Россия и Турция

Чрезвычайное положение в Турции и экономика: первые комментарии

25 июля 2016
Распечатать

23 июля 2016 года, выступая в стенах Меджлиса, президент Турции Р.Т. Эрдоган сделал ряд важных заявлений, касающихся экономики страны. Приведем некоторые из них.

 

«... Здесь ещё одна тема, которая муссируется: экономика рухнет. Экономика не рухнет. В настоящее время правительство функционирует. Воооруженные силы и прочие /ведомства/, все выполняют свои обязанности. Полиция – выполняет свои обязанности. Что проиходит анормального? Правительство продолжит выполнять те же функции. Какое-либо отклонение от финансовой дисциплины ни в коем разе невозможно... Турция в течение этого периода стала свидетельницей открытия моста Османа Гази (прим.: через Измитский залив), его значимость очевидна. Обращаюсь к финансовому сектору, пожалуйста, снижайте процентные ставки (прим.: тема процентных ставок озвучивается президентом регулярно и не раз становилась предметом споров с ЦБ страны). Если вы предоставляете услуги этому народу, этой стране – снижайте, зарабатывайте немного меньше и пусть инвестор с помощью этого дешевого кредита сможет предпринять совсем другие шаги. И пусть он принесет нам другую занятость. Я обращаюсь к тем, кто со ссылкой на объявление ЧП начинает поднимать цены на продажу некоторых товаров: кто будет вовлечен в этот неправильный подход, в их главу станет государство...».

 

Деловое сообщество, включая различные объединения и руководство крупных корпораций, широким фронтом выступило с серией заявлений в поддержку введения в стране режима чрезвычайного положения.

 

Влиятельный Союз Палат и Бирж (TOBB) устами руководителя объединения Р. Хисарджиклыоглу отметил, что решение о введении РЧП является уместным и эффективным инструментом: «Для защиты общественного порядка и эффективного предоставления услуг, это решение принять было необходимо».

 

Вторит Союзу и Совет по внешнеэкономическим связям Турции (DEIK). Так, его глава Д. Вардан отметил: «мы с удовлетворением отмечаем сделанные официальные заявления о том, что процесс режима чрезвычайного положения ни коим образом не повлияет на функционирование экономики и продолжающиеся государственные инвестиции. Заявления о том, что понимание рациональной политики и экономических реформ не претерпит изменений, придает уверенности иностранным инвесторам и турецким предпринимателям».

 

В то же время председатель совета директоров одного из ведущих турецких холдингов – «Сабанджи», Зафер Куртул, отметил быстрые и своевременные меры, предпринятые правительством и экономическим блоком с тем, чтобы избежать отрицательного влияния на экономику страны, а также подчеркнул важность, в этот период времени, для экономического руководства страны и делового сообщества, демонстрации единства и скоординированных мер. В то же самое время, З. Куртул заявил, что снижение рейтинговым агентством «Standard & Poors» рейтинга экономического положения Турции является «поспешным, неверным и беспочвенным».

 

Аналогичным образом о принятом решении отозвался и помощник премьер-министра Мехмет Шимшек: «Экономика должна оцениваться не на основе дневных падений и ростов, а с учётом большой картины» и далее он уточнил: «Наши темпы роста – хорошие. Если потом случится замедление, то /мы все равно/ будем расти темпами, близкими к 4%. Невзирая на падение доходов от туризма, дефицит по текущим операциям снижается. Он упал ниже 4% от национального дохода. У нас нет проблемы с дефицитом бюджета. Мы почти обеспечиваем баланс бюджета. Центальный банк продолжает жесткую денежную политику. Продолжает даваться уверенность рынкам. Соотношение нашего внешнего долга к национальному доходу - низкое. У нас экономика, которая в год создает новые рабочие места для 1 млн человек. Достаточность собственных средств у наших банков находится на уровне 15,5%. Это почти в два раза выше, чем у банков ЕС. Доля проблемных кредитов в общей кредитной массе – меньше 3,3%. Продолжает работать биржа. Никаких ограничений не будет применяться в отношении движения капитала и в отношении свободного рынка...».

 

Напомним, что 20 июля Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) понизило суверенный рейтинг Турции с BB+ до BB, прогноз по рейтингу — негативный. Как сообщается, понижение рейтинга напрямую связано с событиями 15 июля, а негативный прогноз обусловлен сложными инвестиционными перспективами страны, равно как и с рисками, связанными с обслуживанием внешнего долга. Днем ранее, 19 июля, аналогичный шаг предприняло и рейтинговое агентство Moody’s, поместившее кредитный рейтинг Турции, который находится на уровне Baa3, на пересмотр в сторону понижения.

 

Немедленное снижение рейтингов в ситуации, подобной той, в которой оказалась Турецкая Республика образца июля 2016 года - разумеется, абсолютное предсказуемое последствие произошедших событий. Что бы ни говорили турецкие официальные лица и бизнесмены, уважающие себя рейтинговые агентства не могли не послать международному бизнес-сообществу предупредительный сигнал - «Внимание!». Не предприняв этого, по словам турецкой стороны - «поспешного шага», агентства подорвали бы доверие уже в отношении самих себя как авторитетных источников актуальной информации.

 

Конечно, делать панические прогнозы в отношении положения турецкой экономики пока преждевременно, однако, заявления о том, что иностранные компании не пересмотрят своих планов в отношении Турции и, как минимум не переждут «шторм» (а в глазах инвесторов он продолжается до тех пор, пока действует режим ЧП и ещё некий «гарантийный период») – попросту несерьезные.

 

Очевидно, что подобный настороженный взгляд на турецкий бизнес будет теперь и в отношении любой (!), вне зависимости от своей серьёзности и репутации, компании, которая претендует на крупный, долгосрочный проект за рубежом. Очевидно, что перед тем как присудить, скажем пятилетний, подряд, заказчик должен пребывать в твердой уверенности относительно того, что за эти годы с его подрядчиком не произойдет каких-либо катаклизмов, а в стране «исхода» подрядчика не наступит «форс-мажора», то есть «события непреодолимой силы», которое согласно международным нормам является законным основанием для того, чтобы сначала а) приостановить выполнение обязательств на срок форс-мажора, б) отказаться от них вообще, причем с минимальными компенсациями в пользу заказчика или вовсе без них.

 

Так что, получение новых инфраструктурных проектов для турецких подрядчиков на ближайшие месяцы станет весьма проблемным. А «мусорный» кредитный рейтинг страны серьезно ограничит их в возможностях перекредитоваться на период сделки.

 

Также нельзя не отметить, что турецкие события накладываются и на негативную внешнюю конъюнктуру, как внешнеполитическую – региональную и даже выходящую за её пределы, так и и экономическую. Внешняя торговля стагнирует, ряд традиционных внешнеторговых партнеров для турок утерян, многие из них испытывают серьезные финансовые трудности. Последнее обуславливает заметный рост конкуренции за новые проекты и заказы, который и близко не сопоставим с тем, который был двадцать и даже десять лет назад.

 

Таких драйверов роста для турецкой экономики, каким стал распад Советского Союза – с либерализацией внешней торговли вновь образованных государств, нет и не предвидится. А нынешняя модель турецкой экономики, с опорой на строительно-подрядный сектор и рынок услуг, себя исчерпала и вовсю «проедает» ранее достигнутое. Промышленность «4.0» для Турецкой Республики при традиционно слабых фундаментальных исследованиях и невысоких отчислениях на НИОКР, особенно бросающихся в глаза на фоне технологических лидеров, пока остается лишь далекой мечтой. Конечно, турки умеют заниматься коммерциализацией своих «придумок», но какой от этого прок при проблемах с прорывными разработками?

 

Невозможно не сказать и про линии разлома в турецком обществе и про массовые аресты, увольнения в госсекторе и среди академических кадров, закрытие множества образовательных учреждений, фондов и ассоциаций (что, собственно, стало предметом первого принятого правительством постановления, получившего «силу закона»).

 

Все это самым непосредственным образом сказывается на экономике страны, как с точки зрения управляемости госаппарата, так и с точки зрения роста у определенного среза интеллектуальной элиты страны «чемоданного настроения», то есть её кадрового потенциала. Введение же вновь смертной казни, в случае если оно произойдет, вообще способно стать поворотным решением с плохо предсказуемыми последствиями для зашатавшейся экономики страны.

 

Очевидно, что нынешняя ситуация диктует турецкому руководству максимально жесткую линию поведения. Однако, отсутствие её регулярной должной сверки с деловым климатом способно повергуть страну в экономический хаос. И думается, все это отлично понимают, невзирая на достаточно оптимистичные заявления с высоких трибун.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся