Дайджест международных публикаций

Тонкости армянского политического процесса

6 Декабря 2018
Распечатать

Предыстория досрочных парламентских выборов в Армении.

Автор: Ваган Егиазарян, президент общественного движения «Заргацум» (Развитие), эксперт-международник.

pashinyan.jpg

Фото: REUTERS/Hayk Baghdasaryan

«Бархатная революция» в Армении стала одним из основных событий 2018 года. Победа демократии в Армении еще долгие годы будет обсуждаться по всему миру, и в качестве уникального примера демократической ненасильственной смены власти в некогда авторитарном государстве, и в качестве самобытного «триггера» множества тенденций, некоторые из которых критически важны и имеют потенциал решающего влияния на архитектуру международных отношений в регионе Южного Кавказа.

23 апреля 2018 г. третий президент Республики Армения Серж Саргсян, избранный буквально несколько дней назад Национальным собранием Армении в качестве премьер-министра страны — главы парламентской республики, подал в отставку под беспрецедентным нажимом сотен тысяч митингующих.

«Бархатная революция» в Армении победила, и начался переходный период, до внеочередных парламентских выборов и формирования новой легитимной законодательной ветви власти.

Организатор и лидер «Бархатной революции» Никол Пашинин 8 мая 2018 г. был избран премьер-министром Армении и сформировал коалиционное правительство, в состав которого вошли представители трех партий парламентской фракции ЕЛК («Гражданский договор», «Светлая Армения» и партия «Республика»), партии «Процветающая Армения» и партии «А. Р. Ф. Дашнакцуцюн». Причем последние две партии на протяжении нескольких лет входили в коалицию и с Республиканской партией Армении, правившей в стране около 20-ти лет, непосредственно до Бархатной Революции.

1 июня 2018 г. Национальное собрание Армении приняло программу переходного правительства Никола Пашиняна. Во втором пункте программы была зафиксирована основная цель переходного правительства, а именно — проведение по-настоящему свободных, справедливых, прозрачных и демократичных выборов в Национальное Собрание Армении и подготовка условий для этого.

Уже 23 сентября были проведены досрочные выборы в городской совет Еревана — Совет старейшин. С уверенным отрывом, как и ожидалось, выиграл блок «Мой шаг» лидера революции Никола Пашиняна. «Мой шаг» получил 81% голосов избирателей или 57 мандатов из возможных 65-ти, обеспечив себя абсолютным и решающим большинством голосов в городском совете столицы Армении. В Совет старейшин Еревана прошла также партия «Процветающая Армения» с 5 мандатами и блок «Луйс» (партии «Светлая Армения» и «Республика») всего с 3 мандатами.

Оглушительный успех блока «Мой шаг» на выборах в Совет старейшин Еревана, нарастающая консолидация контрреволюционных политических сил, проблемы с привлечением иностранных инвестиций, объективное отсутствие быстрых решений по сложнейшему спектру социально-экономической проблематики, тенденция ослабления всенародной эйфории от долгожданной революции, риск весомого падения рейтинга Никола Пашиняна после «зимы» и многие другие факторы в комплексе диктовали необходимость скорейших действий по стабилизации политического поля и утверждения предсказуемой экономической ситуации в стране, а тем самым и защиты политических достижений Бархатной революции. Единственным рецептом стабилизации политического поля в постреволюционной Армении могло стать доведение революции и переходного периода до логического завершения, а именно — проведение досрочных выборов в Национальное собрание Армении и избрание легитимного Парламента не к весне 2019 г., как было зафиксировано в программе переходного правительства, а еще раньше, в декабре 2018 г.

Оппоненты Пашиняна, прекрасно оценивая слабость своих позиций на досрочных декабрьских выборах в Национальное собрание, развернули борьбу в двух направлениях. Во-первых, попытались сохранить действующий состав Национального собрания, а во-вторых, развернули работу против изменений в Избирательный кодекс. Уже 2 октября, в экстренном порядке было инициировано внеочередное заседание Парламента с попыткой провести законопроект об изменении регламента Национального Собрания Армении. Данные изменения должны были сделать технически невозможным запланированный Пашиняном роспуск Парламента по пункту 3 статьи 149 Конституции Армении. В ответ на это, в считанные часы десятки тысяч сторонников Пашиняна блокировали Парламент и во главе со своим лидером вошли на территорию Национального собрания, заняв площадь перед главным входом в центральное здание Парламента. Во время митинга Никол Пашинян прямо на площади уволил министров коалиционного правительства от партии «Процветающая Армения» и «А.Р.Ф. Дашнакцутюн», политических сил, поддержавших законопроект, и начал политические переговоры с оппонентами.

Данному «октябрьскому обострению» последовал недолгий период консультаций с основными политическими силами страны и достижение необходимых договоренностей о пресечении законопроекта об изменениях в регламенте НС Армении. Уже 8 октября в качестве гарантии проведения досрочных парламентских выборов в декабре 2018 г. был подписан меморандум между Николом Пашиняном и Гагиком Царукяном — лидером второй парламентской силы Армении — партии «Процветающая Армения».

Основываясь на данной «подушке безопасности», 16 октября 2018 г. Никол Пашинян подал в отставку с должности премьер-министра страны и тем самым воспользовался конституционной возможностью инициировать роспуск Национального собрания. По Конституции Республики Армении в случае отставки премьер-министра и двух неудачных попыток Национального Собрания избрать нового премьера, назначаются внеочередные парламентские выборы. Уже 1 ноября текущего года Национальное собрание второй раз не избрало нового премьер-министра и тем самым основываясь на пункте 3 статьи 149 Конституции Армении запустило сценарий внеочередных парламентских выборов, назначенных на 9 декабря и подводящих итог «Бархатной революции» и переходного периода в стране.

Параллельно с этим еще 29 октября в Парламенте вторично был отклонен пакет изменений Избирательного кодекса Армении. В итоге РПА сохранила выгодную для себя рейтинговую составляющую действующей избирательной системы, что фактически сохраняет шанс прохода партии в Парламент следующего созыва.

Предвыборный агитационный период согласно действующему Избирательному кодексу Армении был установлен в рекордно короткий 12-дневный срок, с 26 ноября по 7 декабря.

В досрочных парламентских выборах 9 декабря примут участие 11 политических сил — 2 блока и 9 партий: партии «Гражданский договор» и «Миссия» объединенные в блок «Мой шаг», партия «Процветающая Армения», партия «Национальный прогресс», Республиканская партия Армении, партия «Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн», партия «Страна закона», Партия «Христианско-демократическое возрождение», Партия «Светлая Армения», Партия «Выбор гражданина», партии «Республика» и «Свободные демократы», объединившиеся в блок «Мы» и партия «Сасна Црер».

Лейтмотивом данной избирательной кампании является деление политического ландшафта на «белых» и «черных». «Белыми» выступают новые силы, не принадлежавшие к старой власти, а «черными» — три партии бывшей властной коалиции.

Основная полемическая борьба на декабрьских выборах, бесспорно, разворачивается между блоком «Мой шаг» и Республиканской партией Армении. Вторым по накалу противостоянием выступает ярый диспут между партией «Сасна Црер» и блоком «Мой шаг». Остальные партии проводят агитационную кампанию без значимых острых и конфликтных интонаций, пытаясь позиционировать себя в качестве конструктивной оппозиции, с претензией на второе место в Национальном собрании. Яркими и успешными представителями приверженцев «конструктивного пиара» на данных выборах выступают партии «Светлая Армения» и «Процветающая Армения».

Логичная и во многом предсказуемая избирательная кампания в силах преподнести интересные сюрпризы в вопросе второй, третьей и четвертой парламентской силы. С другой стороны, реальная политическая борьба в Армении, как это ни странно, только начинается. Проигрыш новых партий на этих выборах нельзя считать их провалом, напротив наличие «свежих» политических сил — большой успех в процессе становления качественно новой политической культуры в Республике Армения.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся