Треугольник Москва – Дели – Тегеран: миф или реальность?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В последнее время отмечается активное двустороннее взаимодействие России, Индии и Ирана в стратегических областях, что подтверждают прошедшие в 2017 г. российско-индийский и российско-иранский саммиты и иранско-индийский саммит 2018 г. По итогам встреч на высшем уровне главы трех государств подтвердили намерение расширить сотрудничество, что дает основание предполагать о потенциальном создании российско-индийско-иранского стратегического треугольника.
Факторы формирования треугольника Москва – Дели – Тегеран
Индия представляет собой государство с древнейшей культурой, активно развивающейся промышленностью, высочайшим уровнем развития технологий и огромным демографическим потенциалом и является де-факто ядерной державой. Она занимает третье место в мире по размеру своей экономики и за недавнее время превратилась из лидера движения неприсоединения в крупного регионального игрока.
Иран является одним из наиболее влиятельных государств Западной Азии в военно-политическом отношении, занимает важное геостратегические положение, имея доступ к открытым морям и располагаясь на перекрестке коммуникационных маршрутов с востока на запад и с севера на юг, обладает внушительным запасом природных ресурсов (10% мировых запасов нефти и 18,2% газа). Иран отличает жесткая оппозиция однополярному миру, западной глобализации и постмодернистской культуре.
Россия, в свою очередь, представляет собой крупнейшую евразийскую державу, расположенную в центральной части Евразийского континента, обладает огромной территорией, где находятся наиболее безопасные транспортные коридоры и богатейшие запасы природных ресурсов (30% мировых запасов угля, 40% нефти, 45% газа, самые крупные лесные массивы), и статусом ядерной державы. Также страну отличают традиции политической независимости и самобытная культура. Россия обладает потенциалом служить культурно-цивилизационным мостом между Востоком и Западом.
Среди предпосылок формирования российско-индийско-иранского стратегического треугольника можно выделить следующие. В первую очередь, огромную роль во взаимодействии трех евроазиатских государств играет геополитический фактор. Россия, Индия и Иран расположены в Евразии, в центре основных геополитических процессов и на ключевой территории для глобального доминирования.
Геополитически все три государства относятся к цивилизациям суши и объективно вынуждены противостоять экспансии морских держав, что можно наблюдать на примере борьбы России и Ирана с экспансией Атлантической цивилизации, проводимой под эгидой США.
Каждая из рассматриваемых стран является центром геополитических регионов в едином Евразийском регионе, центром самобытной культуры и цивилизаций и, соответственно, имеет в Евразии поле геополитического притяжения. Исторически между народами этих стран превалировали положительные отношения, что говорит об их положительной комплементарности.
Россия и Индия входят в такие важные региональные организации, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС. В 2015 г. Иран получил статус наблюдателя в БРИКС и в перспективе может стать полноправным членом ШОС.
Ввиду того, что все три страны уже имеют многовековой опыт сотрудничества в двустороннем формате, представляется целесообразным проанализировать взаимодействие стран в рамках осей, из которых впоследствии будет складываться стратегический треугольник.
Ось Москва – Тегеран
Россия и Иран представляют собой региональные державы со значительной (в случае России) и преобладающей (в случае Ирана) долей мусульманского населения, входят в число прикаспийских государств, поддерживают принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств и выступают против однополярности и участия внерегиональных игроков в конфликтах на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Несмотря на соперничество в прошлом, в настоящее время Москва и Тегеран не представляют друг для друга угрозу и успешно сотрудничают по ряду направлений.
Сегодня российско-иранское взаимодействие охватывает такие сферы, как энергетика, нефте- и газоразведка, военно-техническое сотрудничество, железнодорожное строительство, электрификация и модернизация иранских железных дорог; сельское хозяйство, исследование космоса, культура и образование.
В частности, в настоящее время Россия и Иран сотрудничают в строительстве газопровода Иран – Индия – Пакистан, во введении в эксплуатацию международного транспортного коридора «Север – Юг», совместно финансируют иранский промышленный и горнодобывающий секторы, проводят исследования в области освоения ресурсов Каспийского моря.
Российский военно-промышленный комплекс является одним из главных бенефициаров российско-иранских связей. В настоящее время Россия поставляет в Иран зенитно-ракетные комплексы С-300, а в дальнейшем планируются поставки танков Т-90 и истребителей Су-30.
Тегеран и Москва имеют опыт эффективного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности в Афганистане, Центральной Азии, в Каспийском регионе, на Кавказе и Среднем Востоке. Так, посредничество России и Ирана помогло положить конец гражданской войне в Таджикистане в 1996 г. С этого же года Иран и Россия сотрудничали в борьбе с движением «Талибан» в Афганистане. В ходе сирийского конфликта скоординированные действия Тегерана и Москвы способствовали сохранению сирийской государственности и предупредить развитие событий по ливийскому сценарию.
Ось Москва – Дели
Россия и Индия имеют давнюю историю отношений, а с 2000 г. являются стратегическими партнерами. Между странами никогда не было конфликта интересов, что связано с отсутствием общей границы, схожими цивилизационными чертами, такими как многоконфессиональность и полиэтничность, исторически дружественным характером отношений, общими подходами к формированию глобальной архитектуры, основанной на принципах многополярности и сохранения культурно-цивилизационного многообразия.
Москва и Дели традиционно поддерживают друг друга на международной арене. Примером этого служит сохранение нейтралитета России в отношении индо-пакистанского конфликта и индийско-китайского соперничества, нейтралитет Индии по отношению к вводу советских войск в Афганистан и присоединению Крыма, её поддержка российских действий в Сирии. Практически во всех случаях Дели проявляют солидарность с Москвой во время голосования по резолюциям в ГА ООН. Индия и Россия едины в понимании необходимости участия развивающихся стран в решении глобальных экономических проблем.
За пределами международной политики основой индийско-российского партнерства служит взаимодействие в области энергетики и военно-техническое сотрудничество. Россия принимает участие в укреплении индийского оборонного потенциала, оснащая индийские вооруженные силы своей передовой боевой техникой и проводя с Индией ежегодные совместные военные учения «Индра».
В сфере энергетики страны активно сотрудничают в развитии мирного атома, в частности Россия реализует на территории Индии проекты по строительству АЭС («Куданкулам»). Также Москва участвует в масштабной газификации Индии: в 2012 г. ПАО «Газпром» и GAIL заключили контракт на ежегодную поставку в Индию СПГ в течение 20 лет.
Крупные проекты реализуются в также в машиностроении, химической и горнорудной промышленности, фармацевтике, медицине, в области нано- и биотехнологий.
Индийская общенациональная программа Make in India дает дополнительный импульс созданию совместных российско-индийских предприятий на территории Индии.
Двустороннее российско-индийское сотрудничество подкрепляется взаимодействием двух стран в форматах БРИКС, Россия – Индия – Китай и ШОС, «Группы двадцати», ООН. Обе страны участвуют в реализации проекта транспортного коридора Север – Юг.
Ось Дели – Тегеран
Ввиду исторического характера связей Индии и Ирана, географической близости, общности интересов и характера обстановки в регионах Южной, Центральной и Западной Азии, создающей угрозу безопасности для обеих стран, партнерство Индии и Ирана представляется естественным.
В настоящее время базой индийско-иранского сотрудничества выступают сферы безопасности, экономики, энергетики и инфраструктуры.
Активно развивается взаимодействие двух стран в области инфраструктуры: страны совместно реализуют проект Международного транспортного коридора «Север – Юг», участвуют в освоении иранского порта Чабахар и строительстве железнодорожной ветки Чабахар – Захедан (Иран) – Зарандж (Афганистан). Сегодня Иран и Индия обсуждают и другие проекты, в том числе строительство газопровода из Чабахара в Гуджарат, совместное участие в экономическом развитии Афганистана и добыче нефти на месторождении «Южный Парс» (Фарзад‑Б), строительство газопровода Иран – Туркменистан – Индия и Иран – Оман – Индия.
Сегодня Иран и Индия заинтересованы в расширении базы энергетического сотрудничества. Рассматривается вопрос возобновления участия Индии в проектах разработки иранских нефтегазовых месторождений.
В сфере безопасности Тегеран и Дели ищут пути взаимодействия для борьбы с террористической угрозой, исходящей в первую очередь от действующих с территории Афганистана террористов и от ИГ, а также с пиратством в зоне Индийского океана.
На международной арене, несмотря на давление на Тегеран со стороны Запада и введения в его отношении санкций, Индия поддерживает право Ирана на развития ядерной программы в мирных целях и заявляет о своей приверженности соблюдению всех заключенных соглашений. В рамках отказа от зависимости от иностранных валют Дели и Тегеран начали проводить расчеты в национальных валютах.
Сегодня страны взаимодействуют по линии двусторонних контактов и на международных площадках: Ассоциации стран бассейна Индийского океана, ГА ООН, «Группе 77», Движении неприсоединения. Возможное вступление Ирана в ШОС и БРИКС может способствовать дальнейшему укреплению индийско-иранского альянса.
Потенциал треугольника Москва – Дели – Тегеран
Анализ взаимодействия Индии, Ирана и России в рамках трех осей показал, что эти евразийские державы являются экономически и геополитически комплементарными и каждая из них обладает преимуществами, которыми могли бы воспользоваться другие члены треугольника.
Так, благодаря сотрудничеству с Индией, имеющей развитую систему технологических институтов, Россия и Иран могут устранить технологическое отставание в ряде областей. Тегерану сотрудничество с Дели может позволить решить вопрос с привлечением инвесторов в энергетику и инфраструктуру и обеспечить безопасность своих восточных и западных границ. Для России Индия может стать крупнейшим инвестором в экономику, главным рынком сбыта передовых вооружений, основным партнером в реализации стратегических проектов и союзником в борьбе с терроризмом и наркотрафиком.
Диалог с Ираном, граничащим с Арменией, Азербайджаном, Туркменистаном, Турцией, Афганистаном и Пакистаном, представляется важным для России и Индии с точки зрения поддержания баланса сил и безопасности на Ближнем Востоке и в ЦАР, а также укрепления их позиций в этих регионах. Благодаря сотрудничеству с Ираном Россия сможет решить вопросы поиска рынка сбыта своей технологичной продукции военного и гражданского назначения и обеспечения безопасности на Кавказе. Дели партнерские отношения с Тегераном позволят обеспечивать свою энергетическую безопасность, получить доступ к торговым и транспортным путям в Центральной Азии и Афганистане, а также конкурировать с Китаем и создать в Западной Азии альтернативу оси Эр-Рияд – Исламабад с примыкающим к ней Пекином.
Россия, в свою очередь, способна удовлетворить потребность Индии и Ирана в военных и гражданских технологиях, содействовать укреплению их безопасности. В случае формирования стратегического треугольника Москва может стать связующим звеном и объединяющим центром для Дели и Тегерана. Её традиционные связи с Индией и стабильные связи с Ираном позволят регулировать контакты между этими двумя странами.
В качестве перспективных направлений трехстороннего сотрудничества можно выделить следующие.
Угрозы терроризма и наркотрафика, исходящие от Афганистана, диктуют России, Индии, и Ирану необходимость принимать участие в разрешении проблем безопасности этой страны. Россия и Иран уже имеют опыт успешного сотрудничества в борьбе с движением «Талибан», поэтому взаимодействие в решении афганской проблемы в рамках треугольника имеет большой потенциал. В качестве мер по укреплению безопасности, можно назвать проведение совместных разведывательных и антитеррористических операций, реализацию совместных программ по подготовке афганских солдат, укрепление координации деятельности спецслужб и правоохранительных структур, налаживание обмена разведданными, проведение совместных военных учений. Кроме того, представляется целесообразным реализовывать совместные инвестиционные проекты в Афганистане, поскольку инвестиции могут помочь обеспечить трудоустройство афганского населения и впоследствии устранить фактор экстремизма в этой стране.
Москва, Дели и Тегеран могут сотрудничать в Каспийском регионе. Иран и Россия являются прикаспийскими государствами, и ввиду того, что Индия в настоящее время заинтересована в углублении экономических связей со странами региона, сотрудничество в трехстороннем формате, например в форме реализации совместных проектов по добыче углеводородов, видится перспективным.
Потенциал имеет сотрудничество Москвы, Дели и Тегерана в Индо-Тихоокеанском регионе, включающем страны Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Азии. Поскольку для каждой из стран этого региона, в том числе для Индии, импорт энергоресурсов является условием поддержания необходимых темпов экономического развития, трехстороннее взаимодействие в этом пространстве имеет большой потенциал. Сотрудничество в трехстороннем формате на этом направлении может содействовать укреплению безопасности в этом регионе на фоне развернувшейся гонки вооружений между Китаем и Вашингтоном. Также треугольник может стать альтернативой альянсу США – Австралия – Индия – Япония, усиление которого может привести к окончательному переходу Дели в орбиту влияния США.
На Ближнем Востоке Россия, Иран и Индия могут участвовать в восстановлении Сирии. Усилиями Тегерана и Москвы удалось избежать уничтожения сирийской государственности, а Индия, продолжая сохранять нейтралитет, может присоединиться к альянсу и предоставить финансовую помощь для осуществления мер по реконструкции страны.
Целесообразной представляется активизация торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках треугольника. В настоящее время объемы торговли и инвестиций не позволяют говорить о высоком уровне российско-индийского, российско-иранского и индийско-иранского взаимодействия в этой сфере. Торговля Индии и России с Ираном осложняется проблемами взаиморасчетов между контрагентами и плохо развитым транспортным сообщением, на российско-индийской торговле негативно сказываются отсутствие слабое транспортное сообщение, ограниченная номенклатура товаров в структуре товарооборота. В связи с этим такие шаги, как реализация новых совместных инфраструктурных проектов (например, строительство трансиранского судоходного канала), отказ от доллара и переход к клиринговым механизмам взаимных расчётов, создание таможенного союза, налаживание более тесных связей по линии финансовых и банковских учреждений, активное вовлечение деловых кругов трех стран в сотрудничество, переход от взаимодействия в формате «продавец-покупатель» к взаимодействию в совместной разработке, производстве и маркетинге высокотехнологичной продукции, могли бы вывести торгово-экономическое сотрудничество между тремя странами на новый уровень.
Обладая мощным кадровым, научным, технологическим и ресурсным потенциалом, Россия, Индия и Иран могут создать крупные совместные проекты в области добычи и переработки природных ресурсов, транспорта, освоения космоса, авиации, энергетики, машиностроения. Многообещающим представляется сотрудничество в области своп-поставок газа или СПГ, мирного атома, нефтехимии, медицины и фармацевтики, высоких технологий, в разработке ПО.
Другой перспективной областью взаимодействия в рамках треугольника являются инфраструктурные проекты. В настоящее время Россия, Индия и Иран участвуют в проекте МТК «Север – Юг». России его реализация позволит улучшить связи со странами Персидского залива и Южной Азии, а также обеспечить развитие транзитных евроазиатских перевозок по внутрироссийским транспортным коммуникациям. Индии запуск МТК «Север–Юг» предоставит преимущества в виде снижения цен и сроков поставок индийских товаров в Европу, увеличения конкурентоспособности индийских товаров, получения доступа к странам Центральной Азии и России в обход Пакистана, улучшения сообщения с Афганистаном, Ираном и Евразийским регионом и ослабления влияния китайско-пакистанского альянса в регионе.
Еще одним перспективным совместным инфраструктурным проектом является развитие иранского порта Чабахар. Строительство крупного промышленно-транспортного узла на юго-востоке Ирана позволит Тегерану увеличить объем и расширить возможности грузоперевозок через свою территорию. Индия уже инвестирует в развитие порта, и участие Москвы путем строительства железнодорожной ветки Чабахар – Захедан (Иран) – Зарандж (Афганистан) будет целесообразным, поскольку это позволит упростить сообщение между Россией, Афганистаном и Центральной Азией.
Перспективным видится развитие культурно-гуманитарного сотрудничества трех стран, представляющих три мировые цивилизации, диалог между которыми позволит укрепить доверие и улучшить образ каждого из государств. Так, Россия, Индия Иран могут совместно организовывать фестивали культуры, разрабатывать совместные программы по обмену студентами и преподавателями, проводить «ярмарки» вузов, организовывать совместные конференции и семинары с участием экспертов, подвигать преподавание русского, хинди и фарси, сотрудничать по линии СМИ.
В настоящее время действует трехсторонняя российско-индийско-иранская комиссия по таможенным вопросам, страны проводят трехсторонние экспертные консультации по вопросам безопасности и противодействия нетрадиционным угрозам, афганской проблематике, проблемам нераспространения. В частности, фонд «Русский мир» организует международные конференции в рамках инициированного им трёхстороннего диалога Россия – Индия – Иран.
Говоря о перспективах формирования стратегического треугольника, необходимо отметить ряд факторов, которые могут этому препятствовать. Так, на индийско-российских отношениях негативно сказываются имевшее место в прошлом недовольство Индии качеством российской военной техники и задержками в ее поставках, откладывание реализации проектов по совместному производству боевой техники, различие в подходах к движению «Талибан», а также недоверие, связанное с сотрудничеством России с Пакистаном в военной сфере и ее стратегическим партнерством с Пекином, и втягивание Дели в орбиту влияния США. Среди пробелов в российско-иранских отношениях можно выделить недостаточный уровень доверия между странами, связанный, в частности, с голосованием России за несколько резолюций Совета Безопасности ООН по введению санкций в отношении Ирана, внезапным отказом Тегерана в предоставлении авиабазы в Хамадане, опасениями России по поводу стремлений Тегерана к расширению своего идеологического и религиозного присутствия в районах с мусульманским населением, а также отсутствие общего стратегического видения путей решения региональных проблем (в частности, сирийского конфликта) и стратегического партнерства как такового. Наконец, стоит отметить в целом низкий уровень экономического взаимодействия между тремя странами, недостаточное число совместных проектов и площадок для проведения трехсторонних экспертных консультаций.
Однако комплекс противоречий между Россией, Индией и Ираном менее значим для каждой из стран по сравнению с объективной задачей плодотворного сотрудничества и согласованного контроля над евразийским пространством. Взаимодействие Москвы, Дели и Тегерана в рамках стратегического треугольника будет способствовать продвижению интересов друг друга на двустороннем, региональном и международном уровнях, реализации их политических и экономических инициатив, укреплению их позиций в международных структурах и на международной арене. Также стратегический треугольник Москва – Дели – Тегеран как объединение потенциалов трех разных цивилизаций потенциально может стать четвертой «самостоятельной» геополитической зоной в Евразии и альтернативным США и Китаю третьим полюсом, который позволит поддерживать многополярность и стабильность в мире. Однако для переведения планов по созданию такого объединения в практическую плоскость каждому из государств необходимо включить этот вопрос в повестку дня в рамках формирования своей внешнеполитической стратегии.