Блог Лидии Гиваргизовой

Сюникская область — эндшпиль Нагорно-Карабахского конфликта

24 июня 2021
Распечатать

В трехстороннем заявлении, подписанном президентом Азербайджанской Республики, премьер-министром Республики Армения и президентом Российской Федерации, говорится о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта с 10 ноября 2020 г. В целях обеспечения договоренностей принято решение о развертывании российского миротворческого контингента на территории Нагорного Карабаха и на территории вдоль Лачинского коридора сроком на пять лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды.

tatev_dsc9748_image.jpg

Фото: © Алексей Харитонов / photar.ru

Однако 12 мая азербайджанские военные продвинулись вглубь Сюникской и Гегаркуникской областей Армении, нарушая договоренности. Пойдет ли Баку на дальнейшую эскалацию или выведет войска с территории Армении, или Азербайджан — проводник Турции, и все эти действия — попытка Анкары усилить свое влияние в Закавказье?

Для Азербайджана и Турции Сюникский коридор – это возможность приобрести доминирование и экономическую независимость в регионе. Говорить о торгово-экономическом развитии региона невозможно. Приобретение коридора – это победа для турецко-азербайджанского союза, но не для региональных игроков – ни для России, ни для Ирана, ни для Грузии, ни тем более для Армении.

10 ноября 2020 года с 00 часов 00 минут по московскому времени о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта говорится в трехстороннем заявлении, подписанном президентом Азербайджанской Республики, премьер-министром Республики Армения и президентом Российской Федерации. В целях обеспечения договоренностей поддержано решение о развертывании российского миротворческого контингента на территории Нагорного Карабаха и на территории вдоль Лачинского коридора сроком на 5 лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды. Совет Безопасности ООН подробно информирован о содержании соглашения, кроме того, Россия и Турция подписали Меморандум о создании Совместного Центра по контролю за прекращением огня и всех военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. Меморандум определяет задачи и принципы совместного мониторингового центра, который будет осуществлять сбор, обобщение и проверку информации по соблюдению сторонами режима прекращения огня и других действий, нарушающих достигнутые договоренности.

Однако, 12 мая азербайджанские военные продвинулись вглубь Сюникской и Гегаркуникской областей Армении, нарушая договоренности. Пойдет ли Баку на дальнейшую эскалацию или выведет войска с территории Армении, или Азербайджан - проводник Турции, и это попытка Анкары усилить влияние Турции в Закавказье, получив таким образом возможность блокировать торговые артерии Евразии, продолжая экспансию в Закавказье? Чтобы понять и получить ответы на эти вопросы, необходимо сначала проанализировать хронологию развития Азербайджано-Турецких экономических отношений после Нагорно-Карабахского конфликта.

Торгово-экономические соглашении Азербайджана и Турции на современном этапе развития

Турция занимает достаточно активную внешнеполитическую и внешнеэкономическую позицию по сравнению с Азербайджаном. Судя по торговым соглашениям Азербайджан ориентирован на постсоветское пространства (См. Таб. 1.), чего нельзя сказать о Турции (См. Таб. 2.). В базе данных региональных торговых соглашений пока нет информации о соглашении с Турцией, которое вступило в силу первого марта 2021 г.

Таб. 1. Действующие торговые соглашения (далее ДТС) о свободной торговле Азербайджана с другими странами и организациями.

Партнер по соглашению

Тип ДТС

Состав ДТС

Охват

Дата вступления в силу

Содружество независимых государств (СНГ)

Соглашение о свободной торговле

Плюрилатеральный

Товары

30 декабря 1994 г.

Грузия

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

10 июля 1996г.

ГУАМ

Соглашение о свободной торговле и соглашение об экономической интеграции

Плюрилатеральный

Товары и услуги

10 декабря 2003 г.

Российская Федерация

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

17 февраля 1993 г.

Украина

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

02 сентября 1996 г.

Источник данных: Составлено автором на основе данных URl: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx

Таб. 2. Действующие торговые соглашения (далее ДТС) о свободной торговле Турции с другими странами и организациями.

Партнер по соглашению

Тип ДТС

Состав ДТС

Охват

Дата вступления в силу

Организация экономического сотрудничества (ОЭС)

Соглашение о частичном объеме работ

Плюрилатеральный

Товары

17 февраля 1992 г.

ЕАСТ

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 апреля 1992 г.

Египет

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 марта 2007 г.

ЕС

Таможенный союз

Двусторонний

Товары

01 января 1996 г.

Республика Корея

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 мая 2013

Протокол о торговых переговорах (ПТС)

Соглашение о частичном объеме работ

Плюрилатеральный

Товары

11 февраля 1973г.

Албания

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 мая 2008

Босния и Герцеговина

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 июля 2003 г.

Чили

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 марта 2011 г.

Грузия

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 ноября 2008 г.

Израиль

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 мая 1997 г.

Малайзия

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 августа 2015 г.

Маврикий

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 июня 2013 г.

Республика Молдова

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 ноября 2016 г.

Черногория

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 марта 2010 г.

Марокко

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 января 2006 г.

Северная Македония

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 сентября 2000 г.

Палестина

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 июня 2005 г.

Сербия

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 сентября 2010 г.

Сингапур

Соглашение о свободной торговле и соглашение об экономической интеграции

Двусторонний

Товары и услуги

01 октября 2017 г.

Сирия

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 января 2007 г.

Тунис

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 июля 2005 г.

Великобритания

Соглашение о свободной торговле

Двусторонний

Товары

01 января 2021 г.

Источник данных: Составлено автором на основе данных URl: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx

Доля Турции в общем обороте внешней торговли Азербайджана до Нагорно-Карабахского конфликта была незначительна. Учитывая фактор пандемии 2020 г., рассмотрим торговый оборот между Азербайджаном и Турцией за последние 5 лет до пандемии в сравнении с совокупным внешнеторговым оборотом Турции (См. Таб. 3.)

Таб. 3 Внешнеторговый оборот Турции за период 2015-2019 гг.

Совокупный экспорт Турции (долл. США)

Совокупный импорт Турции (долл. США)

Экспорт Турции в Азербайджан

(долл. США)

Доля экспорта Турции в Азербайджан

(в процентном соотношении)

Импорт в Турцию из Азербайджана

(долл. США)

Доля импорта в Турцию из Азербайджана

(в процентном соотношении)

2015 г.

143 850 376 386

207 206 508 911

1 898 714 943

1,31%

232 375 981

0,11 %

2016 г.

142 529 583 808

198 618 235 047

1 285 127 038

0,9 %

278 131 382

0,14 %

2017 г.

156 992 940 414

233 799 651 234

1 356 999 400

0,86%

350 869 670

0,15 %

2018 г.

168 023 390 683

223 039 038 051

1 474 693 296

0,87 %

378 734 116

0,16 %

2019 г.

180 835 909 574

210 343 464 863

1 788 471 964

0,98 %

411 021 557

0,19 %

Источник данных: Расчёт процентного соотношения составлен автором на основе данных URl: https://trendeconomy.ru/

Послевоенные изменения во внешнеторговой деятельности между Азербайджаном и Турцией существенны. Мы пока не можем говорить о цифрах, однако можем констатировать, что Азербайджан активно развивает торгово-экономические отношения с Турцией, учитывая многочисленные соглашения, подписанные после войны. С целю расширения и поощрения торговли с 1 марта 2021 года вступило в силу “ Соглашение о преференциальной торговле” подписанное 25 февраля 2020 г. Соглашение о преференциальной торговле предусматривает введение нулевой ставки таможенной пошлины на взаимные поставки товаров между Турцией и Азербайджаном. С целю диверсификации двусторонней торговли 02 февраля 2021 г. был подписан меморандум о взаимопонимании в области электронной торговли. 10 февраля 2021 г. между Азербайджаном и Турцией было подписано соглашение о сотрудничестве в области энергетики и горнодобывающей промышленности. 18 февраля в Анкаре состоялся турецко-азербайджанский бизнес-форум, в ходе которого между Азербайджаном и Турцией было подписано 11 соглашений. Соглашения предусматривают развитие сотрудничества в экономической, торговой и других сферах.

Такая пролиферация в экономических отношениях, несмотря на низкую долю в экономиках друг друга (См. Таб. 3), обусловлена возможным созданием коридора между Азербайджаном и Турцией через Сюникскую область, о чём официально не заявляли участники трёхстороннего заявления. Однако, о создании коридора и открытии транспортных путей через Сюниксую область неоднократно заявляли в своих выступлениях главы Азербайджана и Турции после прекращения огня. Получается, что Азербайджан просто нарушает трёхстороннее соглашение о прекращении огня и продолжает процесс эскалации.

В этом контексте важно рассмотреть приоритеты, проекты и перспективы развития внешнеэкономической политики Азербайджана и Турции в регионе.

Проекты и перспективы развития внешнеэкономической политики Азербайджана и Турции в регионе

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в конце 2020 г. предложил создать новую платформу – новое региональное сотрудничество 3+3 с участием Азербайджана, Турции, России, Ирана, Грузии и Армении (при желании правительства РА). Турецкая сторона заявила, что платформа позволит осуществить необходимые шаги, необходимые для реализации проектов в сфере логистики, экономики и энергетики. Такие заявления обостряют противоречия: во-первых, Россия и Армения являются членами Евразийского экономического союза, а с Ираном подписано временное соглашение с целью образования зоны свободной торговли между членами ЕАЭС и Ираном. Создание в регионе новой платформы выглядит нецелесообразно, ведь можно войти в уже существующий экономический союз, поскольку по словам руководителей Турции и Азербайджана в регионе устранены все проблемы, препятствующие экономическому развитию. Также не понятно, какие перспективы сотрудничества между Россией и Грузией на современном этапе видят главы Азербайджана и Турции?

Во-вторых, Международная финансовая организация Евразийский банк развития (ЕАБР) предоставил РА инвестиционный кредит из средств Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества для финансирования строительства автодорожного коридора «Север-Юг». Транспортный коридор «Север-Юг», пересекая территорию Армении с юга на север (Мегри – Капан – Горис – Ереван – Аштарак – Гюмри - Бавра) (Карта №1), примыкает к грузинской дороге с юга, ведущей к портам Поти и Батуми (на Черном море) и далее к России, странам СНГ и Евросоюза.

Карта № 1

1.png

Источник: Armenia: North‒South Road Corridor Investment Program (Tranche 1)

Автодорога «Север - Юг» также является частью международной магистрали AH 82, связывающей между собой страны Центральной Азии: Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В чём необходимость нового коридора через территорию Армении для развития экономических отношений? Нет конкретики, нет точных целей! Есть громкие высказывания о том, что так будет лучше для всех участников.

Однако, Сюникский коридор важен только для двух стран из перечисленного формата 3+3. Поэтому, несмотря на трёхстороннюю декларацию, президент Азербайджана во время выступления на саммите Организации экономического сотрудничества, по поводу транспортного сообщения заявил, что создается Зангезурский (в Азербайджане так называют Сюнкскую область) коридор, и, если Армения будет возражать против этого, вопрос будет решен силовым путем. По сути, это угроза территориальной целостности Армении и зарождения нового конфликта в регионе, чем и объясняется вторжение азербайджанских войск. О всех аспектах постконфликтного урегулирования на совместной пресс-конференции с исполняющим обязанности министра иностранных дел РА Ара Айвазяном, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что достижение договоренностей, которые разблокируют экономические связи, может быть исключительно на добровольной и взаимовыгодной основе, и не предусматривает ничего, кроме дипломатического соглашения и договоренностей. Тем не менее, по сей день войска Азербайджана находятся на суверенной территории Армении. И до сих пор ни со стороны правительства Азербайджана ни со стороны временного правительства Армении не прозвучало никаких заявлений, и не были предложены переговоры по поводу выведения азербайджанских войск.

Азербайджан, получив коридор в Сюнкиском районе РА, станет проводником Турции в Центральную Азию, при этом Азербайджан получит торговые пути через Каспийский бассейн до Черного моря и до Европы, сокращая имеющиеся торговые пути и количество участников действующих соглашений (Карта № 2). Например, соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута вступило в силу с февраля 2017 г. Участниками соглашения являются Азербайджан, Грузия и Казахстан. Координационным комитетом утвержден механизм взаимодействия между транспортными компаниями по пропуску контейнерных поездов сообщением Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция с участием железнодорожного и морского транспорта в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.

Карта № 2

2.png

Источник: коридор составлен автором с помощью Create Maps

Тандем Турция-Азербайджан, получив Сюникский коридор, станет решающим экономическим и политическим фактором в регионе, а остальные вышеупомянутые участники платформы 3+3, окажутся в роли простых игроков в регионе. Страны, имеющие соглашения по транспортным коридорам, например, Транскаспийский международный транспортный маршрут, станут пассивными участниками.

Логической связкой всей логистики в регионе является проект Турции - “Стамбульский канал”. По предварительным заявлениям проект судоходного канала из Мраморного моря в Черное море строится для разгрузки Босфора. Однако, понятно, что в Босфоре большие очереди, и к тому же Турция не имеет право брать плату, так как согласно положениям конвенции Монтрё проход свободный. Открывая новый платный путь, Турция не только увеличит ВВП страны, но и даст возможность судам сократить время в пути, избегая очередей в Босфорском проливе. В результате, отток кораблей из Босфора обеспечен. Эродган объявил, что планируют заложить фундамент Стамбульского канала в конце июня 2021 г.

Торговые пути из Азии, а конкретнее из КНР в Европу (если позволит Сюникский коридор) пройдут через Каспийское море в Азербайджан, далее через Мегринский коридор в Нахичевань, а оттуда в Турцию и через Стамбульский канал в Европу.

Стать членом ЕАЭС или создать новый союз за счет постконфликтной территории?

Каждый раз, когда отношения с Западом портятся, турецкие официальные лица ставят на повестке дня вопрос о присоединении к альтернативным региональным организациям- к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) или к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), инициативы в которых Россия играет доминирующую роль. Так, например, было в 2017 г. после заявления канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что соглашение о таможенном союзе с Турцией не будет модернизировано. После чего, в ходе бизнес-форума в Турции министр экономики Нихат Зейбекчи призвал к заключению соглашения о свободной торговле, развивая отношения с Евразийским таможенным союзом. Предложение, которое так и осталось на бумаге.

Турция не войдет в состав ЕАЭС и не позволит Азербайджану войти. Обе страны по основным товарным категориям (по экспорту продуктов животного происхождения, продуктов растительного происхождения, минеральных продукты и т.п.) конкурируют на Российском рынке. Что касается импорта, то нефтехимические продукты стоят на втором месте в списке основных импортируемых товаров Турции после товарной группы “Металлы и изделия из них”. Основные страны-партнеры это Россия, Германия и КНР. Только из России экспорт товарной группы минеральных продуктов, в которую входят нефть и нефтепродукты, штукатурные материалы, известь и цемент, руды, шлак, зола и т.п., составляет 40,9 % из которых доля нефти и нефтепродуктов составляет 98,7%. Однако и этот вопрос решается тандемом Турция-Азербайджан. После Нагорно-Карабахского конфликта активизировались взаимные инвестиции. Инвестиции SOCAR в Турцию позволят расширить экономическое сотрудничество между Азербайджаном и Турцией и значительно сократить зависимость Турции от импорта нефтехимической продукции. Кроме того, НПЗ STAR (принадлежащий SOCAR) и нефтехимический комплекс Petkim (владельцем 51% контрольного пакета акций тоже является SOCAR), расположены на полуострове Алиага в Турции. Алиага получила статус специальной промышленной зоны в конце 2018 г., что даёт возможность развивать экспортную базу.

Сюникский коридор для Азербайджана и Турции – это возможность доминировать в регионе и обрести экономическую независимость. Говорить о торгово-экономическом развитии региона не представляется возможным. Приобретение коридора — это победа для турецко-азербайджанского союза, но не для региональных игроков – ни для России, ни для Ирана, ни для Грузии, ни тем более для Армении.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся