«Взаимовыгодный Союз» Курдов и Асада. Часть II
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Начало: «Курдская Карта в Гражданской Войне в Сирии. Часть I
Сирийские курды , пожалуй, имеют самую давнюю историю противостояния правительству Башара Асада. Тем не менее c момента начала гражданской войны они старались сохранять нейтралитет, а в ноябре 2012 и вообще стали сражаться против оппозиционеров. Как получилось так, что Башар Асад стал «союзником» курдов и как такое «взаимодействие» может помочь ему остаться у власти подольше?
II. Может ли курдская карта помочь Асаду удержаться у власти?
Международные и курдские правозащитные организации довольно долго обвиняли сирийское правительство в дискриминации курдского меньшинства, в жестоком разгоне мирных демонстраций курдов, в задержании курдских политиков и деятелей культуры, в конфискации курдских земель. Сирийское правительство удовлетворять требования курдов не торопилось.
Теперь же в разгар гражданской войны курды получили некоторую автономию, о которой пару лет назад - в относительные мирные времена - могли только мечтать. С начала протестов в марте 2011 года режим Асада постепенно начал ослаблять жесткий контроль над курдскими территориями, а в июле 2012 года правительственные войска и вовсе покинули эти регионы. Курдская Партия демократического единства Сирии (ПДЕ) быстро заполнила образовавшийся вакуум власти в курдских регионах. Достижения налицо: в Эль-Хасаке (Al Hasakah)над зданиями развеваются курдские флаги, в школах преподают предметы на курдском языке.
Асад, по-видимому, решил сосредоточиться на борьбе с «вооруженными террористами», не распыляя силы еще и на борьбу с курдами. Для него сейчас гораздо важнее избежать повторения судьбы Каддафи, а по сравнению с этим курдская проблема уже не кажется такой страшной, поэтому режим Асада и закрывает глаза на то, что курды выстраивают автономию.
Курдская автономия на данном этапе даже выгодна Асаду. Повстанцы посягнули на курдские территории, курды с этим, естественно, мириться не стали и вступили с ними в бой. Правда, тут следует подчеркнуть, что курды вступили в бой с оппозицией отнюдь не из солидарности с Асадом. У каждого здесь свой интерес: у курдов – автономия, у Асада – сохранение власти.
Статус-кво курдов в конфликте не усугублял положение Асада, а курдские столкновения с повстанцами в Алеппо и вовсе оказались ему на руку. Если бои перекинутся из Алеппо в другие районы страны, то это будет важным стратегическим успехом Асада.
Более того, у Асада появилась возможность несколько укрепить свои позиции заявив, что суннитская оппозиция - а она и так уже сильно запятнала свой образ в глазах сирийцев, совершая ужасающие военные преступления - несет угрозу национальным и религиозным меньшинствам Сирии, и только существующая власть защищает интересы всех сирийцев.
Автономизация курдов может помочь отстранить Турцию от помощи повстанцам и заставить ее заняться собственными внутренними проблемами. Ведь укрепление автономных позиций ПДЕ создает заманчивый прецедент для турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК) и может активизировать ее борьбу против турецкого правительства.
Существует также и мнение, что Асад планирует создать алавитское государство в Латакии, куда войдет Тартус и ряд других сирийских территорий. Вот Асад и не препятствует обособлению курдов, чтобы в будущем иметь рядом дружественное курдское государство.
Асад, вероятно, понимает, что курды особой любви к нему не питают, но уж если курдам и придется выбирать между «двух зол», то у него все же больше шансов на некую взаимовыгодную кооперацию с ними, а точнее с Партией демократического единства. На это есть ряд причин:
- Во-первых, вооруженные столкновения с боевиками из Сирийской свободной армии уже привели к гибели нескольких курдов.
- Во-вторых, ПДЕ не имеет союзнических отношений с Национальной коалицией сирийских революционных и оппозиционных сил. Основная претенция ПДЕ заключается в том, что конкретной позиции ни по курдскому вопросу ни по будущему курдов в Сирии коалиция пока не представила. Также лидер ПДЕ Салих Мусулим считает, что коалиция не представляет всех сирийцев, поскольку представители ПДЕ не были приглашены на переговоры в Дохе.
- В-третьих, недоверие к коалиции подогревается участием внешних акторов в создании коалиции, что, по мнению ПДЕ, считается недопустимым. Хотя ПДЕ и отрицает сотрудничество с режимом, взаимодействие с Асадом все же больше соответствует их заявленной позиции, чем привлечение внешних помощников.
И все же едва ли можно говорить о добровольном полноценном сотрудничестве режима Асада и курдской ПДЕ, скорее, - это случайный симбиоз. При этом стоит отметить, что со второй влиятельной курдской партией – Курдским национальным советом (КНС) - у Асада такого симбиоза нет. КНС, в отличие от ПДЕ, вошел в оппозиционную коалицию и теперь на стороне повстанцев.
Если у Асада все же получится «перетянуть» всех курдов на свою сторону, то у оппозиции возникнут серьезные проблемы, и у Асада появится возможность удержаться у власти подольше.