Блог Ивана Чихарева

Севастополь: новый международный статус

15 июля 2019
Распечатать

Пятилетие Русской весны, а также новые международные тренды, снижающие напряженность вокруг российского Крыма, дают повод говорить о новых подходах к международному позиционированию города федерального значения Севастополя.

Нужно ли такое позиционирование? Безусловно, прежде всего потому что город имеет особое значение и в истории международных отношений, и в сравнительно-политологической перспективе, и в международно-правовом поле.

Начнём с правовых аспектов. Президент России говорил об этом, и я уже приводил в комментариях для информационных агентств факты: Севастополь никогда не передавался Украине, так как в 1948 г., в соответствии с указами о послевоенном восстановлении Севастополя, поступал в прямое республиканское подчинение РСФСР, которое не было отменено в 1954 г., при передаче Крыма УССР. До парламентского кризиса 1993 г. в России работала депутатская группа, которая ставила вопрос о принадлежности Севастополя. Но в 1993 г. при принятии новой Конституции нашлись более важные вопросы, на которых россияне ответили «да, да, нет, да». Севастополь в состав субъектов Федерации по новой конституции не попал.

chikharev1.jpg

Фото: mil.ru

История Севастополя — отдельный разговор. Город безусловно представляет собой уникальное для отечественного и мирового исторического процесса образование. Основанный дорийцами в V в. до нашей эры он был своего рода крымской Спартой, затем точкой распространения христианства в Евразии, затем Римским аванпостом и далее — порталом из варяг в греки, то есть в православный Византийский мир. Здесь в IX–X в. начинается русская история Севастополя (кстати, термин «Русский мир» впервые применён в связи с деяниями папы Климента, совершавшего подвижничество в изгнании из Рима в Херсонес).

Севастополь как важнейшая точка контактов морских и континентальных культур, народов, цивилизаций стал важнейшим пунктом доступа российской цивилизации в глобальный мир. Статус южного окна в Европу (а также в Святую землю, на Ближний Восток и в Африку) он приобрёл в 1783 г., когда по замыслу Потёмкина был основан как «полуденная» (южная) столица императрицы Екатерины. На самом деле не имя, но статус Севастополя (то есть этимологически «священного императорского города») он приобрёл уже при римлянах в первых веках нашей эры. В XIX–XX вв. он приобрёл мировую славу благодаря двум героическим оборонам, которые, казалось бы, навсегда дали понять, что Севастополь всегда будет русским. Именно русским — на карту, которой пользовалась «Большая тройка» на Ялтинской конференции, на полуостров нанесена надпись «Russia», а Рузвельт, согласно легенде, заявил о готовности встать на колени и поцеловать севастопольскую землю.

Но нет, преемники FDR целуют другие земли, а потомки англо-саксов, французов, немцев и других народов, которым не покорился Севастополь, продолжают обреченно оспаривать его российский статус (кстати, американцы в Крымскую войну симпатизировали Российской империи).

Особый характер Севастополя запечатлелся в политической культуре, которая и сегодня оказывает влияние на севастопольскую региональную политию.

В последнем докладе Freedom House говорится, что региональный режим в Севастополе зеркально повторяет систему Республики Крым. Это глубокое заблуждение, ситуация совершенно иная. Конкуренция элит чрезвычайно высока, активность гражданского общества зашкаливает, уровень участия — один из самых высоких в стране (явка на выборах Президента). В Севастополе практически нет крымского-татарского населения, поэтому надуманную проблему нарушения прав этнического меньшинства переносить на город федерального значения также некорректно. Органически не существует либеральной несистемной оппозиции. Не потому, что кто-то ее уничтожает: для неё просто нет мировоззренческой базы.

Все это требует качественно новой международной идентификации Севастополя. Ее возможные формы разнообразны и должны стать результатом экспертной и общественной дискуссии.

Можно предложить несколько гипотетических вариантов:

  • Регион-аванпост, сравнимый с Калининградом или Владивостоком. Точка проецирования не только жесткой, но и мягкой мощи. Не случайно именно в Севастополе, Калининграде и Владивостоке планируется по решению Президента создание масштабных культурных центров.
  • Город сакрального значения. «Русская Мекка», по выражению Президента, может обладать особым статусом как центр паломничества и патриотического туризма.
  • Третья столица, с реальным переносом части правительственных функций.

В самом же приземленном плане Севастополь нуждается в выстраивании системы внешних гуманитарных и экономических связей. И существующие сегодня ограничения не являются непреодолимыми. Целый ряд стран макрорегиона, к которому выходит Севастополь, не поддерживают режим санкций или даже являются безвизовыми для россиян. Большой потенциал имеют связи с Арабским миром и Турцией. Современный лидер средиземноморского региона — Италия — крайне неоднозначно оценивает режим санкций, готова к сотрудничеству с Крымом и Севастополем на региональном уровне. Список можно продолжить, но необходимо остановиться на Сирии. Севастополь имеет потенциал и конкретные наработки по сотрудничеству с этой арабской республикой в экономической и гуманитарной сферах. Значительный вклад здесь внесла контактная группа Госдумы по Сирии, которую координирует Дмитрий Вадимович Саблин, который и провёл в январе встречу с Асадом без улетевшего в Севастополь экс-губернатора.

Наибольший геоэкономический потенциал имеет развитие Севастополя как основного хаба для экспорта российской высокотехнологичной продукции в Средиземноморье и шире — в южный сегмент Мирового океана.

Геостратегически принципиально важно «скоммутировать» Севастополь с евразийскими транспортными путями, подключить к инфраструктуре евразийской интеграции, перенаправить через центральный район Черного моря «Новый шелковый путь».

На интеллектуальном уровне Севастополь должен превратиться в центр экспертизы по региону Большого Средиземноморья, то есть бассейну Азовского, Черного и Средиземного морей.

Для решения всех этих задач в Севастопольском государственном университете создан Институт общественных наук и международных отношений, который занимается комплексным регионоведением Большого Средиземноморья, а также предлагает линейку магистерских программ по политическим наукам и регионоведению.

Выпускники программы «Гуманитарное сотрудничество и внешние связи регионов», реализуемой совместно с МГИМО МИД России, смогут в будущем составить команду международного департамента Правительства Севастополя. Магистры в области «Регионоведения Большого Средиземноморья» сформируют центр превосходства в изучении нового магистрального направления внешней политики России, а исследователи политических процессов в Арабском мире на профильной программе по востоковедению и африканистике, реализуемой базовой кафедрой «Востоковедение» Института востоковедения РАН при поддержке Института стран Азии и Африки МГУ будут представлять интересы нашей страны на Ближнем Востоке.

Именно так закладывается новое международное позиционирование Севастополя в мире — как точки проецирования умной мощи Российской Федерации.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся