Блог Мамеда Мустафаева

Референдум как способ улучшения конституционно-правового статуса Иракского Курдистана

25 сентября 2017
Распечатать

Оценка сложившейся на сегодняшний день дестабилизированной обстановки в Ближневосточном регионе позволяет утверждать, что Правительство Иракского региона Курдистан выбрало определённо подходящий и важный момент для проведения референдума. Приемлемым данное решение можно назвать, сравнив шансы на благоприятные для курдов итоги референдума в сегодняшних реалиях с шансами, которые были бы у них в иной, скажем, более стабильной и спокойной обстановке, в условиях которой не существовало бы нынешней разрухи, как в самом Ираке, так и на всём Ближнем Востоке в целом. Действительно, с этой точки зрения можно полагать, что при проведении референдума Курдская региональная администрация Ирака (КРАИ) защищена от каких-либо серьёзных препятствий со стороны багдадских властей. Дестабилизирующая угроза в регионе, исходящая от ДАИШ (террористическая организация, запрещённая в РФ) остаётся всё ещё достаточно ощутимой в международной повестке дня. Кроме того, курдские военизированные формирования «пешмерга», обладая хорошей военной подготовкой и имея за плечами большой опыт боевых действий за последние несколько лет, в дополнение ко всему прочему крайне затрудняют возможности центра прямым путём повлиять на исход всенародного голосования. Подобного рода кардинальные перемены в политической конъюнктуре Ближнего Востока также способны повлиять и на усиление позиций самого Масуда Барзани, как внутри Иракского Курдистана, так и во всём регионе в целом. Протесты, организованные иракским правительством против Барзани по поводу его решения о проведении референдума, не нашли положительного отклика. Обеспокоенность и давление соседних государств таких, как Турция, Иран и Сирия также не заставили курдского лидера изменить своё решение. Так, в интервью газете Asharq Al-Awsat, Барзани заявил: «Я хочу выполнить свой долг перед народом и я уйду со своего поста, если на предстоящем референдуме народ Курдистана скажет нет, так как причин для моей работы более не будет»[[1]]. Привлекая всё больше внимания мировой общественности и отрицая давление соседних государств Масуд Барзани, таким образом, возможно, пытается повысить ставки предстоящего события. Речь идёт об истинных причинах референдума и неопределённых последствиях в случае его успешных итогов для Курдской автономии, которые могут серьёзно повлиять на баланс Ближневосточной политической конъюнктуры и без того наполненной различными противоречиями. Последствия для Иракского Курдистана могут оказаться ещё более непредвиденными с учётом политических реалий в самой автономии и привести страну к изнуряющей гражданской войне. Положение лидера и правящей партии может резко пошатнуться после объявления независимости, особенно на фоне увеличившихся разногласий с партиями «Патриотический Союз Курдистана» (далее – ПСК) и «Горран» (в переводе с курдского «перемены»), в последнее время набирающей всё большую популярность внутри автономии. Борьба за власть в уже суверенном «Курдистане» может развернуться посредством внешнего влияния и поддержки оппозиционных партий враждебно настроенными соседями.

Вопрос о спорных территориях

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/d99/120276_original.jpg(shaked-il.livejournal.com)

Другим фактором, осложняющим ситуацию вокруг референдума, является вопрос о спорных территориях, которые Курдской региональной администрацией Ирака (КРАИ) были включены в области, принимающие участие в плебисците. Особое место в этих спорах уделяется иракскому губернаторству Киркук. Спецификой данной территории является её население, составляющее собой пёструю палитру этнических групп, а главное это наличие колоссальных запасов нефти, которые являются одними из крупных на всём Ближнем Востоке. Этим и объясняется столь трепетное отношение багдадского правительства к территориальному охвату предстоящего референдума. Само губернаторство в лице его главы Наджмалдина Карима активно поддерживает предстоящий референдум и выступает на стороне курдских интересов, рассматривая возможность наделения города особым конституционно-правовым статусом в будущем независимом «Курдистане», чего так и не было реализовано в составе Ирака[[2]].

Позиция "крупных игроков"

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/1e3/lavrov_barzani.jpg(reconsideringrussia.org)

Также стоит рассмотреть факторы, имеющие значимое влияние на ход событий в предстоящей геополитической трансформации региона. На данный момент в стабильности Ближнего Востока заинтересовано большое количество государств, имеющих здесь свои немалые инвестиции. В их число входят такие крупные игроки международно-политической арены, как США и Россия. Оба государства ведут тесное сотрудничество с региональным правительством Курдистана и весьма заинтересованы в его дальнейшем стабильном развитии. Соединённые Штаты неоднозначно отреагировали на информацию о предстоящем референдуме. Правительство США, комментируя данную новость указали по большому счёту лишь на несвоевременность подобного решения и попросили главу Курдской региональной администрации Ирака Масуда Барзани перенести сроки запланированного плебисцита[[3]]. И если США активно взаимодействуют с курдами на Ближнем Востоке на протяжении уже долгого времени, то Россия, утратив после распада СССР свои позиции в данном регионе, пытается заново восстановить определённое влияние, косвенно поддерживая Курдское региональное Правительство. Основным направлением сотрудничества России с Иракским Курдистаном стали совместные усилия по борьбе с террористическим образованием Исламское Государство (террористическая организация, запрещённая в РФ). Новый импульс российско-курдским отношениям придал заключённый в недавнем времени контракт на покупку и продажу нефти в 2017-2019 годах между Курдской региональной администрацией Ирака (КРАИ) и российской компанией «Роснефть», а также дополнительное соглашение о сотрудничестве в области разведки, добычи, инфраструктуры, логистики и трейдинга углеводородов[[4]]. В связи с этим событием премьер министр Иракского Курдистана Ничерван Барзани отмечает важную роль России в инвестировании в экономику Курдской автономии, а также активное участие в постепенном её восстановлении после изнуряющей войны с ДАИШ (террористическая организация, запрещённая в РФ)[[5]].

Кто за, кто против?

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/adf/1497601907_kolokol_400x220.jpg(marketsignal.ru)

Регион Ближнего Востока поделился на две основных группы стран: 1) выступающих резко негативно по отношению к предстоящему референдуму и 2) поддерживающих данное событие. Такие государства региона, как Израиль и Саудовская Аравия давно сотрудничают с Эрбилем и имеют тесно налаженные связи. Официальные представители Израиля демонстрируют твёрдую позицию по отношению к референдуму. "Израиль поддерживает законные усилия курдского народа по обретению государственности", – заявил премьер-министр Израиля Нетаньяху[[6]]. А недавнее ухудшение отношений с Ираном Саудовского государства и вовсе делают удобным фактором присутствие вблизи границ ИРИ (далее – Исламская Республика Иран) нового союзника, и курды, как никто другой подходят под эту роль.

Угроза соседям

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/9e0/regnum_picture_1497196506141851_big.jpg(regnum.ru)

Как упоминалось ранее, к группе протеста относятся Турция, Иран, Сирия и собственно сам Ирак. Причины требований скорейшей отмены такого решения сводятся к наличию у соседних государств единой проблемы сохранения территориальной целостности государственных границ. Она, прежде всего, сводится к статусу курдского национального меньшинства и в целом к вопросам курдского национального самоопределения, которые в разной степени актуальны для всех четырёх стран одновременно. Однако, Турецкой Республикой эта проблема воспринимается более остро. Около четверти страны (юго-восточные регионы) представляют собой территории компактного проживания курдского населения. Вот уже не одно десятилетие ведётся непрерывная борьба за свои права и создание собственного национального государства на территории Турции, что наносит стране большой экономический ущерб. Турецкие курды имеют ряд отличий от иракских, но сам прецедент в случае обретения Иракским Курдистаном независимости может послужить важной предпосылкой для усиления сепаратистских настроений среди турецких курдов. В ИРИ в последнее время дела обстоят менее тревожно, но в то же время воспоминания о массовых курдских восстаниях, осуществлённых в 40-х, 70-х и в 80-х годах прошлого столетия, и по сей день оставляет открытым курдский вопрос. Сирия и Ирак на данный момент имеют мало возможностей что-либо противопоставить, исчерпывая последние силы на войну с ДАИШ (террористическая организация, запрещённая в РФ). С обретением независимости Иракским Курдистаном сразу же возникает идеальный прецедент, который в будущем может послужить мощным импульсом и магнитом для остальных курдских нацменьшинств, находящиеся на территориях соседних государств. Это может послужить фактором, угрожающим целостности государственных границ и внутренней стабильности этих стран, чего, собственно, и опасаются в Анкаре, Тегеране и в Дамаске. Однако, Турция и Иран уже давно проводят весьма специфическую политику в отношении Ирака. Оба государства громогласно признают суверенитет Ирака, но при этом зачастую игнорируют Багдад и выстраивают двусторонние отношения с Иракским Курдистаном напрямую как с обособленным государственным формированием, не отождествляя его с федеральным Правительством Ирака, которое является пока единственным законным представителем власти на всей территории страны и в международных отношениях. Тегеран и Анкара борются (в т. ч. и друг с другом) за статус региональной державы и, прежде всего, за установление влияния в Иракском Курдистане. Абсурдность подобного формата отношений дошла до того, что при очередном гостевом визите президента Курдской автономии в Турцию в феврале этого года в аэропорту им. Ататюрка делегацию во главе с Масудом Барзани встретили с вывешенным флагом Курдской региональной автономии, что вызвало негодование внутри самой Турции[[7]].

Прощай "старый друг"?

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/5e4/334756_erdogan_barzani.jpg(finka.ru)

Двусторонние отношения Турции и Иракского Курдистана уже несколько лет являются обоюдно значимыми и очень близкими, имея широкий спектр сотрудничества в таких сферах как: безопасность, продажа и покупка нефти, военно-техническая отрасль и т.д. Ранее Курдское региональное Правительство в целях обеспечения безопасности предоставило свою территорию для размещения турецкой военной базы близ города Мосул. Взаимодействие по борьбе с террористической организацией под названием Рабочая Партия Курдистана (далее – РПК), которая несколько десятков лет ведёт ожесточённые столкновения с Турецким Правительством, также осуществляется при содействии Правительства Иракского Курдистана. Кроме того, Турция играет ключевую роль в обеспечении экономической независимости Курдской автономии, осуществляя транзит курдской нефти через свою территорию на международный рынок энергоносителей. Все эти факторы наводят на мысль о том, какую высокую цену готов заплатить Президент Курдской автономии, предпринимая подобные шаги к независимости? Ход развития событий в сегодняшних реалиях Ближнего Востока предугадать представляется практически невозможным с учётом сложной специфики региона и скорости протекания в нём тех или иных политических процессов. Именно поэтому оценивать предстоящий референдум стоит прагматически, с точки зрения его значения для региона, а главное предположить истинные замыслы его основателей. В условиях существующего уже длительное время хаотичного и ослабленного положения, пока что единого Ирака и при учёте вышеизложенных факторов о взаимовыгодных отношениях КРАИ с приграничными государствами, а также учитывая неотвратимые последствия и угрозу, которую несёт в себе для всего региона курдская независимость, в случае её определения после референдума, можно предположить одно из компромиссных урегулирований данного вопроса.

Возможный компромисс

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/2ab/12345_99.jpg(riataza.com)

Нужный компромисс может привлечь к конструктивному диалогу в первую очередь иракскую сторону, у которой остаётся всё меньше шансов по сохранению своих прежних государственных границ в сложившейся обстановке. После нескольких лет самостоятельного существования автономного Курдистана в составе Иракской Республики стало ясно, что нынешняя фактическая модель сосуществования двух «центров» Багдада и Эрбиля на сегодняшний день в корне не соответствует конституционному устройству страны. Сама суть проблематики кроется в расширившемся за рамки своих конституционных дозволений обособленном состоянии региона. Очевидно, что это сильно раздражает центр и, вероятнее всего, имеет причинную связь между сложившимися отношениями и предстоящим плебисцитом. Референдум может являться лишь инструментом урегулирования назревших противоречий и способом реализации собственных политических планов Барзани по укреплению своей власти на фоне растущих недопониманий между курдскими партиями. Стоит обратить внимание на недавнее заявление президента Иракского Курдистана в интервью «Аль-арабийя», в котором он заявил: «те, которые требуют отложить [референдум], для них у меня следующий ответ: «предложите нам альтернативу»[[8]]. Высказывание курдского лидера является целесообразным и возможно несёт определённый посыл в адрес центральных властей об ожидании выгодного для него компромисса. Выглядит это заявление как некая форма приглашения к разговору и достижения компромисса. Один из вариантов компромисса может заключаться в использовании референдума и всей накопившейся вокруг него информационной массы в целях улучшения положения Иракского Курдистана формальным и реальным образом в рамках территориальной целостности Ирака. Речь идёт о трансформировании конституционно-правового статуса региона Курдистан, а именно о расширении прав автономии, которая наряду с установленными региональными сможет иметь и международные привилегии. Другими словами компромиссом могут служить новые пункты о ведении самостоятельной внешней экономической, торговой и таможенной политики, подписании и утверждении международных договоров и соглашений с другими странами независимо от центра, осуществлении региональной политики в области безопасности с оговоркой на вооружённые формирования «пешмерга» и наделении их официальным статусом региональной жандармерии или полицейской армии и т.д. Преобразование действующей конституции Ирака[[9]], а в частности статьи 107 об исключительных полномочиях федеральных властей, могло бы стать тем отправным пунктом, который на долгие годы закрепил де-юре тот формат отношений Багдада и Эрбиля, который де-факто является функционирующим сегодня. Разрешение подобного рода противоречий, возможно, положило бы начало урегулированию и других спорных вопросов как, например, проблема статуса города Киркук и его последующее определение. Все эти преобразования при надлежащем исполнении всеми сторонами взаимных договорённостей на многие годы вперёд могли бы стать гарантом стабильности и мира не только в Ираке, как едином государстве в своих международно-признанных границах, но и гарантировать спокойствие всему Ближнему Востоку.

[[1]] Barzani: Referandumdan ‘Hayır’ çıkarsa istifa ederim// Günes. – 2017. – 01 Eylül. – URL: http://www.gunes.com/dunya/barzani-referandumdan-%E2%80%98hayir-cikarsa-istifa-ederim-814628 (дата обращения 19.09.2017)

[[2]]Губернатор Киркука: «Иран должен признать Курдистан»// RIATAZA. Информационный сайт о курдах и Курдистане. – 2017. – 22 августа. – URL: http://riataza.com/2017/08/22/gubernator-kirkuka-iran-dolzhen-priznat-kurdistan/ (дата обращения 20.09. 2017)

[[3]] США призвали Иракский Курдистан отложить референдум о независимости// РИА Новости. – 2017. – 12 августа. – URL: https://ria.ru/world/20170812/1500246260.html (дата обращения 18.09.2017)

[[4]] «Роснефть» заключила контракт на покупку нефти в Курдистане// РБК. – 2017. – 21 февраля. – URL: http://www.rbc.ru/business/21/02/2017/58abeb429a7947fd3bdc2879 (дата обращения 19.09.2017)

[[5]] Фалах Мустафа: Россия может сыграть важную роль в возрождении экономики КРГ// Kurdistan.ru. – 2017. – 07 сентября. – URL: http://kurdistan.ru/2017/09/07/news-30264_Falah_Mustafa_Rossi.html (дата обращения 20.09.2017)

[[6]] Израиль выступил за создание курдского государства// BBC. – 2017. – 13 сентября. – URL: http://www.bbc.com/russian/news-41251860 (дата обращения 18.09.2017)

[[7]] AL-Monitor: Конфликт вокруг курдского флага// RIATAZA. Информационный сайт о курдах и Курдистане. – 2017. – 09 марта. – URL: http://riataza.com/2017/03/09/al-monitor-konflikt-vokrug-kurdskogo-flaga/ (дата обращения 20.09.2017)

[[8]] البارزاني يرفض العيش بـ"دولة دينية طائفية" ويضع // AlsuMaria. – 2017. - 07 أيلول. – URL: http://www.alsumaria.tv/news/215007 (дата обращения 20.09.2017)

[[9]] Конституция Иракской республики// WorldConstitutions.ru. – 2011. – 14 октября. – URL: http://worldconstitutions.ru/?p=338 (дата обращения 20.09.2017)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся