Блог Ильгара Мамедова

Роль Турции в регионе в контексте трехстороннего заявления Азербайджана, Армении и России

8 Декабря 2020
Распечатать

1 декабря 2020 г. Армения покинула Лачинский район, а ранее — Агдамский и Кельбаджарский районы, которые она должна была возвращать Азербайджану в соответствии с положениями трехстороннего заявления президента Азербайджанской Республики И. Алиева, премьер-министра Республики Армения Н. Пашиняна и президента России В. Путина, подписанного 10 ноября 2020 г. В нагорнокарабахском регионе и вдоль Лачинского коридора развёртывается миротворческий контингент России. Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Открывается транспортное сообщение между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой под контролем Пограничной службы ФСБ России. Внутренне перемещённые лица и беженцы возвращаются в нагорнокарабахский регион и прилегающие районы Азербайджана. С целью выполнения договорённостей развёртывается миротворческий центр по контролю за прекращением огня.

zb_0246-5.jpg

ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Для понимания роли Турция необходимо рассмотреть сложившееся положение и знать её позицию в отношении урегулирования нагорнокарабахского конфликта, которое берет свое начало в 1992 г., когда СБСЕ приняло решение созвать конференцию по Нагорному Карабаху. [1] Совет Безопасности ООН в 1993 г. принял резолюции 822, 853, 874 и 884, в которых выразил «серьезную обеспокоенность тем, что продолжение конфликта в нагорнокарабахском регионе Азербайджана и сохранение напряженности в отношениях между Арменией и Азербайджаном явились бы угрозой миру и безопасности в регионе», подтвердил «суверенитет и территориальную целостность Азербайджана» и «недопустимость применения силы для приобретения территорий», осудил «захват всех оккупированных районов Азербайджана», потребовал «вывода всех оккупирующих сил с оккупированных районов Азербайджана» и «помочь беженцам и перемещенным лицам вернуться в свои дома с достоинством». [2] В 1994 г. была образована Минская группа ОБСЕ, сопредседатели которой должны руководствоваться в своей деятельности Уставом ООН и соответствующими резолюциями Совета Безопасности, принципами и решениями ОБСЕ, и действовать беспристрастно, как это было прописано в их мандате, принятом Действующим председателем ОБСЕ в 1995 г. [3] Сопредседатели в 2007 г. в Мадриде передали сторонам документ, обновленный вариант которого был предложен в 2009 г., содержащий базовые принципы урегулирования. [4]

Мадридские принципы в целом являлись основой для переговоров, которые были практически прерваны после прихода в Ереван новой власти в 2018 г., которая отвергла эти принципы. Более того, имели место достаточно серьезные инциденты летом и осенью этого года. В ответ Азербайджан 27 сентября 2020 г. начал контрнаступательную операцию и вернул себе оккупированные территории, как это предусматривали резолюции СБ ООН и мадридские принципы. С этой целью Азербайджан воспользовался статьей 51 Устава ООН, предусматривающего «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности». [5] Азербайджан неоднократно заявлял, что около 30 лет участвовал в переговорах в ожидании, что Совет Безопасности и сопредседатели Минской группы ОБСЕ примут необходимые меры по претворению в жизнь собственных резолюций и принципов.

Что же касается Армении, то все эти годы она проводила курс на европейскую перспективу и интеграцию в европейскую семью, являющимся одним из внешнеполитических приоритетов страны,[6] невзирая на членство в ОДКБ и Евразийском экономическом союзе. Об этой двойственности и других фактах российские СМИ много писали. [7] При этом Армения в экономическом плане всю помощь получает от России.[8] По оценкам российских экспертов, Армения долгие годы существовала за счет эксплуатации природных ресурсов на оккупированных территориях, получая оттуда половину сельскохозяйственной продукции, а также золото, некоторые виды цветных металлов. Теперь, когда из 25 рудников 23 перешли под контроль Азербайджана, этот источник финансовых поступлений для Армении закрыт. Содержание Армении в течение 25 последних лет обходилось России минимум в 1 млрд долл. в год. Россия вложила в Армению 25 млрд долл., сама не получив от этого ни одной копейки. Ежегодно армянская диаспора России на содержание Карабаха выделяла по 400 млн долл. То есть за последние 25 лет эта сумма составила 10 млрд долл. [9] Из-за оккупации азербайджанских территорий все нефтяные, газовые и транспортные коммуникации обходят Армению.

Азербайджан сумел получить геополитическую и геоэкономическую выгоду благодаря географическому расположению, территории, населению, ресурсам и сбалансированной политике. В отличие от Грузии, не имеющей границ с Ираном, и Армении – с Россией, Азербайджан имеет общую границу со всеми странами региона. Азербайджан является единственной страной, имеющий хорошие отношения со своими соседями. Грузия имеет проблемы с Россией, Армения — с Турцией. В отличие от Армении и Грузии, Азербайджан является экономически и финансово самодостаточным, способным восстановить освобожденные территории и внести вклад в региональное сотрудничество. Сказанное, делает Азербайджан ключевой страной Южного Кавказа со стратегической, политической, военной, экономической, энергетической и транспортной точек зрения.

Беспристрастность и приверженность к нормам международного права со стороны России стали ключевым фактором. Даже после обращения премьер-министра Армении к президенту России с просьбой начать консультации с целью определения вида и объема помощи, которую Россия может предоставить Армении для обеспечения ее безопасности, МИД России ответил, что Москва окажет Еревану всю необходимую помощь, если боестолкновения будут перенесены непосредственно на территорию Армении.[10] Президент Путин заявил, что «с точки зрения международного права, и Нагорный Карабах, и все прилегающие к нему районы являлись, являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской Республики». [11] Москва дала ясно понять, что ОДКБ не применим, поскольку вооруженного нападения на территорию Армении не было. Она сама ведет боевые действия в Азербайджане, территориальную целостность которого признает Россия. После освобождения Шуши наступил перелом. В этот решающий момент Россия проявила политическую решительность, остановив войну и её дипломатическая выверенность завершилась подписанием заявления, положения которого отражают требования резолюций СБ ООН.

По итогам войны и подписания заявления на Южном Кавказе создалась новая ситуация, которая стала выгодной России. Она развернула в Азербайджане миротворческий контингент, к чему стремилась с 1992 г. В предыдущих условиях, в течение почти 30 лет это было невозможно. Россия получает наиболее безопасный сухопутный доступ к своим военным и миротворческим формированиям. Она уже сейчас осуществляет снабжение миротворческого контингента посредством железной дороги Самур – Баку – Евлах – Барда и дальше автомобильной дорогой в Ханкенди/Степанакерт. Азербайджан начал строительство участка от Барды до Агдама. Обсуждается строительство по маршруту Агдам – Аскеран – Ходжалы – Ханкенди, что даст доступ к миротворцам посредством железной дороги. В условиях кризиса закрой Азербайджан, Грузия и Иран свои территории, база в Гюмри окажется недоступной, а союзническое значение Армении бесполезным, особенно в условиях улучшения российско-турецких отношений. Территория Азербайджана дает возможность для беспрепятственного сухопутного снабжения базы в Гюмри. Турция начнет строительство железной дороги Карс – Нахичевань[12]. Транспортное сообщение между Нахичеванью и Азербайджаном открывает сухопутную дорогу России в Турцию и дальше на Ближний Восток и Восточное Средиземноморье. Разблокирование всех экономических и транспортных связей может вывести Армению из изоляции и способствовать её экономическому восстановлению. В освобожденных территориях Азербайджан планирует развивать возобновляемые источники энергии. [13] Создается возможность для сотрудничества стран региона — России, Азербайджана, Ирана, Армении и Турции. Таковы региональные перспективы заявления от 10 ноября.

В условиях, когда США и ЕС, застрявшие в закостенелом мышлении прошлого, и Россия расходятся по многим вопросам международной политики, напрашивались подход и выбор, ориентированные на будущее и перспективу. Азербайджан это понял и сделал выбор в пользу региональных игроков и регионального формата. Россия уловила этот нюанс и учла значение Азербайджана. Россия, быстро реагировав на ситуацию, стала единоличным миротворцем. Она имеет интерес, обладает влиянием и пользуется доверием как Армении, так и Азербайджана. Институциональное присутствие России в Азербайджане практически не оставляет шансов Западу, показавший не только свое пристрастие и бесполезность, но и опасность, на установление и распространение своего влияния на Южном Кавказе. Это уже признали в ЕС. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что Москва и Анкара вытесняют ЕС из процессов урегулирования как в Сирии, Ливии, так и в Карабахе. Он отметил: «Надо вспомнить, что еще пять лет назад России и Турции не было в Средиземноморском регионе, а сейчас они мастера игры. Сначала они были по отдельности, но потом нашли точки соприкосновения и делят влияние в Сирии, Ливии, на Кавказе». [14] Таковы глобальные последствия заявления от 10 ноября.

Турция, как и Россия, рассматривала нагорнокарабахский конфликт с точки зрения международного права. Соответственно, заявления об односторонней поддержке Турцией Азербайджана, равно как и о нейтралитете России, не точны, ибо Анкара и Москва поддерживали международное право и требования резолюций СБ ООН. Разница заключалась в том, что Россия выступала за мирное урегулирование, а Турция признавала за Азербайджаном право на самооборону в соответствии с Уставом ООН в условиях, когда действия сопредседателей Минской группы не обеспечивали выполнение требований резолюций СБ ООН, а Армения отказывалась их выполнять.

Президент В. Путин на заседании Валдайского клуба 22 октября высоко оценил значение двустороннего сотрудничества и заинтересованность Турции в продолжении этого сотрудничеств, при этом довольно скептически отнеся к муссируемой теме отношения к османскому наследию. Он особо подчеркнул важность взаимодействия Турции и России. Президенты двух стран во время боевых действий находились в постоянных контактах, в которых дух открытости и партнерства превалировал над соперничеством. Президент Путин, отмечая жёсткость позиции президента Р. Эрдогана, в то же время подчеркнул, что «он при всём при том человек гибкий, с ним можно найти общий язык».

Р. Эрдоган проводит независимую политику, она не идет в русле политики США, ЕС или НАТО. Президент В. Путин это особо подчеркнул. В отличие от Европы, которая никак не может проявить какую‑то элементарную самостоятельность и суверенитет, для того чтобы реализовать абсолютно выгодный для неё проект «Северный поток‑2», несмотря ни на какое давление, президенты России и Турции в достаточно короткие сроки реализовали проект «Турецкий поток». Такая же ситуация наблюдается и в других областях, например, в сфере военно‑технического сотрудничества. «Решила Турция, что им нужна современная система ПВО, а наилучшая система в мире сегодня – это С‑400, триумф российского производства, – сказал и купил. С таким партнёром не просто приятно, с таким партнёром надёжно работается», – заключил президент Путин. [15]

Роль и значение Турции в более широком регионе Южного Кавказа возрастает и в связи с недавним заявлением Генерального секретаря НАТО об усилении присутствия альянса в Чёрном море. Турция, член НАТО, обладающая наибольшим потенциалом в Черном море и Восточном Средиземноморье самоустранилась от противостояния НАТО с Россией на фоне расширения отношений Москвы и Анкары. Одним из следствий стало резкое снижение турецкой военной активности в Черном море. Отсутствует и активность американской разведывательной авиации с авиабаз в Турции. Для полетов над Черным морем используется воздушное пространство балканских стран — членов НАТО. Присутствие в Черном море военных кораблей нечерноморских держав регулируется Конвенцией Монтрё, которая препятствует появлению там значительных сил. В то же время механизм конвенции допускает пересмотр ее положений. Конвенция может быть и нарушена, но только с согласия Турции. Гарантией от подобного развития событий может служить только сохраняющаяся позитивная тенденция в развитии российско-турецких отношений.

Турция действует не как член НАТО и не от его имени, а в национальном качестве. В этом смысле политика Турции обоснована и не угрожает российским интересам в регионе. Президент В. Путин довольно ясно заявил следующее: «Азербайджан возвращал территории, которые … всё мировое сообщество считало азербайджанской территорией. И в этой связи он имел право выбрать любого союзника, кто оказывает ему в этом известную помощь. Кстати говоря, Турция изначально была членом Минской группы ОБСЕ … Трудно обвинить Турцию в нарушении международного права. Там вкусовые оценки могут быть какие угодно, но тем не менее дело обстоит именно так, как я сейчас об этом сказал». [16] В этом же контексте президент Путин подчеркнул, что Россия ничего не опасается, её интересы надёжно защищены. [17]

Турция будет участвовать в миротворческом центре по контролю за прекращением огня. Москва и Анкара 1 декабря завершили переговоры о миротворческом центре и подписали соглашение. Центр будет размещен на территории Азербайджана и численность российского и турецкого персонала будет равнозначной. В настоящее время идет строительство центра, военные приступят к своим обязанностям в ближайшее время. [18] Так, миротворческий центр становится каналом для сотрудничества России и Турции для обеспечения мира и безопасности.

Участие Турции в миротворческом контингенте было нереально, но турецкие эксперты считают, что посредством участия в центре по контролю Турция может вовлечься в миротворческий процесс и как-то сбалансировать Россию в регионе. Но у нее есть и другие альтернативы. В 2010 г. Турция подписала военное соглашение с Азербайджаном. Согласно этому соглашению, Турция может направлять войска в любую точку Азербайджана и создавать военные базы. [19]

Таким образом, Турция вовлеклась в постконфликтный процесс обеспечения мира и восстановления, и сотрудничество с Россией может быть только гарантом необратимости этого процесса.

Примечания

[1] Хельсинкская дополнительная встреча Совета СБСЕ, 24 марта 1992 г. Резюме выводов, С. 54. // OSCE. Ministerial Councils. Additional Ministerial Meeting, Helsinki, March 24, 1992. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/0/0/29125.pdf (дата доступа: 29.11.2020).
[2] Резолюции Совета Безопасности ООН 1993г.// ООН. Совет Безопасности. Документы. Резолюции. URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-1993 (дата доступа: 29.11.2020).
[3] Mandate for the Co-Chairmen of the Minsk Conference, March 23, 1995. // OSCE. Minsk Group. Mandate. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/f/f/70125.pdf (accessed: 29.11.2020). [4] Statement by the OSCE Minsk Group Co-Chair Countries, L’Aquila, 10 July 2009. // OSCE. Minsk Group. Conflict prevention and resolution. URL: https://www.osce.org/mg/51152 (accessed: 29.11.2020).
[5] Устав Организации Объединенных Наций. // ООН. Документы. // URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата доступа: 25.11.2020).
[6] Внешняя политика // Министерство иностранных дел Республики Армения. URL: https://www.mfa.am/ru/foreign-policy/ (дата доступа: 01.12.2020).
[7] См. Халатян А. Армения ограничивает себе доступ к российскому телевидению, 05.08.2020. // Коммерсант. Мир. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4443065 (дата доступа: 28.11.2020); Забелин М. В центре Еревана открыт памятник пособнику Гитлера, осужденному советским судом, 22 июня 2016 г. // Комсомольская правда. URL: https://www.msk.kp.ru/daily/26546.4/3562280/ (дата доступа: 29.11.2020); Армения заигрывает с НАТО, установила памятник нацисту в Ереване, но помощь просит у России, 30 сентября 2020 г. // Рамблер. Новости. URL: https://news.rambler.ru/army/44929942-armeniya-zaigryvaet-s-nato-ustanovila-pamyatnik-natsistu-v-erevane-no-pomosch-prosit-u-rossii/?article_index=1&updated (дата обращения: 29.11.2020); Двуличный союзник России. Как Армения перешла под контроль западных фондов, 5 октября 2020 г. // Рамблер. Новости. URL: https://news.rambler.ru/caucasus/44961217-dvulichnyy-soyuznik-rossii-kak-armeniya-pereshla-pod-kontrol-zapadnyh-fondov/?article_index=1&updated (дата доступа: 29.11.2020).
[8] См. Российско-армянские отношения. Досье, 23 августа 2017 г. // ТАСС. URL: https://tass.ru/info/803765 (дата доступа: 29.11.2020).
[9] Москва осталась один на один с проблемами Еревана, 03.12.2020 г. // Axar.az. Политики. URL: https://ru.axar.az/news/politika/520497.html (дата доступа: 03.12.2020).
[10] Заявление МИД России в связи с обращением Премьер-министра Республики Армения Н.В. Пашиняна к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, 31.10.2020. // МИД Российской Федерации. Официальные заявления. URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/spokesman/official_statement/-/asset_publisher/t2GCdmD8RNIr/content/id/4411939 (дата обращения: 01.11.2020).
[11] Ответы на вопросы СМИ по ситуации в Нагорном Карабахе, 17 ноября 2020 г. // Президент России. События. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64431 (дата обращения 28.11.2020).
[12] Турция начнет строительство железной дороги в Нахчыван – министр, 12.11.2020 // Sputnik Azerbaijan. Азербайджан. Экономика. URL: https://az.sputniknews.ru/economy/20201112/425452426/nahchyv-zheleznaja-doroga-transport-turkey.html (дата доступа: 02.12.2020).
[13] Парвиз Шахбазов: Эффективное использование ресурсов освобожденных территорий Азербайджана является одной из ключевых целей, 30 ноября 2020 г. // Trend News Agency. Политика. URL: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3341801.html (дата доступа: 02.12.2020).
[14] В ЕС придумали название политике России и Турции, 4 декабря 2020 г. // Известия. Мир. URL: https://iz.ru/1095934/2020-12-04/v-es-pridumali-nazvanie-politike-rossii-i-turtcii (дата доступа: 07.12.2020).
[15] Заседание дискуссионного клуба «Валдай», 22 октября 2020 г. // Президент России. События. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64261 (дата доступа: 02.12.2020). [16] Ответы на вопросы СМИ по ситуации в Нагорном Карабахе, 17 ноября 2020 г. // Президент России. События. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64431 (дата обращения 28.11.2020).
[17] Заседание дискуссионного клуба «Валдай», 22 октября 2020 г. // Президент России. События. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64261 (дата доступа: 02.12.2020). [18] Турция сообщила о скором начале работы совместного с РФ центра в Карабахе, 2 декабря 2020 г. // Известия. Мир. Обострение конфликта в Нагорном Карабахе. URL: https://iz.ru/1094899/2020-12-02/turtciia-soobshchila-o-skorom-nachale-raboty-sovmestnogo-s-rf-tcentra-v-karabakhe (дата доступа: 04.12.2020).
[19] Ş.N. Gürbüz. Ankara, Moscow can cooperate in Nagorno-Karabakh, despite challenges: Experts, November 23, 2020 // Daily Sabah. Istanbul. URL: https://www.dailysabah.com/politics/news-analysis/ankara-moscow-can-cooperate-in-nagorno-karabakh-despite-challenges-experts (accessed: 02.12.2020).
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся