Как предсказать будущее с помощью компьютерной модели?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Профессор Нью-Йоркского университета Брюс Буэно де Мескита еще в конце прошлого века создал компьютерную модель, позволяющую прогнозировать развитие политических и международных ситуаций. Используя модель, профессор предлагал любопытные прогнозы, в том числе и о том, сработает ли формула «земля в обмен на мир» в арабо-израильском конфликте, создаст ли Иран атомную бомбу, как сдерживать ядерные амбиций Северной Кореи и усмирит ли Пакистан бойцов Талибана. Интересно разобрать, что лежит в основе компьютерной модели, и что нужно знать, чтобы использовать модель для решения некоторых политических и международных проблем.
Ядро модели
В основе его модели – логика теории игр и математика. При этом стоит отметить, что данная модель, как и любая другая модель, не отражение, а лишь упрощение реальности, и, соответственно, требует определенных допущений. А именно: все люди рациональны, за исключением маленьких детей и психически больных. Рациональный человек предпринимает определенные действия для того, чтобы сократить разрыв между своими предпочтениями и текущим положением дел. (Или же делает все возможное, чтобы сохранить статус-кво, если он в наибольшей степени соответствует его предпочтениям.) Чем больше результат его действий соответствует предпочтениям, тем больше «награда». «Награда» не обязательно должна быть материальной, это может быть рост уважения к персоне, улучшение положения в обществе, или же просто личное удовлетворение.
Модель рассматривает стратегическое взаимодействие рациональных акторов, при котором действия одного актора влияют на действия остальных, и, соответственно, отражаются на исходе взаимодействия. Исход взаимодействия – такое состояние системы, при котором каждый из акторов получает максимально возможную (не обязательно желаемую) в данных условиях «награду», и любая другая стратегическая линия поведения приведет только к уменьшению «награды». Другими словами, это такое относительно устойчивое состояние системы взаимодействий, при которой никто из акторов ничего менять не хочет.
Так, например, какими бы странными и дикими нам не казались поступки Ким Чен Ына, он очень даже рационален. Идеальным для него было бы такое положение дел, когда у него был бы мощнейший ядерный арсенал, чтобы ни одна внешняя сила не осмелилась свергнуть его, и когда бы международное сообщество регулярно снабжало его деньгами, чтобы он мог сохранять лояльность своих генералов и тем самым гарантировать себе «политическое выживание» внутри страны.
Соединенные Штаты, в свою очередь, не хотят ничего платить Северной Корее и уж, конечно, не хотят видеть непредсказуемое государство вооруженное до зубов ядерным оружием. В такой ситуации каждая из сторон пытается приблизить свои предпочтения, чтобы максимизировать свою «награду». В соответствии с моделью профессора Буэно де Мескиты, золотой серединой на данный момент является ситуация, когда Северная Корея «замораживает» (не ликвидирует!) свои ядерные амбиции, а международное сообщество ей за это оказывает материальную и продовольственную помощь.
Проблема, сценарии, цифры
Первый шаг анализа – максимально конкретное формулирование проблемы. Так, например, вопрос «Что может заставить северокорейского лидера лучше вести себя?» слишком общий, а вот вопрос «Как Соединенные Штаты могут заставить Северную Корею прекратить наращивать ядерный потенциал?» уже более конкретный, и с ним можно работать.
Далее, основываясь на знании проблемы, нужно определить возможные сценарии развития ситуации, принимая во внимание временные и контекстные ограничения. В любой ситуации, где имеют место переговоры, у рациональных акторов есть лишь определенный набор действий, из которых они могут выбрать свою линию поведения: они могут искать компромисс, они могут заставлять других принять свою позицию, они могут принять позицию других акторов, они могут бескомпромиссно настаивать на своей позиции, или же они могут блефовать, выбрав при этом какую-то из выше обозначенных стратегий.
Каждому из сценариев нужно приписать цифровое значение и последовательно расположить на одномерной шкале. Нулевая и конечная точки шкалы соответствуют полярным сценариям. Конечно, вовсе не обязательно, что эти крайние сценарии сбудутся, но обязательно, чтобы хотя бы один актор поддерживал такой сценарий. Расстояние между сценариями на шкале отражает относительную степень различий между всеми сценариями.
Так, в случае взаимодействия Северной Кореи с США по ядерному вопросу сценарии могут быть следующими:
1) Северная Корея отказывается от переговоров (0)
2) Соглашается, а потом нарушает договоренности (10)
3) Северная Корея постепенно сокращает ядерный потенциал при условии, что США гарантируют ей ненападение (40)
4) Северная Корея постепенно сокращает ядерный потенциал при условии, что США гарантируют ей дипломатическое признание (63)
5) Северная Корея ликвидирует свою ядерную программу, и США при этом гарантируют ей ненападение (80)
6) Северная Корея ликвидирует свою ядерную программу, и США при этом гарантируют ей дипломатическое признание (87)
7) Северная Корея ликвидирует свою ядерную программу без каких-либо условий (100)
(сценарии заимствованы из книги Брюса Буэно де Мескиты "The Predictioneer’s Game")
Необходимая информация
Следующий шаг – необходимо собрать фактическую информацию из достоверных и проверенных источников (эксперты со знанием проблемы, или же, если нет возможности обратиться к экспертам, то можно использовать любые другие общедоступные источники, правда, это займет несколько больше времени). Особо нужно отметить, что информация, вводимая в компьютерную модель, должна быть качественной. Информация разбивается на следующие аспекты:
1) Акторы. Нужно определить все возможные индивиды и группы, которые заинтересованы в проблеме и могут попытаться оказать влияние на ее исход.
2) Позиция. Какой сценарий развития событий предпочитает каждый из акторов? Если нет возможности получить эту информацию от экспертов, прекрасно разбирающихся в ситуации, то придется анализировать и сопоставлять действия и заявления акторов, чтобы выяснить, то что они действительно хотят в отношении этого вопроса. Чем больше позиция актора соответствует возможному сценарию развития событий, тем ближе цифровое значение позиции к цифровому значению сценария.
3) Значимость проблемы. Насколько важен рассматриваемый вопрос для актора? Готов ли актор бросить все другие дела и заняться этой проблемой? Чем приоритетнее вопрос, тем выше цифровое значение (0-100). Так, 90-100 соответствует максимальной важности проблемы для актора, а 0-10 говорит о равнодушном отношении к проблеме.
4) Влияние актора. Какое влияние актор может оказать на позиции других акторов так, чтобы их позиции приблизились к наиболее желательному для него исходу ситуации? Количественное значение влияния обычно варьируется 0 до 100, где самый влиятельный актор (может быть более одного) получает 100. Показателем влиятельности актора может быть его положение в обществе, его должность, экономическая состоятельность и любой другой фактор, заставляющий других акторов прислушиваться к его мнению.
5) Гибкость. Будет ли актор настаивать на своей позиции, не идя на компромисс, даже если это может привести к провалу переговоров? Чем больше гибкости готов проявить актор, тем выше цифровое значение этого показателя. Так, 90-100 означает, что актор настолько хочет достигнуть консенсуса по вопросу, что пойдет на любые уступки. Чем ближе цифровое значение к 0, тем менее актор готов идти на какие-либо уступки: приверженность к своей позиции для него гораздо важнее достижения компромисса.
Ввод информации и результаты
Когда требуемая информация по всем аспектам собрана и переведена в цифровые значения, то ее можно вводить в компьютерную программу. Компьютерная программа моделирует взаимодействие акторов по раундам и выдает результаты по каждому из раундов взаимодействия. Так, например, переговоры по ядерному вопросу Северной Кореи в реальности проходят в несколько этапов, приостанавливаются, возобновляются, растягиваются во времени. Программа позволяет посмотреть развитие событий по обсуждаемому вопросу, и может выдать результат, который в реальности будет известен через несколько месяцев или даже лет. В первом раунде программа работает с изначально введенной информацией, а в каждом последующем раунде программа сама генерирует значения, основываясь на изменениях в позициях акторов.
Раньше пробная версия программы была бесплатно доступна в сети Интернет, теперь же, из-за несанкционированного использования ее в коммерческих целях, программа доступна бесплатно только студентам и преподавателям Нью-Йоркского университета, а также исследователям и только в целях проведения конкретного исследования. Тем не менее, программу можно приобрести за деньги у самого профессора (цена зависит от целей и времени использования программы).
Профессор отмечает, что любой человек, в достаточной мере владеющий математикой, теорией игр и программированием, при желании может воссоздать программу на основе опубликованных профессором статей и книг. Безусловно, данная компьютерная модель не решит и не объяснит все проблемы международных отношений, но она предлагает новый взгляд на старые проблемы.
Следующие посты в ближайшее время я постараюсь посвятить разбору математических формул, заложенных в изначальную версию, и формул, заложенных в последнюю усовершенствованную версию компьютерной модели.
Как сделать первые прогнозы по модели Буэно де Мескиты? Продолжение
Написано на основе статей и книг Брюса Буэно де Мескиты. Все ошибки и неточности в изложении - мои.