Мэры городов-мегаполисов - новые «старые» участники дипломатических отношений
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Столкнувшись с несовершенством международной политической системы, в поисках решения глобальных вопросов многие эксперты-международники зачастую обращаются к неправительственному сектору. В наши дни несложно обнаружить практически в любом контексте международных отношений призыв к активным действиям со стороны гражданского общества, государственно-частного партнерства, и акторов гражданской дипломатии в целом. Тем не менее, поиск решения вопросов в секторе НКО может оставить без должного внимания некоторых весьма важных участников международного политического процесса.
А что если за решение таких комплексных проблем, как изменение климата или социальное неравенство возьмутся такие акторы, которые, как правило, не берутся в расчет теоретиками и практиками международных отношений?
Ответом на этот вопрос может стать деятельность мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, который в отличие от других глав мегаполисов, в течение нескольких лет критиковал международное сообщество за выработку «высокого уровня парниковых газов». Бывший мэр Торонто Дэвид Миллер изложил свою позицию на копенгагенском саммите РКИК ООН (Рамочная конвенция ООН об изменении климата) в декабре 2009 «В то время как изменение климата требует консолидации действий на глобальном уровне, мы продемонстрировали, что не намерены ждать, когда кто-то начнет действовать». Будучи преемником Миллера на посту руководителя Группы по вопросам климата, в которую входят наиболее крупные города мира, отстаивающие решения проблем глобального потепления на уровне городов-мегаполисов, Блумберг не так давно подтвердил данный тезис в интервью Би-Би-Си. Комментируя ситуацию по изменению климата в связи с «международным, государственным и городским уровнями» где «чрезвычайно высокий уровень парниковых газов», он заявил, что решение проблем окружающей среды «зависит от активной позиции мэров городов-мегаполисов».
Такая позиция в отношении глобальной политики по вопросам климата (если не международной политики в целом) эффективно дополняет «городские» меры, предпринимаемые уже несколько десятилетий в отношении этой и других проблем. Начиная с середины 1970-х ООН занималась поиском решения городских проблем не только в отношении окружающей среды, но и проблем бедности, развития и безопасности. В частности, было учреждено специализированная программа ООН по населенным пунктам ООН-Хабитат, которая с тех пор значительно увеличилась как по размеру, так и объему решаемых задач. К примеру, в 2000г. ООН-Хабитат учредила Консультационный Комитет ООН по органам местного самоуправления, чтобы обеспечить прямой канал связи между ООН и органами городского управления. Генеральная Ассамблея ООН возложила на данный комитет задачу по реализации Целей Развития Тысячелетия на городском уровне. Подобным образом, Всемирный банк оказывал содействие укреплению городской коалиции в международной политике: в 1991 при поддержке Банка стартовала Программа Муниципального Развития. В 2000г. Банк значительно расширил работу в направлении городского развития, подготовив документ «Трансформация Городов». Программа была обновлена и усовершенствована в соответствии с новыми требованиями политики в 2009г., в которых отражено возрастающее внимание Организации к изменениям, связанным с современными трендами урбанизации.
Важно отметить, что мэры городов не ограничились ролью исполнителей реализации политики: за последние два десятилетия городские главы установили партнерские отношения с другими акторами международных отношений. В Европейском Союзе примером растущего влияния городов-мегаполисов в решении проблем, связанных с изменением климата, является Кампания по устойчивому развития европейских мегаполисов и городов, которая началась в 1994г. благодаря объединенным усилиям Европейской комиссии, города Ольборг и Международного Совета Местных Инициатив по Окружающей Среде (МСМИОС). 80 муниципалитетов, которые приняли участие в кампании начали процесс в рамках инициативы «Местная Повестка Дня 21» на местном, а впоследствии и на городском уровне. Любопытно, что Европейская Комиссия все чаще обращается к «городскому» ресурсу для решения региональных задачи и достижения общих целей. Примером такого поиска решений является руководство «Городское измерение политик ЕС», которое впервые было издано в 2007г., и в 2010г. было переработано и выпущено в формате набора программ и инициатив, ориентированных на решение актуальных городских проблем.
Тем не менее, главы городов не только устанавливают деловые контакты, но и активно расширяют их на глобальном уровне. Это, пожалуй, наилучшим образом демонстрирует Всемирная Ассоциация крупнейших городов мира Метрополис, созданная в 1985г. В состав ассоциации, секретариат которой находится в Барселоне, входит 129 членов со всего мира, объединенных в международный форум по изучению насущных для мегаполисов и их пригородов вопросов и проблем. По сути, это еще раз демонстрирует готовность мэров действовать сплоченно в решении текущих дипломатических вопросов и замысловатых интригах международной политики.
Вместе с тем, главы городов не только хорошо ориентируются в актуальных современных трендах международных отношений, но предугадывают тренды, которые в ближайшем будущем обещают стать повесткой международных политических дебатов. Это хорошо прослеживается, к примеру, в Стамбульском Соглашении по Водным Ресурсам – инициативе Мэра Стамбула Кадира Топбаша, и МСМИОС. Данное соглашение объединяет более 1000 городов в 56 государствах, основываясь на Декларации местных органов власти по водным ресурсам от 21 мая 2006г. принятой в Мехико. В документе говорится о том, что руководители местных органов власти осведомлены в вопросах водоснабжения и соблюдения санитарных норм и призывают правительства государств к укреплению партнерства по вопросам устойчивого развития. В Соглашении же речь идет не только о продвижении интересов мегаполисов на государственном уровне, но и осуществляется всеобъемлющая оценка и систематизация существующих регламентов по водным ресурсам в целях возможного обмена опытом по их созданию и совершенствованию. Подобные примеры указывают на то, что природа мероприятий такого характера носит и нормативный характер, и – если не в основном – ставит во главу угла объединение ресурсов и расширения возможностей в выработке политических решений.
Все приведенные факты свидетельствуют о том, что процессы «городской дипломатии», возглавляемые такими значимыми политическими фигурами, как мэры Нью-Йорка, Сеула, Сан-Паулу, способствуют тому, что в международных отношениях урбанистическая повестка дня стремительно набирает вес во всех сферах дипломатии. Безусловно, это не ограничивается вопросами изменения климата и устойчивого развития. Можно найти другие примеры в сфере международных отношений, касающиеся не только выработки политических решений в области сохранения окружающей среды. Мэры городов также прилагают усилия для решения вопросов безопасности и укрепления мира. Так, к примеру, в 2004г. «Международные города-побратимы» НКО при финансовой поддержке Госдепартамента США, осуществило проект «Международные партнеры за мир» нацеленный на укрепление взаимоотношений между 5 городами США и Ирака. Государственно-частное партнерство, при участии таких городов-мегаполисов США как Даллас, Тусон и Филадельфия, способствовало укреплению сотрудничества в области гуманитарных программ и обмена знаниями, тренингов и взаимного обучения. Этот пример – яркий образец публичной дипломатии в действии. В нем очевидна прямая связь «общество-общество», а роль государства, в свою очередь, не доминирующая, а посредническая, нацеленная на обеспечение двустороннего диалога и вовлечение зарубежных аудиторий в этот диалог.
Таким образом, можно сказать, что охват политических проблем, в решении которых принимают участие главы городов, на сегодняшний день касается всех уровней государственного управления, начиная с проблем муниципального характера, внутренней политики и заканчивая такими глобальными проблемами как изменение климата или безопасность водных ресурсов. И, безусловно, это означает, что данные лидеры оказывают влияние как на внутренние, так и на внешние политические процессы.
Еще один наглядный пример такого влияния – Федерация Канадских Муниципалитетов (ФКМ) с 2005г. при поддержке Комитета по увеличению количества женщин в органах муниципальной власти, отстаивает вопрос гендерного равенства в государственном секторе. ФКМ реализовал ряд проектов, нацеленных на усиление внимания к гендерным вопросам в политике, в том числе один из последних «Даешь 30%!», направлен на увеличение количества женщин на муниципальной службе, посредством роста количества сотрудников женского пола до 100 в год в течение последующих 15 лет.
Подводя итоги данного обзора, можем ли мы сравнить эффективность работы таких мэров как, например, Блумберг, с эффективностью работы государственных дипломатов? Это спорный вопрос. Во-первых, проблемы представительского характера. Избирателей мэра составляют в основном горожане, не граждане государства, представляющие лишь городское население, и это не совсем хорошо, т.к. зачастую ставит под вопрос насколько главы городов, занимающие активную позицию в международных отношениях, являются легитимными представителями интересов своих метрополий. Во-вторых, западоцентризм в городской дипломатии постепенно исчезает. Многие ключевые муниципальные объединения, которые на сегодняшний день формируют государственное управление, такие например, как Метрополис или Группа по вопросам климата, контролируют Европейские и Американские крупные города, но есть тенденция к изменению. Азиатские и Латиноамериканские столицы, реже Ближневосточные и Африканские, активно увеличивают свое влияние в этих сообществах. И последнее, и, пожалуй, самое важное замечание – ограниченность финансирования. Большинство инициатив, предпринимаемых мэрами городов, о которых ранее шла речь, в отношении исполнительной части, в основном, полагаются на таких партнеров и доноров, как ЕС, Всемирный банк, или ОЭСР, что ставит под вопрос их независимость и возможности – проблема, которая в конечном итоге не что иное, как печально известная истина в среде некоммерческих объединений.
В настоящее время мэры городов-мегаполисов являются истинными катализаторами международных процессов, и вряд ли они захотят выпускать из под контроля выработку политических решений, с учетом набирающей темпы всемирной урбанизации. Таким образом, вопрос о том, какое место должны занимать городские главы в международных отношениях остается открытым, вместе с тем, активное участие в глобальном управлении, безусловно, свидетельствует об увеличении их дипломатического влияния, которое со временем будет только возрастать.