меня приняла ислам». Второе. Родители говорят. Мы благословляем только в том случае, если она принимает ислам. То есть получается свои поведение оправдывают отношением с исламом.
Что мы наблюдаем на самом деле?
Отъезд мужчин серьезно осложняет отношения между супругами, что приводит к стрессу, в основном у женщин, а то и к распаду семей. Возникающее эмоциональное отчуждение, большое расстояние между супругами, тяжелая экономическая ситуация, в которой оказывается семья, и измены - все это становится основанием для разводов. Многие трудовые мигранты, прибыв в Россию, видят более современный образ жизни. Они прикасаются к новой жизни, приобретают опыт общения с российскими женщинами, - и часто предпочитают не возвращаться домой, оставшись в России. Таджикские женщины, брошенные на произвол судьбы и взвалившие на свои хрупкие плечи все проблемы семьи и общества, остаются не услышанными. К сожалению, традиционное отношение общества к таким женщинам делает из них людей зависимых: их интересы игнорируются, такие женщины не имеют права голоса в семье, особенно в семье своего мужа, и остаются наедине со своими проблемами. Они не могут изменить свою жизнь в лучшую сторону, так как ничего не решают; они не смеют вернуться в дом своих родителей или потребовать внимания к себе, - и от отчаяния и безысходности выбирают неправильный и жестокий путь - самоубийство. Правоохранительные органы Республики Таджикистан сообщают, что в стране не спадает волна суицидов как среди не совершеннолетних, так и среди взрослых мужчин и женщин, особенно на севере республики. В Управлении Министерства внутренних дел Таджикистана сообщили, что за 10 месяцев текущего года на территории городов и районов северного Таджикистана было зарегистрировано 240 суицидов, в том числе 75 попыток (в 2011 году – 203 и 57 соответственно). По данным правоохранительных органов, на самоубийство пошли 111 женщин (и столько же - в 2011 году), среди которых 31 несовершеннолетних девочек (в 2011 году - 20). Это горькая сторона трудовой миграции: женщины решают свести счеты с жизнью, и их не останавливает наличие ни детей, ни родителей. Подобные случаи участились и в Согдийской области, когда с женщиной в семье не считаются, она лишь домохозяйка, «раба», которая должна кормить мужа и детей и держать дом в чистоте, а ее собственные интересы не учитываются. Не сумев примириться с такой участью, женщины идут на самый крайний шаг - возможно, желая обратить внимание семьи к себе как к женщине, а может, надеясь «припугнуть» таким образом, мужа и его семью. Такие случаи встречаются не только в сельской местности, но и в современных городских семьях. Это обратная сторона трудовой миграции. Получение гражданства России с помощью фиктивного брака — один из способов жить и работать в России. Получение всех документов и статуса Россиянина становится непростой задачей для огромного количества мигрантов, у которых нет необходимого обоснования для получения статуса «гражданина РФ» обычным путем. Нередко можно получить совет от знакомых или в интернете найти информацию о том, что нужно просто найти женщину или мужчину, которые согласятся заключить фиктивный брак с иностранцем, и тому автоматически дадут статус гражданина России. И действительно, такая схема работает в некоторых странах латинской Америки, однако законодательство РФ не предусматривает напрямую выдачу гражданства при заключении брака иностранного гражданина с российским. Пора понять нашим гражданам, брак с российским гражданином не гарантирует иностранцу гражданство РФ. Не так давно в России прошли первые суды по фиктивным бракам с иностранцами, которые закончились для приезжих участников сделки плачевно. Первая череда таких судов прошла в Калужской области, где сразу несколько браков с уроженцами Таджикистана были расторгнуты по решению суда. В этом случае в суд обратилась местная прокуратура, и после решения суда по одному процессу, были инициированы еще несколько. Но, конечно, на сегодняшний день законодательство в этой сфере только развивается, и единичные случаи выявления таких сделок ничтожно малы по сравнению с огромным теневым рынком фиктивных браков. Суммы, за которые предлагается брачный союз, начинаются от нескольких тысяч рублей в отдаленных краях России, и доходят до нескольких сотен тысяч долларов в столице. Брак не может быть признан фиктивным, если за его время был рожден совместный ребенок. Этой проблемой озабочены и миграционные службы остальных стран, но некоторые из них выстроили более эффективную схему борьбы с такими нелегалами. Например: - Ирландия — вводят новые законы и ответственность для участников фиктивных браков - Кипр — уголовная ответственность, под которую попадают все участники сделки, включая посредников - Латвия — есть статья в законе, которая позволяет миграционным службам не выдавать вид на жительство, если есть подозрения на фиктивность брака.
Что мы замечаем в Таджикистане?
Обеспокоенность республиканских властей вызывает тот факт, что мусульманскому браку отдается предпочтение в сравнении с официальным. По сообщению руководства управления записи актов гражданского состояния Министерства юстиции РТ, в настоящее время религиозным деятелям республики запрещено совершать мусульманский обряд вступления в брак без официальной регистрации в загсе. Однако это требование часто остается невыполненным, а число многоженцев увеличивается, в том числе и среди таджикских трудовых мигрантов в России. В начале 1990-х годов рост случаев многоженства был связан с последствиями гражданской войны, во время которой погибло большое число молодых мужчин. Ныне же один из факторов, его обусловливающих, - ухудшение экономического положения граждан, в частности, безработица. Многим женщинам сложно найти работу, поэтому они соглашаются на роль второй или третьей жены в надежде, что муж сможет обеспечить их. Состоятельные же таджики берут себе вторую-третью жену ради того, чтобы поднять свой "авторитет" среди мужчин. Природа двоеженство Родители всеми путями женят своих детей, открывают для молодого человека новый образ жизни, проводят медовый месяц и едут в Россию. Едут прежде всего не хотят терять место в бригаде или связь с работодателем. Семейная жизнь с женами наших мигрантов это максимум месяц в год. Мигрант переводит деньги родным, строят новые дома (зачастую не участвуя лично в строительстве), отправит своих родителей не один раз в Хадж, а жена с маленькими детьми ведут домашнее хозяйство, ведя рабский образ жизни. Единственный связь с детьми – это телефонная связь. В воспитании детей мигрант – мужчина не участвует. Воспитанием занимаются старые родители. В основном невестки ведут молчаливый образ жизни. Первую скрипку играет свекровь, даже мужчины не влияют на семейную ситуацию. Миграция открывает новый формат семейно – брачных отношений, к сожалению негативный и нарушающий элементарные права женщин. Основная причина, это невысокий образовательный уровень женщин. Здесь виноваты не только родители, но местное руководство, отделы образования, правоохранительные органы. Девочки обычно посещают школу на протяжении четырех пяти лет и даже не получают среднего образования. Какая невестка от малолетних девочек? Мигрант увидавший другую женщину, естественно не нравится неграмотная во всех отношениях молоденькая жена. Массово выезжая на заработки, молодые люди возвращаются в родной кишлак, чтобы жениться; кто-то остается в принимающей стране. Мигрант женится не для себя, а для своих родителей. В Таджикистане после гражданской войны и массовой миграции начался кризис «женихов». В результате не всем молодым девушкам, вступающим в брачный возраст, родители могут подыскать жениха. Если идеальный возраст для замужества (по оценкам местных жителей, 18 - 20 лет) уже миновал, девушку не могут сосватать за молодого человека, неженатого прежде: она остается жить в родительском доме[9]. Мужчины отметили, при беседе отметили, что " русские жены" есть почти у всех, кто постоянно выезжает на заработки в Россию. Они рассказали свои истории, отзываясь о женщинах с большой теплотой. Что характерно "русские жены" являлись хозяйками квартир, которую снимали мигранты[10]. Моя беседа с родителями, женами показывает, что они настроены спокойно их позиция: «лишь бы деньга присылал, помог нам». Эта тема затрагивалась во многих беседах со своими родственниками, знакомыми, жителями кишлаков и городов, которые длительное время работали в России. Мужчины поколения гражданской войны, которые вместе себя оставили своих детей «войны» уже прекратили поездки, с удовольствием вспоминают свой опыт, и обмениваются сходными переживаниями. Миграция становится для населения Таджикистана по мнению О. Бредниковой и О. Ткача важным «экзистенциальным переживанием»[11] в жизни людей - их мир раздвигается, рамки представлений, воспоминаний и образов становятся намного шире. Переезд из Таджикистана, не имеет значение из кишлака, города за пределы страны это не просто переезд, не просто адский труд, переживание, унижение, оскорбление, это вхождение в новый мир, новые порядки, новые правила игры, расширения кругозора. Некоторые мигранты так вошли в российские семьи, что они не представляют жизнь этих мигрантов, то есть у мигрантов появляются новые социальные связи, в том числе дружеские и семейные (так называемые русские жены). Миграция для нашей республики становится семейной стратегией. По таджикскому менталитету люди преклонного возраста все равно возвращается на родину, оставляя все нажитое, включая своих друзей и знакомых своим детям. То есть миграция, для таджиков уже превратился циклический процесс. То, что мы наблюдаем это новые социальные реалии и взаимоотношения, влияя на стратегии и жизненные планы огромного количества населения страны, находя отражение в ежедневных практиках и крупных событиях жизненного цикла, изменяя структуру потребления и материальных запросов и т.д. Итак, мы переходим к заявленной теме. В Таджикистане трансформируются брачные стратегии, таджикское отношение к создании семьи коренным образом изменился, то есть расширился, стало более прогрессивным, не замкнутым только внутри нации. Миграционные процессы для наших граждан тесно соотносятся с важнейшими этапами жизненного цикла - женитьбой, рождением детей, женитьбой сыновей или выдачей замуж дочерей. Родители ищут невесток и женихов ни в Таджикистане, а в России среди этих же мигрантов с жизненным эмигрантским опытом. Потом дети мигрантов, вырастившие в российских школах, вузах – совсем другие, не похожие на своих сверстников в Таджикистане. Мне один родитель говорит. Моей дочки 25 – лет. Закончила университет, работает в престижной компании. Хотим выдать за муж. Она говорит наши земляки не интересные, не о чем говорит. То есть родители готовы выдать за муж который выбирает дочка. Не имеет значение с какого региона республики, но говорят что хотя бы был мусульманином. Но, это то же временные требование. Это тема стала повседневностью. То что не смотрят на регион жениха или невестки, это уже прогресс. "Русские жены" - термин, которые используют сами мигранты, имеют в виду своих постоянных партнерш в России, со многими из которых поддерживается связь на протяжении ряда лет. «Русские жены» для большинство мигрантов стало вынужденной стратегией выживания. Рост числа жен в РФ, указывает на тенденции дестабилизации в структуре институтов брака и семьи. Нестабильность выражается в ослаблении традиционных связей, правил и норм поведения, что может оставить женщину вне этой системы. И второй момент оставленные женщины будут пополнять ряды трудовых мигрантов. Именно последнее обстоятельство выступает доминирующим фактором миграции женщин и выталкивает их на рынок труда как внутри страны, так и за ее пределами. Этим женская трудовая миграция отличается от мужской. Современные миграционные процессы оказывают серьезное влияние на изменение отношения мигрантов-таджиков не только к институтам брака и семьи, но и к сексуальным практикам. Если на родине поведенческая культура традиционно коллективистского сообщества ориентирована на внешнее восприятие окружающего социума, то во время пребывания на территории России, а тем более такого мегаполиса, как Москва, поведение таджика или таджички меняется. Телевидение и поведение местных мужчин и женщин в огромном мегаполисе дают мигрантам другой пример межполовых отношений, в том числе сексуальных. Некоторые молодые мигранты никогда не бывали в своих областных центрах, не говоря уже о столице Таджикистана Душанбе. Купив билет на поезд или самолет, они приезжают в Россию, где перед ними открываются несравнимо большие, чем на родине, возможности в сексуальной сфере. В результате эйфория от личной свободы, новых знаний и снижения социального контроля способствуют трансформации сексуально-поведенческих стереотипов.[12] У таджикских мигрантов в России деформируется частное пространство - в сторону расширения, каковой процесс приобретает нередко экстремальный характер. Сексуальные контакты с девушками легкого поведения и проститутками у холостых мужчин или женатых, но оставивших жен на родине, происходят в псевдо приватном пространстве - в подъездах домов, парках и даже автомобилях - в вечернее или ночное время. Часто эти случайные контакты приводят к зданию ЗАГС –а. Так как беременная женщина ставить условие. Или женишься или сообщаю в полицию. Отсутствие социального контроля расширяет в глазах мигрантов границы того, что считается на их родине недозволенным и ненормативным. Миграция как социальное явление служит одной из существенных причин, как разводов, так и распада семей, что имеет свое объяснение. Учитывая тот факт, что обычно браки в Таджикистане заключаются по решению родителей, у молодых супругов редко возникает эмоциональная близость. Миграция действительно меняет мужчин. Многие из них уже не соглашаются жить по старым нормам. Независимо от условий проживания в миграции, мигранты предпочитают жить в подвале, чем у себя на родине. Там другие условия жизни, возможность для экономического роста, личной свободы. Катастрофическая нехватка молодых мужчин становится одной из главных причин ранних браков и полигамии. Из-за опасения, что девушки могут остаться незамужними, родители соглашаются на вступление брак детей в раннем возрасте. Вот здесь и зарыта вся наша проблема. В некоторых случаях возрастной ценз снизился до 15-16 лет. Многие школьницы едва успевают оканчивать среднюю школу, и их выдают замуж, и это несмотря на принятый в стране закон, запрещающий замужество до 18 лет. Обращений по нарушению закона почти нет, а власти стараются не вмешиваться в семейные дела. Медики же уверены, что контроль в этом вопросе необходим, так как 80% смертности при родах в стране приходится на районы, где распространены ранние браки. Наблюдается стабильный рост разводов. Причина – миграция. Мы рано выдаем своих девочек замуж, чтобы удержать мужчин или из страха, что они потом могут остаться одни. Мигранты женятся, уезжают, оставляя своих молодых супруг для обслуживания своих семей. А потом там женятся повторно и уже не стремятся домой. Миграция, становится серьёзным испытанием для брака. Меняющиеся условия, более высокие жизненные стандарты и иные культурные ценности в более развитых странах, куда направлены миграционные потоки, всегда становились причиной, способствующей распаду браков, особенно если это брак по принуждению. "Мигранты не заключают в России фиктивные браки, как обычно считается. Они заключают второй брак. Молодой мужчина годами вынужден жить в разлуке с женой, а вокруг огромный выбор женщин. Это губительно для брака и этим объясняется число параллельных браков. Важный фактор, что в России мигранту экономически легче жить, у него есть возможность заработать деньги", - считает Дмитрий Полетаев. Исследование показывает, что 30% холостых таджикских мигрантов вступают в брак в России, а 50% женатых мужчин из Таджикистана заключают так называемый "параллельный брак" на выезде. Мигранты на родине разводятся, уговаривая своих жен дать согласие на развод, обещая им через некоторое время забрать к себе. В таджикском посольстве в Москве подтвердили, что число таких справок возросло. Уже сейчас очевидна проблема того, что молодые женщины не могут выйти замуж, потому что не хватает мужчин. Это особенно заметно по росту количества полигамных браков. В будущем эта проблема только обострится.
Итак, подведем итоги: Что необходимо для Таджикистана? Историческая справка.
- Более семидесяти лет назад вблизи замка на горе Муг были найдены документы, до сих пор вызывающие к себе интерес ученых – историков, философов, правоведов и др. Среди найденных документов особого внимания заслуживают док. Nov.3 и Nov.4, представляющие брачный контракт двух знатных лиц до арабского Согда[13]. Документы написаны одним и тем же лицом в один и тот же день и составляют две части брачного контракта. Док Nov.3 – это брачный договор, а док. Nov.4, как приложение к договору содержит обязательства жениха по отношению к опекуну невесты и к самой невесте[14]. Брак на территории Таджикистана до 7 в.н.э. заключался письменно и сохранил все традиции канцелярии Ахеменидской и Сасанидской эпох[15]. В настоящее время согласно ст. 40 Семейного кодекса РТ, брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случаях его расторжения. Однако, это статья Семейного кодекса остается на бумаге. Общественное мнение негативно относится к подписанию брачного договора, воздерживаются, избегают от такого разговора, стесняются поднимать этот вопрос. Таким образом. Всеми путями, средствами, особенно информационно – пропагандистского характера вести работу среди населения для подписания брачного договора. Следующее предложение: Совершение Акта «никох» в Таджикистане совершает мулло не имеющий юридического или морального полномочия. Целесообразно определить в каждом джамоате, районе, городе религиозных лиц, которые имеют право совершить такой акт. Продумать вариант выдачи лицензии этим муллам. Каждый совершенный «никох» включить в банк данных муфтиета республики. То есть переходит на электронный муфтиет и прозрачность действий граждан. В этом вопросе есть необходимость изучить китайский опыт. С апреля 2017 года в Китае действует новый комплекс антиэкстремистских мер, который запрещает уйгурам носить бороды и хиджабы. В состав китайского «антитеррористического пакета» вошел список под названием «15 проявлений экстремизма», запрещенных на территории автономного района. Среди них — ношение хиджаба и «аномально большой» бороды и публичные отказы от просмотра государственного телевидения. Отныне под запретом совершение брачных и траурных церемоний по религиозным обычаям (вместо светских), противодействие государственной политике по контролю над рождаемостью, препятствование детям посещать государственную школу, намеренное повреждение паспорта, документов о регистрации или китайской валюты. Все эти запреты объясняются тем, что «религиозные силы не должны вмешиваться в светскую жизнь населения»[16]. Си Цзиньпин добавил, что национальное единство, этническую солидарность и социальную стабильность в неспокойном СУАР отныне будет оберегать «Великая железная стена». Позицию КНР можно воспринимать в первую очередь отделить религию от повседневной жизни граждан своей страны и особенно от образования. В случае религиозных образовательных учреждений, где такая политика невозможна, правительство КНР держит курс на «китаизацию» религии — создание своеобразного «ислама с китайской спецификой»[17]. Китай реализует свои планы «более тонкими методами — на уровне борьбы за умы молодежи» Следующий момент: Договорится с российской стороной получения дост
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся