Проекты и доклады ЦИИ

Мобильность пенсий в рамках ЕАЭС и СНГ

3 Октября 2014
Распечатать

Евразийский банк развития (Центр интеграционных исследований) и Всемирный банк (программа МИРПАЛ) провели исследование «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ». В нем эксперты оценили перспективы внедрения в регионе эффективных механизмов, призванных решить проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов.

 

В условиях, когда более десяти миллионов людей ежегодно перемещаются через границы в поисках работы, проблема мобильности пенсий является не просто актуальной, но и жизненно важной для значительной части населения стран региона.

 

Под мобильностью пенсий понимается процесс межгосударственных взаимных зачетов пенсионных прав трудовых мигрантов. Как отмечается в докладе, внедрение практики мобильности пенсий в контексте процессов трудовой миграции в рамках формирующегося Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может быть осуществлено с опорой на опыт стран Евросоюза.

 

В исследовании фокус сделан на странах-реципиентах рабочей силы (Россия, Казахстан, Беларусь) и странах-донорах (Кыргызстан, Таджикистан, Армения).

 

Снятие регистрационных барьеров и упрощение разрешительных процедур в трудовой миграции между странами ЕАЭС — важные и полезные меры, но они не смогут в полной мере обеспечить социальные гарантии для мигрантов. Это возможно только в условиях решения проблемы пенсионного обеспечения.

 

Авторы доклада констатируют, что пенсионные системы стран-реципиентов и стран-доноров существенно различаются. Поэтому на первый план выходят вопросы координации политики в области пенсионного обеспечения. Эта проблема может быть решена путем введения общего пенсионного пространства на принципах пропорционального начисления. Оно предполагает создание системы учета трудовой миграции и стажа работы мигрантов в разных странах, а также осуществление коммуникации и взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран региона.

 

В результате принятия этих мер начислять пенсию и делать выплаты сможет пенсионный фонд той страны, в которой проживает конкретный человек и куда он обращается за назначением пенсии. Однако пенсионный фонд будет получать компенсацию (трансферты) от пенсионных фондов стран, в которых трудился этот человек. Компенсации между пенсионными фондами могут осуществляться пропорционально количеству отработанных в каждой стране лет.

 

Таким образом, мобильность пенсий должна стать неотъемлемой частью свободы передвижения рабочей силы в рамках формируемого единого рынка труда ЕАЭС и согласованной социальной политики. Формирование общего пенсионного пространства стран ЕЭП и ЕАЭС может быть шагом к сокращению нелегальной трудовой миграции и развитию системы цивилизованного найма на работу иностранцев.

 

В макроэкономическом смысле эффективный режим мобильности пенсий позволит повысить гибкость и эффективность использования рабочей силы, как фактора производства, и также глобальную конкурентоспособность Евразийского экономического союза.

 

Руководитель проекта: Владимир Перебоев, к.полит.н.

 

Доклад

 

Приложение к докладу

 

Презентация

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся