Холодная война между Израилем и Исламской Республикой Иран и ее влияние на иранскую ядерную сделку
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
С момента Исламской революции в Иране прошло уже более 40 лет, и все это время отношения с Израилем были и остаются напряженными.
Источник: TACC
До революции иранский шах имел хорошие отношения с США и Израилем. Со своей стороны, Бен-Гурион на основе периферийной доктрины рассматривал Иран как важную составную часть коалиции неарабских ближневосточных государств, и отношения с Тегераном развивались как в политической и экономической сфере, так и в сфере военного сотрудничества, поскольку Иран не являлся частью арабского мира, с которым Израиль находился в состоянии войны.
С приходом к власти представителей Исламской Республики в Иране режим не только разорвал все связи с Израилем, но и заявил, что он не признает Израиль как государство. Весь следующий период развития Исламской республики все официальные лица, включая верховных лидеров, президентов, министров обороны и командования Корпуса стражей исламской революции, прямо подчеркивали необходимость уничтожения Израиля. Короткий период улучшения отношений между Ираном и Израилем наступил только в период ирано-иракской войны.
Не будет преувеличением сказать, что с избранием президентом Ирана Махмуда Ахмадинежада (летом 2005 г.), политика, близкого к фундаменталистскому политическому течению, близкого к верховному лидеру Исламской Республики, враждебность по отношению к Израилю стала еще более явной, и это нашло отражение в правительственных документах и заявлениях для СМИ. Так, президент Махмуд Ахмадинежад в своем первом выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что Холокост был мифом, а не фактом.
Одновременно с ростом враждебности по отношению к Израилю, администрация Ахмадинежада решила нарушить двухлетнюю приостановку ядерной деятельности, и в итоге, «ядерное дело» Ирана было передано в Совет Безопасности ООН. Результатом такой односторонней внешней политики и амбиций Исламской Республики при Ахмадинежаде стало то, что Россия и Китай в конечном итоге не смогли развивать взаимодействие с Тегераном, и в период с 2006 по 2010 год в Совете Безопасности ООН было принято шесть резолюций против Исламской Республики Иран.
Резолюция 1929, принятая в июне 2010 года, оказалась, по мнению многих экспертов, самой жесткой резолюцией в истории Совета Безопасности, и она поставила Иран под действие главы VII и статьи 41 Устава ООН.
Внешняя политика, основанная на идеологии Исламской Республики, введение санкций против Ирана, девальвация, торговые проблемы с другими странами – все это напрямую повлияло на жизнь людей. В ходе президентских выборов 2013 года многие решили поддержать кандидата, который выступает против политики правительства, и в итоге Хасан Рухани был избран президентом под лозунгом диалога и переговоров с международным сообществом с целью снижения напряженности.
Переговоры начались 20 ноября 2013 года, и двадцать месяцев спустя, переговорная группа Ирана во главе с Джавадом Зарифом достигла в апреле 2015 года в Лозанне соглашения с постоянными членами Совета Безопасности ООН – Китаем, Францией, Россией, Великобританией и США, а также с Германией. И, наконец, 14 июля 2015 года было подписано Всеобъемлющее соглашение по ядерной программе Ирана с группой P5 + 1. (Совместный всеобъемлющий план действий).
Иранский народ был очень доволен этим Соглашением. В то же время фундаменталистское политическое течение, близкое к правительству и лидеру Исламской Республики, и КСИР Соглашение не устроило. В результате их недовольства и усилий, очень скоро начался процесс по нарушению Совместного всеобъемлющего плана действий. 9 марта 2016 года Стражи исламской революции испытали две баллистические ракеты дальностью 2 000 километров, и надписью на иврите: «Израиль должен быть стёрт с лица земли». Однако, учитывая, что ракетная база КСИР на иранской территории находится менее чем в 1100 километрах от Тель-Авива, а ракета с дальностью действия 2000 километров может достичь территории Израиля, надпись была излишня, цель и так была понятна.
Запуск ракет показал, что религиозная власть Исламской Республики Иран вопреки воле администрации президента Хасана Рухани и народа, предпринимает провокационные меры с целью разорвать Всеобъемлющее ядерное соглашение. Это побудило тогдашнего госсекретаря США Джона Керри обратиться к своему иранскому коллеге Джаваду Зарифу, чтобы выразить озабоченность.
Далее, экспансионистская политика Исламской Республики на Ближнем Востоке (в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене) и напряженность в отношениях с соседними арабскими странами, особенно Саудовской Аравией (вплоть до разрыва дипломатических отношений между Тегераном и Эр-Риядом из-за нападения на посольство Саудовской Аравии в Тегеране 2 января 2016 г.), и в то же время повторение заявления об «уничтожении Израиля» вместе с ракетными испытаниями побудили Дональда Трампа в июле 2017 г. предупредить Иран о необходимости выполнять свои обязательства по Совместному всеобъемлющему плану действий. По словам представителей госдепартамента США, Иран придерживается «текста» соглашения, но не его «духа». В отличие от трех европейских стран, Трамп заявил, что Соединенные Штаты выйдут из соглашения, если оно не будет пересмотрено.
В апреле 2018 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что его страна получила новую информацию о военной ядерной программе Ирана, после этого 8 мая 2018 года Трамп, наконец, подписал указ о выходе из ядерной сделки с Ираном.
Важным моментом здесь является роль израильской службы безопасности, которая сумела получить из Ирана совершенно секретные документы и раскрыть секретный центр под названием «Шурабад» на окраине Тегерана. Это показывает, что Израиль обеспокоен продвижением Ирана к ядерной энергии с военной целью больше, чем какая-либо другая страна. В Тель-Авиве реально осознавали, что те баллистические ракеты, которые были представлены в Иране с дальностью действия две тысячи километров и на которых была надпись на иврите, что Израиль будет уничтожен, могли иметь и ядерную боеголовку, которая может представлять гораздо более серьезную угрозу для Израиля.
На современном этапе клуб ядерных стран расширяется. Ядерное оружие приобрели многие страны, в том числе Северная Корея и Пакистан, да и сам Израиль по официальным данным имеет 90 ядерных боеголовок, а по неподтвержденным данным – более 200. Но вопрос в том, почему все внимание сосредоточено на ядерной программе Ирана? Ответ ясен, потому что ни одна страна в международной системе не угрожает уничтожением другой страны. Но власти Исламской Республики на различных религиозных, политических и военных уровнях неоднократно и прямо заявляли об этой цели. Есть ли у них такая возможность и хотят ли они реально этого, конечно, дискуссионный вопрос. Говорить и делать – это разные понятия. В заявлениях из Тегерана много пропаганды и идеологии.
Но высказывания Тегерана были использованы Израилем как повод для привлечения внимания международного сообщества и реальных действий.
За последнее десятилетие по указанию Тель-Авива было убито нескольких иранских ученых-ядерщиков на улицах Тегерана. Также за последние два года, на иранских ядерных объектах был проведен ряд диверсионных операций. Иранские официальные лица прямо заявили, о том, что Израиль был виновником этих убийств и актов саботажа. Это еще раз стало причиной для ответной реакции Исламской Республики Иран. Однако эта реакция заключалась лишь в том, что в Тегеране постоянно сжигали израильский флаг по разным поводам и говорили о его разрушении. Но почему Тегеран никогда реально не ответил на эти действия Израиля? Есть два аспекта – первый возможная реакция мирового сообщества и полная изоляция Ирана, вторая – военно-технические возможности.
С приходом к власти нового президента США Дж. Байдена, американская администрация стремится к установлению баланс сил на Ближнем Востоке и дала зеленый свет ядерным переговорам с Ираном и возобновлению Соглашения 2015 года. Официальные лица Израиля открыто выражают заинтересованность, чтобы Москва и Вашингтон включили во всеобъемлющее соглашение механизм полного контроля и ядерного сдерживания Ирана, чтобы он не представлял угрозы.
Всего было проведено шесть раундов переговоров, и в июне 2021 в шестом раунде представитель России в международных организациях, базирующихся в Вене, российский дипломат Михаил Ульянов объявил, что договоренность с Ираном достигнута на 90 процентов и впереди нет трудностей. Однако смена администрации в Иране и приход к власти президента Эбрахима Раиси всё изменили. Президентские выборы 2021 года характеризовались тем, что консервативное правительство, близкое к Али Хаменеи и КСИР, взяло на себя лидерство на выборах. Многие кандидаты не были допущены к участию в выборах, и более половины подходящих кандидатов не участвовали в выборах согласно официальной статистике Исламской Республики Ирана. Также выборы отличались крайне низкой избирательной явкой. Все эти факторы обеспечили победу Раиси и усиление курса на конфронтацию с Израилем.
Первоначально новая администрация Раиси заявила о том, что переговоры по иранской ядерной программе начнутся в ближайшее время. Но прошло уже несколько месяцев, а переговорный процесс не получил своего развития.
Российский дипломат Михаил Ульянов даже уточнил у министра иностранных дел Ирана в своем Twitter, какое значение Иран вкладывает в понятие «ближайшее время»? При этом новый министр иностранных дел Ирана назвал отмену всех санкций предварительным условием переговоров. После переговоров в Вене Тегеран потребовал удаления США с переговоров и замену формата P5 + 1 на формат P4 + 1.
Тем временем Исламская Республика Иран продолжает нарушать свои обязательства по СВПД, и в отчете Агентства по атомной энергии показано, что запасы обогащенного урана в Иране в 16 раз превышают допустимый предел. По всей видимости, Иран пытается выиграть время для переговоров и увеличить свой ядерный потенциал до такой степени, что процесс будет носить необратимый характер, и в новых обстоятельствах Тегеран будет иметь более высокую позицию на переговорах с другими сторонами.
Если обобщить анализ сложившейся ситуации, то можно сделать следующие выводы:
1. Между Тегераном и Тель-Авивом развивается серьезная холодная война, и любой просчет может осложнить ситуацию.
2. Внешнеполитическая доктрина Израиля показывает, что у него есть важные стратегические партнеры, в том числе Россия и США, и что за последние два года он снизил эскалацию напряженности в отношениях с мусульманскими странами. С другой стороны, Исламская Республика Иран не имеет стратегических партнеров из-за своей внешней политики, основанной на идеологии и экспорте исламской революции, и ее единственное оружие – Хезболла в Ливане и связанные с КСИР военные группы в Ираке и Йемене. Тегеран также сталкивается с серьезной напряженностью в отношениях со своими соседями. После нагорно-карабахского кризиса, и особенно в течение последнего месяца, Иран вошел в серьезную напряженность отношений с Азербайджанской Республикой и Турцией. В Ираке он утратила прежние позиции и пока не смог серьезно снизить напряженность в отношениях с арабскими странами Персидского залива, включая Саудовскую Аравию.
3. Холодная война между Советским Союзом и США показала, что она может закончиться крахом одной из сторон в рамках этого противостояния. Непонимание и разрыв между правительством и нацией в Иране увеличился после общенациональных протестов в ноябре 2019 года и неучастия более пятидесяти процентов людей в парламентских и президентских выборах (согласно официальной статистике Исламской Республики Иран, а в реальности – еще большей цифры). Народ начал выступать против идеологических лозунгов Исламской Республики Иран, включая уничтожение Израиля, и даже официально заявлять о своей оппозиции военно-ядерным амбициям Ирана, потому что стоимость данных программ оплачивается непосредственно со счетов людей, и они сталкиваются со все более серьезным экономическими проблемами.
4. Согласно теории оборонительного реализма, политические единицы (государства) в международной системе объединяются против государств, из которых исходит наибольшая угроза, потому что они хотят получить силу других игроков для сдерживания этой угрозы. В последние месяцы Израиль упорно трудился, чтобы привлечь внимание к иранской угрозе со стороны России и США, чтобы сформировать совместный альянс для сдерживания Ирана. Наконец, в прошлую субботу три европейские страны и Соединенные Штаты выступили с совместным заявлением, в котором заявили, что ядерное поведение Ирана не имеет оправдания.
Приведенные выше выводы показывают, что если Исламская Республика Иран не хочет вести конструктивные и прямые переговоры со всеми сторонами, включая Соединенные Штаты, а стремится потратить время на продвижение своих амбиций, то это может вновь привести к использованию седьмой главы Устава ООН против Ирана. Также следует отметить, что если бы Тегеран не имел лозунга уничтожения государства-члена Организации Объединенных Наций (Израиля) и не вступил в холодную войну с Тель-Авивом, то он мог избрать более эффективный путь игры с ненулевой суммой, исходя из своих интересов.
Кандидат политических наук, политических наук, старший преподаватель, ФГСН РУДН
Блог: Блог Ахмада Вахшитеха
Рейтинг: 0