Китай, США и международная нестабильность

Демократия как способ борьбы против США

4 мая 2022
Распечатать

Демократия — дискурсивная сила или ценностный ревизионизм?

Сегодня идет борьба не только оружия, но и идеологий. Идеология стала частью большой игры, так же, как и демократия стала инструментом давления, а не «высшей целью».

Либерализм США хотя постепенно и теряет влияние, но по-прежнему остается самой влиятельной глобальной идеологией, от которой нельзя отказаться в одночасье. Руководство же Китая влияет на международный порядок, сочетая некоторые традиционные китайские ценности с некоторыми либеральными ценностями, такими как доброжелательность, праведность и равенство, демократия и свобода. Такое сочетание позволяет создать набор современных ценностей справедливости, обозначаемых термином «вандао» (kingly way, humane authority; 王道 / wangdao — правление совершенного правителя, гуманный авторитет) [5]. Возникновение термина «нелиберальная демократия» (illiberal democracy; 不自由的民主 / bu ziyou de minzhu) является подтверждением возможности развития собственного ценностного концепта в политике — в том числе с применением западных идей [6]. Китай — это не классическая западная демократия, но это страна, где интересы народа действительно ставятся на первое место.

c088a.jpgИсточник: 64memo.com

Новаторство современного руководства КНР заключается в использовании демократии, важнейшей американской ценности, как средства для борьбы с США. Может показаться, что данная риторика применяется в рамках использования китайской дискурсивной силы (discourse power; 话语权 / huayu quan) или конкуренции американского и китайского нарратива, однако это будет ошибочно — дискурсивная сила КНР направлена на создание новых китайских идейных концептов. Си Цзиньпин, председательствуя на 30-м заседании Политбюро ЦК КПК по укреплению международного коммуникационного потенциала Китая 31 мая 2021 г., заявлял: «Мы должны ускорить построение китайского дискурса и китайской нарративной системы, использовать китайскую теорию для интерпретации китайской практики и китайскую практику для культивации китайских теорий, создавать новые концепции, новые категории и новые термины, которые сближают Китай и зарубежные страны, чтобы более полно и ясно показать китайскую историю и идеологическую, духовную силу, лежащую в ее основе». Поэтому не совсем уместно говорить о том, что демократия используется в рамках китайской дискурсивной силы.

В действительности мы наблюдаем возникновение нового направления идеологической работы — ценностного ревизионизма. В течение десятилетий в культурно-традиционной среде большинства стран доминировало американское влияние, сейчас же возникла тенденция «возврата к своим корням», заключающаяся в обращении народов к своей национальной идентичности. В мире значительно возросло влияние Китая, поэтому его постулаты в рамках ценностного противостояния находятся под пристальным влиянием мирового сообщества. Использование Китаем идеи демократии для борьбы с США является ярким примером ценностного ревизионизма. Китай демонстративно реализует стратагему «превратить роль гостя в роль хозяина» (反客為主 / fan ke wei zhu), предполагающую перехват инициативы и изменение расстановки сил в свою пользу. В мировом сообществе за США была закреплена роль борца за демократию и права человека. Китай же провозгласил несостоятельность американской риторики, предложив концепт всеобъемлющей народной демократии (whole-process people’s democracy; 全过程人民民主 / quan guocheng renmin minzhu) в противовес американской ветократии (vetocracy; 否决政治 / foujue zhengzhi).

Официальная позиция КНР по вопросу китайской демократии

4 декабря 2021 г. Информационное бюро Госсовета КНР опубликовало белую книгу «Демократия в Китае». В документе Китай подробно излагает свой взгляд и приводит конкретные объяснения своей позиции, что является весьма продуманным шагом идеологической работы — материал будет понятен любому человеку, не связанному с политикой. Согласно белой книге, демократия является общей ценностью всего человечества, важной концепцией, которой неуклонно придерживаются Коммунистическая партия Китая и китайский народ. Демократия в Китае — это народная/социалистическая демократия (people’s democracy; 人民民主 / renmin minzhu). Суть ​​китайской демократии состоит в том, что народ является хозяином страны. Демократия в каждой стране уходит корнями в свои исторические и культурные традиции и вырастает из практических исследований и мудрости своего народа: «демократия имеет разные пути и формы, на сегодняшний день в саду мировой цивилизации пышно расцветает цветок китайской демократии» (在世界文明的百花园里,中国的民主之花绚丽绽放 / zai shijie wenming de bai huayuan la, zhongguo de minzhu zhi hua xuanli zhanfang).

Основные положения белой книги «Демократия в Китае».

· Демократия — общая ценность всего человечества, это право народов всех стран.

· КПК и китайский народ придерживаются концепции демократии.

· Демократия в каждой стране уходит своими корнями в свои исторические и культурные традиции.

· Демократия имеет разные пути и формы. В Китае — народная, социалистическая демократия.

· В Китае народ — хозяин страны.

· Партия ведет народ к неуклонному строительству социалистической демократии.

· Китай придерживается органического единства демократии и диктатуры.

· В Китае действует система народных собраний (Всекитайское собрание народных представителей, местные Собрания народных представителей).

· В Китае (помимо КПК) существует восемь демократических партий.

· Выборы в Китае обширны: выборы в государственные учреждения, выборы сельских (районных) комитетов, выборы рабочих съездов предприятий и др.

· Народ пользуется правами, гарантированными Конституцией, и принимает на себя ответственность и обязанности, возложенные Конституцией, активно участвует в выборах, консультациях, принятии решений, контроле и т.д., а также участвует в политической и общественной жизни на всех уровнях и во всех областях права.

· Китай не может полагаться на партийную ротацию и разделение властей для борьбы со злоупотреблением властью, но должен опираться на эффективный демократический контроль.

Столкновение китайской и американской демократии

В США, начиная с 1977 г., ежегодно публикуется Доклад о соблюдении прав человека в различных странах (Country Reports on Human Rights Practices; 国别人权报告 / guo bie renquan baogao). В качестве симметричного ответа с 1999 г. Китай публикует Доклад о нарушениях прав человека в США (Human Rights Record of the United States; 美国侵犯人权报告 / Meiguo qinfan renquan baogao). Согласно Докладу китайской стороны о нарушениях прав человека в США, ситуация в США значительно ухудшилась в 2021 году. С момента вспышки COVID-19 в США профилактика и борьба с эпидемией была сильно политизирована, что вызвало в стране хаос. В США неизменно наблюдается один из самых высоких показателей насильственных преступлений в мире. Согласно китайской риторике, работа политической системы США не отвечает желаниям американского народа, большинство граждан лишено права на реальное участие в политике, а международное доверие к демократической системе США продолжает снижаться.

Ярким моментом политики Д. Байдена стало проведение 9–10 декабря 2021 г. Саммита за демократию (Summit for Democracy; 民主峰會 / minzhu fenghui). Одной из неофициальных целей мероприятия можно было назвать демонстрацию несогласия США с заявлениями Китая о существовании китайской демократии, концепцию которой КНР активно продвигает после встречи в Анкоридже 18 марта 2021 г. Факт протеста подчеркивается отсутствием Китая (также России, Венгрии Турции и др.) среди 110 государств-участников данного мероприятия. Несмотря на проблемы американской демократии, правительство США провело саммит, политизируя демократию и используя ее как инструмент формирования идеологического раскола.

Совместная статья послов России и Китая в США А. Антонова и Цинь Гана (26 ноября 2021 г., The National Interest) содержит предупреждение, что Саммит за демократию будет потенциально усиливать идеологическое противостояние и раскол, создавая новые «разделительные линии», хотя мир, развитие, честность, справедливость, демократия и свобода являются общими ценностями человечества. В Китае существует широкая, всесторонняя социалистическая демократия, которая отражает волю народа, соответствует реалиям страны и пользуется поддержкой народа. В России демократия является основополагающим принципом политической системы. Демократические институты были еще более укреплены поправками к Конституции, принятыми на референдуме в 2020 г. Поэтому нет необходимости беспокоиться о демократии в России и Китае, некоторым иностранным правительствам лучше подумать о том, что происходит у них дома. Например, США, претендующие на роль образца демократии и «защитника прав человека», имеют склонность к применению двойных стандартов и совершению многочисленных нарушений прав человека [2].

Выдержки из академического дискурса

Навязывание американских ценностей другим культурам является одним из основных столпов внешней политики США. Будучи сверхдержавой, США всегда считали свою политическую систему лучшей в мире (наряду с экономической, социальной, военной, образовательной и валютной системами). Ценностная дипломатия (value-based diplomacy; 价值观外交 / jiazhiguan waijiao), проводимая США, подчеркивает данный факт высокомерного отношения к другим культурам. Хотя США и КНР тесно связаны экономически, США демонстрируют значительное непонимание особенностей китайского образа жизни и системы взглядов (что свойственно США в отношении других культур). Китай оценивается с позиции соответствия западным нормам и западному мировоззрению, но китайский дух имеет «конфуцианское сердце, определяющее базовые ценности, и даосский ум, вырабатывающий стратегии» [7].

Интерес академических кругов к теме демократии менялся на различных этапах. При Си Цзиньпине произошло 2 резких изменения в данной тенденции. С 2013 по 2020 гг. наблюдалось последовательное снижение исследовательского интереса, а в 2021 г. произошел резкий рост (количество публикаций: 2013–787; 2014–781; 2015–718; 2016–619; 2017–570; 2018–504; 2019–481; 2020–377; 2021–496 — источник: составлено автором на основании анализа данных исследовательской базы CNKI, Университет Цинхуа, КНР). Спад количества публикаций (2013–2020 гг.) объясняется постепенным завершением периода интенсивного некритического заимствования западных знаний в области международных отношений и приоритетным изучением собственных китайских теорий. Период заимствования в своем саморазвитии прошел два больших этапа: (1) 1898–конец 1920-х гг. (были переведены на китайский язык работы Г. Спенсера, Ф. Гиддингса, Э. Дюркгейма, К. Маркса); (2) 1990-е–2010-е гг. (переводятся на китайский язык и вводятся в научный оборот труды Г. Моргентау, А. Вендта, Х. Булла, Б. Бузана, А. Ачария, К. Уолтца и многих других западных ученых-международников) [2]. После публикации белой книги «Демократия в Китае» (2021 г.) в Китае вновь наблюдается увеличение научного интереса к демократической проблематике.

Помимо рассмотрения состояния демократии в Китае, академические круги КНР уделяют все большее внимание демократии США, подчеркивая ее функциональную несостоятельность. Критика выглядит следующим образом. Институциональная система сдержек и противовесов затрудняет принятие государственных решений, особенно в вопросе разделения полномочий между законодательной и исполнительной властью, а также между Сенатом и Палатой представителей (в рамках законодательной власти). Американская демократия превратилась в ветократию, а суть «политики вето» — быть против всего, за что выступает оппонент и поддерживать все то, против чего выступает оппонент. «Политика вето» приводит к постоянным политическим спорам и низкой эффективности. В последние годы отношения между Демократической и Республиканской партиями в США носят конфронтационный и антагонистический характер. Влияние конкуренции между политическими партиями транслируется на уровень государственных органов, что приводит к длительному и сложному процессу принятия решений правительством. В текущем китайском дискурсе по теме демократии особенно необходимо критически проанализировать западные заимствования, а также концептуализировать идеи о демократической практике в Китае, поскольку в значительной степени китайский дискурс строился на западном образце [3].

Заключение

Демократия — не для украшения, она для решения проблем народа [4]. Китай ставит интересы своих граждан, их благополучие на первое место. У каждого народа есть недостатки, но та историческая культура, которую образует китайский народ, содержит в себе истинные ценности: близость (亲 / qin), доверие (诚 / cheng), благосклонность (惠 / hui), открытость (容 / rong). 4 июня 1989 на площади Тяньаньмэнь была снесена статуя «Богиня демократии», которая обладала чертами американской Статуи Свободы. Сегодня очень уместно вспомнить этот символизм. Китай много лет выстраивал современную государственную систему, пробуя опыт различных идеологий. Наступило время, когда Китай может открыто заявить, что в противовес Западу является демократической страной, что воплощает в жизнь китайскую демократию. Важна не сама демократия в Китае, важно то, что Китай применил ее для идеологической войны с США, что свидетельствует о готовности страны отстаивать свои ценности и коренные национальные интересы. Можно надеяться, что движение ценностного ревизионизма, начатое Китаем, позволит многим государствам стать самодостаточными акторами, не только продвигающими собственную культуру и традиции, но и отстаивающими собственные национальные интересы.

  1. Грачиков Е. Н. Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям. М.: Аспект Пресс, 2021.
  2. Bolon, A., Lou Yu, 2022. Meiguo de minzhu shi yige huangyan: jian lun meiguo minzhu he zhongguo minzhu de chayi. [Democracy in the United States is a Lie: Also on the Differences between American Democracy and Chinese Democracy]. // Shijie shehui zhuyi yanjiu [World Socialist Research]. № 7 (01). Pp. 94–101. (In Chin.).
  3. Li Haiqing, 2021. Lun zhongguo minzhu huayu dui xifang minzhu huayu de pipan yu chaoyue. [On the Criticism and Transcendence of Chinese Democratic Discourse on Western Democratic Discourse]. // Makesi zhuyi yanjiu [Marxist Research]. № 6. Pp. 101–114. (In Chin.).
  4. Xi Jinping, 2017. The Governance of China. Vol. 2. B.: Foreign Languages Press.
  5. Yan Xuetong, 2018. Chinese Values vs. Liberalism: What Ideology Will Shape the International Normative Order? // The Chinese Journal of International Politics. № 11 (1). Pp. 1–22.
  6. Zakaria, F., 1997. The Rise of Illiberal Democracy // Foreign Affairs. № 76 (6). Pp.22–43.
  7. Zhao Tingyang, 2012. All-Under-Heaven and Methodological Relationism: An Old Story and New World Peace. K.: University Press of Kentucky.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся