Евразийское обозрение

Главный политический риск для Монголии, не замеченный Jargaldefacto

18 ноября 2019
Распечатать

Весной прошлого, 2018 года мы проводили в Улан-Баторе презентацию своего журнала «Большая Евразия» и пригласили на неё известного монгольского политолога Д. Жаргалсайхана. Он отозвался, и своим участием серьезно поднял уровень нашего мероприятия. Это очень эрудированный эксперт, опытный политик, и просто приятный человек. С тех пор я регулярно захожу на его сайт www.jargaldefacto.com в поисках правдивой и взвешенной информации по ситуации в Монголии. Время от времени я открываю подаренную им книжку под вызывающим названием «Монголия на пути к капитализму», несколько чаще читаю издаваемую и рассылаемую Жаргалсайханом газету «The Defacto gazette». И каждый раз убеждаюсь в том, что, с одной стороны Жаргалсайхан – один из самых последовательных сторонников укрепления законности и развития демократии в Монголии, а с другой – в том, что представления о демократии у нас с ним порой диаметрально противоположенные.

Непосредственным поводом к этим моим заметкам стали опубликованные в «The Defacto gazette» его материалы, посвященные «угрозам монгольской демократии». Как всегда, у этих материалов названия громкие, и говорящие. На этот раз – «Отступление от ДЕМОКРАТИИ» и «ТРИ РИСКА гражданского общества». Главная из этих угроз, по мнению Жаргалсайхана – это проект закона «О некоммерческих организациях» (ранее он назывался «Закон о неправительственных организациях»). Он считает, что принятие этого закона чревато тремя рисками. Это риск ограничения деятельности НПО, риск оставления НПО без финансирования и риск увеличения участия государства в НПО. В целом Д. Жаргалсайхан обвиняет монгольские власти в «подготовке почвы для введения ограничения конституционного права граждан на свободу объединений».

В связи с тем, что я и сам подумывал о создании в Монголии международной некоммерческой организации (нечто вроде Think tank со специализацией на темах Экономического коридора Китай – Монголия – Россия и Большой Евразии), меня выводы Д. Жаргалсайхана взволновали, и я решил более предметно поизучать ситуацию с некоммерческими объединениями в Монголии. Залез, естественно, в интернет, и при помощи гугловского переводчика (кстати, он довольно внятно делает перевод с монгольского на русский язык, не говоря уже про английский) набрал довольно много интересных фактов. В частности, что, по данным Министерства юстиции и внутренних дел, на июнь 2019 года в Монголии официально зарегистрировано более 20 тысяч НКО (и это – на 3 млн. населения!), но реально из них действует менее половины. Но зато большинство из них финансируется из-за рубежа! Первая же попытка поискать в Гугле словосочетание "Democracy in Mongolia" дала десятки тысяч результатов и интересных фактов! Например, я узнал, что «Монгольский союз молодежи» реализует проект «Движение без воров». Активисты этого «движения» включают монгольских политиков в «черный» или в «белый» список по степени их «коррумпированности». Но при этом, оказывается, МСМ согласовывает эти списки с руководством таких американских структур, как «Корпус мира» и USAID! Теперь понятно, почему в «черный» список, в основном, попадают те из монгольских политиков, которые считаются «пророссийскими»!.. А попав в такой «черный» список уже маловероятно, что попадешь в число депутатов ВГХ!.. Вот такой незатейливый способ вмешательства во внутренние дела суверенного государства Монголия! Но если бы только это!.. Честный Гугл сообщил мне, что в Монголии активно работает с местными политиками (в основном – с парламентариями) и их электоратом Международный Республиканский институт – НПО, которое в 2016-м году запретили в России – как раз по причине грубого вмешательства во внутренние дела нашей страны! Этот МРИ регулярно организует поездки монгольских законодателей и других заметных монгольских политических лидеров в США, а это вполне можно расценивать как их подкуп. Уже десять лет в Монголии существует “Mongolian Association of State Alumni”, которая тоже организует обменные программы для монголов. И все бы нормально, но финансируется эта ассоциация напрямую Госдепом США, а вовсе не за счет членских взносов! Монгольскими СМИ вплотную занимается, а многие из них – и напрямую финансирует НПО “Globe International Mongolia”. В её уставе так и записано: - Вопросы свободы выражения, информации и СМИ. Эта же организация не оставляет без внимания вопросы «защиты прав человека» в Монголии, своими инструментами пытается на монгольскую позицию по Украине и КНДР, и даже в отношении Организации по запрещению химического оружия. Её цепкие руки дотянулись даже до государственной радиостанции «Голос Монголии»! И опять!.. – сама эта «некоммерческая организация» финансируется Посольством США, пресловутыми USAID и Фондом Сороса и другими «зарубежными грантодателями».

Господи, да кого же там, в Монголии, только нет!.. Активно действуют The Asia Foundation, уже упомянутые IRI (Международный Республиканский институт) и Фонд Сороса, Международный корпус милосердия, Церковь адвентистов седьмого дня (ADRA) и мормоны, Global Communities и Global International and Transparecy, Гринпис, Американский центр монголоведения и приснопамятная Amnesty International, и т.д., и т.п… И это только англосакские радетели монгольской демократии, а ведь еще есть и европейские, и турецкие, много арабских НПО и фондов…. Они проводят тренинги, активно работают непосредственно с населением в худонах (сельской местности), в юрточных взрывоопасных предместьях Улан-Батора, в школах и вузах. Не остались без их денег и внимания сотрудники правоохранительных органов и армия Монголии, бесцеремонно эти НПО влазят в сферу законотворчества и судебной независимости, горнорудной промышленности и банковской деятельности. Сегодня идет почти неприкрытый «наезд» на законно избранного президента Монголии Х. Баттулгу. И везде прикрываются лозунгами демократии, «прозрачности и открытости», «целей гражданского общества». Судя по финансовым отчетам, денег на Монголию не жалеют, особенно американские структуры, замаскированные под НПО. На субподряде у них – значительная часть монгольского некоммерческого сектора, за их счет сегодня кормятся тысячи активистов (которым, естественно, приходится отрабатывать все, поставленные перед ними, цели и задачи!). С учетом такого количества зарубежных благодетелей на скромных 3 млн. населения Монголия уже давно должна была бы стать мировым оплотом демократии и благоденствия, но как-то непохоже… Больше похоже на то, что из Монголии пытаются сделать еще один серьезный плацдарм для противостояния России и Китаю. А еще очень похоже на то, что творилось в России до принятия в 2012-м году поправок в Федеральный Закон «О некоммерческих организациях». Эти поправки наделили статусом «иностранный агент» те российские некоммерческие организации (НКО), которые: · занимаются «политической деятельностью» на территории России (организация «участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях; · получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».

(цитирую по Википедии).

Вот и хотелось бы мне указать Д. Жаргалсайхану на еще один, и при этом очень серьезный риск и для монгольской демократии, и для монгольских НПО, и для самой Монголии в целом. Это риск оказаться полностью подконтрольным, с политической точки зрения, т.н. «третьему соседу», если не принять и свой, монгольский закон «об иностранных агентах». Точно так же, как это сделали, например, США, приняв еще в далеком 1938 году закон FARA (Foreign Agents Registration Act), как Россия в 2012-м, а следом, в 2014-м году, Украина (там, правда, под давлением Посольства США через месяц этот закон отменили…), жестко контролируется деятельность НПО с иностранным участием в Великобритании, в Израиле, в Индии, в Германии и других странах, ответственно подходящих к своей безопасности и политическому суверенитету.

Если Монголия тоже озаботится этими вопросами, и тоже пойдет по пути ограничения бесконтрольной деятельности иностранных НКО, то при этом надо будет обязательно, в отличие от российского закона, очень четко дать определение понятию «политическая деятельность» с тем, чтобы «не загремели под фанфары» и те некоммерческие организации (НКО), которые занимаются в Монголии реально полезной общественной деятельностью, пусть даже и на иностранные деньги.

А самому Д. Жаргалсайхану я бы посоветовал четко сформулировать то, что он считает демократией вообще (при этом сформулировал, желательно, с учетом монгольского опыта государственности и монгольского менталитета, а не на основе заклинаний об абстрактных «мировых принципах демократии», являющихся прямой дорогой к практике двойных стандартов).

P.S.

Наверное, у меня есть моральное право рассуждать про некоммерческий сектор в целом, ведь наша некоммерческая организация «Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ» существует с 1989 года! Правда, в связи с изменением российского законодательства нам пришлось её пару раз переименовать, но слово ИнтерБАЙКАЛ до сих пор сохранили в качестве своего короткого названия. Главными темами нашей деятельности все эти годы были вопросы устойчивого развития Байкало-Монгольской Азии. Нами были реализованы заметные проекты по развитию экотуризма и народной дипломатии, в первую очередь – с Монголией. Мы много раз писали заявки на гранты, иногда получали какую-то мелочевку, а однажды Фонд «Евразия» даже выделил нам 10 тыс.$ на исследование социально-экономических последствий строительства каскада гидроэлектростанций на Ангаре!.. Тогда, в середине «лихих 90-х», это была серьезная поддержка для нас. Сегодня, в связи с введением понятия «иноагент» в российскую юридическую практику писать заявки в зарубежные фонды – это серьезный риск!... Кроме того, наши журналы мы издаем на рекламу, которую иногда нам дают и зарубежные рекламодатели. Поэтому не исключено, что какой-нибудь ретивый правоохранитель попытается обеспечить себе продвижение по службе за наш счет на основе факта «зарубежного финансирования». То есть, у нас тоже были основания настороженно относиться к понятию «иностранный агент». Но, сравнив свои опасения с теми рисками, которые несло в себе все увеличивавшееся вмешательство, через подконтрольные НПО, «коллективного Запада» на политическую дееспособность Российской Федерации, понимаешь, что это, мягко говоря, вещи несопоставимые. Ладно, обойдемся, тем более, что сегодня в России эффективно действует программа Президентских грантов, и нам уже удалось один раз получить такой грант на свой проект «Большая Евразия». Кстати, президенту Монголии я бы рискнул посоветовать изучить этот российский опыт! Ведь, если перефразировать известное высказывание Наполеона, то «государство, которое не хочет поддерживать свои НПО, будет кормить другое государство». А Монголия, имея серьезные минерально-сырьевые ресурсы, интересна в этом плане многим…

Владимир Бережных, директор негосударственного учреждения культуры «Евразийские коммуникации/ ИнтерБАЙКАЛ», главный редактор издательского проекта «Евразийское обозрение» (журналы «Большая Евразия», «Россия и Монголия», «Россия и Китай», «Чайный путь»).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся