Блог Ильгара Мамедова

Есть ли будущее у ОБСЕ?

12 декабря 2024
Распечатать

 

5–6 декабря 2024 г. в Мальте состоялось 31-е заседание Совета министров Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В условиях отсутствия сотрудничества на заседании не было принято ни одного решения по безопасности. Уже третий год подряд министерские встречи ОБСЕ завершаются без принятия решений, связанных с безопасностью. Да и последнее решение, принятое еще в 2021 г., касалось климата, а годом ранее –коррупции и пыток.

Вместо решений было сделано множество заявлений. По этим заявлениям было видно отчетливое деление государств-участников на три лагеря. Западный лагерь принял четыре заявления – по правам человека, будущем ОБСЕ, Украине и Беларуси. Запад собрал максимальное количество голосов только по заявлению по правам человека – 44. Но здесь не было Турции, точно так же как и во всех остальных заявлениях, за исключением по Украине, поскольку оно было сделано от имени НАТО. К заявлению о будущем ОБСЕ присоединились только 28 государств. Здесь не было не только Турции, но и Австрии и Венгрии. Евразийский лагерь по вопросу дискриминации и нетерпимости в отношении религий включил Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан, а также Венгрию, что очень примечательно.

Таким образом, западный лагерь состоял в основном из членов НАТО и ЕС, временами включал остальных европейских католическо-протестантских стран, а также Украину, Молдову и Грузию. Евразийский лагерь включал в себя Россию, Беларусь и мусульманские государства бывшего СССР. Такие страны как, Армения, Монголия, Святой Престол и Сербия не присоединились ни к одному заявлению.

Таким образом, западный лагерь включал в себя членов НАТО (32) и ЕС (27), всего 36 государств, ибо не все члены Евросоюза состоят в НАТО. Но здесь полного единства по всем вопросам достигнуть не удалось. Большая часть государств-участников ОБСЕ – 29, к заявлению о будущем ОБСЕ вообще не присоединилась, а некоторые не присоединялись никаким заявлениям. Это свидетельствует об отсутствии значимости ОБСЕ в сотрудничестве в области безопасности для более половины государств-участников. Диалоги и переговоры в ОБСЕ заменены на монологи и обвинения.

Мы ничему не были удивлены с учетом опыта работы в ОБСЕ во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг.. Уже в те годы единство среди делегатов по ключевым вопросам европейской безопасности отсутствовало. Особенно это было наглядно видно на переговорах по модели европейской безопасности и адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). С одной стороны, существовали НАТО и ЕС, состоящие из западноевропейских стран. Восточноевропейские государства – бывшие участники социалистического лагеря, стремились к членству в этих организациях. Украина, Молдова и Грузия нередко присоединялись к заявлениям ЕС. С другой стороны была Россия со своими собственными интересами. Существовала еще группа «неприсоединившихся» государств Центральной Азии и Азербайджан. Регион ОБСЕ фактически уже делился.

Совещание по безопасности и сотрудничеству (до 1994 г.) было образовано после признания территориальных и политических реалий в Европе и начала советско-американского сотрудничества, приведшие к разрядке международных отношений. Совещание в Хельсинки в 1975 г. отражало установившийся баланс сил между Западом и Востоком. После распада СССР количество государств-членов выросло. В рамках ОБСЕ безопасность была определена как неделимая, охватывала всех и каждого, безопасность одного не могла достигаться за счет других. Она была также всеохватывающая, включающая военно-политическое, экономическое и гуманитарное измерения. Принципы и концепция безопасности ОБСЕ стали хрестоматией дипломатического мастерства.

В 1990-е гг. противников, какими были СССР и Варшавский пакт, уже не было. Соответственно западные страны теряли интерес к ОБСЕ в обеспечении европейской безопасности. НАТО обеспечивало своим членам военную безопасность. ЕС решал экономические проблемы и создавал правовое пространство, а Совет Европы (СЕ) занимался гуманитарными вопросами. Все они были на пороге расширения. Западные делегаты выпячивали в ОБСЕ только ее гуманитарную составляющую; права человека, выборы, СМИ, гендерные вопросы и т. п. Помимо исключения ОБСЕ из европейской безопасности, это давало возможность для оказания политического давления в этих вопросах на неугодные страны.

Тенденции, которые мы наблюдали на рубеже тысячелетий, превратились в процессы. Последний саммит ОБСЕ состоялся в Астане 14 лет назад, который, в свою очередь, был проведен 11 лет спустя после Стамбульской встречи в верхах. В Астанинской декларации регион ОБСЕ уже официально был поделен на евроатлантическое и евразийское сообщества. С одной стороны, это было честным признанием свершившегося факта, с другой, свидетельствовало об отсутствия единого региона ОБСЕ безопасности. Достигать согласия по ключевым вопросам безопасности становилось труднее и практически невозможно. Количество страниц интерпретирующих заявлений в два с половиной раза превышало число страниц самой Астанинской декларации.

Двойные стандарты становятся нормой международной политики, в том числе в ОБСЕ. Из-за ведения специальной военной операции на Украине российского министра в 2022 г. не пустили в Польшу для участия на министерской встрече ОБСЕ. Последняя министерская встреча также была омрачена тем, что Мальта аннулировала визу, ранее выданную официальному представителю МИД России. По признанию посла Мальты в России, это было сделано под давлением некоторых стран. Все это стало вопиющим нарушением правил, традиций и этики многосторонности.

В то время как в 1999 г. без санкций Совета Безопасности ООН США бомбили Югославию, находившейся за тысячу километров далеко, из-за пресловутой защиты албанцев Косово, которое затем без референдума превратили в отдельное государство. В 2003 г. они совершили интервенцию в Ирак под обманным поводом и казнили его президента С. Хуссейна. В 2011 г. сместили с власти и убили президента Ливии М. Каддафи. После распада СССР военные интервенции американцев без резолюций Совета Безопасности ООН были первым грубом нарушением Устава ООН и международного права. Армения, согласно положениям резолюций ООН, считалась оккупирующей страной и она совершала незаконную деятельность на оккупированных территориях. При этом к представителям США и Армении санкционные меры не принимали. Более того, Армения вооружается западными странами в то время когда с Азербайджаном ведутся переговоры о мирном договоре.

Разные подходы к конфликтам в Молдове и Грузии, с одной стороны, между Арменией и Азербайджаном, с другой, были другим наглядным примером. Положение на оккупированных территориях Азербайджана и судьба 1 миллиона беженцев на протяжении почти 30 лет не вызывало такой реакции, какой мы видим в отношении ситуации на Украине, которая является предметом отдельного рассмотрения.

После приобретения независимости, особенно в условиях оккупации территорий и совершенных там Арменией этнических чисток членство в ОБСЕ и СЕ было важно для признания суверенитета и независимости Азербайджана в рамках многосторонности. Эти институты служили платформой для вовлечения в европейское пространство и международное сообщество. Азербайджан – часть Европы или нет, с теоретической точки зрения тогда это было неважно. Азербайджану на тот момент надо было практически решать конкретные вопросы. Азербайджан использовал трибуны этих организаций, чтобы довести правду о конфликте и стране. К тому же ОБСЕ занималось урегулированием конфликта, правда безуспешно. Азербайджану самому пришлось решить конфликт, опираясь на статью 51 Устава ООН, завершил победоносно войну в 2020 г. и антитеррористическую операцию в 2023 г. Признание правительством Армении Нагорного Карабаха частью Азербайджана дает осторожный оптимизм на нормализацию отношений и подписание мирного соглашения.

Азербайджан во время освобождения своих территорий подвергался западному давлению. Анти-азербайджанские резолюции Европейского парламента, заявления официальных лиц ряда европейских стран, некоторых руководителей ЕС и должностных лиц США, развертывание мониторинговой миссии ЕС в Армении, предоставление ей вооружения, подпитка реваншизма, затягивание мирного договора, задержка открытия коммуникаций могут свидетельствовать о стремлении инициировать провокацию на армяно-азербайджанской границе и подготовке территории Армении в качестве нового военного плацдарма, что может еще больше расширить и углубить глобальный кризис.                               

ОБСЕ имеет значение для европейских стран. Институционально границы Европы включают в себя НАТО и ЕС, которые хотели бы включить в себя Украину, Молдову и Грузию, а также Беларусь, если бы удалась попытка госпереворота в 2020–2021 гг. Сейчас на Украине идет борьба о восточных границах НАТО. Если Украина войдет в НАТО, следующей будет Молдова, затем возможно Грузия, политика которой выглядит неоднозначной и ей предстоит сделать настоящий выбор. С учетом прозападной ориентации Армении и деструктивной здесь роли Запада, обстановка на Южном Кавказе может осложниться.

ОБСЕ служит каналом для законного сбора информации, наблюдения, вовлечения и даже вмешательства в государствах-участниках. Миссии ОБСЕ в странах Балкан и бывшего СССР в 1990-е гг. хорошо служили этим целям. Эту же роль выполняют Бюро по демократическим институтам и правам человека, Верховный комиссар по делам нацменьшинств, представитель по вопросам свободы СМИ, а также Парламентская ассамблея и Суд по примирению и арбитражу. В этих структурах доминируют западные чиновники, поэтому ныне все больше говорят об их пресловутой автономности. Неевропейским странам практически невозможно оказывать потенциальное влияние и давление на европейские страны, к чему они даже и не стремятся. Западные страны в рамках ОБСЕ посредством его оперативных институтов, а также ежегодных министерских встреч имеют возможность, и ссылаясь там где удобно на обязательства, принятые в ОБСЕ, оказывают влияние и давление на страны, которые проводят свою суверенную политику. В странах бывшего СССР есть иллюзия принадлежности к Европе и европейской безопасности. ОБСЕ служит поддержке этой иллюзии. Неевропейские страны держат в рамках ОБСЕ, которое для них безопасность не обеспечивает, но служит законной платформой для критики, давления и даже унижения. Ту же роль выполняет Совет Европы, который по своему усмотрению прекращает полномочия той или иной делегации.      

В этих обстоятельствах возникает вопрос о целесообразности и полезности ОБСЕ и СЕ для неевропейских стран. Возможно наступает время, когда следует переосмыслить участие в этих институтах. Актуальным становится начало обсуждений модели Евразийской безопасности. Европа – это не географическое, а цивилизационное понятие, состоящее из романо-германских и католическо-протестантских народов. Она также является политическим сообществом, институционально ограниченное границами НАТО и ЕС, расширение которых показало. что концепция равной безопасности во всем материке Евразии «от Ванкувера до Владивостока» не реальна и уместна. Безопасность Евразии Западу видится как европейская безопасность. В то время как европейская безопасность представляет угрозу Евразии. События на Украине отчетливо показывают это.

Здесь ключевым вопросом является определение евразийского пространства безопасности. Союзное государство России и Беларуси, все, что останется от Украины, если останется, Южный Кавказ, Центральная Азия, Ближний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Арктика видятся как основные субрегионы Евразии. Но для обеспечения здесь безопасности следует в первую очередь остановить Запад на Украине. Остановка Запада, размежевание с ним и его сдерживание видятся как необходимые шаги. В этой связи другим ключевым вопросом является структура, которая могла бы обеспечить эту безопасность. ОДКБ граничит с Европой, Дальним Востоком, Южной Азией и Ближним Востоком. Ее потенциальное расширение на юг могло бы обеспечить безопасность маршрута Север-Юг, а также остудить горячие головы и внешние силы, предотвратить их от возможных необдуманных шагов на Южном Кавказе и Ближнем Востоке. Это могло бы положительно повлиять на положение вещей в остальных субрегионах. СВМДА состоит из множества стран, взгляд которых на региональную и глобальную безопасность слишком разняться. СНГ, Шанхайская организация и БРИКС могли бы взаимно дополняя друг друга, приобрести новое измерение и обеспечить политическую поддержку.

 


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся