Россия и Китай бросают вызов Америке в сфере публичной дипломатии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
22 июня в Вашингоне в фонде «Наследие» (The Heritage Foundation) прошла презентация доклада «Вызов Америке: как Россия, Китай и другие страны используют публичную дипломатию в конкуренции с США». В презентации доклада приняли участие эксперт по Азии Дин Ченг, ведущий эксперт по России и Евразии Ариеэль Коэн и эксперт по публичной дипломатии Хелли Дэйл.
В борьбе за ума и сердца людей всего мира побеждает сейчас вовсе не Америка. Правительство США, по всей видимости, не уделяет достаточно внимания публичной дипломатии. Эксперты фонда «Наследие» считают, что Америке пора всерьез заняться разработкой и имплементацией эффективной стратегии публичной дипломатии, чтобы сохранить свои лидирующие позиции в мире.
Правительства Китая и России выделяют значительные суммы денег на продвижение их интересов за рубежом. Так, Китай в 2009 году заявил о том, что собирается потратить на улучшение своего международного имиджа почти 7млрд. долларов. Правительство России на цели международной пропаганды в 2010 году выделило 1,4млрд. доллларов. Бюджет США на нужды публичной дипломатии составляет 536млн. долларов, плюс 766млн. долларов на культурные и образовательные обмены и продвижение демократии.
Китай небезуспешно пытается продвинуть свое видение международного сообщества и капитализма, которое сильно отличается от принятого на Западе. Китайская модель государственного капитализма, известная как «Пекинский консенсус» и противопоставляемая «бракованной западной экономической модели», встречает положительные отклики в Африке, Латинской Америке и в Азии, нуждающихся в китайских инвестициях. Китайские СМИ наращивают свое присутствие в мире. Если, например, раньше люди, проживающие в Азии получали информацию о США через западные СМИ (в том числе и «Голос Америки»), то теперь китайские государственные СМИ и их филиалы стремятся заполнить вакуум, образовавшийся вследствие сокращения расходов на содержание отделений западных СМИ в других странах.
Российские лидеры, по мнению авторов доклада, воспринимают мягкую силу как инструмент распространения влияния России и сдерживания Америки в мире. Россия запустила вещание “Russia Today” (RT) на английском, испанском и арабском; распространяет русский язык и культуру через такие фонды, как «Русский мир»; активизирует деятельность Московского Патриархата Русской Православной Церкви за рубежом. Россия также начинает вливаться в американские и европейские газеты, которые выходят теперь вместе с особым рекламным приложением “Russia Beyond the Headlines”.
Растущий интерес России и Китая, как стран не особо разделяющих американские ценности, к использованию механизмов публичной дипломатии бросает серьезный вызов США. В 1999 году после роспуска специализированного Информационного агенства США и передачи его функций Государственному департаменту сфера публичной дипломатии растворилась в коридорах бюрократии. Придя к власти Обама пытался запустить работу по улучшению имиджа США за рубежом. В ряде стратегических документов отмечалась необходимость перехода к политике умной силы, так называемого сочетания инструментов жесткой и мягкой силы, публичной дипломатии и оказания помощи иностранным государствам. Но несмотря на рьяные начинания, администрация так и не приступила к исполнению заявленных обещаний. Так, не были проведены необходимые институциональные изменения, а должность заместителя госсекретаря США по публичной дипломатии оставалась вакантной около 30% времени с момента ее создания при Джордже Буше-младшем.
Вывод, озвученный в докладе, следующий: если США хотят сохранить свои лидирующие позиции в мире, то пришла пора с новой энергией вступить в новую эру публичной дипломатии.
Видео с презентации можно посмотреть по ссылке: