Maria Prosviryakova's Blog

Старые заботы нового президента Cомали

20 сентября 2012
Распечатать

 

18 июня в Сомали прошла инаугурация президента Хассана Шейха Мохаммеда.  10 сентября он получил 190 голосов парламентариев, одержав победу над  действующим президентом переходного правительства Шарифом Шейхом Ахмедом, который набрал лишь 79 голосов.

 

Все двадцать лет  политического хаоса профессор Хассан Шейх оставался в Сомали, раздираемой кровавыми конфликтами. В то время как более 1 млн человек, а среди них академики, политики, бизнесмены, покинули страну. А он продолжал  бороться на гражданском уровне за мирное будущее страны.  И этот факт, безусловно, положительно сказывается на уровне его поддержки среди сомалийцев.  Он новичок в политике,  и это  также вызвает симпатии у сомалийцев, уставших от закоррумпированных чиновников.  Источники, лично знакомые с новым президентом, отмечают его реалистичный взгляд на ситуацию, прагматизм и честность.

 

 

Несмотря на все положительные характеристики  Хассана Шейха, у  него довольно незавидное политическое наследство: недееспособное правительство, отсутствие контроля над де-факто распавшейся на множество частей страной, вездесущая коррупция, радикальные исламисты, террористы и пираты, последствия голода. С 2008 года Сомали стоит первой в списке несостоявшихся государств. Основные задачи, стоящие перед президентом можно свести к двум блокам - это обеспечение безопасности в стране и ее объединение. Правда, задачи непомерно тяжелы.  Доказательством этому служит и то, что переходному федеральному правительству (ПФП) за семь лет не удалось установить полноценный контроль даже над столицей.  Правительство  пользовалось международной поддержкой ООН, Африканского союза и США, правда, сами сомалийцы не испытывали особого доверия к нему, называя его «иностранной марионеткой».

В отличие от ПФП Хассан Шейх относительно популярен и уважаем среди сомалийцев.  Тем не менее мозаика интересов кланов, групп, движений и отдельных влиятельных личностей настолько сложна и запутана, что президенту будет очень непросто найти компромисс и восстановить безопасность в стране. Так, группа сомалийских исламистов «Аш Шабааб», ведущая на территории Сомали и за ее пределами войну против «неверных врагов ислама», опасается, что растущая легитимностью нового президента может значительно ослабить ее позиции в стране. Через два дня после избрания экстремистская организация совершила покушение на  Хассана Шейха, заявив позже, что «подобные нападения будут продолжаться до тех пор, пока Сомали не будет освобождено».  Противодействие  «Аш Шабааб», скорее всего, станет одним из основных препятствий  в возрождении и объединении страны.

 

 

Еще одна сложность - всеобъемлющая коррупция в Сомали. СБ ООН призвал Хассана Шейха как можно скорее сформировать кабинет министров. Формировании нового кабинета неизбежно будет сопровождаться смещениями засидевшихся закорумпированных  чиновников.  Вряд ли они так легко захотят отказаться от «распила» гуманитарной помощи.  Это дает основания  предполагать, что назначение новых министров, скорее всего, мирным не будет. Более того назначение новых министров может «расстроить» не только отдельных индивидов, но и целые сомалийские кланы, стоящие за ними.

Маловероятно и то, что новому правительству удастся быстро установить контроль над многочисленными и разнородными местными властями. Хассан Шейх и его команда пока не обладают значительным влиянием и силой в стране, поэтому у них нет возможности навязывать свои правила игры местным властям так, как это делала «Аш Шабааб». Им придется настойчиво договариваться с местными властями и идти на определенные уступки.

Таким образом политическое будущее страны по-прежнему остается крайне неопределенным. Остается только надеяться на то, что политическая воля нового лидерства позволит постепенно востановить мир в Сомали. 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся