Интеграционный барометр ЕАБР — 2014
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Результаты третьей волны исследования предпочтений населения стран СНГ по различным аспектам евразийской интеграции позволяет сделать вывод: идет дальнейшее оформление и кристаллизация «интеграционного ядра» Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Исследование проводится Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) совместно с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор».
Участие в опросе приняли более 13 тысяч граждан 10 стран СНГ и Грузии — от одной до двух тысяч человек в каждой стране.
Представляем некоторые результаты исследования (основная информация содержится в прилагаемых ниже аналитическом резюме и полной версии доклада). В Казахстане, России и Беларуси зафиксирован высокий уровень общественного одобрения участия в Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). При этом в Казахстане и России поставлен рекорд роста уровня поддержки населением участия в Таможенном союзе и ЕЭП. За год поддержка участия в ТС и ЕЭП со стороны населения Казахстана и России показала рост более 11%, составив 84% и 79% соответственно. В Беларуси участие в ТС одобряет 68% населения.
Из стран, не являющихся членами ТС и ЕЭП, наиболее высокая поддержка населением планов по присоединению к ним была зафиксирована Таджикистане (72%) и Узбекистане (68%), что соответствует результатам 2014 года. На наш взгляд, это является аргументом в пользу активизации интеграционного взаимодействия ЕАЭС с этими двумя странами.
Уровень поддержки выше среднего выявлен также в государстве-кандидате на вступление в ЕАЭС — Армении (64%). При этом в Узбекистане поддержка присоединения к ТС за год снизилась на 9%, а в Таджикистане и Армении — на 3%.
В Кыргызстане, который намерен присоединиться к ЕАЭС вслед за Арменией, уровень общественной поддержки перспектив вступления в ТС и ЕЭП за год существенно снизился — с 67% до 50%, а уровень отрицательного отношения удвоился, что является тревожным сигналом. Другие результаты нашего опроса подтверждают, что в Кыргызстане наблюдается снижение интереса к региону СНГ практически по всем показателям интеграционных ориентаций населения (в экономике, политике и социокультурной сфере), а также рост показателей автономности (когда респонденты не отдавали предпочтений каким-либо странам).
Интересен факт сохранения поддержки перспектив вступления в ТС-ЕЭП со стороны более чем половины населения Грузии (53%). Однако и здесь за год уровень одобрения снизился на 6%, а отрицательное отношение выросло на 7%.
В Молдове предпочтения в сторону возможного вступления в ТС составляют 49% от общего числа опрошенных (снижение на 5%), против — 23% (рост на 7%).
Если в прошлом году уровень негативного отношения к перспективам участия в евразийской экономической интеграции был низким только в Азербайджане (среди стран региона СНГ), то в этом году к нему примкнула и Украина. В Украине за год поддержка возможного присоединения к ТС снизилась с 50% до 31%, при росте отрицательного отношения к таким перспективам с 28% до 50%. При этом в Азербайджане тенденция не изменилась: и без того низкая поддержка гипотетического вступления в ТС за год снизилась еще больше — с 37% до 22%, а негативное отношение возросло с 53% до 64%. Таким образом, обе страны становятся все более закрытыми по отношению к евразийскому интеграционному проекту.
В целом, для населения большинства государств региона СНГ наиболее привлекательной страной для объединения является Россия. Особенно выражено позитивное отношение к объединению с РФ в Таджикистане и Кыргызстане, где Россию выбрали более чем две трети респондентов. Положительный настрой на союз с РФ выявлен также в Армении, Беларуси, Узбекистане и Молдове. В свою очередь россияне в качестве наиболее желательных для объединения стран назвали Беларусь и Казахстан. На объединение с Украиной сегодня позитивно настроены лишь около четверти россиян.
Наряду с преимущественно высокой оценкой Таможенного союза внутри ТС и ростом скептического восприятия ТС со стороны соседних стран, «Интеграционный барометр» зафиксировал тревожные тенденции в области восприятия привлекательности инвестиций, научно-технического сотрудничества и образования.
В частности, результаты нашего исследования 2014 года подтвердили выявленное в
В качестве ключевых партнеров в области научно-технического сотрудничества, как и по данным прошлогоднего замера, лидируют страны «остального мира», то есть не входящие в состав СНГ и ЕС (прежде всего Япония, США). В среднем этот блок стран был отмечен половиной (52%) респондентов, тогда как странам Евросоюза и бывшего СССР отдано меньше предпочтений (42%).
Во всех странах большое количество упоминаний в качестве желательного научно-технического партнера получили Япония, США и Китай (29%, 20% и 18% соответственно в среднем). Наиболее высоки доли упоминаний Японии в России (45%), Узбекистане и Грузии (по 42%), Казахстане (38%) и Беларуси (37%); США — в Украине и Грузии (по 33%); Китая — в Беларуси (35%), Узбекистане (29%) и России (27%). В целом группа стран «остального мира» имеют большую популярность по сравнению со странами ЕС и региона СНГ в Азербайджане (67%), Узбекистане (65%), России (61%), Беларуси (60%) и Грузии (65%). Научно-техническое сотрудничество со странами региона СНГ получило наибольшую популярность в Таджикистане (68) и Кыргызстане (65%); значение показателя в Казахстане (50%) и Узбекистане (49%) также достаточно велико, но перекрывается вектором, направленным на страны «остального мира».
Отдельный вопрос касался востребованности товаров из соседних стран. В Украине этот показатель сократился по сравнению с прошлым годом с 20% до 15%. Заметен рост популярности белорусских товаров. В 2014 году их упомянули 24% респондентов в России.
Третья волна «Интеграционного барометра» подтвердила, что регион СНГ не обладает особыми конкурентными преимуществами в сфере образования. Данный факт снижает привлекательность и глобальную конкурентоспособность этого региона в целом и евразийского интеграционного проекта в частности. В 2014 году образовательные услуги стран СНГ оказались приоритетнее, чем услуги стран ЕС и «остального мира», в двух государствах — Таджикистане (57% против 14% для стран ЕС и 43% для «других стран») и Узбекистане (37% против 27% для стран ЕС и 30% для «других стран»).
В Казахстане ситуация изменилась — произошло снижение образовательного интереса к странам постсоветского пространства с 29% до 20%. Страны Евросоюза в опросе 2014 года чаще других назывались респондентами из Грузии (59%) и России (46%). Среди конкретных стран, находящихся за пределами бывшего СССР, у жителей Азербайджана в приоритете находится Турция, у жителей Таджикистана — США и Китай, Кыргызстана — США и Турция. В Грузии предпочитают получать образование в США, Великобритании и Германии. В России преимуществом так же пользуется обучение в Великобритании.
Важным показателем отношения к политической интеграции стран является общее отношение к перспективам взаимного сближения стран региона. По этому показателю страны могут быть разделены на несколько групп.
Доля респондентов, считающих, что в ближайшие пять лет страны бывшего СССР будут сближаться, составляет около половины населения и существенно превышает долю «интеграционных пессимистов»: в Таджикистане (51%), Узбекистане (45%), Кыргызстане (46%) и России (49%). В Беларуси (37%), Армении (27%), Грузии (29%) и Молдове (32%) число «интеграционных оптимистов» также больше, чем скептиков, но уже не столь значительно. Наконец, в Азербайджане и Украине (по 18%) доля респондентов, считающих, что страны бывшего СССР будут все больше отдаляться друг от друга, больше доли приверженцев иного мнения.
По совокупности трех факторов — политика, экономика, культура — приоритетным вектором притяжения для относительного большинства стран (а именно стран Центральной Азии — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также Армении и Беларуси) — остается постсоветское пространство, и ключевым фактором такой группировки является политический.
Население России, которая для многих стран бывшего СССР является центром притяжения, поддерживает развитие евразийской интеграции, но в вопросах экономики и культуры не проявляет интереса к региону СНГ, а демонстрирует ориентацию на автономность.
Вся информация о методологии и результатах исследования содержится в аналитическом резюме и полной версии доклада.