Блог Мамеда Мустафаева

Турция стремится в ЕАЭС или "достучаться до Европы"

25 ноября 2017
Распечатать
Европейский Союз (далее – ЕС) вот уже длительное время удерживает Турцию на расстоянии в совершенной неопределённости. И если раньше, в т. ч. в бытность Европейских сообществ, Брюссель стремился поддерживать этот баланс и старался не упустить Турцию из своей орбиты влияния, то сегодня появилась обратная тенденция, характеризующая различные инициативы Турции по отношению к ЕС и это, возможно, её «последние попытки». На первый взгляд с учётом участившихся заявлений, а также действий Анкары на международной арене может показаться, что руководство страны в лице президента Реджепа Тайипа Эрдогана утратило надежды на европейском векторе развития и всё больше обращает свой взор на Восток. Однако по заявлению министерства экономики Турции около 50% товарооборота страны приходится на долю с ЕС[1] и разорвать подобного рода экономические взаимоотношения, потеряв доверие Евросоюза, Турция себе позволить не может, да и, скорее всего, не захочет. Правительство Эрдогана взяло уверенный курс на превращение Турции в энергетический хаб мирового масштаба. В настоящее время большое количество энергетических коридоров проходят путь из стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Закавказья через территорию Турции на европейский рынок энергоносителей. Отыскав достойную международно-политическую и международно-экономическую нишу Турция стала более открыто заявлять о своем значении не только как крупного игрока в регионе Ближнего Востока, но и значимого участника в организации Евроатлантического сообщества безопасности[2]. (фото: mignews.com)Демонстрируя инициативу в борьбе с международной террористической угрозой и предлагая Европейскому Союзу инструменты урегулирования миграционного кризиса в Европе, Турция заметно повысила планку своих требований по отношению к данному интеграционному образованию. В частности, это касается пересмотра формата современных отношений между Анкарой и Брюсселем. Предметом недавних переговоров выступали вопросы о безвизовом режиме граждан Турции при посещении шенгенской зоны, выделение Евросоюзом дополнительных средств на содержание сирийских беженцев в Турции, с целью предотвращения и пресечения их дальнейшего попадания в Европу и возврата незаконных мигрантов уже оказавшихся на территории Союза. Турция и ЕС регулярно делают громкие заявления, в которых европейцы обвиняют турецкое правительство в нарушении прав и свобод человека, а также в ослабевших институтах демократии в Турецкой Республике. В свою очередь Эрдоган осуждает поддержку, оказываемую Брюсселем курдским террористическим организациям, ведущим свою подрывную деятельность на территории Турции. Особое внимание нужно уделить экономическим вопросам в повестке дня, а именно запланированным изменениям в договоре о таможенном союзе между Турцией и ЕС. Спецификой формата союза является то, что его функциями не охватываются такие важные сферы экономики, как сельское хозяйство (к которым применяются двусторонние торговые льготы), услуги или государственные закупки. Примечателен и тот факт, что поскольку Турция находится в таможенном союзе с ЕС, она должна привести в соответствие свои тарифы и пошлины с требованиями европейского законодательства. Однако, соглашения о свободной торговле (FTA), подписанные самим ЕС, не распространяются на Турцию и партнеры ЕС по FTA могут свободно и беспошлинно экспортировать свои товары в Турцию, сохраняя при этом тарифы на турецкие товары у себя. Разумеется, это вызывает сильное недовольство у турецких властей и в действительности наносит ощутимый ущерб турецкой экономике. Данные правила участия Турции в таможенном союзе с ЕС ставят её в неравное положение и, по мнению руководства страны, требуют скорейшего пересмотра и справедливого преобразования. Ранее заявление по этому поводу сделал министр Турции по делам ЕС Волкан Бозкыр, отметив, что «Анкара приостановит своё членство в таможенном союзе с ЕС, если не будут учтены её экономические интересы при подписании Трансатлантического торгово-инвестиционного партнёрства (ТТИП) Европейского союза и США»[3]. Преодолев тяжёлые времена 1990-х, с начала 2000-х экономические показатели Турции со временем вышли на положительную отметку и продолжают неуклонно расти. Таким образом, Турция, являясь шестой экономикой Европы, остаётся в ощутимо зависимом состоянии от внешнеэкономического курса Брюсселя. Бесправное положение в ТС и возникший кризис в отношениях с Евросоюзом не могут не раздражать Эрдогана, но для поиска альтернативных направлений экономического развития страны этого мало. Вероятнее всего, речь идёт о политических манёврах турецкого руководства перед ЕС, в целях повысить важность Турции как стратегического партнёра в регионе и определить пространство возможных компромиссов между сторонами. При этом, как заявил министр экономики страны Нихат Зейбекчи, Турция желает заключить соглашение о зонах свободной торговли не в ущерб договорённостям о таможенном союзе с ЕС, тем самым сохранив экономические отношения с Брюсселем[4]. Такой превентивной игрой Турция может добиться возникновения определённых страхов в европейских деловых и политических кругах, связанных с большими рисками их инвестиций в турецкой экономике и потерей рынков сбыта европейского сырья. Такими страхами может стать появление у Турции второго крупного экономического партнёра наряду с ЕС, а именно заключение соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом (далее – ЕАЭС), особенно на фоне усиливающейся позитивной динамики взаимодействия с Российской Федерацией.(фото: vistanews.ru) О появлении предпосылок к сближению между Турцией и ЕАЭС может сигнализировать недавнее заявление Зайбегчи, в котором говорится: «Мы предлагаем начать переговоры о подписании Турцией таможенного соглашения с Евразийским экономическим союзом». Чиновник также отметил, что соглашение о такой ЗСТ может быть заключено и будет осуществляться параллельно с имеющимся договором Турции о таможенном союзе с ЕС[5]. Очевидно, что в Брюсселе крайне отрицательно отнесутся к такому формату взаимоотношений. Реакция на подобного рода высказывание не заставила себя долго ждать. Многие эксперты неоднозначно отнеслись и проанализировали «сомнительные» намерения Анкары повернуть вспять в своём традиционно западном направлении, определённо встав на сторону России. Именно Россию турецкая сторона рассматривает как главного оппонента и ключевое звено в диалоге о возможном всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, притом, что основными сторонами, имеющими своё решающее последнее слово при решении подобного рода вопросов, являются все государства-члены Евразийского Союза. Основания предполагать ложный турецкий умысел в связке с возможным манипулированием Эрдоганом своего главного партнёра ЕС эксперты связывают с резко отрицательным характером отношений между Турцией и государством-членом Евразийского Союза Арменией, что априори обрекает такого рода проекты на провал ещё в самом начале их зарождения. Отношения двух стран уже давно находятся в кризисном состоянии и с учётом своей специфики не могут быть урегулированы в краткосрочной перспективе. В заявлении МИД Армении, сделанного заместителем министра иностранных дел Армении Шаваршем Кочаряном говорится об абсурдности подобных намерений со стороны Турции, которая в одностороннем порядке закрыла границу с Арменией, единственной сухопутной границей с ЕАЭС[6]. Разумеется, наличие или отсутствие доступа к сухопутным границам Евразийского Союза в соответствии с законодательством Союза не является причиной отказа при заключении соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ) с третьими странами. Но мнение представителя армянской стороны более, чем ясно. Дополнением к этому служит недавнее выступление президента Армении Сержа Сарксяна на 72-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в котором он отметил бесполезность утративших, по его мнению, все реальные сроки на ратификацию, цюрихских протоколов об установлении дипотношений и их развитии, заключённые между Арменией и Турцией в 2009 году[7]. Позиция Еревана важна в свете положений п. 15 ст. 12 Договора о Евразийском экономическом союзе[8]. Указанная норма гласит, что решения Союза о переговорах с третьей стороной от имени Союза, в том числе о заключении с ней международных договоров Союза и наделении правом вести переговоры, а также о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора с третьей стороной принимаются Высшим Евразийским Экономическим Советом, который объединяет глав государств-членов ЕАЭС. И так как в соответствии с п. 2 ст. 13 Договора, в котором чётко прописано, что решения и распоряжения Высшего совета принимаются консенсусом, голос Армении, как неотъемлемого члена Высшего Совета будет решающим[9]. Поэтому при категорически отрицательной позиции Армении, как государства-члена Евразийского Союза по данному вопросу разговоры о заключении ЗСТ между Турцией и ЕАЭС являются совершенно беспочвенными и не имеют под собой никакого смысла. Наметившийся на конец 2017 года пересмотр таможенного соглашения между Турцией и ЕС[10] с очевидно выгодными для турецкой стороны вариантами изменений договора 1995 года, а также отрицательная риторика европейских государств в отношении Турции дополняет ко всему прочему мысль о возможных подводных камнях в желании Турции по сближению с Евразийским Союзом. Несомненно, в сегодняшних сложных внешнеполитических реалиях, нельзя с уверенностью сказать, что Эрдоган после нескольких попыток оживить европейский вектор направления и расшевелить западных оппонентов стал кардинально менять свою позицию в сторону России. Однако не стоит недооценивать саму перспективу и положительную сторону от возможных взаимоотношений Турции и ЕАЭС. (фото: topwar.ru) Как и всегда в отношениях отдельных стран с международными интеграционными объединениями ключевым фактором выступает политический, через призму которого в данном случае Россия имеет возможность заметно усилить свои позиции на Ближнем Востоке. Налаживание более тесного взаимодействия с Турцией полностью соответствует внешнеполитическим и внешнеэкономическим интересам России, а также позволяет решить ряд существенных проблем в деле обеспечения национальной безопасности страны. Другими словами, при российско-турецком сближении, обусловленным экономическим партнёрством в рамках Евразийского Союза, могут быть достигнуты определённые компромиссы в энергетической политике Ближнего Востока, а также в вопросах безопасности и стабильности региона в целом. В той же сирийской проблематике обе стороны имели бы возможность прийти к общему знаменателю по скорейшему урегулированию образовавшегося военно-политического кризиса в Сирийской Арабской Республике, обеспечив в определённой мере выполнение вовлечёнными в политический процесс сторонами своих непосредственных обязательств. Успешная продолжающаяся реализация в 2017 году множества значимых по своей сущности и государственному масштабу экономических и энергетических проектов, таких как «Турецкий поток», АЭС «Аккую», а также недавняя покупка Турцией системы российского ПВО С-400 сыграла важную роль на пути улучшения российско-турецких отношений. Все эти проекты придают им более фундаментальный характер. Другими словами Турция возможно уже пересматривает своё стратегическое направление и, невзирая на какое-либо давление всё чаще обращает свой взор в сторону РФ. Кроме того, такой резонансный шаг, как покупка вооружения у традиционного противника США, предпринятый турецкой стороной, наводит на мысль о том, что Анкара проводит самостоятельную политику, принимая подобного рода независимые от Вашингтона решения и оставляя других союзников по НАТО в некоторых вопросах позади своих национальных интересов. Напрашивается разумный вывод: если Турция в нынешних политических и геополитических реалиях между Западом и Россией может позволить себе такое поведение во внешней политике, не считаясь с заокеанскими «друзьями», то вопрос об экономической переориентации страны может решаться с точно такой же уверенностью, с опорой, прежде всего, на целесообразность подобных решений. Это придаёт намерениям Турции серьёзный характер и позволяет предположить, если не планомерное сближение с Россией и ЕАЭС, то, как минимум, тесное сотрудничество в определённых сферах взаимодействия по тем или иным вопросам, входящим во внешнеполитическую повестку дня двух стран на Ближнем Востоке.

[1] До 50% товарооборота Турции приходится на ЕС// Агентство Анадолу. – 2016. – 22 декабря. – URL: http://aa.com.tr/ru/заголовки-дня/до-50-товарооборота-турции-приходится-на-ес-/712209
[2] Место Турции в создании Евроатлантического сообщества безопасности// Евроатлантическая инициатива в области безопасности EASI. – 2012. – февраль. – URL: http://carnegieendowment.org/files/WGP_Turkey_RUS.pdf
[3] Турция покинет Таможенный союз ЕС// Smart Logistics. – 2014. - 10 декабря. – URL: http://www.smartlogisticsgroup.com/news/novosti-otrasli/137-turtsiya-pokinet-tamozhennyj-soyuz-es
[4] Турция планирует подписать таможенное соглашение с ЕврАзЭС// РИА Новости. – 2017. – 18 августа. – URL: https://ria.ru/economy/20170818/1500611718.html
[5] Министр экономики Турции: Анкара хочет подписать соглашение с ЕАЭС// Комсомольская правда. – 2017. – 18 августа. – URL: https://www.kp.ru/online/news/2842074/

[6] Ответ заместителя министра иностранных дел Шаварша Кочаряна на вопрос агентства Арменпресс// Министерство Иностранных Дел Республики Армения. – 2017. – 19 августа. – URL: http://www.mfa.am/ru/interviews/item/2017/08/19/dfm_eaeu/

[7] Президент принял участие в сессии Генеральной Ассамблеи ООН// Президент Республики Армения. – 2017. – 20 сентября. – URL: http://www.president.am/ru/press-release/item/2017/09/20/President-Serzh-Sargsyan-attended-UN-General-Assembly/
[8] Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015, с изм. и доп. вступил в силу с 12.08.2017)- Ст.12,13// Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. – 2014. – 5 июня. – URL: http://www.eurasiancommission.org/; Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в Москве 08.05.2015)// Официальный сайт Евразийской экономического союза. – 2015. – 12 мая. - URL: http://www.eaeunion.org/ (ратифицирован Федеральным законом от 13.07.2015 №219-ФЗ)
[9] См.: Там же
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся