За океаном тоже верят в Бога! В этом убедился преподаватель кафедры теологии УГГУ
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Алексей Старостин, заместитель заведующего кафедрой теологии Горного университета, недавно вернулся из поездки по США, где он знакомился с деятельностью американских религиозных объединений. Пройдя конкурсный отбор, Алексей Николаевич стал участником программы профессиональных обменов американского Бюро образовательных и культурных программ. В Штатах преподаватель Горного университета пробыл три недели, и сейчас он готов поделиться своими впечатлениями.
В составе нашей группы было всего 6 человек из Екатеринбурга, Хабаровска и Владивостока, которые представляли православие, ислам, иудаизм, баптизм и армянскую церковь. Трехнедельная программа предусматривала посещение пяти городов– Вашингтона, Нью-Йорка, Чикаго, Солт-Лейк-Сити и Нью-Хемпшира. Там нас ожидали встречи с руководителями и активистами религиозных организаций различных деноминаций, правительственных учреждений, исследовательских центров, занимающихся изучением религии, а также организаций, которые занимаются налаживанием межконфессионального диалога.
У еврейского общинного центра в Новой Англии
В каждом городе мы находились в течение пяти дней, этого времени вполне хватило для того, чтобы составить представление о каждом из них. И, конечно же, между ними есть огромные различия. Чиновный Вашингтон не терпит суеты, требует обстоятельности, в отличие от устремившихся в небо Чикаго или Нью-Йорка, где все куда-то вечно спешат. А сонный Нью-Гемпшир в Новой Англии — типичная американская провинция с невысотной застройкой и крайне размеренным образом жизни, словно сошел со страниц романа Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка». По-хорошему провинциальна и столица олимпийских игр 2002 года Солт-Лейк-Сити, современный и комфортабельный город с 200-тысячным населением словно создан для неторопливой и спокойной жизни, и позволяет человеку сосредоточиться на любимом деле.
На Дне благодарения в Лютеранском храме Солт-Лейк-Сити
Но осматривать достопримечательности времени практически не было. Каждый день у нашей небольшой группы был расписан буквально по минутам и предусматривал визиты в правительственные и муниципальные учреждения, отвечающие за взаимодействие с религиозными организациями, различные церкви, мечети и синагоги, научные учреждения и организации, занимающиеся межконфессиональными проектами.
На берегах Соленого озера
Если кратко охарактеризовать сложившуюся в США систему государственно-конфессиональных отношений, то она определяется 1-й поправкой к Конституции США, которая, в частности, гарантирует, что Конгресс США не будет поддерживать какую-либо религию, либо утверждать государственную религию, а также запрещать свободное вероисповедание. Т.е. поддерживается жесткий принцип разделения церкви и государства и невмешательства религиозных организаций в политику, хотя в то же время свобода совести является одной из главных ценностей американского общества, а уровень религиозности довольно высок. По данным различных опросов каждые шесть из десяти (57%) американцев считают религию важной частью своей повседневной жизни, и лишь для 16% она не имеет особого значения. Наверное, поэтому религиозные организации в США освобождены от налогов, а средства перечисленные верующими в качестве пожертвований уменьшают налогооблагаемую базу жертвователя. Религиозные организации, несмотря на декларируемый принцип разделения церкви и государства, являются активными членами гражданского общества, и выполняют многие социальные функции, в том числе за счет государственных средств. При многих религиозных организациях созданы общественные «организации, основанные на вере» (faith-based organizations), например, католическая служба помощи беженцам (бездомным, инвалидам и т.д.), которые имеет право получать гранты от американского правительства. Часть бюджета этих организаций формируют учредители – конфессиональные организации, а все остальное – гранты и пожертвования.
Встреча в совете по американо-исламским отношениям
Однако есть непременное условие – если ты получаешь государственное финансирование, то ты должен обслуживать всех, вне зависимости от их вероисповедания. И в ряде случаев это очень эффективный инструмент решения социальных проблем. В Солт-Лейк-Сити есть целый квартал, в котором «основанные на вере» организации предоставляют различные социальные услуги для бездомных, а в Чикаго в одном из неблагополучных кварталов единственной общедоступной больницей для всех жителей квартала является клиника «Иман», основанная мусульманами. Довольно эффективно занимаются приемом беженцев, их обучению английскому языку и интеграцией в американское общество соответствующие католические и лютеранские службы в Солт-Лейк-Сити и Новой Англии.
Раввин Дартсмутского колледжа читает Тору
Отдельно хочется сказать об университетах, наша группа побывала в нескольких из них, в частности в Нью-Йоркском университете и Дартсмутском колледже. В каждом из них существуют религиозные студенческие организации, например, объединение студентов-католиков, студентов-иудеев, студентов-индуистов и т.д. У каждого объединения есть свой капеллан (священнослужитель) либо из студенческой среды, либо приходящий из ближайшего храма, либо и вовсе оплачиваемый университетом. Наиболее крупные студенческие общины имеют на территории студенческих городков свои храмы или молельные комнаты. Они находятся в пределах шаговой доступности, так что когда приходит время молитвы, студенты спокойно идут в храм и молятся. И ни у кого это не вызывает недоумения. Во многих вузах есть кафедры и даже факультеты теологии. Курсы теологии включены в обязательную для обучения программу, так как, по словам профессоров, с которыми нам удалось пообщаться, это расширяет кругозор, положительно сказывается на нравственном уровне человека, позволяет трезво взглянуть на роль религии в обществе.
Мусульманская молельная комната в Дартсмутском колледже
Естественно, американские коллеги интересовались у нас, кто чем занимается, как развиваются в России различные конфессии и как складываются государственно-конфессиональные отношения. Приятно было отметить, что многих наших собеседников, особенно вузовских преподавателей, приятно удивил опыт Горного университета, где в подготовке по направлению «Теология» задействованы как светские преподаватели-религиоведы и лингвисты, так и действующие священнослужители, имеющие необходимый педагогический опыт. Такой «смешанный» подход применяется лишь в нескольких американских вузах, хотя, без сомнения, является довольно эффективным.
С профессором теологии в одном из колледжей Новой Англии
На осмысление всего увиденного и услышанного в США, безусловно, потребуется какое-то время: столько было получено информации, которая пригодится как в процессе обучения студентов, так и в практических религиоведческих исследованиях. Хотя наши страны различаются по своему историческому опыту и политической культуре, но верят в Бога там также искренне как у нас, а верующий человек всегда поймет верующего человека, это и служит хорошей основой межконфессионального диалога.
Алексей Старостин,зам. заведующего кафедрой теологии УГГУ