Блог Вадима Кропанева

Идея европейской интеграции сквозь века

16 января 2024
Распечатать

Опираясь на идеи Пьера Бурдьё и на тысячелетия развития человечества, можно сделать вывод, что историческое знание обладает огромным символическим потенциалом. Ведь именно история вносит значительный вклад в формирование ценностей трансцендентального уровня, которые особенно полезны для движения общественного дискурса и для разрешения конституционных проблем через юридическую доктрину. Ссылки на историю воспринимаются обществом серьезно — на основе исторического знания возникли такие явления, как «миссия народа», «апелляция к истокам», «отсутствие будущего без прошлого», «национальное государство» и т.д.

image_1-4.jpg

Источник: Wikipedia    

Непосредственно история как дисциплина, которую обычно преподают в образовательных учреждениях, есть история конфликтов. Однако подобная история служит не просто способом приобщиться к многовековым традициям и знаменательным событиям, но и стимулом для людей учиться ценить человеческую жизнь и цивилизованно находить решения возникающим разногласиям, каких в современном мире неумолимо становится больше.

Стоит указать, что зарождение европейских сообществ стало возможным, в частности, благодаря многовековой истории развития европейской правовой традиции. Так, право Европы позволило определить структуру, цели, задачи, полномочия и иные важные аспекты европейских сообществ, с одной стороны, отчего именно европейские сообщества наиболее ярко и полно трансформируют право Европы из идеального правопорядка в сущий, то есть материализуют и позитивируют европейскую правовую традицию, с другой стороны.

Устремления по созданию единой Европы и единого европейского правопорядка уходят далеко в период Античности, однако для краткости изложения в статье затрагиваются самые примечательных из них:

1. Древнеримская империя и Ius Romanum («римское право»).

2. Франкское государство и феодальное право.

3. Европейские сообщества и путь к Европейскому союзу.

Обращаясь к истории Древнеримской империи, Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н.э.) с определенным успехом стремился сомкнуть территории Римской республики вокруг Средиземного моря. Из библиографических сочинений Плутарха становится ясно, как Юлий Цезарь «готовился к войне с парфянами, а после покорения их имел намерение, пройдя через Гирканию вдоль Каспийского моря и Кавказа, обойти Понт и вторгнуться в Скифию, затем напасть на соседние с Германией страны и на саму Германию и возвратиться в Италию через Галлию, сомкнув круг римских владений так, чтобы со всех сторон империя граничила с Океаном».

Ius Romanum («римское право») представляет собой одну из самых стройных и развитых систем права за всю историю человечества, поскольку оно продолжает существовать вот уже не одно тысячелетие. Доклассический период Ius Romanum (367–27 гг. до н.э.) охарактеризовался стремительным распространением Ius Gentium («пра́ва народов») через деятельность перегринских преторов, применявших Ius Gentium в формулярном процессе. Ius Quiritium («право граждан Рима») не прекращало сосуществовать с Ius Gentium, что обеспечило целостность правопорядка квиритов, но позволило эффективно ассимилировать завоеванные народы в Римскую республику.

Наследие Цезаря подверглось расколу на Восточную и Западную части империи в 395 г. после смерти римского императора Феодосия I. Западная часть вскоре пришла в упадок — в 410 г. вестготы захватили Рим, а в 476 г. варвары свергли последнего императора Западной Римской империи. Восточная часть просуществовала значительно дольше — до 1453 г. Византия пережила распад на Латинскую, Никейскую, Трапезундскую и Эпирскую империи из-за нашествия алчных крестоносцев в 1204 г., затем реставрацию под началом никейского императора Михаила Палеолога в 1261 г. и окончательное падение после захвата Константинополя султаном Мехмедом II в 1453 г. (Морейский деспотат и Трапезундская империя были захвачены в 1460 и 1461 гг. соответственно).

Обращаясь к истории Государства франков, Карл Великий (742/744/747–814 гг.), будучи внуком Карла Мартелла и сыном Пипина Короткого, продолжил деяния своих предшественников по укреплению и расширению Франкского государства. Его усилиями была провозглашена Франкская империя, предназначенная для защиты христианства в Европе и включавшая в себя территории современных Франции (кроме Бретани), Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Германии (до реки Эльбы), Швейцарии, а также земли к югу до Балканского полуострова и северную часть Апеннинского полуострова (Лангобардское королевство). Поскольку Карл Великий правил над множеством народов и пользовался благосклонностью Папского престола, отчего «<…> слово «империя» стало усваиваться в окружении Карла Великого еще до его императорской коронации в 800 г.». Такое важное во времена Средних веков понятие, как «христианская империя», возникло в период христианизации Римской империи, но затем постепенно утратило связь с ней, все более приобретая духовное, идеальное значение. Ассоциируясь с Царством Божьим, оно не имело политического смысла до тех пор, пока попечительство над «христианской империей» не было поручено Карлу Великому, то есть пока на Западе не была учреждена империя, воспринимавшаяся как продолжение древней Римской империи». Нередки были те представители духовенства, кто выражал поддержку усилиям Карла Великого. Например, «в 799 г. англосаксонский монах Алкуин писал Карлу Великому, что молится за то, «чтобы через ваше процветание охранялась христианская империя, защищалась католическая вера, всем стал ведом закон правосудия».

Феодальное право, как минимум, не препятствовало или, как максимум, даже содействовало Карлу Великому в поддержании целостности и расширении Франкской империи вплоть до его кончины в 814 г., однако феодализм наряду с порядком престолонаследия стали одними из причин раздела государства между тремя внуками императора Запада по Верденскому договору 843 г.

Идейным продолжателем Франкской империи разумно считать Священную Римскую империю (962–1806 гг.) при поддержке Папского престола, где произошел рассвет Ius Commune («общего права»), а также церковного и канонического права.

С середины XX в. (после двух опустошительных мировых войн) европейская политическая элита на практике перешла к активному формированию европейских сообществ, пользуясь достижениями европейской правовой традиции и продолжая развитие права Европы.

Парижским договором 1951 г. было учреждено Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), ставшее первым европейским интеграционным объединением и заложившее принципиальные основы самой евроинтеграции. В ЕОУС вошли Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия. Статья 2 Договора о ЕОУС гласила следующее: «Европейское объединение угля и стали в полном соответствии с экономическими системами государств-членов имеет своей целью способствование экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня в государствах-членах путем учреждения общего рынка…». Статья 7 предусматривала создание высшего руководящего органа и консультативного комитета при нем, парламентской ассамблеи, специального совета министров и суда. ЕОУС было упразднено в 2002 г. в связи с истечением Парижского договора и широтой полномочий Европейского союза.

Двумя римскими договорами 1957 г. были учреждены Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Статья 2 Договора о ЕЭС содержит следующее: «Сообщество ставит своей задачей содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет». Статья 3 значительно расширила сферу деятельности по формированию единого рынка вплоть до таможенного союза по сравнению с Договором о ЕОУС. Статья 4 возложила полномочия на четыре органа: парламентскую ассамблею, совет, комиссию и суд. ЕЭС, Евратом и ЕОУС имели общие суд и парламентскую ассамблею (с 1962 г. Европейский парламент), а в 1965 г. исполнительные органы трех объединений слились в Комиссию европейских сообществ и Совет европейских сообществ.

Единый европейский акт 1986 г. закрепил европейскую валютную систему и юрисдикцию ЕЭС в отношении здоровья и безопасности, защиты прав потребителей, окружающей среды, научных исследований и разработок и региональной политики, а также расширил сферы ведения европейских сообществ, внес изменения в их институциональную структуру и наметил основные контуры развития сотрудничества государств-членов в области внешней политики и безопасности.

Впоследствии усилилась «федерализация» Европы — так, Маастрихтский договор 1992 г. на основе ЕЭС учредил Европейский союз (ЕС), существовавший наряду с другими европейскими сообществами, и институт гражданства ЕС, а также расширил сотрудничество по вопросам правосудия, внутренних дел, общей внешней политики и политики безопасности. Европейское экономическое сообщество было переименовано в Европейское сообщество.

Амстердамский договор 1997 г. исправил недостатки Маастрихтского договора и значительно расширил компетенции ЕС в сфере внешней политики. Ниццкий договор 2001 г. создал основу для принятия большого числа новых членов и расширил компетенции ЕС в сфере внутренней экономической политики.

Наконец, Лиссабонский договор 2007 г. учредил «обновленный» Европейский союз, ставший правопреемником Европейского сообщества и «прежнего» Европейского союза. Благодаря Лиссабонскому договору был провозглашен примат права Евросоюза над национальным правом государств-членов, активно защищаемый Судом справедливости Европейского союза по настоящее время.

За последние два года Европейский союз столкнулся с внушительным рядом разногласий между государствами-членами по вопросам, например, энергетической безопасности, санкционной политики, миграционного кризиса и т.д., но продолжил функционировать как целостный наднациональный институт благодаря следующим «опорам»:

1. Нормативно-правовая. Проработанная система норм и правил, обладающая высоким уровнем юридической техники (то есть сведением к минимуму пробелов в законодательстве и квалифицированных умолчаний, минимизацией логических, фактических и иных ошибок и т.д.) и содержащаяся в договорах, соглашениях, регламентах, директивах, постановлениях и прочих нормативно-правовых актах, а также судебных актах.

2. Организационная. Выстроенная и проверенная временем система разрешения споров, принятия нормативно-правовых актов и т.п.

3. Идеологическая. Концепция европейской идентичности (публичной идентичности), проистекающая из многовековой общей истории Европы и европейской правовой традиции.

Залог успеха европейской интеграции во второй половине XX — начала XXI вв. заключается не только в общей европейской правовой традиции для государств-членов, но и адаптированности институтов ЕС к нахождению и достижению консенсуса или в крайнем случае компромисса. Другими важными факторами являются:

1. Геополитика. Государства — члены ЕС географически расположены таким образом, что активно взаимодействуют друг с другом на протяжении своей истории.

2. Поступательное развитие. ЕС постепенно проделал путь от таможенного союза рынков угля и стали до экономического, энергетического, политического и военного союза, напоминающего федерацию по степени интеграции.

3. Уникальность опыта. В академической среде сложилось мнение, что опыт европейской интеграции не может быть досконально повторен в других регионах (например, Латинской Америке), однако учет опыта европейской интеграции в других интеграционных проектах представляется ценным и значимым.

***

Таким образом, попытки создать единое европейское пространство предпринимались со времен Античности, но только Европейскому союзу и его предшественникам в виде европейских сообществ удалось поступательно и мирно реализовать успешный механизм евроинтеграции, который выдержал проверку временем. Всевозможные кризисы и потрясения конца XX — начала XXI вв. не смогли привести к распаду Европейского союза на сегодняшний день.

Хоть европейская интеграция и является уникальным случаем, органам власти Евразийского экономического союза можно было бы рекомендовать тщательно изучить процессы и механизмы Европейского союза, а также историю европейской интеграции с той целью, чтобы разработать и имплементировать собственные механизмы и процессы для достижения стрессоустойчивости и общего процветания государств — членов ЕАЭС, безусловно, с учетом специфики региона, оценки сильных сторон и определения траекторий дальнейшего развития.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся