Блог Рахмона Ульмасова

«Организационно-экономический механизм регулирования внутреннего рынка трудовой миграции, создания новых рабочих мест и развития предпринимательства (вопросы переподготовки и занятости возвратившихся мигрантов)»

16 декабря 2019
Распечатать
Одним из острых проблем рационального использования рабочей силы в условиях глобализации и перехода к рыночной экономики является качество квалификации рабочей силы, особенно когда экономика страны сопровождается падением спроса на труд, несоответствием уровня образования, безработицей, миграцией и т.д. В условиях рыночной экономики Таджикистана эти проблемы весьма ощутимы. Следовательно, в целях эффективного регулирования рынка труда в условиях трансформационного периода, где социальная политика государства является весьма актуальным, реализация экономических механизмов регулирования внутреннего рынка трудовой миграции является весьма необходимым. В период нестабильности экономики страны частично были разрушены отрасли народного хозяйства, соответственно уровень бедности, который в 1999 году составлял - 81%, к 2014 году понизился до 30%»[1] Республика Таджикистан для эффективного регулирования занятости в период независимости принял ряд документов, имеющий стратегический характер, такие как: Государственная программа содействия занятости населения РТ на 2018-2019 гг., Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года и т.д. где заложены ряд мер способствующих развитию механизмов регулирования внутреннего рынка труда. Но, несмотря на все эти принятые меры, вопрос организационно-экономический механизм внутреннего рынка труда трудовой миграции все ещё является актуальным и нерешенным. Целю исследования заключается в выявлении аспектов организационно-экономического механизма внутреннего рынка труда трудовой миграции и сформирования приоритетных направлений совершенствования механизмов регулирования трудовой миграции на внутреннем рынке труда Республики Таджикистан. Объектом исследования является нынешний механизм регулирования внутреннего рынка трудовой миграции Республики Таджикистан. Предметом исследования является существенные факторы возни кающиеся в процессе организационно-экономического механизма внутреннего рынка труда трудовой миграции Республики Таджикистан. Исследование рынка труда, занятости и безработицы, как социального явления приводятся для того, чтобы найти более приемлемое обеспечение граждан рабочими местами, а также без которого нельзя достичь определенных результатов в сельской местности и его отраслях в целом. Научная новизна исследования заключается в том, что проведено комплексное изучение механизма регулирования внутреннего рынка трудовой миграции, создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, выявлены перспективы развития, а также разработаны рекомендации, направленные на создание условий для возвративших мигрантов, использование внутренних ресурсов. 1. Методы государственного регулирования внутреннего рынка трудовой миграции в Республики Таджикистан. Сегодняшнюю социально-экономическую картину страны невозможно представить без трудовой эмиграции. Она – самое крупное социальное явление периода вхождения Таджикистана в XXI век. Эффективная политика формирования и развития внутреннего рынка трудовой миграции должна обеспечивать действенность механизмов, регулирующих равновесие спроса и предложения на рынке труда. По мнению М.В. Ештокина, под организационно-экономическими механизмами управления трудовыми ресурсами следует понимать единую систему институциональных элементов иерархического уровня взаимодействия и совокупности инструментов, методов и рычагов, которые позволяют оптимизировать процесс воспроизводства социально-трудового потенциала и повысить эффективность управления трудовыми ресурсами[2]. При этом важной задачей является формирование с помощью институциональных и экономических механизмов благоприятных условий для модернизации и инновационного развития социально-экономической сферы отсталых регионов. В связи с тем, что в настоящее время механизм саморегуляции национального рынка труда не в состоянии обеспечить устранение противоречий, порождаемых значительным оттоком населения из регионов, отличающихся низкими показателями социально-экономического развития, возникает необходимость государственного вмешательства в решение проблемы «избыточного предложения труда». В условиях сложного перехода к рынку и формирования рынка труда, в Таджикистане начала развиваться внутренняя миграция, с целью переселения, поиска работы и учебы. Это форма миграции населения в Республике Таджикистан, которая также может влиять на развитие регионов внутри государства, является внутренняя (добровольная) миграция. Это добровольное переселение граждан преимущественно из числа молодого и экономически активного населения на территории своего города или района, либо из одного города или района в другой в пределах одного государства. Переселение осуществляется на основании письменного обращения граждан в местные органы исполнительной власти для обустройства залежных земель, улучшения инфраструктуры села и создания новых рабочих мест, развития сферы сельского хозяйства республики в целях повышения качества и урожайности продукции в сельской местности. Правительство Республики Таджикистан для достижения целей в данной сфере, своим Постановлением от 1 октября 2008 года, №467 утвердило «Положение о порядке внутренней (добровольной) миграции в Республике Таджикистан», а также начиная с 2001 года, последовательно Правительством Республики Таджикистан принимаются среднесрочные Планы по переселению внутренних (добровольных) мигрантов практически во всех регионах страны. Так, за период 2001 - 2014 годы внутри страны добровольно было переселено 9247 семей с общей численностью более 42000 человек. Каждой переселяемой семье местными исполнительными органами государственной власти на бесплатной основе выделялись земли в размере 0,08 гектара для строительства жилья и организации приусадебного участка. Миграционной службой Республики Таджикистан из средств государственного бюджета каждой семье мигрантов в отдельности были выделены льготные кредиты в сумме 1500 сомони. Рисунок №1 Количество семей внутренних (добровольных) мигрантов, которые были переселены в период 2001-2016 гг. Далее, в 2015 году было переселено 481 семей внутренних мигрантов и в 2016 году 505 семей. Таким образом, за период 2001 – 2016 годы всего по республике в новые места проживания переселились 10233 семей мигрантов с общей численностью более 47 тысяч человек. Это большой потенциал молодых семей для развития отрасли сельского хозяйства, и очень многое будет зависеть от эффективной работы местных органов исполнительной власти, которые призваны реализовывать на местах государственную политику в области социально-экономического развития страны[3]. С переходом экономики нашей страны на рыночную систему развития, пути и цели внутренней миграции изменились, из-за недостатка рабочих мест или полного их отсутствие по районам и регионам РТ. Следует отметить, что внутренние трудовые миграционные потоки непосредственно связаны с формирующимся рынком труда, уровнем занятости и жизни населения в регионах. При этом внутренняя миграция характеризуется двумя процессами – переселением и временной трудовой миграцией. Внутренняя миграция в Таджикистане является и причиной, и следствием проблем, свойственных странам с неразвитой экономикой. К негативным последствиям внутренней миграции следует отнести дефицит рабочей силы в сельских районах и развитие неформальной занятости в городах. Также, миграция становится механизмом контроля дисбаланса проблемы занятости, доходов и неразвитости отношений на рынке труда. В условиях неразвитости рыночных институтов и механизмов, миграция становится своеобразным индикатором дисбаланса: остроты проблемы занятости и доходов и неразвитости отношений на рынке труда. Миграция, связанная со сменой места жительства или перемещениями на работу или учебу, наблюдалась в Таджикистане и раньше и регулировалась в большей степени административными методами. И сегодня внутренняя миграция значима, но процесс изменился качественно, так как изменились мотивы миграции. В настоящее время внутренняя миграция в большей степени происходит под воздействием факторов «выталкивания» из-за ограниченности доступа к ресурсам и возможности применения рабочей силы в регионах. Часто мигрируют даже в том случае, когда нет надежной информация об условиях жизни и труда на новом месте. В итоге это не способствует развитию регионов притяжения рабочей силы и приводит к расширению занятости в неформальном секторе экономики и дефициту рабочей силы в целом ряде сельских районов. Сегодня мировой финансовый кризис хотя и опосредованно, но все же реально влияет на внутреннюю миграцию. Во-первых, это влияние связано как с усилением напряженности на рынке труда из-за возвращения внешних мигрантов, так и с давлением на рынок труда определенной части рабочей силы республики, которая вынуждена из-за кризиса остаться и не выезжать на заработки в другие страны, но которая, несомненно, была нацелена на внешнюю трудовую миграцию. Во-вторых, это также связано с сокращением субвенционной поддержи регионов республики из-за снижения налоговых поступлений в бюджет. В условиях, когда большая часть районов республики получает финансовую поддержку в виде субвенций из республиканского бюджета, актуализируется проблема несвоевременности выплат заработной платы, пенсий и пособий, что становится одним из подталкивающих факторов к внутренней миграции. В этом случае усиливается нагрузка на рынки труда крупных городов и их социальную инфраструктуру[4]. Таким образом, внутренняя миграция в РТ, является следственно-причинным фактором слабого социально-экономического развития страны и неразвитой экономики в целом. В период гражданской войны Таджикистан являлся страной выходцев беженцев. В последующем, благодаря активной политике государства все беженцы из Таджикистана (около 1 миллиона человек) были возвращены на родину[5]. В эти же годы произошли существенные изменения и во внутриреспубликанских перемещениях. В начале 90-х годов наблюдалась 69 активная миграция сельского населения в города, но с середины 90-х эта тенденция ослабла. Доля внутриреспубликанской миграции в миграционном обороте составляет более 70%. Основной поток мигрантов из сел наблюдается по направлению к крупным и большим городам. В Душанбе с 1999 года отмечается миграционный прирост в размере 1-2 тыс. чел. в год, а численность населения за этот период выросла на 15%. Численность населения больших городов выросла на 21%, а средних и малых городских поселений – только на 3,4%.
Таблица №1[6] МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ СЕЛ В ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ (данные статистической отчетности - тысяч человек)
гг. Из числа сельских жителей
находятся в городских поселениях в том числе:
учатся в городах работают в городах и поселках
1990 121,8 28,5 93,3
1992 153,7 26 127,7
1994 188,3 - -
2002 164 48,3 115,7
2004 207,6 44,8 162,8
2006 153,2 45,6 107,6
2008 278,5 53 225,5
2010 281,1 51,8 229,3
2012 266,2 56 210,2
2014 295,4 57,7 237,7
2016 293 55,3 237,7
2017 - - -
Необходимо, отметить, что в Республике Таджикистан за последние годы очень быстро развивается маятниковая миграция. Такой вид миграции, который связан с краткосрочным переездом из села в город на обучение, предпринимательства или для временного жительства. Процесс маятниковой миграции не регулируется законодательством в Республики Таджикистан. Причинами роста маятниковой миграции являются отсутствие рабочих мест в сельской местности и снижение жилищного строительства в городских поселениях. Городские поселения, в настоящее время, не в состоянии принять большое количество мигрантов. Кроме того, тяжелый и низкооплачиваемый сельский труд не привлекает сельских жителей, и они ищут более высокодоходное занятие с достойными условиями труда в городах. Уже сейчас в хлопковом производстве не хватает квалифицированных работников – поливальщиков, механизаторов и агрономов, которые традиционно были мужскими профессиями. Вопросы состояния занятости и безработицы на рынке труда особенно для сельского населения исключительно актуальны для национальной экономики Республики Таджикистан, так как необходимо сохранить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал, особенно сельского населения, без привлечения, которого нельзя обеспечить экономический рост не только аграрного сектора экономики, но и национальной экономики в целом. Исследование проблем возвратившихся трудовых мигрантов в городе Душанбе, РРП и Хатлонской области выявил, что возвратившиеся трудовые мигранты были заняты в основном на малоквалифицированных работах в строительстве (разнорабочие, грузчики, строительные рабочие). Всего порядка 45% от всех занятых. Около 30% было занято в сфере услуг и торговле. Остальные трудились в отраслях промышленности, транспорта, сельского хозяйства (25%). Это корреспондируется с данными по образовательному и профессиональному уровню респондентов[7]. На наш взгляд в условиях трансформации экономики Таджикистана регулирование процесса маятниковой, внутренней трудовой миграции должно основываться на следующих принципах: · защита прав и свобод человека на основе неуклонного соблюдения норм конституционного права; · сочетание интересов личности, региона и государства; · дифференцированный подход к решению проблем различных категорий маятниковых трудовых мигрантов; · развитие системы социального партнерства на всех ее уровнях. Эти принципы позволят сочетать интересы экономически активных граждан с интересами государства и задачами социально-экономического развития отдельных регионов и государства в целом. За последние 10 лет в Республике Таджикистан создано более 1 млн. рабочих мест; постоянные, временные и сезонный особенно из них 350 тыс. рабочих мест для женщин[8]. В тоже время число пенсионеров в стране в среднем ежегодно возрастало на 2,4 процента, и в январе 2019 года достигло 690 тысяч человек[9]. С целью снижения напряженности на рынке труда, Правительством Республики Таджикистан ежегодно создаются более 100 тыс. новых рабочих мест. Руководство страны намерено в ближайшие годы довести эту цифру до 300 тыс. рабочих мест. Однако, если в 2007 году потребность на работников в предприятиях и отраслях всего составила 15529 человек, то постепенно в системе экономических отношений Республики Таджикистан уменьшается до 10335 человек или по сравнению с 2007 на 5194 человек или на 33,3 %. Потребность в сельскохозяйственных работниках в 2007 году всего по официальным статистическим данным составило 554 человек, к 2014 году увеличилось до 647 человек. Наше изучение показывает, что предложение рабочей силы возросло у женщин на 1,2 раза, у молодежи в 1,4 раза, а безработных в 1,3 раза. Спрос на рабочую силу в настоящее время наоборот понизился на 0,7 раза, а нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию повысилась на 2,1 раза. Это свидетельствует о том, что кризисная финансово-экономическая ситуация сильно повлияло на развитие деятельности в сферах национальной экономики. За последние годы наблюдается тенденция уменьшения количества въезжающих трудовых мигрантов в Российскую Федерацию и увеличение количества возвратившихся граждан. По всей вероятности такая тенденция будет продолжаться в связи с кризисом в экономике Российской Федерации. С другой стороны большое количество депортированных из России сильно повлияло на внутренний рынок труда. Об этом свидетельствует обращение граждан в службы занятости в сельском хозяйстве находятся в таком соотношении, что если в 2007 году всего распределено и направлено 3626 человек, то в 2014 году было распределено всего 4662. Результаты трудоустройства во всех отраслях национальной экономики повысились к 2014 году до 37,9% рабочими местами или они обеспечили себя необходимой работой. Удовлетворение рабочими местами в сельском хозяйстве тоже основываются на рыночные отношения и колеблются в движущей траектории других отраслей национальной экономики. Уровень безработицы зависит от увеличения его численности, и имеют тенденцию к повышению[10].

«Мардикор-базары» Внутренние трудовые миграционные потоки формируют и так называемый неформальный рынок труда – «мардикорбазары» в столице и областных центрах республики. С фарси слово «мардикор» переводится как «мужская работа». Мардикорами, как правило, называют тех, кто нанимается на поденную или просто сдельную временную работу. Такие базары действуют в основном в крупных городах республики – Душанбе и Худжанд. Обследования показали, что в поисках временной работы сюда приезжают в основном из близлежащих районов (например, в г. Душанбе из близлежащих районов – Варзоб, Рудаки, Вахдат) как неквалифицированные работники, так и люди, имеющие высшее образование. Работу мигранты находят чаще всего неквалифицированную, поэтому их собственные профессиональные навыки постепенно утрачиваются. Рабочий день мигранта на таком рынке обычно не нормированный и связан с выполнением определенного объема работ. Несмотря на тяжелейшие условия труда, мигранты предпочитают не заключать официальных договоров о найме, отдавая предпочтение нелегальной работе и рискуя быть обманутыми (невыплаты обещанных заработков – дело почти обыденное). В легализации трудовых отношений не заинтересованы ни сами мигранты, ни работодатели. На «мардикор-базарах» в основном представлены сельские жители. Важнейшей причиной этого является недостаточно благополучная (относительно городов) ситуация на сельских рынках труда. Высокий прирост трудовых ресурсов, аграрное перенаселение и недостаточно развитая сфера приложения труда вне сельскохозяйственного производства являются серьезными факторами, определяющими поиск сельчанами работы за пределами своего постоянного места жительства. Преобладание сельских жителей на «мардикор-базарах» свидетельствует об остроте проблемы занятости в сельских населенных пунктах и малых городах. По данным исследований, проведенных Институтом демографии Академии наук Республики Таджикистан в 2000-2008 гг., в стране появился новый сегмент неформального рынка труда, а именно неформальный рынок женского труда. Количество женщин, предлагающих свой труд на этом рынке, составляет 1-2% от всех неформально занятых и их число, по прогнозам Института демографии, будет увеличиваться. Это предполагает принятие серьезных государственных мер по поддержке безработных женщин. Феномен неформального женского «мардикор-базара» сегодня более развит в сельских районах страны. Временная работа на «мардикор-базарах» является одной из первых предпосылок для вовлечения населения в потоки внешней трудовой миграции. Люди на внутренних рынках труда приобретают определенный мигрантский опыт и, спустя некоторое время, предпринимают более дальние поездки. Существующая практика работы на «мардикор-базарах» не может рассматриваться как серьезная альтернатива внешней миграции. Однако наблюдаемая в последние годы в Таджикистане тенденция возврата ранее выехавших за пределы страны мигрантов, повышает вероятность пополнения рядов мардикоров. Один из стихийных «мардикор-базаров» в городе Душанбе находится на окраине города, у шоссе, ведущего в сторону рынка на Гипроземе. Здесь ежедневно собираются разнорабочие мужчины (мардикоры), ищущие работу. На этот базар выходит от пятидесяти до 100 человек ежедневно. Возраст самый разный - есть и молодые, встречаются и мужчины, которым за 40 лет. Как правило, при себе они имеют рабочую форму и необходимые инструменты. Работодатели разные. Это и достаточно обеспеченные люди, и «простое» население, имеющие потребность в выполнении небольших ремонтно-строительных работ. При этом у «обеспеченных людей» спрос связан с выполнением работ по перенесению тяжестей, рытью траншей и арыков, т.е работ, связанных с монотонным физическим трудом, а «простое» население в относительно большей степени нуждается в небольшой починке систем водо-, энергоснабжения и проведении текущего ремонта жилых помещений и построек. Как только к группе мардикоров подъезжает машина, они тотчас выбегают на проезжую часть, предлагая свои услуги потенциальному работодателю. Существует и внутренняя трудовая организация - мардикоры объединяются в небольшие мобильные бригады из 2 - 5 человек. «Какая у вас работа? Возьмите меня! Я все сделаю дёшево!». Эти слова услышит любой, кто подойдёт к толпе разнорабочих[11]. Для регулирования внутреннего рынка трудовой миграции, создания новых рабочих мест и развития предпринимательства органы управления села на районах уровнях и джамоатов должны находиться в тесной взаимосвязи по регулированию реальных сложившихся ситуаций в области рынка труда, занятости и безработицы. До сегодняшнего дня вопросами занятости, миграции занимается в основном Министерство труда и занятости населения Республики Таджикистан. Это проблема не одного министерства, а всех ведомств. Целесообразно создать условия эффективной занятости в контексте социально – ориентированной рыночной экономики, которая обеспечивает достойным доходом, положительным ростом человеческого капитала и ее уровня интеллектуальных способностей и профессионализма, который может способствовать конкурентоспособности на рынке труда, занятости и безработицы не только в сельском хозяйстве, но и других отраслях внутреннего и внешнего рынков.
Основные выводы и предложения
1. Положение на рынке труда Республики Таджикистан в ближайшее время во многом зависит внутренних и внешних факторов. В настоящее время в республике наблюдается рост экономического развития (особенно в строительной отрасли) и снижение уровня бедности населения. Начался реэмиграция мигрантов – строителей. В целях формирования гибкой политики занятости населения целесообразно активизировать функцию посредников в трудоустройстве, направив усилия бирж труда на обеспечение открытости, максимально полной информационной насыщенности рынка, сглаживание диспропорций спроса и предложения и т.д. В настоящее время в республике функционирует 15 частных агентств занятости, что это мизер, а необходимо более 200 – 300 ЧАЗ – ов. Целесообразно - во всех районах, городах, областях создать ЧАЗ – ы, Минтруд с помощью своих представительств в России обеспечивает информацией, договорами, контрактами, а ЧАЗ – ы организуют организационный набор, как внутри республики, так и за ее пределами. Государство пусть поддерживает на начальном этапе их деятельности. 2. Учитывая высокий степень сезонных колебаний по ключевым вопросам рынка труда - занятость, безработица, внешняя трудовая миграции, движение трудовых ресурсов систематический следует проведений мониторинг формирования и развития рынка труда с целью сбора и изучение данных путем проведения специализированных ежеквартальных обследований домохозяйств по вопросам занятости населения, сфокусированных на ключевых показателях занятости специфичных на развитие рынка труда. 3. Создать координационный совет по проблемам реинтеграции и занятости возвратившихся трудовых мигрантов. 4. Система мер по социальной защите населения от безработицы на основе установленное государством право на бесплатную профессиональную подготовку сельского населения, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан по направлению службы занятости и создание условий для профессионального образования незанятого населения предлагает необходимость решения следующих задач: - изменить профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов сельского населения, в соответствии с потребностями сферы деятельности аграрного сектора; - повысить работоспособность конкретных работников на рынке труда; Для этого деятельность структур службы занятости в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров из числа незанятых граждан сельской местности должна быть направлена, как на снижение безработицы, так и на совершенствование профессионально-квалификационного состава трудового потенциала страны. Здесь уместно заметить, что безработица в современных условиях может негативно воздействовать на процесс рационального использования экономического потенциала сельских территорий Республики Таджикистан. 5. Создать в областях центры реинтеграции трудовых мигрантов для оказания всесторонней помощи и необходимых услуг возвратившимся трудовым мигрантам. 6. В Таджикистане 63 – ПТУ, колледжи. Какая то техническая база имеется. На базе этих учебных заведений организовать курсы. То есть надо превращать профтехучилище центром пред выездной подготовки. В Таджикистане более 4000 общеобразовательных школ. Многие из этих школ имеют современную техническую базу. Надо использовать, особенно привлечь выпускниц школ, молодых семьей, женщин. 7. Создание необходимой бизнес-среды в сельском хозяйстве, обеспечивающей организацию и развитие различных форм сельского предпринимательства, а также кооперативов, обслуживающих производителей сельскохозяйственной продукции. 8. Необходимо совершенствование законодательства РТ по оказанию услуг возвратившимся трудящимся мигрантам и членам их семей в области миграции, занятости и социальной сферы. 9. Нет в республике эффективных информационных каналов. Нет мягких сил вообще, о чем стоит подумать серьезно. 10. Создать государственную службу при Минтруде РТ правовой помощи жертвам дискриминации и поддерживать помощь таким людям. 19. Создать социальную сеть в виртуальной реальности, которая станет площадкой для развития человеческого потенциала, общения и ведения бизнеса. Технология общения и передачи фотографий, видео и других изображений является наиболее востребованной в наше время.

[1] Первое исследование воздействие Документа Стратегия Снижения Бедности (ДССБ) на сокращение уровня бедности в РТ, ПРООН и НСИФ, Душанбе, 1999

[2] Белокрылова О.С., Залозная И.Н., Янжинова Н.А. Модернизация государственной политики на рынке труда депрессивных регионов в посткризисной экономике. Ростов-н/Д., 2005. С. 110–111.

[3] А.А.Бабаев Трудовая миграция – как фактор инновационного развития государств приема и отправки мигрантов

[4] Национальный отчет по человеческому развитию 2008-2009 гг.

[5] Куддусов Д. Обзор рынка труда в Таджикистан / Д. Куддусов, Отчет Европейского Фонда Образования. –Душанбе, 2010. – 132c.

[6] Рынок труда в Республике Таджикистан – 2017 с.83.

[7] Более подробно: Исследование проблем возвратившихся трудовых мигрантов в городе Душанбе, РРП и Хатлонской Области Душанбе 2017

[8] www/president.tj:Послание Президента Республики Таджикистан Э.Рахмон 20 января 2016 г.

[9] Речь Лидера Нации Эмомали Рахмона На Встрече С Работниками Финансовой, Налоговой, Таможенной и Банковской Сфере Страны. 10 мая 2019 года

[10] Рассчитано по: Статистика ежегодник Республика Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2015. -С.97. Рынок труда Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2015. - С.127-143

[11] Национальный отчет по человеческому развитию 2008-2009 гг.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся