Блог Ларисы Пермяковой

Тающий Север

6 июня 2013
Распечатать

Недавно состоялось подведение итогов и  награждение участников всероссийского конкурса молодых ученых международников "Глобальные перспективы". Эта замечательная инициатива, значение которой, я думаю, сложно переоценить - в нем и новые имена, и инновационный подход  организаторов к повышению мотивации молодых экспертов и радость новых открытий...

 

Для меня лично участие в этом состязании стало скорее приятным, чем сложным занятием, я с радостью погрузилась в любимую переводческую стихию и с удовольствием прочла и перевела статью, которая приняла участие в конкурсе. Публикую ее в своем блоге.  

 

Оригинал здесь: The melting North, The Economist.

 

Тающий Север

Потепление в Арктике происходит в два раза быстрее, чем на всей планете. Таяние ледяных покровов открывает доступ к ценным природным ресурсам и новым морским путям, но, вместе с тем, таит в себе серьезную опасность.

 

Стоя на вершине ледника Гренландии, понимаешь, почему современный человек с его беспокойным стилем жизни так благоговеет перед дикой природой. Здесь повсюду взор притягивают отшлифованные и вздыбленные единым мощным порывом льдины. В прозрачном арктическом воздухе предстают ледяные хребты, напоминающие причудливостью форм серебряные и ляписно-голубые шпили средневекового замка. Гигантские льдины упорядочивают ледяное пространство, скользя по поверхности полузастывшего моря.

 

Ледяная вершина неподвижна. Ни дуновения ветра, ни звука работающего
двигателя, ни птичьего крика, ничего. Вместо шума, здесь Вы слышите
его отсутствие. Сначала оно ощущается как давление в висках, а если
прислушаться сильнее, то, как фантомный шум. Для целых поколений суровых европейских исследователей, вплоть до наших дней, ледяное полотно воспринимается как синоним природной мощи.

 

Арктика – это одно из наименее исследованных мест дикой природы на земле. Даже названия ее морей и рек звучат незнакомо, хотя они весьма обширны. К примеру, такие сибирские реки, как Енисей и Лена – больше по объему, чем Миссисипи или Нил. Площадь Гренландии, самого большого в мире острова, в шесть раз больше пощади Германии. Впрочем, его население составляет всего 57000 тысяч, в основном это инуиты, чьи небольшие поселения разбросаны по арктическому побережью. В целом, в Арктике, которая иногда именуется Арктическим кругом, проживает не больше 4млн.человек почти половина которых приходится на жителей нескольких суровых северных городов постсоветского пространства, таких как Мурманск и Магадан. Остальная территория, включая большую часть Сибири, северной Аляски, северной Канады, Гренландии и северной Скандинавии в основном необитаема. Впрочем, не смотря на это, регион с трудом можно назвать нетронутым цивилизацией.

Стремительное развитие

На тепловой карте мира, где обозначены температурные изменения, Арктика отмечена ярким красно-коричневым цветом. С 1951г. температура в этом регионе повысилась почти в два раза, по сравнению с  мировой температурой в целом. В указанный период температурные показатели в Гренландии поднялись до 1.5°C, по сравнению с общим повышением, которое составило только 0.7°C. Судя по всему, тенденция к развитию этой разницы будет продолжаться.

 

Кроме того, сократились в объеме практически все арктические ледники. По сравнению с 1966г. площадь Арктики, покрытая снегом с начала лета уменьшилась почти в пять раз. Но самые серьезные изменения произошли с Арктическим океаном. В 1970-х, 80-х и 90-х минимальный объем пакового люда снижался в течение каждого десятилетия на 8%. Затем в 2007 г., разрушение ледяного массива морского льда привело его таянию, и дошло до 4.3м на кв.км летнего минимума, что составило в среднем половину показателей 1960-х и снизилось на 24% по сравнению с предыдущим минимальным объемом 2005г. В результате, впервые за всю историю Арктики Северо-Западный проход морского пути Канадского Арктического архипелага остался без льда.

 

Ученые, пытаясь объяснить это явление, обнаружили, что в 2007г., одновременные температурные колебания таких природных явлений, как теплая погода, ясное небо, и теплые течения, в совокупности усилили процесс сезонного таяния льдов. Но в прошлом году такого совпадения не произошло: стояла обычная для нынешней  Арктики температура. Однако, не смотря на это, таяние морского льда происходило практически такими  же темпами.

 

Основную причину потепления никто не подвергает сомнению. Повсеместное потепление, касающееся Арктики в том числе, происходит в связи с увеличением удерживающих тепло атмосферных газов, например, углекислого газа, которые высвобождаются в результате сгорания ископаемого топлива. Поскольку атмосфера удерживает больше солнечного тепла, происходит ее нагревание. Еще в 1896г. это физическом явление описал шведский ученый Сванте Аррениус. Вопрос в том, почему температура в Арктике повышается быстрее, чем в остальном мире?

 

Во-первых, обратите внимание на то, температурные колебания делают Арктику еще более подверженной изменениям в связи с ее местоположением. В обоих полушариях климатическая система переносит жару от жаркого экватора к холодному полюсу. Однако, на севере этот обмен происходит гораздо интенсивнее. Отчасти, это связано с несколькими горными массивами Европы, Азии и обеих Америк. Они, как  большие валуны в течение реки, смешивают теплый и холодный воздушные фронты. В Антарктике, окруженной обширными теплыми морями, такого смешения атмосферных фронтов происходит гораздо меньше.

 

Материк, окружающий Арктику, тоже не способствует циркуляции вод полярных океанов вокруг нее, как происходит в случае с Антарктикой. Вместо этого, северный и южный потоки поднимаются навстречу друг другу, образуя колоссальный обмен холодной и теплой воды: Тихий океан выносит свои воды через Берингов пролив, между Сибирью и Аляской, океан Атлантический между Гренландией и норвежским архипелагом Шпицберген.

 

Это сохраняет среднегодовую температуру в высоких широтах Арктики (на крайних северных границах и за морем) относительно теплой, около -15°C; температура всего остального пространства близка к круглогодичной температуре таяния льдов. Таким образом, даже небольшое потепление может вызвать серьезные последствия для экосистемы региона. Температура в Антарктике тоже повышается, однако, с учетом среднегодовой температуры -57°C, необходимо несколько жарких летних сезонов подряд, чтобы этот процесс стал очевидным.

Эффект Альбедо

Смешивание северных и южных воздушных масс также влияет на процесс повышения температуры в Арктике. Ветра, дующие в северном направлении, приносят загрязняющие агенты, содержащие выхлопы европейских и азиатских дымоходов, которые усиливают процесс таяния льдов. В течение последний нескольких десятилетий также вырос уровень ртути, которая является побочным продуктом сгорания угля, содержащейся в мягких тканях китов, моржей и полярных медведей, чье мясо употребляют в пищу инуиты. Это еще одна причина, по которой Арктику нельзя назвать девственно-нетронутым регионом.

 

Но самой серьезной причиной повышения температуры в Арктике является процесс замещения светлого снега и льда темной почвой или водой. Поскольку темные поверхности аккумулируют больше тепла, чем светлые, это вызывает локальное повышение температуры, которое, в свою очередь, вновь ведет к таянию, открывая еще больше темной почвы и воды, и так далее. Влияние этого явления, известного как эффект альбедо, гораздо мощнее, чем предполагали многие исследователи. Большинство климатических прогнозов предсказывали, что последнее лето этого столетия Арктический океан останется без льда; в 2009г.в Geophysical Research Letters была опубликована гипотеза, что это случится не позднее чем в 2037г. В настоящее время есть предположения, что это может произойти еще раньше.

 

Действительно, масштаб этой проблемы сложно преувеличить. Пожалуй, мир не видел более грандиозного изменения климата со времен исчезновения обширных Американских лесов в 19 веке, или, за тысячелетия до этого, уничтожения крупных лесных массивов в Китае и западной Европе. Для Арктики, последствия того, что сейчас происходит, будут вопиющими.

 

Исчезновение многовековой ледниковой буферной зоны Арктики влечет  эрозию береговой линии; к примеру, Аляска в некоторых местах уменьшается на 14 м в год. Исчезают такие ресурсы этого ареала, как например, озера с талой водой многолетних ледяных щитов. Некоторые виды, характерные только для арктического региона, могут вообще исчезнуть в результате уменьшения площадей их обитания и нашествия видов южных. И они-то как раз выживут. Уже есть ранние признаки такого перемещения биологических видов. Например, такой вид высокоарктических широт, как полярный медведь, уже на грани исчезновения. Виды новые, не характерные для этого региона, такие как скумбрия и Атлантическая треска попадаются в сети арктических траулеров. В будущем отголоски климатических изменений в Арктике еще, безусловно, дадут о себе знать. 

 

Таяние пакового льда не повлияет на изменение уровня моря, поскольку эта дрейфующая масса перемещается в воде, а вот таяние ледников, особенное характерное для Арктики, как раз наоборот. Верхушки ледника Гренландии сокращается примерно на 200 гигатонн в год, что составляет объем водоснабжения миллиарда человек. Другие малые ледники и ледяные верхушки Арктики теряют в совокупности почти такой же объем. Прежде чем это стало очевидно, Межправительственная комиссия по изменению климата (МПИК), высказывала предположения о повышении уровня моря в течение этого столетия на 59см. Однако, учетом того, что сейчас происходит на севере, этот прогноз выглядит более чем скромно.

 

Серьезные опасения связаны с тем, что талые арктические воды могут нарушить налаженную циркуляцию потоков мировых океанов, их теплых тропических и холодных полярных течений. За последние 60,000 лет история насчитывает почти семь случаев подобных прецедентов, которые необходимо отслеживать. Впрочем, последние исследования показали, что такие катаклизмы вполне предотвратимы. Еще одна проблема, доселе находящаяся в тени, проявляет себя активнее с каждым днем, – это таяние вечной мерзлоты, которое может вызвать выпуск большого количества углекислоты и метана. Подобное тоже уже имело место примерно 55 млн.лет назад. В то время это привело к глобальному повышению температуры на 5°C в последующие несколько тысяч лет.

 

Вероятность отследить такого рода риски невелика. Показатели изменений происходящих в Арктике, включая таяние снегов и сход ледников, по-прежнему находятся в процессе формирования. Тем не менее, сейчас можно сказать, что человек оказал беспрецедентное влияние на перемены, происходящие в Арктике. Для тех, кто намеренно игнорирует значение таких рисков, неплохо было бы обратить внимание на то, что реальность уже опередила самые невероятные прогнозы потепления Арктики. 

Сокровища Севера

В конце концов, растаявший Север может быть расхищен. Парадоксально, но ни один из видов ареала не выиграет от этого так, как выиграет тот, кто станет причиной этого расхищения: люди. Исчезающий морской лед может стать началом конца культуры эскимосов, впрочем, в иглу в наше время все равно практически уже никто не живет. А великое таяние Севера обогатит многих.

 

По мере отступления тундры в область высоких северных широт, обширные арктические пространства станут пригодны для сельского хозяйства. Ранний приход весны в Арктике может на 25% увеличить объемы растениеводства. Жители Гренландии смогут выращивать больше ничтожных 100 тонн картофеля, которые они выращивают в нынешних условиях. Доступны станут и гораздо более ценные природные богатства. Арктика уже сейчас мощный источник минералов, среди которых цинк на Аляске, канадское золото, шведское железо и российский никель, а сколько всего еще предстоит добыть.

 

В Арктике также есть нефть и газ, и, возможно, в немалых количествах. США, Канада, Гренландия, Норвегия и Россия выдают Лицензии на геологическую разведку этого региона. 18 апреля ExxonMobil подписал контракт с российской Роснефтью на  $500 млрд. на разработку шельфовых месторождений, в том числе, российского Карского моря. Нефтяные компании предпочитают молчать об этом, но есть и своеобразный положительный эффект от таяния. Изменение климата обеспечит процесс высвобождения и сожжения арктических углеводородов, вызванный сгоранием ископаемого топлива.

 

Разумеется, новые отрасли промышленности в Арктике не появятся за один день. Морской лед, количество которого по-прежнему велико, крайне затрудняет проведение работ на севере и увеличивает их стоимость. Кроме того, еще сильнее ухудшают условия работы зимние полярные ночи и арктические циклоны. Все эти факторы влияют  на скорость ведения работ, и в предстоящее десятилетие на большинстве геологоразведочных проектов вряд ли начнется производство углеводородов. Тем не менее, со временем это все равно произойдет. Награда в этом состязании велика и нефтяные компании и арктические правительства намерены побороться за нее. Незадолго до подписания сделки между ExxonMobil и Роснефтью, Президент России Владимир Путин заявил, что Россия намерена сделать более привлекательными условия для зарубежных инвесторов, готовых вкладывать средства в разработку шельфовых месторождений. «Шельфовые месторождения, прежде всего в Арктикебез всякого преувеличения,- это наш стратегический резерв на XXI век », - заявил он.

 

Почти половину 20го столетия в эпоху холодной войны, как наиболее короткий маршрут между Россией и Америкой, арктический регион рассматривался в качестве полигона военных действий. Сейчас высказываются опасения о возникновении нового конфликта в случае открытия Арктики. Два крупнейших по территориальному признаку арктических государства Россия и Канада, усиливают эти опасения: в обеих странах арктический вопрос задевает национальные интересы. С точки зрения переосмысления отношения к северным территориям, отдельные арктические государства некоторым образом модернизируют свои региональные военные инфраструктуры. Так, к примеру, Норвегия переместила штаб своего оперативного командования в город Рейтан, в Арктике. Россия перемещает и совершенствует свои шесть атомных ледоколов, которые раньше были частью гражданского флота, что тоже имеет отношение к безопасности. Тем не менее, этот спец.репортаж предполагает, что повышение градуса заявлений о назревающем конфликте в Арктике преувеличено, в отличие от повышения градуса мировой температуры.

 

Нельзя сказать, что Арктика - это «терра нуллис»*(ничейная территория). В отличие от Антарктики, которая управляется согласно международному соглашению, большинство территории региона демаркировано. Полдюжины территориальных споров, самый крупный из которых между США и Канадой, касаются Северо-Западного прохода. Безусловно, такие споры не станут причиной для военного конфликта между этими государствами. К тому же, большинство арктических стран члены НАТО.

 

Кроме того, что таяние Арктики обогатит некоторые и без того не бедствующие государства, оно, несомненно, будет иметь геостратегические последствия. Самое очевидное – это появление новых торговых морских путей, которое приведет к нарушению устоявшейся системы. Навигация вдоль берегов Сибири по Северо-Восточному проходу, или как его называют в России и на флоте - Северный Морской Путь (СМП), способна сократить расстояние между Западной Европой и Восточной Азией примерно на треть. Сейчас проход открыт в течение 4-5 месяцев в году и движение по нему становится все интенсивнее. К примеру, в 2010г. СМП использовали только 4 судна, в прошлом году их было уже 34, причем в обоих направлениях, включая танкеры, рефрижераторные суда с рыбой, и даже круизные лайнеры.

 

Крупные азиатские страны-экспортеры – Китай, Япония, и Южная Корея, уже инвестируют или планируют инвестировать в строительство судов предназначенных для навигации в морях с ледяными массивами. Развитие СМП - это, безусловно, дополнительное преимущество для России, которая планирует развивать эту внутреннюю транспортную артерию, укрепляя ее инфраструктуру портовыми перевалочными базами и другими необходимыми для этого элементами. Это, в свою очередь, ускорит транспортировку добытых арктических ископаемых на рынок, и, в целом, будет способствовать диверсификации экономики СМП, которая в настоящее время напрямую зависит от углеводородов.

 

Безусловно, в этой ситуации возможен риск возникновения, если не военных конфликтов, то, по меньшей мере, споров, и необходимо грамотное управление. То, что хорошо для России, может быть плохо для Египта, который в прошлом году заработал $5 млрд. на аренде Суэцкого канала, альтернативного судоходного пути между Востоком и Западом. В связи с этим, роль Арктического Совета в региональной повестке выглядит многообещающей. Под управлением Скандинавии за последние пять лет значительно возрос уровень взаимодействия в Арктике, включая научное сотрудничество, составление карт региона, и разработку ресурсов.

 

Так как же примирить угрозы, которые представляет для окружающей среды тающая Арктика с экономическими возможностями, которые она вместе с тем открывает? Человек виновен в таянии морского льда не меньше, чем во вспахивании прерий. Да и оно, кстати, может принести больше пользы, чем вреда. Впрочем, затраты также обещают быть немалыми. Есть вероятность, что изменение климата повлечет за собой исчезновение уникальных экосистем и многих видов ареала. Причиной тому глобальное загрязнение окружающей среды и опасность, которую оно в себе таит, также имеет глобальный характер. Арктика, уже не выглядит чем-то далеким и неприкосновенным. Арктика в наши дни – это мощный символ эры человека. 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся