Блог Дмитрия Полякова

Внешнеполитический курс администрации Дж.Байдена на Ближнем Востоке: от пересмотра отношений до инерционной политики

25 марта 2021
Распечатать

Анонс: Ближний Восток теряет свою актуальность для новой администрации США. Новоизбранный президент и его команда отказываются от большинства положений Трампа в регионе. Однако желание пересмотреть политику может столкнуться с реальностью, в которой США будут вынуждены продолжать действия экс-президента.

foto-dlya-publikatsii.jpg

После прихода к власти новой администрации в США, важно определить ее ключевые внешнеполитические ориентиры. В данном контексте регион Ближний Восток не занимает лидирующих позиций. В списке приоритетов находится после Индо-Пацифики, Европы и Латинской Америки. На сайте предвыборной компании Дж.Байдена Ближнему Востоку уделено несколько предложений1. Многие тезисы типичны: борьба с терроризмом и сокращение американского контингента. Типичным является и обещание сохранять безопасность Израиля. Однако содержится и конкретно заявление о прекращении поддержки Саудовской Аравии в Йеменской войне. Данный тезис не единственный, который свидетельствует об отказе нынешней администрации от продолжения политики экс-президента. В предвыборных дебатах Дж.Байдена и Д.Трампа, первый критиковал своего оппонента за выход из СВПД. Более того, во многочисленных предвыборных интервью Дж.Байден высказывал несогласие со многими аспектами политики Трампа в регионе. Кроме этого, новый глава внешнеполитического ведомства США, Энтони Блинкин, на летнем форуме в Гудзоновском институте заявил, что США должны намного меньше уделять внимания Ближнему Востоку, чем в предыдущие эпохи2. Все это говорит о том, что американская ближневосточная политика подвергнется ревизии при новой администрации.

Летняя повестка, заданная на Гудзоновском форуме Э.Блинкеном может определить ближневосточный курс на первом этапе президентства Джо Байдена. Позиция нового Госсекретаря схожа со многими аналитиками, связанными с администрацией президента США. В данном контексте Ближний Восток рассматривается не как стратегический актив, а как политическое бремя.

Для более детального анализа необходимо сделать конкретный акцент на отношениях со странами региона.

Иран

Вектор отношений с Ираном является одним из ключевых для новой ближневосточной политики. Во время правления Д.Трампа откровенно выделялась антииранская повестка. Джо Байден не только раскритиковал политику своего предшественника о выходе Америки из СВПД, но и намерен сесть за стол переговоров с Тегераном. В своей статье на Foreign Affairs новоизбранный президент Соединенных Штатов указал, что возвращение Америки в «ядерную сделку» является одной из мер, которая поможет противостоять иранской угрозе3. За переговоры с Ираном высказывается и новый советник по национальной безопасности Дж.Салливан. В статье, написанной в соавторстве с У.Бернсом, утверждается, что политика «максимального давления», проводимая Трампом, провалилась. В противовес, Иран усилил провокации и возобновил ядерную программу4. Вместо этого, данный тандем призывает вернуть прежнюю политику «принудительной дипломатии», включающую не только давление, но и переговоры5. Ключевым тезисом является то, что Ядерная сделка, заключенная в 2015 году, должна была стать началом, а не концом дипломатии с Ираном. Характерно, что именно Бернс и Салливан отвечали за секретные переговоры с ИРИ в период администрации Обамы.

Позиция Ирана по данному вопросу во многом раскрывается январским обращением рахбара А.Хаменеи, в котором акцентируется, что Исламская Республика не вернется к соблюдению СВПД до полного снятия санкций со стороны США6. В этой связи характерен предложенный Меджлисом ИРИ законопроект, запрещающий идти на уступки США по любому вопросу, кроме ядерной сделки7.

Новая администрация США не питает иллюзий по поводу резких улучшений отношений с Ираном. Для Исламской Республики, Америка, наряду с Израилем, остается главным врагом. Хотя данная точка зрения не отражает все позиции в правящей элите Ирана, и уж тем более в обществе. Администрация Джо Байдена будет вынуждена соперничать с ИРИ в Леванте и решать угрозу безопасности для своих союзников в регионе, в большей степени для Израиля и Саудовской Аравии.

Турция

Отношения с одним из ключевых союзников в регионе, с Турцией, при новой администрации могут подвергнуться ревизии. Охлаждение в двусторонних отношениях начало происходить еще в период позднего правления Б.Обамы из-за разногласий в Сирии. Именно тогда Джо Байден отметился высказыванием, в котором обвинил Турцию в создании ИГИЛ, за что потом пришлось извиняться8.

Во время своей предвыборной компании Дж.Байден критиковал Р.Т. Эрдогана, называл президента Турецкой Республики «автократом»9. В своем заявлении ныне избранный президент США обещал поддержать турецкую оппозицию не переворотом, а электоральным процессом. Сама же новая администрация США рискует столкнуться с активной политикой Анкары на многих направлениях, причем на многих из них интересы с Вашингтоном разнятся. Это и конфликт с Грецией в Восточном Средиземноморье, который внес расклад между членами НАТО. Одним из ключевых является курдский вопрос. Турция, в ходе трех военных операций на севере Сирии, показала, что намерена создать автономию на всей протяженности турецко-сирийской границы. Данная цель противоречит американскому видению. Более того, новая администрация США нацелена вернуться к взаимодействию с сирийскими курдами, как это было в период Б.Обамы. Под данную тенденцию подпадает и назначение Бретта МакГерка координатором СНБ по Ближнему Востоку и Северной Африке. Именно он считается ключевой фигурой в формировании курдского проекта и вооружении Отрядов народной самообороны (YPG)10.

Вносит раскол в двусторонние отношения и все более развитая связь с Россией и Китаем. С Москвой Анкара активно взаимодействует в Сирии. Взамен антиасадовской коалиции, Турецкая Республика предпочла инициированный Кремлем «Астанинский формат». Схожую модель взаимоотношений с Россией Турция перенесла и на ливийский трек. Анкара активно взаимодействует и с Пекином, предпочитая встраиваться в проект «Один пояс - один путь» и выбирая китайские технологии, как например, технологии 5G от Huawei.

В самой Анкаре резкого улучшения отношений с демократической партией не ждут. Это понимают и в Вашингтоне. Однако обе страны не рискнут ставить двусторонние отношения на паузу. США вынуждены считаться с амбициями ТР, дабы не допустить усиления России и Китая в регионе, Турции же выгодно продолжать связи с Америкой в экономике и военной сфере.

Палестина и Израиль

Говоря о политике администрации Байдена в отношении Палестины, она, вероятно, отобразит тенденции, заложенные Трампом, но и включит в себя некоторые из стратегий Обамы.

Политика США должна стать более сбалансированной. Не должно игнорироваться палестинское направление, с другой стороны, должен исчезнуть перекос политики в сторону израильского правого крыла. У администрации Байдена отсутствуют эпохальные проекты, такие, как «Сделка века». Более того, можно ожидать привлечение международных посредников для решения палестинских проблем.

Сбалансированность политики США означает не только меньшее проявление внимания к израильским приоритетам, но и большая озадаченность палестинской повесткой. Новая администрация может возродить курс Обамы, рассматривающий незаконные израильские поселения на оккупированной палестинской территории, как нарушение международного права и препятствие миру. Соответственно, политика расширения израильских поселений может блокироваться. Можно ожидать и расширенную помощь со стороны США в гуманитарной сфере. В этой связи важно учитывать мнение К.Харрис, которая обещала серьезный сдвиг в сторону Палестины. Вице-президент США объявила о своей приверженности к сосуществованию двух государств и противостоянию односторонним шагам, подрывающим данную политику11. На повестку дня, скорее всего, выйдет вопрос возвращения офиса ООП в Вашингтон, закрытый при Трампе. В противопоставление прошлой администрации должно быть отменено решение Трампа о прекращении выделения ООН средств для оказания помощи Палестине.

Сами же палестинцы возлагают большие надежды на сотрудничество с новой администрацией США. Главным чаянием палестинцев является возвращение Байдена к политике Обамы и развитие резолюции СБ ООН 233412. Именно в период правления Б.Обамы Госсекретарь США Дж.Керри возложил ответственность на Израиль за срыв переговоров с палестинцами13. В краткосрочной перспективе палестинцы надеются на помощь США в решении проблемы со сносом домов в Иерусалиме и в долине реки Иордан.

С другой стороны Байден не решится идти против всех инициатив Трампа, касательно данной проблемы. Новая администрация будет руководствоваться прагматичной политикой и не станет резко подвергать отношения с Израилем опасности в угоду палестинцам. 46-ой Президент США заявил, что не станет возвращать посольство США в Тель-Авив14. Однако и не планируется расширение посольства в Иерусалиме, как планировалось при администрации Трампа. В противовес этому предполагается открытие консульства в Восточном Иерусалиме. Кроме этого, Байден приветствовал процесс нормализации отношений Израиля с арабскими государствами. Не подвергается сомнению и то обстоятельство, что США и дальше останутся стратегическим союзником еврейского государства, выполняя функцию защиты страны в регионе. Характерным значится и перевод Израиля из Европейского командования ВС США(EUCOM), в Центральное(CENTCOM)15, что означает привлечение еврейского государства к совместному взаимодействию Америки и арабских государств для противостояния Ирану. Не откажется Израиль и от американской военной помощи, которая позволяет государству поддерживать статус одной из ведущих держав Ближнего Востока. Несмотря на это, страны чаще будут вынуждены искать точки соприкосновения. Новый этап в двусторонних отношениях возникнет не только по причине ухода Трампа и не только из-за усиления Палестинского вопроса. Краеугольным камнем отношений является еще и возвращение США к ядерной сделке с Ираном. Данная инициатива подвергается резкой критике в Израиле и может стать определяющим фактором в течение последующих четырех лет. Вышеперечисленные моменты являются дилеммой о том, как сохранить лояльность Израиля к США на уровне президентства Трампа, но и реализовать ключевые ближневосточные проекты, которые могут поставить еврейское государство в напряженное положение.

Саудовская Аравия

Новая администрация США может начать пересматривать отношения и с одним из ключевых союзников в регионе – с Саудовской Аравией. Политика Байдена вряд ли будет такой же благосклонной к королевскому режиму, как была при Трампе. Администрация президента США, в отношениях с Саудовской Аравией, может наследовать политику Обамы. Прежде всего, отдаление от широкого сотрудничества двух стран видится в намерение Вашингтона прекратить поддержку коалиции в Йеменском конфликте16. Новую напряженность может добавить и будущая ядерная сделка с Ираном. Правозащитная политика также изменит риторику в отношениях между двумя странами.

Однако курс новой администрации, основанный на защите прав человека, вряд ли изменит стратегическое сотрудничество между США и КСА. В Вашингтоне готовы учитывать мнение королевства в вопросе региональной безопасности. Администрация Байдена не питает иллюзий к Хуситам и учитывает вектор напряжения между Эр-Риядом и Саной. Скорее всего, политика США на йеменском треке будет направлена на решение гуманитарного кризиса. В Вашингтоне надеются и на посредничество между «Ансаралла» и правительством КСА за столом переговоров. Помимо этого, Белый Дом приветствует начатую нормализацию монархий Залива с Катаром.

Для Эр-Рияда же существуют «красные линии», которые королевство не готово переступать в ближайшей перспективе. Это и вопрос официального признания Израиля, и тема отказа от жесткой внутренней политики в пользу ослабления контроля над обществом и отмены цензуры СМИ. Хотя некие предпосылки, безусловно, существуют.

Монархии Залива

Политика Саудовской Аравии резко противопоставляется действиям Объединенных Арабских Эмиратов, которые готовы подстраиваться под новые внешнеполитические ориентиры администрации Байдена. ОАЭ демонстрируют, что полностью учитывают изменения в регионе и готовы трансформироваться под новые реалии. Эмираты являются первой страной с 1994г., установившей дипломатические отношения с Израилем. Кроме того, в Абу-Даби решили укреплять правозащитную базу, с внутриполитическим акцентом на религиозной терпимости, расширения прав женщин и защиты трудящихся. Данные тенденции одобряются новой администрацией США и усиливают межгосударственную кооперацию.

Главной тенденцией отношений США с монархиями Залива, станет, как ни странно, продолжение политики «Авраамских соглашений» (куда попадают еще Марокко и Судан), развитие многосторонних связей с Израилем, создавая тем самым единый ближневосточный блок с лидирующей позицией Америки.

Под общую тенденцию переосмысления ближневосточной политики вряд ли попадет регион Персидского залива. Соответственно, риторика отношений с малыми государствами Залива не должна подвергнуться изменениям. Прежде всего, субрегион имеет стратегическое значение и меньше всего подвергнется трансформации. Крупное присутствие США в Кувейте хоть и является пережитком массированного развертывания в Ираке, но нивелируется глубоководным портом и доступом к аэропорту. Точно так же и массированное присутствие в Бахрейне уравнивается базированием Пятого флота ВМС США. Вместе с этими государствами во «внутренний круг» обороны Персидского залива попадает и Катар, где политические изменения с новой администрацией США маловероятны.

Весомым аргументом для сохранения прежних отношений с малыми монархиями Залива является их экономическая связь с США. Для Америки данные государства представляют собой главных поставщиков энергоносителей. К этому еще добавляется большой рынок вооружения и технологий, на котором Соединенные Штаты аналогично лидируют.

Сирия и Ирак

На сирийском направлении в наследство новой администрации от Трампа достанется точечное присутствие на севере в Курдистане и база ат-Танф на юго-востоке страны. Байден будет инерционно продолжать данное присутствие и использовать его для проведения контртеррористических операций на востоке страны и блокирования шиитских коридоров там же. Сохранение нынешнего военного присутствия подтверждается контртеррористической стратегией Байдена, где акцент ставится на точечное присутствие небольшого контингента, вместо широкомасштабного развертывания17. Кроме этого, достанутся и санкционные меры против нынешнего режима, известные, как «Акт Цезаря». В Вашингтоне планируют использовать этот инструмент для продолжения давления на режим Б.Асада. Однако вместе с наследством прошлой администрации, Байдену получит и весь «клубок противоречий», не распутанный Трампом. Чтобы распутать все противоречия, Белому дому придется учитывать мнение многих акторов, впутанных в конфликт.

Прежде всего, необходимый пересмотр отношений Вашингтона с Анкарой может побудить США учитывать мнение Турции в Идлибе и Африне. Еще одним процессом является многосторонняя поддержка администрацией Трампа Израиля, которая заставила палестинцев искать альтернативу в Иране18, что также отразилось на усилении давления со стороны еврейского государства на шиитские «прокси-силы» в Сирии. Важно учитывать и внутренние кризисы сирийских соседей, таких, как, Ливан и Ирак, которые пагубно влияют и на экономику САР. Вовлеченность данных акторов, ревизия отношений с которыми является первоочередной для США, может помешать Белому дому сыграть роль «первой скрипки» в Сирийском кризисе. С другой стороны, успешное решение основных вопросов, и последующая консолидация США с Израилем, с одной стороны, и с Турцией, с другой, может предоставить возможность Вашингтону ослабить позиции Москвы и Тегерана на сирийском треке в долгосрочной перспективе.

Факторы, которые свидетельствуют о будущем включении Сирии в повестку дня, прослеживаются уже сейчас. Одним из таких является акт Конгресса США «Прекращение убийств в Сирии», который предполагает внести не только новое санкционное давление, но и создать свободные экономические зоны в Идлибе и Заевфратье19. Другим фактором является внесение лидера «Хайят Тахрир аш-Шам »20 в список разыскиваемых боевиков. Характерно, что ХТШ не декларируют своей целью борьбу с США, а фокусируются на противостоянии Б.Асаду. Данный сигнал может означать, что под предлогом борьбы с терроризмом Соединенные Штаты включатся в Идлиб. Определенную роль может сыграть назначенный советником по Ближнему Востоку Бретт МакГерк, и его связь с курдами21.

Стабильно каждый последующий президент США после Дж.Буша-мл. наследует для себя «головную боль» на Ближнем Востоке в виде Ирака. И Дж.Байден не станет исключением. Тем-более, что 46-ой президент перенял от Трампа проблему постоянных ракетных обстрелов посольства США, которые начались после убийства К.Сулеймани. Вдобавок к этому, Ирак имеет ряд внутренних неразрешенных проблем, прежде всего, экономических. Финансовый кризис, настигнувший Багдад в 2020г., поставил страну в трудное положение, которое отразилось на задержках с социальными выплатами и зарплатами для госслужащих. Данная ситуация ставит под угрозу правление премьер-министра М.аль-Казыми, относительно лояльного к Соединенным Штатам. Данный политик не имеет весомой поддержки в правительстве Ирака и при еще большем усугублении ситуации может лишиться своего поста. В случае возникновения хаоса, политический вакуум опять заполнят про-иранские политики, что приведет к новому усилению ИРИ в стране. Такое положение вынуждает новую администрацию в очередной раз решать иракские дела. В краткосрочной перспективе Белому дому придется выделять новые займы для Ирака и привлекать мировое сообщество для экономической помощи. В долгосрочной перспективе Ирак продолжит быть ареной противостояния между Вашингтоном и Тегераном. В такой ситуации логичным вариантом видится ставка на шиитов, нелояльных Ирану и отрицающих религиозную доктрину «вилаят аль-факих».

В самом Ираке надеются на более четкую позицию США в отношении их страны, в противовес той, где Ирак сначала выступал фронтом борьбы против ИГИЛ22, а далее против Ирана. Сам же Байден имеет большой политический опыт работы с иракским направлением. В 2002г. он проголосовал за резолюцию, одобряющую вторжение войск США в Ирак, а при Обаме, наоборот, был вовлечен в процесс вывода американского контингента из страны. В дополнение к этому, Байден известен, как один из авторов статьи, призывающей разделить ближневосточное государство на суннитов, шиитов и курдов23.

Египет

Во времена правления Трампа, отношения между США и Египтом в большей степени были позитивными. Прежде всего, это характеризовалось тем, что экс-президент США закрывал глаза на нарушения прав человека в Египте. Вашингтон поддерживал Каир по ключевым региональным вопросам. Межличностные отношения между Трампом и ас-Сиси имели весомое значение. Характерным моментом является, что 45-ый президент США назвал ас-Сиси на саммите G7 своим «любимым диктатором»24.

Отношения Египта с новой администрацией США вряд ли продолжаться в том же позитивном ключе. Еще в июне 2020г. Байден в Твиттере заявил, что больше не будет свободы действий для «любимого диктатора» Трампа25. Основная претензия со стороны Вашингтона к Каиру кроется в нарушении прав человека. Именно репрессии в отношении активистов и правозащитников являются препятствием для выстраивания отношений между правительствами двух стран.

Защитная реакция со стороны Каира последовала еще во время предвыборной гонки, когда Трамп уже не являлся фаворитом. Египетские СМИ опять начали обращать внимание на взломанную электронную почту Клинтон и рассекреченные материалы. Некоторые из них свидетельствую о поддержке со стороны администрации Обамы «Братьев-мусульман»26 27. Другим примером является захват Капитолия сторонниками Трампа. Именно данное событие египетские политологи трактуют, как утрату демократии в самих Соединенных Штатах, которые теперь не могут навязывать своим идеи другим странам28.

С другой стороны, смена администрации США вряд ли приведет к каким-то серьезным изменениям в политике между двумя странами. Скорее всего, будет меньше официальных визитов, и ужесточиться риторика со стороны Байдена на происходящее внутри Египта. Однако приоритетом будет оставаться защита экономической политики США в зоне Суэцкого канала, выход на египетский рынок вооружения и доступ в воздушное пространство АРЕ для американских самолетов. В Вашингтоне понимают, что сильное охлаждение отношений с Каиром приведет к еще большему снижению роли Америки в Северной Африке, а данный вакуум заполнят Россия и Китай. Египет едва ли решится первым идти на эскалацию отношений, предпочтя этому компромисс между конфронтацией и уступчивостью, путем создания иллюзий пространства для гражданских свобод и освобождения некоторых политических заключенных.

Новая администрация США не первая, которая рассчитывает уделять меньше внимания Ближнему Востоку. Кроме того, выдавать желаемое за действительное является давней предвыборной привычкой президентов Соединенных Штатов, и Дж.Байден вряд ли станет исключением. Вдобавок наличие многих союзников, заинтересованных в сохраняющемся присутствии Америки, вкупе с нерешенными проблемами могут заставить США обратить еще больший взор на регион.

Сноски

[1] https://joebiden.com/americanleadership/

[2] https://www.hudson.org/research/16210-transcript-dialogues-on-american-foreign-policy-and-world-affairs-a-conversation-with-former-deputy-secretary-of-state-antony-blinken

[3] https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again

[4] https://carnegieendowment.org/2019/10/14/it-s-time-to-talk-to-iran-pub-80063

[5] https://carnegieendowment.org/2019/05/16/we-led-successful-negotiations-with-iran.-trump-s-approach-isn-t-working-pub-79141

[6] https://english.khamenei.ir/news/8259/The-West-is-obliged-to-lift-the-sanctions-against-Iran-immediately

[7] https://www.aa.com.tr/fa/ایران/مجلس-ایران-دولت-را-به-نابودی-اسرائیل-مکلف-می-کند/2097309

[8] https://www.nytimes.com/2014/10/05/world/europe/turkish-leader-demands-biden-apology.html

[9] https://www.nytimes.com/interactive/2020/01/17/opinion/joe-biden-nytimes-interview.html

[10] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2021/01/biden-mcgurk-isis-syria-turkey.html

[11] https://www.middleeastmonitor.com/20201103-kamala-harris-us-will-reverse-trump-era-policy-restore-relation-with-palestine/

[12] https://undocs.org/ru/S/RES/2334(2016)

[13] https://www.timesofisrael.com/kerry-focuses-blame-for-impasse-in-talks-on-israel/

[14] https://ria.ru/20200430/1570776837.html

[15] https://www.airforcemag.com/pentagon-shifts-israel-to-centcom-responsibility/

[16] https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/what-did-confirmation-hearings-reveal-about-bidens-middle-east-policy

[17] https://www.cfr.org/election2020/candidate-tracker#counterterrorism

[18] https://english.aawsat.com/home/article/1766891/irans-intelligence-minister-meets-palestinian-factions-damascus

[19] https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/8931/text

[20] Организация запрещена в РФ

[21] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2021/01/biden-mcgurk-isis-syria-turkey.html

[22] Организация запрещена в РФ

[23] https://www.nytimes.com/2006/05/01/opinion/01biden.html

[24] https://www.wsj.com/articles/trump-awaiting-egyptian-counterpart-at-summit-called-out-for-my-favorite-dictator-11568403645

[25] https://twitter.com/JoeBiden/status/1282419453939113989?s=20

[26] https://www.egypttoday.com/Article/1/93013/Clinton-emails-Egypt-worked-to-contain-the-turmoil-in-Libya

[27] Организация запрещена в РФ

[28] https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/what-expect-cairos-strategy-new-us-administration

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся