Блог Марины Бакановой

К дискуссии о феминистском движении в Пакистане

10 января 2023
Распечатать

Движения за права женщин в Пакистане исторически сформировались в ответ на колониализм, национализм, диктатуру, исламизацию и другие феномены национальной и глобальной реконфигурации власти. Образ «идеальной пакистанки» претерпевал радикальные изменения в период всего существования независимого государства, варьируя от светско-европейского до закрытого-традиционного и обратно.

1033586366_0_122_3064_2048_1920x0_80_0_0_7c0ca3f867ef2902cf1452e31059ba1f.jpg

Источник: Reuters     

Эволюционно, развитие пакистанского феминизма и изменение образа женщины проходило в три этапа:

1. С момента обретения независимости до начала правления Зия уль Хака (1947-1977)

2. Правление Зия уль Хака и последующий переходный период (1977-1999)

3. Начало диктатуры Мушаррафа по сегодняшний день (с 1999)

Предыстория

Самое начало политической борьбы женщин за свои права в тогда еще Британской Индии было положено в начале 20 века одновременно с подобными процессами в Великобритании и началом борьбы за независимость. К феминисткам периода Британской Индии, которые продолжили свою деятельность после образования Пакистана в 1947 году можно отнести: Атию Рахамин-Физи и ее сестру Назли Бегум – писательницы и борцы за женское образование, которых поддерживал поэт и общественный лидер Мухаммад Икбал, Фатиму Джинна – сестру основателя Пакистана Мухаммада Али Джинна, которая была оперирующим стоматологом, и позднее – политиком, Раану Лиакат Али Хан - супруга премьер-министра Лиакат Али Хана, которая занималась экономическими и политическими вопросами в жизни женщин, первой женщиной-мусульманкой-делегатом в ООН в 1952 году, Зейбунниса Хамидулла – первая англоязычная писательница и редактор в Пакистане, единственная индийская мусульманка, ведущая колонки в индийской газете и другие. [1] Зейбунниса Хамидулла говорила: «Женщины должны иметь право комментировать любую информацию, в том числе политику» и ее речь была услышана – она стала первым женщиной-политологом в Индостане. Период раздела Британской Индии на собственно Индию и Пакистан не прошел безболезненно – в том числе, в нем пострадало огромное количество женщин. Что и положило начало первому этапу феминистического движения в стране.

Начало: 1947-1977гг

Фатима Джинна – лично лоббировала в правительстве Пакистана принятие закона о создании Комитета помощи женщинам, который впоследствии трансформировался во Всепакистанскую ассоциацию женщин (APWA), существующую до сих пор. Официальным основателем APWA (1949г) стала Бегум Раана Лиакват Али Хан. Как она отметила: «Это Всепакистанская женская ассоциация, полностью аполитичная и без различия касты, вероисповедания или цвета кожи, организованная с целью координации всех усилий и политики для культурного развития, социального подъема и образовательного прогресса женщин Пакистана. Впоследствии APWA получила Премию ЮНЕСКО за грамотность среди взрослых в 1974 году, а затем Сертификат посланника мира в 1987 году [3]. Уже в 1948 году пакистанки сумели добиться принятия закона, который, впрочем, соответствует законам шариата (исламское право), признавшего право женщины наследовать все формы собственности. При этом, в 1956 году провалилась поправка к Конституции о включении в нее Хартии прав женщин. Однако, в 1961 году в пакистанском Правительстве была поддержана социально-правовая реформа по семейным отношениям, касающаяся вопросов брака и развода. В 70-е гг феминистские настроения достигли своего пика. Приход к власти Зульфикара Али Бхутто не только дал женщинам свободу на получение образования, но и на работу в рамках программы «Исламского социализма». Стоит отметить, что большинство женщин-феминисток данного периода происходили из богатых индостанских семьей (наследников колониальной эпохи), получали образование заграницей и имели влиятельных родителей и/или супругов. В определенной степени именно поэтому их голоса были услышаны и развитие феминизма было возможно.

Регресс: 1977-1999гг

Приход к власти генерала Зия уль Хака, активно рекламировавшего «возвращение к исламским истокам», а по факту – пропагандировавшего американскую версию исламизма, использовавшуюся для создания Талибана, разрушил многие достижения пакистанских женщин. Новосозданные законы предусматривали наказания в виде побивания камнями или порки для женщин в случае прелюбодеяния (в отличие от доказательной нормы шариата было достаточно просто подозрений или сплетен), при этом – в отношении мужчин-прелюбодеев, даже постоянных и доказанных, закон бездействовал. Законы названные Кисас и Дияс позволяли уходить от ответственности тем, кто совершал убийства чести (которые по законам ислама запрещены). В целом – законы против женщин носили флер радикального исламизма (насаждаемого в ту пору в Афганистане и Северо-Западной провинции Пакистана американскими инструкторами), но не ислама. [2] В ответ на насильственную исламизацию (даже скорее радикализацию либерального пакистанского общества и либерального подхода к религии) пакистанские женщины: артисты, врачи, учителя, писатели активизировали протесты. В сентябре 1981 году был организован Форум по защите интересов женщин (WAF) – сеть из 15 молодых активисток, выступающих за обеспечение прав женщин во всех сферах. [4] 12 февраля 1983 года на улицах Лахора Ассоциация женщин-юристов Пакистана и Форум организовали марш против дискриминационных законов. Участниц атаковала полиция, были применены дубинки и слезоточивый газ. Этот день вошёл в историю Пакистана, как «чёрный день прав женщин». Теперь именно в этот день Пакистан отмечает Национальный женский день. Зохра Юсуф, одна из родоначальниц движения так вспоминает эти дни: «В восьмидесятые годы WAF боролась не только против дискриминационной политики режима Зия, но и за понимание со стороны общества в целом, включая средства массовой информации, которые в целом пренебрежительно относились к женскому движению. Часто наше движение становилось предметом сексистских шуток. Фактически, WAF поставила вопрос о статусе пакистанских женщин в повестку мировых СМИ. Десятки западных журналистов искали членов WAF, чтобы получить представление о дискриминационных законах и их реакции». В настоящее время Форум продолжает традиции адвокатуры и защиты прав женщин, контактов со СМИ, лоббирует защищающие женщин страны законы.

Ренессанс: 1999-настоящее время

Несмотря на то, что в 1999 году к власти в Пакистане пришел очередной генерал (Первез Мушарраф) путем военного переворота убравший откровенно коррупционное правительство Беназир Бхутто, именно при нем начался процесс постепенного восстановления прав женщин в Пакистане.

Так женщины не только получили право на образование, но и на право преподавания, что резко способствовало увеличению числа девочек в школах; создавались места для женщин-полицейских, женщин-военнослужащих и другие. Устранить дискриминационные нормы из пакистанского правового поля удалось лишь в 2006 году принятием Закона о защите женщин и затем в 2008, когда были нейтрализованы навязанные США законы периода радикального ислама и начали активно развиваться пакистанские СМИ. Как сказал президент Мушарраф: «Каждому пакистанцу, будь то меньшинства или женщины, предоставляются равные права в соответствии с принципами Каид-е-Азама». Феминистки 21 века – это женщины, получившие образование начиная с середины 90-х и продолжившие его в либеральном 21 веке, представляющие собой в большей части не элиту, а активный средний класс. [5] Одни из наиболее используемых феминистками слоганов: Ghar ka Kaam, Sab ka Kaam («Домашняя работа — это работа каждого») и Mera Jism Meri Marzi («Мое тело, мой выбор»).

В современном обществе женская активность в Пакистане растет. Так, несмотря на то, что женщины в стране получили право на участие в голосовании на выборах еще в 1956 году, они реально редко его использовали. Закон 2017 года, который предусматривает обнуление итогов выборов на конкретном участке, если в них приняли участие менее 10% женщин, заставил кандидатов активно выводить женщин на выборы в 2018 году. Кстати, та же самая квота на 10% мест в парламенте, закрепленных исключительно за женщинами, также действует и женщины-парламентарии избираются туда отдельными списками.[6] Нигхат Дад, одна из современных активисток феминистского движения заявила: «Вопросы, с которыми сегодня сталкиваются женщины, касаются равенства в общественных местах, права на работу, безопасности на рабочем месте и, самое главное, поддержки инфраструктуры, в то время как предыдущее поколение боролось за политические права, хотя старшее поколение заложило фундамент нового феминистского движения».

В настоящее время пакистанский феминизм представлен двумя основными направлениями: еврофеминизм и исламский феминизм (нисаизм), а также – отдельными женщинами-активистками. Стоит отметить, что подобный раскол оказал негативное влияние на борьбу за права женщин в целом. Участница женских маршей, проходящих ежегодно 8 марта, Гхоусия Ахмад сказала: «Я здесь, чтобы маршировать за человека, которым я был раньше, человека, который стал жертвой патриархата. Я здесь ради всех женщин, которые не выжили. Я надеюсь, что это то, что мы можем продолжать делать, если было время, когда нам нужно было маршировать, то это прямо сейчас». Приход к власти в 2018 году партии Пакистан Техрик Инсаф и премьер-министра Имрана Хана и проводимая им политика в области прав женщин могла бы сблизить эти направления и придать новый толчок развитию данной тенденции, но в условиях современного политического кризиса (равно как и разразившейся за 2 года до этого пандемии COVID-19) сгладить и оптимизировать ситуацию не удалось.

Список источников и литературы

1. Баканова М.В. За пардой, Торонто: Альтаспера Паблишинг, 2018. 372 с.

2. Баканова М.В. Вдоль караванной тропы, Торонто: Альтаспера Паблишинг, 2019. 456 с.

3. Официальный сайт Всепакистанской ассоциации женщины (APWA) URL: http://apwapakistan.com/

4. Официальный сайт Женского форума действий (WAF) URL: http://www.wafkarachi.com/

5. Alice Sue The rising voices of women in Pakistan // National Geographic. 2019. 6 February

6. Rubina Saigol Feminism and the Women’s Movement in Pakistan. Actors, Debates and Strategies, Islamabad: Friedrich-Ebert-Stiftung Pakistan Office, 2016. 60 pp

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся