Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Стереотипы восприятия России за рубежом. Механизмы их улучшения

22 августа 2023
Распечатать

Автор: Хавкин Александр, аспирант Дипломатической академии МИД России

Что такое стереотипы

Стереотип (от др.-греч. στερεός – «твёрдый», «пространственный» и τύπος  – «отпечаток») – это устойчивый упрощённый образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне.

Изначально термин стереотип означал клише и использовался в типографском деле. В современном понимании этот термин первым предложил американский журналист и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в книге Public Opinion («Общественное мнение»)[1]. С тех пор понятие «стереотип» прочно вошло в современный общественно-политический дискурс.

1666828608_30-celes-club-p-russkii-medved-s-balalaikoi-krasivo-34.jpg

Источник: Funart

Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах. Согласно Липпману, познавательные возможности человека ограничены. Человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающий мир слишком сложен и изменчив. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории - фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды.

Стереотипы – схематизированные, упрощённые и стандартизированные образы или представления об объектах, явлениях и процессах социальной реальности, отличающиеся высокой устойчивостью и ярко выраженной эмоциональной окраской. Это постоянно действующий и, по сути, определяющий фактор массового сознания, а, следовательно, и общественного мнения.

 Липпман использовал понятие «стереотип» скорее в негативном ключе, считая, что стереотипы подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания сути социальных процессов и явлений. Ученый критиковал политиков и средства массовой информации за эксплуатацию стереотипов с целью манипулирования аудиторией.

Стереотипы оказывают значительное влияние на взаимодействия между людьми и социальными группами. Если стереотипы содержат искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта, их называют предубеждениями или предрассудками. Предубеждения часто используются пропагандой для формирования определённого общественного мнения.

Так, стереотипные визуальные образы еврея (антисемитские предрассудки) использовались нацистской Германией как один из инструментов разжигания ненависти к еврейскому народу и подготовки геноцида евреев. Примером создания антисемитских стереотипов был фильм немецкого режиссера Файта Харлана «Еврей Зюсс». 18 августа 1940 года рейхсминистр пропаганды и народного просвещения доктор Йозеф Геббельс записал в дневнике: «Фильм Харлана “Еврей Зюсс” – очень крупная, гениальная постановка. Антисемитский фильм, какой мы только можем себе пожелать. Я этому очень рад». В нацистском рейхе этот фильм посмотрели более 20 млн зрителей. Он целенаправленно использовался для подогрева погромных настроений. 30 сентября 1940 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер отдал следующее распоряжение: «Необходимо позаботиться о том, чтобы СС и полиция в полном составе в течение зимы посмотрели фильм „Еврей Зюсс“»[2].

Однако, нельзя сказать, что стереотипы – это однозначно негативное явление. Изначально они появились как ментальные ярлыки, чтобы помочь мозгу ориентироваться в мире. Так, в первобытных обществах стереотипы помогали людям быстро отличать хищников от безобидных животных, а соплеменников от чужаков. Мозг отмечал характерные внешние черты своей группы (цвет кожи и волос, язык, поведение), чтобы «сканировать» других и понимать, кто друг, а кто враг. Со временем круг общения человека перестал ограничиваться собственным племенем. Социальных групп становилось всё больше, усложнялись взаимодействия между людьми, что порождало всё больше и больше стереотипов.

Современный человек в процессе социализации усваивает социальные и поведенческие стереотипы. Происходит это через семью, среднюю и высшую школу, социальные сети, средства массовой информации, профессиональные, возрастные и гендерные группы, объединения по интересам. Как правило, господствующие социальные и религиозные стереотипы воспринимаются некритически и принимаются «на веру». Более того, возможный последующий личный опыт часто «подгоняется» под стереотип, а изменение укоренившихся убеждений происходит крайне медленно.


Виды стереотипов

Как пишет израильский историк и антрополог Юваль Харари, человек смог победить в межвидовой борьбе благодаря умению объединяться в большие группы по тем или иным признакам. «Если изначально люди сбивались в племена по сугубо физическим параметрам, то с течением времени они стали объединяться на базе все более сложных идей, таких как язык, религия, нация, профессия, корпорация, субкультура и так далее. Характерные признаки каждой из групп считываются чужаками и со временем становятся стереотипами, часто имеющими мало общего с исходником»[3].

Сегодня существуют стереотипные представления о любой социальной группе. Наиболее широко распространены гендерные, возрастные, религиозные, социально-классовые, этнические и национальные стереотипы.

Гендерные. В зависимости от гендера предписывают людям разные характеристики и роли в обществе. Несмотря на успехи движения за права женщин в ХХ веке, гендерные стереотипы продолжают существовать. Всё ещё можно услышать фразы типа «мужчина в доме хозяин», «женщина – хранительница очага», «женщины не сильны в точных науках», «мужчины – “сильный”, женщины “слабый” пол». Кроме того, во многих странах мира женщины продолжают борьбу за равные права, получая меньше мужчин за одинаковую работу (в соответствии со стереотипом, что мужчинам ещё нужно кормить семью, а женский доход – «дополнительный»).

Возрастные – в наши дни их часто именуют эйджизмом. Действуют в обе стороны: молодых воспринимают как некомпетентных или наивных, а пожилых – как немощных или застрявших в прошлом.

Религиозные – набор устойчивых представлений о верующих разных конфессий. Например, «все буддисты спокойные и много медитируют»; «все мусульмане – многоженцы», а «все иудеи не пользуются транспортом в шабат».

Социальные или классовые. Делят людей на группы по уровню достатка и социальному статусу, например: «Все богатые люди укрываются от налогов» или «рабочих грабят капиталисты, присваивая прибавочную стоимость». Эти стереотипы эксплуатировались коммунистами для разжигания классовой борьбы.

Этнические и национальные. Это набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных национальностей. Например, «немцы всегда трудолюбивы и пунктуальны», «итальянцы ленивы и не любят работать», «чукчи тупые», «евреи хитрые», а «японцы скрывают за вежливой улыбкой жестокость и коварство». Эти стереотипы являются ложными и имеют мало общего с действительностью. При чрезмерной эксплуатации они могут стать причиной межнациональной розни.


Стереотипы о России и русских

Существуют, разумеется, стереотипы о России и русских. Автор серии книг о мифах о России Владимир Мединский в аннотации к одной из них пишет: «Когда более 10 лет назад я начинал писать (про мифы о России – А.Х.), многие из них считались самой настоящей правдой. Конечно, серьёзные историки и просто хорошо образованные люди знали истинную им цену, но в массовом сознании доминировали именно мифы о нашей истории»[4]. Мединский занимается не историей как наукой, основанной на фактах, а «исторической мифологией», построенной на стереотипном противопоставлении защитников и врагов отечества, авторской интерпретации исторических событий и фактов в парадигме державных интересов. Он утверждает: «Факты сами по себе значат не очень много. Скажу ещё грубее: в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Всё начинается не с фактов, а с интерпретаций. Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна»[5].

Самые распространённые стереотипов о русских и России: «все русские пьяницы и не умеют работать», «в России всегда холодная зима, люди ходят в меховых шапках и шубах», «русские просторы безграничны, они наводят меланхолию и вечную тоску», «что русскому здорово – то немцу смерть», «в Сибири медведей больше, чем людей», «русские грубы и жестоки», «русские никогда не улыбаются», «русский солдат храбр и неприхотлив», «русских нельзя победить извне», «хранительница русской семьи – бабушка».

История сохранила имя автора некоторых стереотипов о России. Это «железный канцлер» Германской империи князь Отто фон Бисмарк (1815-1898). Ему принадлежат такие высказывания: «Русские долго запрягают, но быстро едут»; «Россия опасна мизерностью своих потребностей»; «Никогда не верьте русским, ибо русские не верят даже самим себе»; «Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но никогда не трогайте русских»; «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя»; «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью»[6].


 Можно ли улучшить стереотипы восприятия России?

На этот вопрос отвечу риторическим вопросом: если стереотип – это образ, отражение национального характера в глазах других людей, то может ли отражение быть лучше оригинала?

 

 

Источники и литература

  1. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
  2. Великий Диктатор против Еврея Зюсса // https://proza.ru/2013/10/12/723 (дата обращения 01.07.2023).
  3. Yuval Harari: Why Did Humans Become The Most Successful Species On Earth? // https://www.npr.org/transcripts/468882620 (дата обращения07.2023).
  4. Мединский В.Р. Мифы о России. Эксклюзивное издание. М., 2017. См.: https://www.labirint.ru/books/405888/ https://www.labirint.ru/authors/51994/ (дата обращения 01.07.2023).
  5. Мединский В. Р. Война: мифы СССР. 1939-1945. М., 2011. С. 658.
  6. Источник: https://ru.citaty.net/avtory/otto-fon-bismark/; https://dzen.ru/a/W5J_38WG1gCqg3aj (дата обращения 02.07.2023).

 

[1] Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

[2] Великий Диктатор против Еврея Зюсса // https://proza.ru/2013/10/12/723 (дата обращения 01.07.2023).

[3] Yuval Harari: Why Did Humans Become The Most Successful Species On Earth? // https://www.npr.org/transcripts/468882620 (дата обращения 01.07.2023).

[4] Мединский В.Р. Мифы о России. Эксклюзивное издание. М., 2017. См.: https://www.labirint.ru/books/405888/ https://www.labirint.ru/authors/51994/ (дата обращения 01.07.2023).

[5] Мединский В. Р. Война: мифы СССР. 1939-1945. М., 2011. С. 658.

[6] Источник: https://ru.citaty.net/avtory/otto-fon-bismark/; https://dzen.ru/a/W5J_38WG1gCqg3aj (дата обращения 02.07.2023).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся