Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Языковая политика стран СНГ: положение русского языка (на примере Узбекистана)

13 июня 2023
Распечатать

Автор: Лямкина Виктория Александровна, Узбекский государственный университет мировых языков

Современная языковая ситуация любого государства повышает значимость коммуникативных и политических аспектов языковой политики внутри страны. Сложившаяся языковая политика влияет на политическую, лингвистическую, межкультурную и языковую ситуацию среди населения. Языковая политика может формироваться для определенных регионов и для государства в целом. Она оказывает существенное влияние на язык, его способы, методы и функционирование. Изучение данного вопроса обозначено в трудах таких ученых как С.А. Арутюнова, Ю.В. Арутюнян, Л.Б. Никольский, Г.В. Степанов, А.Д. Швейцер, формируя различные модели в области языка.

ways-alfan-fuH1AUZNc1E-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Языковая политика государства представляет собой совокупность мер и действий, принимаемых правительством в отношении языковых прав и интересов населения, в том числе официальных языков, используемых в государственных и муниципальных органах, образовании, СМИ, деловых отношениях и т.д. Цель языковой политики может варьироваться в зависимости от контекста и потребностей общества, но в целом она направлена на поддержание языкового многообразия, защиту языковых прав меньшинств и обеспечение коммуникационной эффективности внутри государства.

Характерно, что языковая политика имеет ряд направлений, которые формируют ее целостность. Среди них можно обозначить: выбор и установка государственных языков; разработка, унификация и стандартизация терминологии; разработка алфавита, основных принципов орфографии, приводящих к ликвидации неграмотности; вопрос именования и переименования территориальных единиц страны (города, улицы, площади и др.). Сущность проблемы сводится к тому, что овладение тем или иным языком характеризуется практической формой языковой политики. Язык становится посредником между автономностью существования человека и обществом.

Ряд факторов отражают содержание языковой политики. Среди них можно обозначить нижеследующие:

1) специфика языковых и политических отношений народа;

2) функционирование языков на базе нормативно-правовых документов и неформальных ситуаций;

3) решение национального вопроса институционально и методологически;

4) реализация государственных интересов как системы ценностей.

Обратим внимание на то, что в разных странах могут применяться различные подходы к языковой политике. В некоторых странах официальным языком может быть только один язык, в то время как в других государствах может быть признано несколько языков в качестве официальных. Например, в странах СНГ русский язык признан вторым государственным только в Республике Беларусь. Конституционно русский язык признан официальным в Казахстане, Киргизии, но его использование законодательно ограничено в некоторых сферах в пользу государственных языков.

Одной из особенностей языковой политики стран СНГ является сохранение русского языка как языка межэтнического общения. Следует подчеркнуть, что на территории нынешнего СНГ после распада СССР проживает достаточное количество этнических русских. То есть это люди, русские по национальности, проживающие за пределами России, однако им свойственны русско-национальные черты, так как они выросли в семье исконно русских представителей.

Русский язык согласно статье 35 Устава СНГ от 22 января 1993 года выполняет роль языка содружества для функционирования делопроизводства. На наш взгляд, данный факт позволяет считать, что для русского языка предполагаются те же установки, что и для государственного. Все члены СНГ, в том числе и Узбекистан, возложили на себя ответственность в преподавании, воспитании, культуре и СМИ для предупреждения межнациональных конфликтов, и поддержки взаимопонимания.

Однако, после распада СССР, русский язык в странах СНГ начал утрачивать свою прежнюю значимость. Все государства начали устанавливать свою языковую политику. Необходимо подчеркнуть, что языковая политика в странах СНГ отличается от языковой политики в других странах своими особенностями.

Во-первых, языковая политика в странах СНГ может быть связана с национальной идентичностью. Например, в Казахстане и Узбекистане введен латинский алфавит вместо кириллицы, что связано с желанием подчеркнуть свою независимость от Российской Федерации и продвигать свою национальную культуру.

Во-вторых, в странах СНГ может существовать разрыв между языковой политикой на уровне законодательства и ее реализацией на практике. Например, в некоторых регионах проживающие национальные меньшинства могут испытывать проблемы с использование своего языка в официальных документах и общении с государственными органами.

В целом, языковая политика в странах СНГ, в том числе и в Узбекистане, направлена на поддержание языкового многообразия и уважение к языкам различных национальностей.

Политика, проводимая Республикой Узбекистан, свидетельствует об отношении как к государственному языку, так и к другим языкам. Главным фактом является многонациональность населения, проживающего в Республике Узбекистан. Ввиду этого языковая политика показывает отношение к обычаям и традициям наций и народностей, проживающих в Узбекистане: предоставляются условия для их развития.

Обладание русским языком сказывается на росте в карьерном плане для каждого человека. В таких ведомствах как внутренние органы, юстиция, образование, здравоохранение, место языка остается быть. Ведется процесс по переводу документов с узбекского на русский язык, документооборот и делопроизводство в государственных органах власти.

На сегодняшний день в Узбекистане средства массовой информации публикуются на двух языках: узбекском и русском. Так, ведущая роль в сохранении русского языка через СМИ отводится сети Интернет, радио, телевидению, газетам, журналам, коммерческой рекламе. По части последнего можно отметить, что почти на всех вывесках, рекламных щитах, баннерах, флаерах, стикерах в Ташкенте рекламная информация публикуется зачастую на двух языках. На интернет-порталах узбекского правительства задействованы три языка: русский, как межнациональный, узбекский, как государственный и английский, как иностранный. Значительная часть населения пользуется русскоязычной версией. В то время как государственный язык активно популяризируется в регионе, все же русский язык имеет место в СМИ и по сей день.

В Узбекистане русский язык также служит и социальным знаком. Например, жителям Ташкента зачастую легче использовать русский язык в обывательской жизни, в то время как представители сельской местности обычно используют узбекский. Данное видение не распространяется на отдельные области, анклавы и территории с компактным проживанием представителей отдельных национальностей: таджики, каракалпаки. В таких условиях языковая коммуникация ведется на их родном языке. Развитие науки, техники и сферы образования в Узбекистане способствует сохранению уважения к русскому языку. На сегодняшний день значение русского языка в Узбекистане оказывает влияние на коммуникативную и информационную функцию страны.

Отдельного внимания заслуживает тенденция в отношениях в сфере образования между двумя странами. В качестве результата стоит отметить, что у узбекских студентов есть возможность учиться в высших образовательных учреждениях России. Количество грантов, предоставляемых для Узбекистана, стабильно возрастает.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, для того чтобы вектор распространения языка в регионе был направлен вверх, необходимо удовлетворять амбивалентные потребности в обучении, такие как адаптация, социализация и не менее важные культурные особенности.

Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что несмотря на то, что языковая политика Узбекистана имеет свои плюсы, она также имеет ряд минусов, которые предположительно могут приводить к негативным последствиям.

Одним из минусов языковой политики Узбекистана является то, что она направлена на укрепление узбекского языка за счет ограничения использования русского языка. Несмотря на то, что узбекский язык является государственным языком и неофициально языком межэтнического общения, многие граждане Узбекистана продолжают использовать русский язык в повседневной жизни. В случае введения ограничений использования русского языка можно предположить, что появятся проблемы в коммуникации, что приведет к ущербу для экономики и культуре страны.

Другим минусом языковой политики Узбекистана, как было отмечено выше, является введение латинского алфавита вместо кириллицы в 1993 году. Это решение было принято с целью подчеркнуть национальную идентичность и укрепить узбекский язык. Однако, многие граждане, особенно представители старшего поколения до сих пор не владеют латинским алфавитом, что может создавать трудности в образовании, в повседневной и деловой жизни. Этот шаг может привести к утрате многовековой литературной традиции на узбекском языке, которая развивалась в тесной связи с арабским и кириллическим алфавитами.

Также, несмотря на то, что Конституция гарантирует право на использование родного языка и культуры меньшинств, на практике может возникнуть ситуация дискриминации и ограничения использования языков меньшинств. В таком случае возникнет ситуация, связанная с миграционным потоком в Российскую Федерацию.

В заключении можно констатировать, что языковая политика может иметь значительное влияние на социальное и политическое развитие страны. Правильно разработанная и эффективно реализованная языковая политика может способствовать социальному и культурному единству, повышению уровня образования и развития экономики. Однако неправильно реализованная языковая политика может привести к конфликтам, расколам и нарушению прав и интересов меньшинств, а также ограничению доступа к знаниям и ресурсам. Русский язык продолжает играет важную роль в странах СНГ, включая Узбекистан, но его использование и популярность подвержены влиянию различных факторов, включая миграцию, политические и социально-экономические изменения.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся