Блог Леонида Цуканова

Мотивы турецкой стратегии в Йемене

2 сентября 2020
Распечатать
Авторы:

Леонид Цуканов, директор Уральской Ассоциации Молодых Ближневосточников;

Салем Небрас Адель Мохаммед, магистрант-международник УрФУ им. Б.Н. Ельцина, военный специалист (Йемен)

Анонс: Устойчивый интерес Турции к Йемену последнее время трактуется исследователями по-разному. Одни связывают его с реализацией доктрины неоосманизма, другие — со стремлением максимально утвердить влияние Анкары в Исламском мире. Данная работа является попыткой выявить основные аспекты политики Турции в отношении Йемена, а также определить причину сохранения ею «ограниченной вовлеченности» в йеменский конфликт.

3979065.jpg

Фото: © DAVID MUTUA/AMISOM

Военно-политический аспект

Несмотря на то, что вооруженные силы Турции не задействованы в Йемене напрямую, говорить о полном отсутствии там турецких военных специалистов было бы неправильно. Известно, что на территории страны (в частности, в Шабве и Таизе) с 2019 г. действует группа военных специалистов турецкой частной компании SADAT. Как уточнил в интервью глава Международного центра стратегических исследований по защите правосудия бригадный генерал в отставке Аднан Танрыверди, турецкие «частные специалисты» оказывают консультационную поддержку местным силам, а также следят за соблюдением «отдельных международных договоренностей». Тем не менее, большинство исследователей склонны считать такую расплывчатую формулировку недостоверной. Например, эксперты The Institute for National Security (INSS) отмечают, что сотрудники SADAT в Йемене на деле выполняют инструкторскую работу, а также осуществляют мониторинг оперативной обстановки в интересах Анкары.

Другой важный военно-политический инструмент — партия «Йеменское объединение за реформы» («аль-Ислах»), являющаяся основной оппозиционной партией страны и имеющая обширные связи с поддерживаемой Турцией организацией «Братья-Мусульмане» (запрещена в РФ). Практически сразу после свержения президента Салеха в 2012 г. Турция заявила о своей поддержке проекта партии по управлению страной и благословила ее политику. В дальнейшем данная поддержка нашла отражение в постоянных встречах официальных лиц Турции и партийных представителей «аль-Ислах», интенсивных телефонных переговорах и постоянном обмене актуальной информацией по региональной обстановке. Турция также оказывает спонсорскую поддержку йеменским телеканалам и СМИ, которые продвигают повестку партии в медиапространстве и способствуют закреплению ее положительного образа в массовом сознаниии.

Важно учесть, что силы «аль-Ислах», на которые опирается Анкара, — это не только действующие члены партии. По мнению экспертов International Peace Institute, в это понятие также следует включить «политически нейтральных» военных, которые лояльны по отношению к «аль-Ислах» или недовольны отношением к себе саудитов, но вынуждены терпеть это ввиду отсутствия серьезной альтернативной силы. Турция же, в глазах оппозиционеров и «сочувствующих», является той самой альтернативной силой, которая способна эффективно противостоять не только иранским прокси (хуситам), но и различным радикальным и повстанческим группировкам. Как результат, в случае прямого вмешательства Анкары в йеменский конфликт, на ее сторону перейдет до 25% личного состава армии Северян (включая опытных командиров), что серьезно изменит сложившийся баланс сил.

Кроме того, последние полгода Анкара использует мобилизационные ресурсы «аль-Ислах» для поддержки протурецких сил в Ливии. В частности, с апреля по июль 2020 г. Турция перебазировала в район Мисураты несколько сводных отрядов активистов «аль-Ислах» (не менее 200 человек каждый), которые в дальнейшем были интегрированы в состав катибов (батальонов) Правительства Национального Согласия. В обмен на людской ресурс сторонники «аль-Ислах» получают финансовую поддержку, а также оружие и профессиональных инструкторов.

Помимо прочего, Анкара планомерно увеличивает присутствие в регионе Красного моря, создавая рядом с Йеменом некую «цепь безопасности». На сегодняшний день турецкие военные базы размещены в Сомали (Могадишо) и Судане (Суакин), в перспективе возможно появление нескольких объектов в Джибути. Используя в качестве обоснования необходимость борьбы с пиратством, Анкара не только наращивает общее число военных специалистов за рубежом, но и, по мнению ряда аналитиков, формирует «зоны особого внимания» в Арабском заливе. Более того, вовлечение Йемена в орбиту турецкого влияния (как и увеличение военного присутствия в регионе Красного моря в целом) укладывается в концепцию стратегического противостояния с Египтом, который считает Йемен важным звеном «единого арабского фронта», а Турцию — главным региональным смутьяном.

Экономический аспект

Турция имеет в Йемене постоянные экономические интересы, которые существенно усилились после падения режима Салеха. Первые существенные шаги в области экономического сотрудничества с «Новым Йеменом» были сделаны еще в 2013 г. с подписанием двустороннего соглашения о сотрудничестве в области торговли и инвестиций, однако в дальнейшем за прошедшие семь лет, ввиду нестабильной оперативной обстановки, Анкаре не удалось расширить рамки экономического сотрудничества. Особый интерес для Турции представляют прибрежные мухафазы и районы сосредоточения нефтяных месторождений (Хадрамаут, Шабва). Отдельно в этом списке стоит архипелаг Сокотра, который не так богат ресурсами, но зато является важным торговым узлом региона. Турецкие официальные лица убеждены, что постепенное развитие промышленных объектов в Йемене станет хорошим шагом к укреплению двусторонних отношений и послужит дополнительным стимулом к расширению сотрудничества.

С другой стороны, в борьбе за экономическое доминирование Турция существенно проигрывает ОАЭ. Это обусловлено, прежде всего, мощными стартовыми позициями, которых Эмираты достигли путем челночной дипломатии за годы нестабильности в Йемене: после установления контроля над архипелагом Сокотра, портами Адена, Мохи и Балхаф, а также над значительной частью Западного побережья и блокирования мухафазы Эль-Махра, Абу-Даби приступает к постепенному освоению экономического потенциала Хадрамаута. Руководство ОАЭ уже заявило о готовности создавать на данных территориях инфраструктурные объекты (нефтепромышленные предприятия, терминалы переработки и пр.), а также оказывать инвестиционную поддержку западному побережью Йемена.

Во-вторых, на успехе экономического взаимодействия Турции с отдельными регионами Йемена негативно сказалась открытая поддержка Анкарой партии «аль-Ислах», которая имеет на Юге страны довольно неоднозначную репутацию. Хрупкий союз милицейских формирований «аль-Ислах» с эмиратскими прокси-силами «Защитники Сокотры» в первой половине 2020 г. не только обнажил ряд серьезных экономических проблем, но и продемонстрировал расхождения между долгосрочными целями партии и задачами турецкой стороны. Как результат, борьба за экономическое доминирование в наиболее ценных мухафазах, уже находящихся в орбите влияния ОАЭ, сейчас выглядит для Турции «заранее проигранной».

Другой экономический «тяжеловес», положивший глаз на Йемен — Китай. Пекин, реализующий глобальный проект «Один пояс, один путь», крайне заинтересован в укреплении ценных маршрутов (в частности, маршрута через Баб-эль-Мандебский пролив), а потому внимательно следит за развитием ситуации, параллельно «готовя почву» для сотрудничества. Учитывая, что представители всех йеменских сил в разное время выражали готовность стать частью «Сообщества общей судьбы», вовлечение Йемена в проект не займет много времени. В случае реализации этого сценария, Йемен станет второй опорной точкой для Пекина после Джибути в регионе Красного моря. Учитывая, что Турция заинтересована в сохранении хороших деловых отношений с КНР (видя в Пекине, прежде всего, главного спонсора проекта «канал Стамбул»), серьезная конкуренция за реализацию экономических проектов на территории Йемена вряд ли предвидится.

Символический аспект

«Игра с символами» — важная составляющая турецкой стратегии на Ближнем Востоке, которой Анкара придерживается еще с начала 2000-х. В случае с Йеменом упор делается сразу на несколько важных вещей.

Главным «фактором продвижения», конечно, является историческая память. По сей день в большинстве учебных пособий Йемена Османская империя представлена не как страна-оккупант, а как «великая держава», защищавшая истинные ценности мусульманского мира и способствовавшая национальному подъему. Аналогичные взгляды до сих пор являются доминирующими среди йеменской интеллигенции и получают постоянную «подпитку» из выступлений турецких официальных лиц. Например, выступление турецкого лидера в парламенте Пакистана в феврале 2020 г., в ходе которого тот заявил, что «ставит перед собой цель останавливать кровопролитие, страдания и слезы везде, где они есть, от Ливии до Йемена», было встречено всеобщим ликованием. Аналогичным образом было оценено выступление главы турецкого МИД в октябре 2020 г., в ходе которого тот обвинил ОАЭ и Саудовскую Аравию в «уничтожении Йемена». Как результат, постоянное упоминание Турцией Йемена в контексте ближневосточной повестки сформировало в интеллектуальной среде устойчивое мнение, что Анкара по-прежнему привержена тем высоким идеям, которые доминировали в турецкой политике в эпоху Османской Империи.

Интересно, что образ «доброй метрополии» дополнительно закрепляется через конкретные действия. В числе таковых - поставка в страну гуманитарной помощи. Так, за прошедшие с момента начала войны пять лет, Турция направила в Йемен в общей сложности 100 тыс. тонн гуманитарной помощи, а также оказала содействие в восстановлении важных медицинских объектов. Учитывая, что суммарный объем гуманитарной помощи, поставленный другими крупными акторами, едва ли превышает 30 тыс. тонн, репутация Турции в глазах местных жителей многократно укрепляется.

Второй аспект, на который Анкара сделала ставку еще в 2017 г. — духовный. И Йемен в данном случае — лишь часть большой комбинации, охватывающей почти весь мир Ислама. Президент Эрдоган, претендующий на роль духовного лидера суннитов, грамотно использует назревшие в исламском мире противоречия и постепенно готовит почву для «идеологического низложения» Саудовского короля. Основные претензии в данном случае обращены как к ОИС, которую турецкий лидер неоднократно упрекал в бездействии и «недостаточном внимании» к проблемам мусульман», так и конкретно к первым лицам Королевства, которые своим вмешательством в гражданскую войну «запятнали имидж среди мусульман». Кроме того, дополнительным фактором конфликта служит то, что Саудовская Аравия, приверженная строгим ваххабитским взглядам, продолжает кампанию по борьбе с идолопоклонством, в результате которой уничтожаются значимые памятники исламской культуры. Это, в свою очередь, порождает протестные настроения в мусульманских странах.

В контексте растущих противоречий, когда руководству Саудовской Аравии становится все труднее оправдывать свою ведущую политическую и духовную роль, Турция развязывает «идеологическое наступление». И «завоевание» Айя-Софии, принесшее Эрдогану дополнительные политические очки, стало лишь первым шагом: Турция уже выразила намерение аналогичным образом «освободить» монастырь Хора (Стамбул) и, что важнее, третью киблу Ислама Аль-Масджид аль-Акса (Иерусалим), в то время как Саудовская Аравия, напротив, предпринимает шаги по сохранению текущего расклада. Усиление глобальных духовных позиций Турции, в конечном счете, может привести к частичной переориентации йеменского духовенства. Даже с учетом того, что большинство богословов Йемена сохраняют лояльность Эр-Рияду, весьма вероятно, что некоторые из них обратят внимание на Турцию как на противовес усилению шиитского влияния в отдельных частях страны. Даже такой скромный, на первый взгляд, результат, в перспективе принесет Анкаре большие дивиденды.

Следует отметить, что при реализации мер идеологического характера Турция активно использует метод антитезы, успешно противопоставляя себя арабской коалиции. Официальные лица (гражданские и военные) апеллируют к тому, что Турция с первых дней конфликта в Йемене выражает приверженность мирному урегулированию и придерживается максимально деликатных методов, в то время как арабская коалиция все чаще допускает неоправданную жесткость в отношении мирного населения и, более того, намеренно затягивает конфликт, раскалывая страну на части. Важно отметить, что подобная информационная политика является довольно эффективным инструментом воздействия на широкие массы. Если посмотреть публикации в йеменском сегменте Twitter за последние 6-8 месяцев, можно заметить интересную тенденцию: неуклонно растет число публикаций, которые положительно характеризуют политику Турции в регионе и критикуют действия арабской коалиции. Кроме того, в подобных публикациях с фамилией президента Эрдогана, зачастую, соседствуют эпитеты «миротворец», «защитник», «хранитель» — в то время как образ арабских военнослужащих становится все негативнее, а публикации содержат выраженную агрессию («союз фитны», «агрессоры», «убийцы» и др.). Ситуация в других социальных сетях (например, Facebook) аналогична.

Все попытки арабских стран развязать контригру в данном сегменте и «улучшить репутацию» в йеменском интернете, как правило, имеют весьма скромный результат, а иногда и вовсе становятся поводом для насмешек пользователей.

***

Как показывает проведенный анализ, турецкая стратегия в отношении Йемена, довольно разноплановая и, в целом, укладывается в текущую внешнеполитическую доктрину страны. Однако достигнутые за последние несколько лет успехи на йеменском направлении куда скромнее, чем, например, в Ливии – ощущается явный перевес в сторону арабских государств.

С другой стороны, не стоит использовать фактор прямого влияния в качестве главного критерия оценки: скорее всего, Анкара не ставит себе целью достижение тотального доминирования в Йемене (военно-политического или экономического) – особенно с учетом внимания к последнему со стороны Китая. Если внимательно посмотреть на предпринимаемые Турцией шаги, можно заметить, что порядка 90% из них – меры символического характера. Следовательно, сохранение турецкого внимания к Йемену можно трактовать как ответный ход после формирования антитурецкого фронта. Создание нестабильного (прежде всего, идеологически) звена внутри арабского мира вынуждает основных участников конфликта «повышать ставки» и бросать основные силы на сохранение позиций, что усложняет координацию действий в Ливии, на которую Анкара сделала основную ставку в своей игре. В пользу этого тезиса говорит, прежде всего, достигнутое в августе 2020 г. соглашение между Турцией, Катаром и ПНС Ливии о создании постоянной военной базы в муниципалитете Мисурата. Данное решение имеет большое значение для региональной ситуации, поскольку данный муниципалитет с 2015 г., фактически, вел с Триполи двойную игру: несмотря на то, что отряды из Мисураты участвовали в боях против Хафтара и защищали территории ПНС, местные милицейские формирования (прежде всего, т.н. «Бригады Мисураты») долгое время были лояльны Саудовской Аравии и получали от Эр-Рияда солидное финансирование. Установление же окончательного турецкого контроля над Мисуратой знаменует постепенную стагнацию саудовского лобби на севере Ливии и, как следствие, рост влияния в ключевых для Турции районах.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся