Блог Ахмада Вахшитеха

Патовая ситуация для Ирана в ядерных переговорах

15 марта 2023
Распечатать

Сегодня мы становимся свидетелями активизации переговоров ПО Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), и перед экспертами встают несколько вопросов: действительно ли Иран стремится возобновить ядерные переговоры в формате «5+1» в соответствии с заявленной политикой, и готов ли он по-прежнему соблюдать СВПД?

RTS1GD4J-pic4_zoom-1500x1500-35918.jpg

Источник: Reuters    

Если мы придерживаемся оптимистичной точки зрения и считаем, что Тегеран действительно стремится возродить СВПД, нам нужно дать ответ и на вопрос о том, планирует ли администрация Дж. Байдена по-прежнему возрождать СВПД? Но, с другой стороны, если мы негативно оцениваем иранскую позицию, и предположим, что Исламская Республика Иран не стремится возродить Договор о ядерной безопасности, означает ли это, что Тегеран нацелен получение атомной бомбы?

И наконец, если Иран действительно дойдет до стадии, когда он будет очень близок к моменту получения атомного оружия, как это может отразиться на текущей геополитической ситуации, в которой между Западом и Россией уже образовался глубокий разрыв из-за украинского кризиса. Смогут ли Россия, Китай и другие участники формата «5+1» договориться и выработать общую политику по вопросу о ядерном статусе Ирана, например, на основе совместных резолюций Совета Безопасности, или мы станем свидетелями внеправовых реакций, например, таких как нападение Израиля на ядерные объекты Ирана?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в ситуации. Не будет преувеличением сказать, что сегодня, когда речь идет о провале СВПД, найдется мало экспертов на Западе, которые сказали бы, что 8 мая 2018 г. Дональд Трамп подписал меморандум именно о выводе США из СВПД, а не из ядерной сделки Ирана в формате «5 + 1». После выхода одного из участников этого международного формата и возврата санкций со стороны Соединенных Штатов он действительно стал очень хрупким и неэффективным.

С другой стороны, большинство международных экспертов в оценке потенциала развития иранской ядерной программы учитывают тот факт, что по соглашению СВПД от 2015 г. запасы урана Ирана должны были быть ограничены 300 кг, а обогащение урана— 3,67%, что отвечает целям развития мирной ядерной энергетики. Однако отчет инспекторов МАГАТЭ за февраль 2023 г. показывает, что у Ирана есть около 3760 кг запасов урана (то есть более чем в 12 раз больше допустимого предела), при этом почти 6 кг его обогащены до 60% (то есть более чем в 16 раз превышает допустимый предел).[1]

Большое беспокойство вызвали и обнаруженные инспекторами ООН частицы урана с обогащением почти до 84%.[2] Этот факт поставил очень остро вопрос о том, находится ли Иран на финишной прямой к получению 90% урана для создания ядерного оружия.[3]

В ответ на действия США ИРИ поэтапно сокращала свои обязательства по СВПД и продолжала работы в сфере ядерных испытаний.

Обнаружение обогащенных частиц с концентрацией в 83,7% в подземных сооружениях Форда, Тегеран оправдал непреднамеренными действиями и тем, что это стало побочным эффектом в стремлении получить конечный продукт с чистотой 60%.[4]

В итоге, хотела ли того Исламская Республика Иран или нет, но по крайней мере в процентном соотношении она уже достигла урана с концентрацией в 84%, что недалеко от уровня в 90%, необходимого для создания ядерного оружия.

Тегеран обвиняет Вашингтон в выходе из СВПД и срыве переговорного процесса, но другие члены международного формата «5+1» (Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия) сохраняют приверженность переговорному процессу, что позволяет иранскому руководству без всякого страха шаг за шагом сокращать свои ядерные обязательства, или другими словами, нарушать «ядерный договор». Так не может продолжаться до бесконечности, но пока происходит именно нарушение Тегераном условий ядерной сделки при молчаливом согласии основных гарантов переговорного процесса.

Не секрет, что официальные лица Ирана, даже на самом высоком уровне, такие как лидер и президент, подчеркивают, что добиваются уничтожения Израиля. Такие откровенные, но словесные угрозы Тегерана[5] становятся серьезными поводами для проведения диверсионных операций, атак беспилотников по ядерным объектам Ирана или для убийства иранских ученых-ядерщиков.

Исламская Республика Иран может иметь идеологическую мотивацию для приобретения ядерного оружия, тем не менее в текущей ситуации у нее нет для этого политических целей. Обратим внимание на несколько моментов, почему Иран не заинтересован в приобретении ядерного оружия.

С одной стороны, осенью 2022 г. Иран пережил крупнейшие в своей политической жизни общенациональные протесты, последствия которых сказываются до сих пор в политической напряженности, и столкнулся с кризисом легитимности власти внутри страны. С другой стороны, тройные санкции против Ирана (ядерные санкции, санкции по правам человека и недавние санкции Запада против Ирана из-за украинского кризиса) создали очень тяжелые экономические условия в стране. Достаточно привести в пример курс национальной валюты, чтобы показать глубину экономического кризиса. Один доллар США в 2015 г. равнялся 35 тыс. иранских риалов, а сейчас один доллар США достиг более 400 тыс.(то есть за семь лет доллар США подорожал более чем в 11 раз).[6]

Поэтому именно серьезный политический и экономический кризис заставил Исламскую Республику Иран обратить внимание на ядерные переговоры в надежде снять хотя бы частично санкции и высвободить часть своих активов. Проследить эту тенденцию можно и в смене дипломатического дискурса. Ранее Джавад Зариф, бывший министр иностранных дел Ирана, актуализировал вопрос о переговорах по возрождению СВПД. Действующий министр иностранных дел Хоссейн Амирабдоллахян, акцентирует внимание международного сообщества на необходимости проведения «переговоров об отмене санкций».

Поэтому для Ирана в настоящее время переговорный процесс очень важен, даже если он превратится в «переговоры ради переговоров». Тегерану крайне необходимо хотя бы ограниченное снятие санкций и высвобождение даже небольшого количества активов для преодоления экономического кризиса, и, с другой стороны, необходимо выиграть время.

Исламская Республика Иран прекрасно понимает, что Запад, и особенно Соединенные Штаты Америки, которые сейчас вовлечены в противостояние с Россией под предлогом Украины, не желают повторного кризиса и конфликта на Ближнем Востоке из-за ядерной программы Ирана. Давление, которое Запад оказывает на Тегеран, подтолкнет последнего к России еще сильнее, чем сейчас, и взаимодействие Тегерана и Москвы возрастет. Поэтому в Вашингтоне тоже ищут варианты договоренностей по снижению напряженности.

В такой патовой ситуации, когда США вышли из соглашения 2018 года, а Иран шаг за шагом нарушает свои обязательства с 2019 года, и сейчас достиг почти максимального объема и концентрации обогащенного урана вопреки соглашению СВПД, достичь компромисса и нового соглашения очень трудно и сложно. Какие бы условия не выдвигала каждая из сторон, самый главный вопрос заключается в том, в каком формате должен быть возвращен переговорный процесс. СВПД было реализовано по тексту соглашения, теперь, спустя восемь лет, некоторые ограничения в принципе должны были быть сняты.

Таким образом, Исламская Республика Иран осознает как свое критическое положение, так и уязвимое положение Соединенных Штатов Америки в украинском кризисе. Когда Тегеран говорит и показывает, что он может получить ядерное оружие и недалек от достижения 90% обогащения урана, тем не менее, он не собирается этого делать в реальности. Это только блеф и сигнал для США, что если они по даже временному соглашению будут идти на уступки Ирану, пусть краткосрочные и ограниченные в части снятия санкций и высвобождения финансовых ресурсов, а также контролировать Израиль, чтобы он не наносил ущерб ядерной инфраструктуре Ирана, то Тегеран приостанавливает на время процесс приобретения ядерного оружия, занимает конструктивную позицию в регионе и больше не движется в сторону России. По сути, Тегеран стремится устроить беспроигрышную игру с Вашингтоном в этой критической ситуации, хотя по-прежнему на идеологическом уровне твердит о вражде с Америкой.

Также необходимо принимать во внимание, что хотя кризис на Украине и конфронтация между Россией и США заставили такие страны, как Иран, всегда заявлявший о своей внешней политике как враждебной США, задуматься о создании антиамериканской коалиции и приветствовать эту возможность, с другой стороны, власти Тегерана осознают и тот факт, что Россия как член ОДКБ, которая всегда играла лидирующую роль в поддержании и реализации этого соглашения, также может рассматривать необходимость присоединения Ирана к этой региональной организации в сфере безопасности и это потребует от Тегерана определенных обязательств.

Очень важно принимать во внимание и тот факт, что, если Исламская Республика Иран захочет двигаться в направлении приобретения ядерного оружия, естественно, «ядерное дело» Ирана вновь будет передано в Совет Безопасности ООН, и в такой ситуации даже дружественные страны, такие как, Россия и Китай, будут вынуждены принять резолюции для сдерживания ядерных амбиций Ирана. Например, так было в ситуации в марте 2008 года, когда Россия и Китай положительно проголосовали за осуждение ядерной программы Ирана по Резолюции 1803.[7]

Поэтому Исламская Республика Иран сейчас достигла такого уровня реализма, что переход к ядерному оружию обернется для нее огромными затратами и потерями, которые она не в состоянии нести из-за переживаемого ею политического и экономического кризиса. Поэтому в настоящее время у Тегерана нет политической воли для приобретения ядерного оружия, и он хочет использовать его только как политический инструмент для получения максимально возможных скидок в переговорном процессе по снятию антииранских санкций. Эта тенденция ярко проявилась в мягкой речи тегеранских властей во время визита на прошлой неделе Рафаэля Гросси, генерального директора Международного агентства по атомной энергии Организации Объединенных Наций. По результатам этого визита Совет управляющих МАГАТЭ не выступил с заявлением против Ирана во время своей встречи на этой неделе, что символизирует позитивную международную оценку позиции Ирана в ядерном вопросе. [8]




[1]UN report: Uranium particles enriched to 83.7% found in Iran

https://apnews.com/article/iran-nuclear-uranium-enrichment-germany-israel-c9b3669a7721bd8929d465117c...

[2]IAEA report, March 8, 2023, page 5

https://www.iaea.org/sites/default/files/23/03/gov2023-9.pdf

[3]Iran’s Uranium Enrichment Hits a New High, Testing Diplomacy
https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-02-19/iran-nuclear-inspectors-detect-uranium-enriched-t...

[4]Iran denies enriching uranium above 60% - IRNA
https://www.reuters.com/world/middle-east/iran-denies-enriching-uranium-above-60-irna-2023-02-20/

[5]Хаменеи: Как будет осуществляться «уничтожение Израиля?», Официальный сайт лидера Исламской Республики:

https://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=44012

[6]Dollar price chart in the last 10 years

https://iromart.com/blog/dollar-price-chart-in-last-10-years/

[7]The text of Security Council Resolution 1803 in 2008, which Russia and China both voted for 
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/257/84/PDF/N0825784.pdf?OpenElement

[8]IAEA Board of Governors: Iran, Ukraine and Peaceful Nuclear Pursuits

https://www.iaea.org/newscenter/news/iaea-board-of-governors-iran-ukraine-and-peaceful-nuclear-pursu...
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся