Ислам и миграция

У американцев есть средство борьбы с исламофобией

20 Января 2014
Распечатать

Лучший рецепт борьбы с исламофобией – межконфессиональный диалог! Убеждены в Совете по американо-исламским отношениям

 

Джеральд Ханкерсон

 

Исламофобия – бич западного общества, к сожалению, хорошо знакомая и российским мусульманам. Росту недоверия по отношению к мусульманам содействуют теракты, совершаемые людьми, прикрывающимися религиозными лозунгами, возрастающий уровень иммиграции из мусульманских стран, стремление мусульман жить в западном обществе в соответствие со своей религией. О том как борются с исламофобией в США корреспонденту ИА IslamNews рассказали представители крупнейшей правозащитной организации мусульман США - руководитель отдела по связям с общественностью Чикагского филиала Совета по американо-исламским отношениям (Council on American-Islamic Relations) Джеральд Ханкерсон и его коллеги. 

 

- Джеральд, расскажите, пожалуйста, читателям нашего портала о Вашей организации, ее структуре и основных направлениях работы.

- В этом году исполняется 20 лет деятельности Совета по американо-исламским отношениям и 10 лет нашему филиалу. Наша организация имеет штаб-квартиру в Вашингтоне и 30 филиалов по всей стране. Мы тесно взаимосвязаны, но каждый филиал формирует свою повестку дня, исходя из конкретных событий на местах. Поскольку не в каждом штате есть наш филиал, наши сотрудники обслуживают и соседние штаты, в частности, за Чикагским филиалом закреплены 2 штата и если там нарушаются права мусульман, мы выезжаем на место и разбираемся с этими случаями.

- На какие средства существует Ваша организация?

- Исключительно на пожертвования, - присоединяется к беседе менеджер по финансово-хозяйственной деятельности Чикагского филиала CAIR Мухаммед Аделати. – Мы проводим различные публичные мероприятия по сбору благотворительных средств, а также существуют различные формы пожертвований, скажем, некоторые наши доноры жертвуют по 1 доллару в день на протяжении года, кто-то наоборот дает единовременные пожертвования в размере от нескольких сотен долларов до двенадцати тысяч и выше. Большинство доноров - это члены мусульманской общины Чикаго и его окрестностей - врачи, юристы, IT-специалисты. 

- На что направляются эти средства?

- У нас есть несколько направлений работы, - продолжает Джеральд Ханкерсон. - Самые крупные – это межконфессиональные мероприятия и правозащитная деятельность. У нас есть отдел гражданских прав, это своего рода небольшая юридическая контора, которая помогает защищать права мусульман – граждан США или мусульман – иммигрантов в различных жизненных ситуациях. Ежедневно в нашем производстве находится более 200 жалоб, не меньше. 

- Какого рода жалобы чаще всего приходится разбирать?

- Мы получаем много жалоб и различных писем от мусульман, проживающих в Чикаго, которые связаны с нарушениями их гражданских прав, - поясняют присоединившиеся к беседе сотрудники отдела гражданских прав Кевин Волтер и Ахмед Ра. - Жалобы поступают и на частные компании, и на государственные структуры. Иногда эти жалобы связаны с принятием на работу, иногда с ситуациями, возникающими на улицах, например, с оскорблениями. С нарушениями своих прав сталкиваются школьники, студенты, коммерческие кампании, исламские религиозные организации, которые пытаются получить какие-то разрешения от правительства, много жалоб от заключенных на то, что им не разрешают практиковать религию в пенитенциарных учреждениях.

Кевин Волтер
Кевин Волтер

Кроме того, мы юридически сопровождаем тех мусульман, которые участвуют в процедуре получения гражданства США, к сожалению, для жителей мусульманских стран эта процедура занимает гораздо больше времени, в любой момент времени, у нас на столе более 200 жалоб. Фактически, мы небольшая юридическая контора, как правило, мы стараемся достигнуть внесудебных договоренностей, но в крайних случаях решаем дело в суде. Если же мы не в состоянии решить вопрос, то рекомендуем нашим клиентам хорошие юридические агентства, где им могут помочь в решении этой проблемы.

- А в чем причина?

- По разным причинам – иногда это дискриминация, иногда какие-то административные вопросы, иногда сочетание дискриминации и бюрократии. У служб безопасности США есть списки потенциально опасных людей, там немало мусульманских фамилий, нередко у людей, претендующих на получение гражданства полностью совпадают имена и фамилии с указанными в этом списке, поэтому много времени уходит на дополнительные проверки. 

- А каковы наиболее частые нарушения, с которыми сталкиваются мусульмане - граждане США?

- Наверное, при принятии на работу. При принятии на работу работодатель не дает людям молиться и часто относятся к ним с пренебрежением в силу имеющихся в обществе стереотипов в отношении мусульман.

- А работодатель спрашивает про вероисповедание при приятии на работу?

- Согласно федеральному законодательству, этот вопрос незаконен, единственное исключение, если сам работодатель представляет религиозную организацию. Бывают такие проблемы, что мусульманин - работник хочет помолиться во время рабочего дня, и в этот момент работодатель должен побеседовать с сотрудником, чтобы узнать каковы требования его религии и как их можно удовлетворить в конкретном рабочем месте.

- Федеральное законодательство как-то оговаривает право человека на молитву в рабочее время?

- Нет, про это прямо в законе не сказано, но согласно федеральному законодательству, работодатель должен предоставлять своим сотрудникам возможность практиковать свою религию. 

- Ежегодно Ваша организация выпускает объемные доклады о нарушении прав мусульман в США и об исламофобии, как на это реагируют американские власти и как строятся Ваши взаимоотношения с властями и другими конфессиональными группами?

- Взаимоотношения рабочие, - вновь вступает в беседу Джеральд Ханкерсон. - На стене нашего офиса Вы могли видеть многочисленные письма поддержки, которые мы запрашиваем от конгрессменов, от федерального правительства, от правительства штата, от городских властей, это свидетельствует о том, что нашу организацию признают власти разных уровней. Это помогает нам проводить благотворительные мероприятия и участвовать в межконфессиональном диалоге. Например, у нашего офиса установились дружеские отношения с еврейской общиной города Чикаго, мы проводим немало совместных мероприятий, так как сталкиваемся с общими проблемами. Также у нас хорошие взаимоотношения с католиками, их представители часто присутствуют на межконфессиональных мероприятиях, в которых участвуем и мы. Общая численность мусульман в штате Иллинойс составляет 500 тыс. человек, большинство из них живут в Чикаго и его пригородах, среди них можно найти мусульман со всех континентов. Это уникальная ситуация, в условиях Чикаго все они чувствуют себя одной уммой, забывая о противоречиях и различиях. Мне кажется, что это обусловлено традициями межконфессионального диалога, которые насчитываются в этом городе 120 лет. В сентябре 1893 года на Всемирной выставке в Чикаго, приуроченной к празднованию 400-летия открытия Америки Христофором Колумбом, происходило нечто поистине уникальное — Парламент религий всего мира, когда представители практически всех религий впервые участвовали в обсуждении общих для представителей разных конфессий вопросов. Тогда впервые в истории был задан тон нынешним усилиям в области межконфессиональной дипломатии, которым мы стараемся следовать сегодня. 

- Согласно сайту чикагского филиала CAIR, Вы проводите большое количество мероприятий, включая правозащитные акции, благотворительные вечера, просветительские встречи, пресс-конференции, иные массовые мероприятия, в то время как у Вас лишь десяток сотрудников. Какими силами вам удается вести такую обширную деятельность?

- У нас много общественных активистов. Кроме того, у нас работает немало стажеров. В нашем офисе есть целый отдел с компьютерами, где работают стажеры, в общей сложности за 9 лет работы нашего филиала у нас побывало 500 стажеров из 200 вузов США. Стажировки – с этого начинается карьера человека. Он получает опыт в той сфере, которая его интересует. Некоторые остаются работать у нас, как, например, Мухаммед Аделати, некоторые еще стажируются, как Ахмед. С недавних пор у нас в отделе общественных связей начала работать Агнешка, она полячка, два года стажировалась у нас. Впрочем, она сама расскажет о себе. 

Мухаммед Аделати
Мухаммед Аделати

- Я родилась в Польше, выросла в католической семье, - рассказывает девушка. - Училась в крупнейшем частном католическом университете США - в университете Де Поля, четыре года изучала ислам с точки зрения культуры и географии. Несколько месяцев назад сама приняла ислам, так как очень его полюбила. В нашем университете, хотя он католический, учится много студентов разного вероисповедания, есть активная ассоциация студентов мусульман, есть такая же ассоциация студентов иудеев. 2 года назад один из священников, который работает в университете, был назначен координатором по межконфессиональным отношениям, он устраивает различные мероприятия – культурные, политические, религиозные. Они очень хорошо посещаются. Университет Де Поля выступает за толерантность, у нас есть мусульманский капеллан Абдулмалек, он раньше тоже был католиком.

Агнешка
Агнешка

- Кстати, я тоже вырос как христианин, - вновь говорит Джеральд, - мне сейчас 32 года, в 16 лет я принял ислам. Я единственный мусульманин в моей семье, со временем мои родственники приняли мой выбор, так что у нас многоконфессиональная семья. Моя жизнь больше сосредоточена на вопросах социальной справедливости. Когда я был христианином, я знал о многих случаях несправедливости и неравенства, которые существовали, но не имел возможности работать для блага всех. Познакомившись с мусульманами, с Кораном, я нашел хорошие примеры того, как социальная справедливость пронизывает все аспекты жизни и способствует построению справедливого общества, этим и был обусловлен мой выбор. События 11 сентября и терроризм повлекли за собой ограничения и дискредитацию мусульман в нашей стране. Кроме того многие мусульмане за рубежом страдают от дискриминации, от бедности и от недостатка ресурсов. Ислам является примером того, как религиозная обязанность побуждает человека заботиться о ближнем своем и о людях других конфессий, заботиться о будущих поколениях.

- Коли вы заговорили про 11 сентября, повлияли ли теракты на характер деятельности Вашей организации?

- Проблемы были схожи, исламофобия тогда тоже присутствовала в американском обществе. Хотя сейчас правительство уделяет много внимания войне с терроризмом, поэтому объем работы отделов гражданских прав в нашей организации увеличился. Что касается межконфессионального диалога, то до 11 сентября мы меньше занимались межконфессиональными проектами, после 11 сентября у нас таких проектов стало намного больше. Ведь лучший рецепт борьбы с исламофобией – межконфессиональный диалог.

Фотографии с мероприятий CAIR
Фотографии с мероприятий CAIR

Фотографии с мероприятий CAIR
Фотографии с мероприятий CAIR

Письма поддержки
Письма поддержки

Письма поддержки
Письма поддержки

http://www.islamnews.ru/news-143852.html

 

Автор: Беседовал Алексей Старостин

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся