Евразийское обозрение

О состоянии российско-монгольских отношений

26 декабря 2019
Распечатать
Авирмэд ДАВААСУРЭН
В новых условиях рыночных отношений, начиная с 1990-х годов, Монголия и Россия продолжают придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела друг друга, принципов равноправия, взаимной выгоды и взаимного уважения интересов сторон. Обзор наших отношений говорит о том, что в эти годы поступательное развитие происходило в наибольшей степени лишь в политической и геополитической сферах, а в торгово-экономической и инвестиционной областях наблюдается застой. Так, с 1990-х годов со стороны РФ в Монголию не было внесено существенных инвестиций, объём двустороннего торгового оборота с каждым годом уменьшался, а торговые убытки монгольской стороны увеличивались. К примеру, если во внешнеторговом обороте Монголии в 2000-м году Россия занимала 22,1% (9,7% в монгольском экспорте и 33,6 в импорте страны), то в 2018 году этот показатель снизился до 13,9 % (1,2 % в экспорте и 29,1 % в импорте). И хотя всё это можно было бы рассматривать как следствия безоговорочного выбора двумя странами пути демократических преобразований и рыночной экономики, распада Советского Союза и ликвидации социалистического строя, изменения соотношения (в первую очередь – военного) между основными сверхдержавами мира, в целом изменения политического климата в мире и интенсивности глобализации, всё же существует множество причин, зависящих непосредственно от самих стран. К примеру, множество ратифицированных между государствами, правительствами и министерствами обеих сторон документов остались на бумаге, налицо отсутствие внимания вопросам претворения их в жизнь, потеря времени, недопонимание друг друга. Так, визиты глав Российской Федерации в Монголию всегда совпадали с годовщинами празднования Победы на р. Халхин-Гол: визит Президента РФ Д.Медведева на 70-летие Победы на р.Халхин-Гол в 2009 году, Президента РФ В.Путина на 75-летие в 2014 году и главы российского государства В.Путина на 80-летие Победы на р.Халхин-Гол в 2019 году. Это указывает на то, что российская сторона тем самым ещё и ещё раз хотела напомнить свою ключевую роль, которую она сыграла в этой войне, а также важную роль России в защите монголов и укреплении свободы и независимости Монголии. Никто в Монголии этого и не оспаривает, но важно понимать, что такой формат обменов на высоком уровне отодвигает вопросы экономического сотрудничества на второй план. Но сегодня исторической основы наших добрососедских отношений недостаточно, их надо укреплять экономически. Необходимо двусторонние политические отношения выводить на самый высокий уровень, но с сожалением приходится констатировать, что продвижения и прогресса в торговой, экономической и инвестиционных областях не наблюдается. По прежнему сохраняются импортные тарифные и нетарифные барьеры на продукцию животноводства монгольского происхождения и по предоставлению льгот. А ведь этот вопрос поднимается каждый раз начиная с 1990-х годов во время встреч глав государств и правительств двух стран, в ходе всех заседаний межправкомиссий! И в итоге главным, если не единственным, положительным результатом остается возврат к взаимному безвизовому режиму поездок для граждан обеих стран с 2014 года, других каких-то продвижений и прогресса не наблюдается. Надо признать, что одной из важных причин тому являются такие факторы, как политическая и институциональная нестабильность в Монголии, непоследовательная политика нашего государства и его высшего руководства, а также постоянные изменения в правовой среде относительно иностранных инвестиций, связанных с владением крупными месторождениями полезных ископаемых. Еще одним негативным фактором в развитии двусторонних отношений и сотрудничества являются нерациональные назначения Чрезвычайных и Полномочных Послов Монголии в РФ (в зависимости от их партийной принадлежности, а не от дипломатического опыта), как правило - отличающихся своим непрофессионализмом. Официальный визит Президента РФ В.Путина в Монголию 3 сентября 2019 года и такие его составные элементы, как выступление Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова на центральной площади Улан-Батора и демонстрация воздушного шоу четырёх военных истребителей СУ-30, вновь вызвали у монгольского народа надежду на коренное улучшение отношений между нашими странами. Эти надежды вновь и вновь возникают в ходе каждого визита глав российского государства у значительной части монгольского народа, особенно старше среднего возраста, любящих русский язык, русскую культуру и искусство. Во время этого визита тоже было подписано порядка 10 межправительственных и межведомственных документов. Монгольская сторона вновь выступила с предложениями по расширению и развитию экономических отношений, восстановлению прежнего уровня сотрудничества в области геологоразведки и горнодобывающей промышленности, модернизации “Улан-Баторской железной дороги”, получению льготного кредита в размере 100 млрд. рублей на строительство новой железной дороги. И хотя монголы терпеливо ждут своих русских друзей, но, надо признать, монгольская интеллигенция начала терять уверенность в перспективах осуществления ожиданий от этих визитов. И действительно, вероятность выполнения договоренностей, в особенности связанных с модернизацией железных дорог со стороны России, видимо, действительна невелика. Анализ показывает, что во внешнеполитических документах России государственная политика в отношении Монголии расплывчата, в трёх предыдущих документах Концепции внешней политики РФ Монголия не упоминается вообще. Единственно, в рамках региональных приоритетов Концепции внешней политики, которые были пересмотрены в 2013 и 2016 годах, упомянуто “укрепление традиционных дружественных отношений с Монголией”1. Это подразумевает, что Монголия находится в сфере геостратегических интересов России, и сложно думать, что может быть иначе, потому что наша страна непосредственно граничит с ней и была под её влиянием десятилетиями. Есть много признаков желания усилить российское влияние в Монголии, и в первую очередь – с целью приоритетного участия российских предприятий в монгольской горнорудной промышленности. При этом порой политика РФ в отношении Монголии довольно жёсткая, а чаще – просто непоследовательна. К примеру, не были выполнены многолетние обещания по строительству ТЭС на реках Селенга и Дэлгэр, увеличению доли монгольской стороны в акциях монголо-российского акционерного общества “Улан-Баторская железная дорога” до 51%, по развитию УБЖД - строительства двойной железнодорожной линии, электрификации и резкому повышению мощности грузоперевозок. Понятно, что успешное развитие отношений стратегического партнёрства напрямую зависит от выгод экономического сотрудничества. Обычно встречи на высшем уровне и закладывают основы стратегического партнёрства. Но реальная выгода и эффективность проявляются в интенсивном развитии торгово-экономического сотрудничества. Доктор исторических наук, монголовед из Института Востоковедения В.В. Грайворонский пишет: “С 2009 года российско-монгольские отношения носят в целом символический характер. И хотя внешне кажутся эффективными, но в действительности ранее утверждённые соглашения и договорённости не осуществляются”. И с этим трудно не согласиться. Давно ожидаемое подписание Меморандума “О строительстве газопровода из РФ в КНР через территорию Монголии” во время визита Премьер-министра Монголии У.Хурэлсуха в РФ 3-6 декабря 2019 года привело к расколу монгольской общественности на два фронта: одни говорят о том, что Китаю газ в таком объеме не нужен, и он откажется присоединиться к проекту (в таком случае подписание вышеназванного меморандума окажется очередным шоу, рассчитанным на монгольскую публику, говорят они), другие же полны веры и надежды, они мечтают о выгодах, которые может получить народ при строительстве газопровода через территорию Монголии. В любом случае, стороны заключили Меморандум, Президент РФ В.Путин обязал Исполнительного директора компании “Газпром” Алексея Миллера изучить вопрос строительства газопровода из РФ в КНР через территорию Монголии, и теперь лишь остаётся надеяться, что вопрос будет разрешён в положительном ключе для монголов. Но ведь еще и Монголии необходимо прежде всего официально обратится к КНР с вопросом о строительстве газопровода через свою территорию, обосновать его, указав при этом выгодны, которые от такого решения получит Китай. А в случае положительного ответа подписать точно такой же Меморандум с этим государством, далее внести в список на обсуждение вопросов во время встречи на высшем уровне глав России, Монголии и Китая в рамках Экономического коридора и добиваться решения по этому вопросу. Поэтому ожидать того, что только от России зависит это решение, не стоит. В конце хотелось бы сказать о том, что простые граждане двух стран вправе ожидать, что Договор “О дружественных отношениях и комплексном стратегическом партнёрстве” (если на самом деле Россия и Монголия заключили его) действительно станет важным инструментом развития двухстороннего сотрудничества, что восстановление уровня отношений между нашими странами будет базироваться не только на поиске геополитических выгод друг от друга, но и экономическое взаимодействие, и что общение на высшем уровне исключит элементы шоу, а подписанные соглашения (как «большие», так и «малые» вопросы) будут неукоснительно выполняться. И ключевую роль в решении этих вопросов должны сыграть Посольства двух стран, другие наши дипломатические и торговые представительства. Использованные материалы: - Концепция внешней политики Монголии.//20-летие Концепции внешней политики Монголии. Улан-Батор. 2014 - Сборник статистики Монголии 2018. УБ.2018 - А.Тувшинтугс. Порядок современного мира и стратегическое партнёрство между Россией и Китаем. // Стратегическое исследование. №42 (2/2008) - Б.Даваадорж. Политика России в отношении Монголии в 2009 году.// Стратегическое исследование. №49 (1/2010) - В.В.Грайворонский. Проблемы современных российско-монгольских отношений. Международные исследования. 2014.№1 - К.А.Кокарев. Некоторые уникальные международные ситуации и российско-монгольские отношения. Стратегическое исследование. №68 (4/2014) - В.Грайворонский. Некоторые особенности российской политики в отношении современной Монголии. Стратегическое исследование. №40 (4/2007) - Концепция национальной безопасности.//http://www.nsc.gov.mn/?q=ns-concept - Россия и Монголия на пути стратегического партнерства. М.2011 - Путин и глава Монголии обсудят подготовку программы стратегического партнерства. //http://www.oilru.com/news/460401/ - Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем. Концепция внешней политики Российской Федерации. mid.ru/ А. Даваасурэн в 1997 г. закончил факультет “Мировая экономика”, а в 2001 г. - аспирантуру Иркутской государственной экономической академии (ИГЭА), защитив диссертацию на соискание кандидата экономических наук по теме “Межрегиональное торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Монголией: проблемы и перспективы”. В 2014 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Пространственная организация региональной экономики Монголии: теория и практика” (на базе диссертационного совета при Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления, г. Улан-Удэ). В 2000-2004 гг. работал советником по экономическим вопросам парламентского большинства Великого Народного Хурала Монголии, затем в преподавал на кафедре “Финансы” Экономического Института Монгольского госуниверситета (с присвоением звания “доцент”). В 2006г. А. Даваасурэн работал директором Института менеджмента и технологии Университета Министерства обороны Монголии. В 2007г. А. Даваасурэн был назначен заместителем начальника Департамента чрезвычайных ситуаций МЧС Монголии. В 2008г. работал как национальный консультант субпроекта “Менеджмент противоречия интересов государственных служащих” проекта “Поддержка государственности”, финансированного Всемирным банком и реализованного в системе Антикоррупционного комитета Монголии. С 2008г. до сегодняшнего дня А. Даваасурэн работает ведушим научным сотрудником и заведующим отделом исследований регионов и международных организаций Института международных отношений Академии наук Монголии. В 2010 г. - проректор по социально-экономическим вопросам Государственного Института торговли и производства, также, в 2010-2011 гг. являлся проректором по экономике и развитию Монгольского государственного университета искусства и культуры. А.Даваасурэн написал более 130 научных статьей и тезис-докладов, давал многочисленные интервью в газетах и СМИ, где отражалось его мнение по совершенствованию и улучшению государственного управления экономикой Монголии. А.Даваасурэн с 2014 г. является Президентом Ассоциации развития Монголо-Российского делового сотрудничества, членом диссертационного совета по присвоению звания доктора экономических наук Академии наук Монголии, а также членом диссертационного совета кандидата экономических наук при Монгольском государственном университете, членом Ассоциации монгольских выпускников советских и российских вузов. Сфера его научной деятельности: макроэкономические проблемы, экономическое планирование, прогнозирование и стратегирование, региональная экономика, методика использования экономических механизмов регулирования экономики, бюджетная, внешняя и денежно-кредитная политика.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся