Блог Эльзиры Эржановой

Украинский конфликт как угроза прямого столкновения НАТО и России

10 февраля 2023
Распечатать

Прошел почти год с начала специальной военной операции (СВО) на Украине. Срок достаточный, чтобы сделать первые оценки военно-политической ситуации в зоне конфликта и угроз, вытекающих из него. Среди имеющихся угроз наиболее опасной и реальной для международного мира и безопасности является риск прямого столкновения НАТО и России, который может привести к третьей мировой войне.

vony-razom-lICgh_0MaC4-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Как отметил президент России Владимир Путин, «сегодня против России активно используется военный потенциал и возможности практически всех основных стран НАТО». Уже можно констатировать, что против Российской Федерации де-факто происходит «агрессия НАТО», где НАТО вошла в противостояние с Россией, которое «идет по нарастающей». Официальное признание этого факта Российской Федерацией означает прямое столкновение НАТО и России со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как и сам момент перехода, критической линии для Российской Федерации, постоянно проверяемой США, может послужить началом крупномасштабных военных действий между НАТО и Россией, в том числе с применением ядерного оружия.

Руководство западных государств — членов НАТО понимает серьезность эскалации украинского конфликта и ее последствия, но «повышают ставки» в полной уверенности неприменения российской стороной ядерного оружия в ответ на их действия. Отсюда постоянные заявления Генсека НАТО Й. Столтенберга и западных официальных лиц о том, что НАТО, ЕС, США или другие государства не являются «воинствующей стороной», участником конфликта. Они носят уже характер мантры. Может быть, они и являются мантрой-успокоением для собственного населения, но никак не для российской стороны. По заявлению официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, эти заявления являются «преступным лицемерием».

Любые попытки стран Запада переложить ответственность за эскалацию украинского конфликта на Россию, как и заявления отдельных одиозных политиков, таких как экс-президента Польши Леха Валенса о редком «шансе разобраться с Россией» и депутата Европарламента от Польши и бывшего министра иностранных дел Польши Анны Фотыги о том, что Россия является «экзистенциальной угрозой человечеству и международному порядку», являются намеренной провокацией. Заявления же действующих и бывших должностных лиц НАТО, в частности председателя военного комитета НАТО Роба Бауэра о готовности НАТО к прямой конфронтации с Россией и бывшего командующего силами ХБРЯ Великобритании и НАТО полковника (в отставке) Хэмиша де Бреттона о неисключаемой вероятности вмешательства НАТО на Украину в 2023 г., как и проводимые учения НАТО у границ Российской Федерации (с отработкой гипотетического сценария применения ст. 5 Североатлантического договора) дают основания считать угрозу столкновения НАТО и России в ходе СВО вполне реальной.

Усиление военных действий на Украине путем постоянного расширения государствами — членами Североатлантического альянса объема и номенклатуры современных тяжелых наступательных вооружений в тесной координации со штабом альянса, обучение украинских военных управлению ими на своей территории в соответствии со стандартами НАТО в отсутствии реальных намерений этих стран по мирному урегулированию украинского конфликта явным образом обозначают степень вовлеченность НАТО в данный конфликт и прямую заинтересованность альянса в его исходе.

Постоянное расширение НАТО на восток, игнорирование НАТО и США требований России по предоставлению ей гарантий безопасности во многом предопределили возникновение вооруженного конфликта на европейском континенте, имеющего все шансы превратиться из локального в крупномасштабный. Именно агрессивная политика НАТО, по заявлению директора Службы внешней разведки РФ Сергея Нарышкина, является основной угрозой для европейской и глобальной стабильности и безопасности, а действия альянса, по заявлению начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерала армии Валерия Герасимова, содействуют повышению напряженности и снижению уровню безопасности «на линии соприкосновения Россия — НАТО». В то же время, согласно Стратегической концепции НАТО, «Российская Федерация является наиболее значительной и прямой угрозой безопасности государств — членов НАТО, а также миру и стабильности в Евроатлантическом регионе». Соответственно, Россия для НАТО — прямой стратегический противник, противодействие которому будет осуществляться НАТО путем ослабления и истощения России в военном, политическом и экономическом плане, а также созданием зон напряженности максимально близко к российским границам.

Если взглянуть на ситуацию в ретроспективе, то НАТО давно готовилась к противостоянию с Россией, интенсивно начиная с 2014 г., что подтверждается словами генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга на пресс-конференции в Мадриде в 2022 г. Еще в 2019 г. начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации Валерий Герасимов предупреждал, что НАТО готовится «к задействованию своих войск в крупномасштабном военном конфликте». О «военном освоении территории Украины странами НАТО» отмечал и министр обороны Российской Федерации, генерал армии Сергей Шойгу 21 декабря 2022 г. на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации. Заявления Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Петра Порошенко о минских соглашениях 2015 г. являются свидетельством того, что украинская армия под патронажем НАТО была переоснащена для вооруженного конфликта с Россией. Предоставление НАТО Украине «статуса партнера с расширенными возможностями» способствовало повышению оперативной совместимости украинской армии с НАТО, ее подготовке, проведению большого числа совместных учений, а также «повышению осведомленности об обстановке». Украинскую армию активно «накачивали» оружием, «враждебным для России военным компонентом», готовили «к силовому решению проблемы Донбасса», а возможно, и захвату Крыма ввиду «стратегической важности» Крымского полуострова для НАТО и Украины. Сегодня Украина используется НАТО и ее государствами-членами «в качестве инструмента для ведения гибридной войны» против Российской Федерации, для ее «стратегического поражения».

При этом государства — члены Североатлантического альянса участвуют в украинском конфликте поставками на Украину вооружения, обучением на своей территории военных ВСУ (только на территории ЕС предполагается обучение 30 тыс. человек), обменом с ней разведывательными данными, спутниковой поддержкой украинских военных и другими способами.

Если посчитать суммарно военную помощь, оказанную всеми государствами — членами НАТО, вытекающую из их членства в этом альянсе, получится впечатляющая цифра для оценки степени заинтересованности НАТО и западных стран в украинском конфликте по сравнению с другими вооруженными конфликтами, в которых альянс ранее принимал участие. До сих пор военная помощь отдельных западных стран другим странам как часть права на самооборону в вооруженном конфликте не носила столь неприкрытого, масштабного и провоцирующего характера, как в украинском кризисе. «Нарастающая эскалация» украинского конфликта неминуемо ведет к превращению его в европейский, а далее и в глобальный конфликт.

Согласно информации Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, Украине предоставлена военная, финансовая, гуманитарная и иная помощь союзниками по НАТО на сумму 120 млрд долл.

По данным ТАСС, с начала СВО общая сумма помощи зарубежных стран и международных организаций Украине составила более 150,8 млрд долл., из них почти треть — 48,5 млрд долл. — была выделена на военные нужды, что составляет 94,9% от оборонных расходов России за прошлый год, или 51,1 млрд долл. На оказание военной помощи с марта 2022 г. ЕС выделил Украине 2,5 млрд евро. При этом эти деньги предназначены как компенсация государствам — членам ЕС Украине поставок старого оружия, снятых с вооружения или новых заказов современных военных средств из своего арсенала. Общий объем военной помощи США Украине по состоянию на январь 2023 г. составил 27,5 млрд долл.

И в этой помощи, и в той, которая будет оказана Западом Киеву в ближайшее время, присутствует элемент завуалированности фактической «агрессии НАТО» официальной западной помощью США, ЕС и других отдельных западных стран. Оказываемая ими помощь, в том числе военная, преподносится исключительно как акты солидарности с Украиной, поддержка ее суверенитета и права на самооборону от «агрессии России», «демократических ценностей и европейской безопасности», но никак не как часть системы обеспечения коллективной безопасности государств — членов НАТО от угрозы, по их мнению, исходящей от Российской Федерации. Вся эта оказываемая помощь осуществляется в тесной координации государств-членов и самого штаба НАТО.

10 января 2023 г. была подписана Совместная декларация о сотрудничестве ЕС — НАТО, где в статье 8 прописывается, что «НАТО остается основой коллективной обороны для своих союзников и является важнейшим элементом евроатлантической безопасности». Признавая в данной декларации совместимость европейской обороны с НАТО, ЕС и НАТО признают взаимосвязанные («взаимодополняющие, согласованные и взаимоусиливающие») роли в поддержании международного мира и безопасности, а также обязуются использовать все имеющиеся инструменты (политические, экономические, военные) для достижения общих целей во благо своих граждан.

Следует иметь в виду, что НАТО при всей своей правосубъектности, является всего лишь инструментом для реализации геополитических интересов ее государств-членов, прежде всего США, ЕС и других стран. Североатлантический альянс как военный блок является своеобразной завесой для реализации их планов, но и одновременно необходимым военно-политическим средством для претворения своих конкретных целей и задач. Статья 5 Североатлантического договора — это цемент, объединяющий государства-члены для обеспечения своей коллективной и индивидуальной безопасности, в тоже время является общим бременем, предполагающим следование общей политике НАТО.

Евроатлантическая безопасность не является синонимом европейской, предполагающей наличие суверенитета европейских стран в отстаивании своих интересов при защите своей национальной безопасности. Несмотря на угрозу перерастания украинского конфликта в европейский, ЕС продолжает следовать интересам США. По заявлению начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерала армии Валерия Герасимова, «США рассматривают североатлантический союз как один из инструментов защиты именно американских интересов в глобальном масштабе в ущерб безопасности европейских стран».

Все попытки исключить Россию из общеевропейской архитектуры безопасности создают условия для конфликтного потенциала на европейском континенте. Свидетельством тому является история Европы и России. Россия должна остаться частью общеевропейской архитектуры безопасности. О необходимости ее участия в будущей архитектуре европейского континента первоначально заявляла и экс-канцлер Германии Ангела Меркель.

«Повышение ставок» ради достижения приемлемых для себя условий мирных переговоров по урегулированию украинского конфликта (Стратегия США «эскалация ради деэскалации») — это одна из возможных причин эскалации украинского конфликта. Но основной причиной «повышения ставок» НАТО в противостоянии на Украине является нанесение «стратегического поражения России». При этом упускается из виду, что использование США стратегии «повышения ставок» ради «ставок» в украинском конфликте может привести к потере контроля над ситуацией в силу ряда причин, включая «эксцесс исполнителя». Сценарии эскалации конфликта на Украине могут быть разные, но все они неизбежно приведут к прямому столкновению НАТО и России.

Одной из особенностей украинского кризиса является то, что с самого его начала США играли в нем одну из ключевых ролей.

При этом в украинском конфликте США выступают в качестве «замены» Украины как «главного противника России на поле боя», что приводит к опасному уровню эскалации этого конфликта, его затягиванию и затруднению мирных переговоров. Исход переговоров в значительной степени будет зависеть от ситуации на театре боевых действий. Кроме этого, вовлечение Соединенными Штатами НАТО в украинский конфликт может, по заявлению министра обороны Российской Федерации, генерала армии Сергея Шойгу «привести к непредсказуемому уровню его эскалации».

2023 год, по всей видимости, будет решающим для формулирования итогов мирных переговоров по результатам военных операций воющих сторон. Если первоначально коллективным Западом украинский конфликт предполагался по времени как война в Афганистане, то «аппетиты» Киева, мобилизация российских граждан для участия в СВО, военные и экономические возможности России вынудили его скорректировать свои планы. Конфликт будет, конечно, по возможности максимально затягиваться, но не будет носить длительного характера из-за необходимости беспрецедентного финансирования армии и экономики Украины, ложащегося непосильным бременем для налогоплательщиков этих стран.

США в ходе украинского конфликта достигли ряда ранее поставленных целей и задач, правда, пока не всех: «объединили НАТО и создали глобальную коалицию», ввели антироссийские санкции для максимального ослабления России, вывели свое ВПК на новый уровень для замены старого оружия современным — по единым стандартам НАТО своим партнерам по альянсу, проверили «на поле боя» возможности современного российского оружия, усилили НАТО посредством милитаризации Европы, выдавили Россию из европейского энергетического рынка, сократили дефицит бюджета своей страны, возвели русофобию в ранг государственной политики и т.д. Список можно продолжать и далее. Но главная цель, которая объединяет все эти подцели, все еще в процессе реализации — «нанести России стратегическое поражение, измотать и истощить» ее. Что касается РФ, то ее цели по «демилитаризации» и «денацификации» тоже выполнены только частично. Цели и США, и России, преследуемые в украинском конфликте, и фактически противоречащие друг другу, усиливают трудность мирных переговоров. Для России выполнение ее целей по СВО являются гарантиями безопасности, что с территории Украины больше не будет происходить военная угроза в отношении Российской Федерации.

Победить Россию «на поле боя» невозможно, потому что Россия — это ядерная сверхдержава. Как верно отметил заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев, «проигрыш ядерной державы в обычной войне может спровоцировать начало войны ядерной». Серьезность нынешней ситуации отмечает и МИД Российской Федерации: «тотальная гибридная война» против Российской Федерации «чревата реальной опасностью прямого военного столкновения двух ядерных держав».

Любые нарративы Запада о необходимости поражения России в украинском конфликте или недопущения ее победы являются, по сути, информационным вбросом, обосновывающим действия государств — членов НАТО по участию и эскалации военных действий в украинском конфликте.

США и их союзники продолжают проверяют на прочность терпение России. Но терпение России небезгранично…

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся