Блог Дмитрия Полякова

Взаимодействие России и Израиля на сирийском треке как перспектива создания формата и рамок для двустороннего сотрудничества

6 июля 2022
Распечатать
В статье предпринята попытка проанализировать взаимодействие Российской Федерации и Государства Израиль в Сирийской Арабской Республике. Определено значение сирийского кризиса для внешней политики обеих стран. В статье проанализирована иерархия национальных интересов двух стран и на ее основе выстроена модель двустороннего взаимодействия в Сирии. Кроме того, рассмотрены перспективы российско-израильской кооперации, возможные бенефиции, а также вероятные альтернативные внешнеполитические треки, на которые возможно экстраполировать двустороннее сотрудничество.whatsapp_image_2021_09_09_at_14.36.01.jpgИзображение:Shlomi Amsalem/GPO
ВВЕДЕНИЕ
Сирийский кризис стал одним из характерных проявлений слома сложившегося регионального статус-кво. Его результатом стала дестабилизация ситуации не только на всем Ближнем Востоке, но и в еще большей степени на территориях соседних с Сирией стран: Ливана, Иордании, Ирака. Первые два арабских государства соседствуют также с Израилем. Важным аспектом сирийского кризиса является его двойственный характер для ключевых региональных акторов: для Израиля хаос на территории САР стал прямой угрозой для безопасности страны, а для его региональных соперников, Ирана и Турции, кризис предоставил целый спектр возможностей.Важно учесть, что среди внешних ключевых игроков сирийского конфликта, Анкары и Тегерана, присутствует также Москва – важный партнер еврейского государства. Именно упомянутые стороны имеют наибольшие возможности влиять на развитие ситуации в Сирии, что объясняется их широким инструментарием воздействия на внутрисирийских акторов: Турция имеет военные базы на севере САР и обладает влиянием на сирийскую оппозицию в провинции Идлиб и в «Зоне оккупации северной Сирии»; Иран использует многосторонний формат отношений с правительством Б. Асада, а также неофициально присутствует через Корпус стражей исламской революции и множество проиранских сил в Сирии; Россия продолжительное время сотрудничает во многих областях с официальным правительством САР, Вооруженные силы РФ легально присутствуют на сирийской земле, Москва также широко контактирует с внутрисирийской оппозицией и официально является гарантом безопасности в курдской зоне на севере страны и в зоне Дераа на юге САР. Важно подчеркнуть, что из упомянутых трех стран первые две имеют очень натянутые отношения с еврейским государством. Соответственно, исходя из национальных интересов, которые заключаются в сохранении безопасности страны, Израилю важно выстраивать отношения именно с Россией на сирийском треке.
Влияние сирийского кризиса на Израиль
В результате сирийского конфликта Израиль также усилил свои позиции в регионе. Слабая Сирия уже не может представлять угрозу его безопасности. Кроме того, сирийский конфликт привел к глубокому расколу среди палестинцев и маргинализации палестинского фактора в целом [Труевцев, 2021]. За исключением Ирана, у еврейского государства не осталось ни одного регионального соперника, готового идти на прямую конфронтацию. Однако именно с усилением ИРИ связаны основные угрозы национальной безопасности Израиля, исходящие с территории Сирии. Среди них можно выделить:
  • присутствие силовых ведомств Ирана, создание ими военных баз и инфраструктуры, позволяющей осуществлять атаки на Израиль и производить разведывательные действия;
  • присутствие проиранских сил и закрепление их вблизи границ с Израилем, что также может быть использовано как инструмент для будущих атак. Среди данных милиций особенно выделяется ливанская «Хизбалла», которая, участвуя в сирийском конфликте, укрепляет свой боевой потенциал и расширяет военный ресурс;
  • фактор размещения на территории САР иранского современного оружия. Именно с территории Сирии была выпущена ракета по исследовательскому центру в Димоне, где находится израильский ядерный реактор;
  • участие Ирана в формировании Вооруженных сил САР и интегрирование проиранских милиций в них.
Еще одна угроза для Израиля связана с усилением радикального исламизма на территории Сирии. Данная проблема имеет как внешний, так и внутренний характер. С одной стороны, существует возможность атаки на еврейское государство с сирийской земли. С другой – внутриизраильские исламисты могут использовать территорию САР как ресурсную базу. Однако эта проблема минимизирована эффективностью контртеррористических операций и ликвидацией большинства радикальных ячеек в Сирии.
В таком случае для Израиля возникает дилемма. С одной стороны, важно сохранить Сирию не представляющей опасности для страны. С другой – Сирия в категории «failed state» представляет опасность для Израиля, так как территория САР может быть плацдармом для радикальных исламистов и проиранских сил, намеревающихся атаковать еврейское государство. Для этого Израилю важно иметь посредника в Сирии, обладающего влиянием как на территории арабского государства, так и на глобальном уровне, коим может выступать Россия.
Преимущества для Москвы от российско-израильского сотрудничества в Сирии
Москва также нацелена на многостороннее сотрудничество на сирийском направлении. Соответственно, развитие отношений с Израилем вполне закономерно. Важность данных обстоятельств для РФ характеризуется следующими факторами:
  • вовлечением наибольшего числа государств в процесс урегулирования для последующей легитимации поствоенного мира в Сирии, конкретно на международной арене;
  • диверсификацией отношений России с внешними акторами, созданием помимо «Астанинского формата» (Россия– Турция–Иран) параллельных переговорных площадок;
  • необходимостью поддерживать деэскалацию конфликта посредством диалога и взаимопонимания со странами, имеющими ярко выраженную антиасадовскую позицию. Данное положение становится особенно актуальным в период отсутствия согласованных шагов между Москвой и Вашингтоном по урегулированию конфликта в Сирии;
  • усилением роли России как посредника в Сирии между Израилем и официальным правительством Б. Асада, а также Израилем и Ираном/Турцией.
Существующий опыт ситуативного партнерства
Показательным примером продуктивного сотрудничества в САР является ситуативное партнерство Москвы и Анкары. Важно, что Турция для России не является другом или союзником, однако две страны выработали определенные рамки взаимоотношений и апробировали некоторые инструменты урегулирования конфликтов именно в Сирии. Среди успешных примеров двустороннего сотрудничества стоит выделить:
  • совместную работу по эвакуации представителей незаконных вооруженных формирований и жителей из Восточного Алеппо, что обеспечило возвращение всего города под контроль официального правительства с гораздо меньшим числом жертв;
  • первую совместную воздушную операцию против ИГ в сирийском городе аль-Баб, согласованную по линии Генеральных штабов и командования авиационных группировок двух стран. Более того, данное мероприятие являлось первой совместной военной операцией между Россией и государством–членом НАТО;
  • создание и функционирование «Астанинского формата», ставшего одним из самых эффективных в процессе сирийского урегулирования;
  • шаги, предпринятые для решения «идлибского вопроса»: Меморандум о стабилизации обстановки в зоне деэскалации Идлиб и мартовские договоренности 2020 г., предотвратившие прямое столкновение между Вооруженными силами Сирии и Турции;
  • предотвращение полномасштабного наступления Турции против Сирийских демократических сил в результате Сочинских договоренностей 2019 г.
Важно подчеркнуть, что две страны сумели перенести данный уровень отношений на ливийский и карабахский треки. Между Россией и Израилем можно достичь схожего уровня взаимоотношений и рамок сотрудничества, а в дальнейшем – переносить их на иные внешнеполитические направления.
Выстраивание рамок сотрудничества
Для продуктивного взаимодействия необходимо создать рамки сотрудничества, четко определить красные линии, а также соблюдать их. Основой координации действий может стать четкое декларирование желаний каждой из сторон и определение трех типов интересов: жизненных, основных и второстепенных. Во многом иерархия интересов представлена следующим образом:
  • жизненные – только те, которые затрагивают вопросы безопасности и территориальной целостности страны;
  • основные – затрагивающие интересы государства в важной для него области;
  • второстепенные – те, которыми государство готово пожертвовать ради сохранения более первостепенных интересов.
Жизненно важным интересом для Израиля является обеспечение безопасности территорий, находящихся вблизи границ государства. Хотя с началом конфликта в САР израильская политика в отношении Сирии начала рассматриваться сквозь призму противостояния с ИРИ, важно подчеркнуть, что не всегда иранское присутствие угрожает жизненным интересам еврейского государства. Реальную угрозу национальной безопасности Израиля несет только базирование проиранских сил на западе и на юго-западе страны, а также размещение современного иранского оружия в Сирии.Россия может принять во внимание проблему безопасности Израиля. Однако решение данной проблемы не должно пересекать красные линии и препятствовать реализации интересов Москвы. Соответственно, Израилю стоит соотносить уровень угроз с методами их решения. Для России жизненным интересом в Сирии является безопасность российских граждан и инфраструктуры на территории страны. Соответственно, при проведении израильских военных операций под ударами не должны оказываться силы РФ. Не должна повториться ситуация со сбитым российским самолетом Ил‑20 в 2018 г. Важно отметить, что в качестве ответа на данный инцидент Россия направила в Сирию ЗРК «С‑300», поставка которых ранее была приостановлена по просьбе израильской стороны. Этот ответный шаг оказался на пересечении одного из основных интересов еврейского государства в Сирии, который заключается в абсолютном военном доминировании над арабской страной.Основные интересы России в Сирии сфокусированы на стабильности режима Б.Асада и поддержании безопасности в самой стране. Соответственно, отказ от риторики, призывающей к уходу нынешнего президента САР, также важен. Кроме того, под прямым ударом Израиля не должны оказываться солдаты Сирийской Арабской Армии и местные силы, выступающие под покровительством Москвы. Поэтому для РФ ключевая задача –это необходимость разъединения пророссийских сил с проиранскими. Немаловажно соблюдать ранжирование ударов Израиля в регионе. Увеличение количества ударов на востоке Сирии может привести к резкому снижению уровня безопасности и усилению ИГ, что напрямую угрожает новой эскалации насилия. Однако на юге и на западе САР военные удары, нанесенные Израилем, в меньшей степени сказываются на безопасности самой страны. Для России Иран является ключевым партнером в Сирии, однако безопасность проиранских милиций для Москвы представляет второстепенный интерес, коим можно пожертвовать ради достижения более существенных задач. Для Израиля поддержка сирийской оппозиции на юге САР в провинциях эс-Сувейда, эль-Кунейтра и Дераа также представляет второстепенный интерес, от которого возможно отказаться ради создания более конструктивных и доверительных отношений с Россией.Сотрудничество между Российской Федерацией и Государством Израиль уже имеет неплохую базу. С момента начала военной операции в 2015 г. между двумя странами сразу был создан механизм деконфликтизации. Он подразумевает динацию действий двух сторон при проведении военных операций. Была создана линия связи между российской базой в Хмеймиме и израильским штабом ПВО в Тель-Авиве. Более того, были проведены тренировки, позволяющие исключить опасные инциденты [Ходынская-Голенищева, 2018, с. 787]. Проводя аналогию с российско-турецким направлением взаимодействия, как с одним из наиболее эффективных в конфликте, мы видим, что некоторые инструменты сотрудничества между Москвой и Анкарой были выработаны в формате совместной деятельности по поддержанию деэскалации на севере Сирии. Аналогичным вариантом развития отношений между Россией и Израилем и созданием прикладных инструментов может стать формат деэскалации на юге САР. На основе Меморандума о создании зон деэскалации в Сирии была выделена «Южная зона», включающая провинции Дераа и эль-Кунейтра. Оформление данной зоны предрекло создание еще одного направления международного взаимодействия, работающего параллельно «треугольнику Россия–Турция–Иран». Новый трек был сформирован при официальном участии России, Иордании, США и неформальном присутствии в нем Израиля. Более того, с согласия Москвы на просьбы Израиля и Соединенных Штатов в новый формат не был включен Иран, хотя именно Исламская Республика имела влияние на юге САР. К тому же межгосударственное сотрудничество в этом направлении было дополнено «Амманским соглашением» [Memorandum, 2017]. Договор закреплял отсутствие внутри зоны деэскалации и по ее периметру несирийских вооруженных и разведывательных сил. Данное положение исключало присутствие проиранских формирований. Кроме того, военной полицией РФ по периметру зоны были созданы 12 наблюдательных пунктов.
Заключение
Предложенное направление взаимодействия может стать основой более комплексного сотрудничества между Россией и Израилем в Сирии. Для достижения этого сторонам необходимо поддерживать статус-кво на юге САР. Сам статус-кво подразумевает «дешиитизацию» региона, сотрудничество местной оппозиции с официальными властями в Дамаске при посредничестве и гарантиях РФ, что позволит Москве быть ключевым актором на юге Сирии, к чему Россия сама стремится. По этой причине вырисовываются несколько первостепенных задач. Прежде всего Израилю необходимо не подвергать опасности функционирование «Амманских соглашений» и отказаться от совместных действий с Иорданией, направленных на усиление напряженности на юге САР. Отказ от эскалации позволит России иметь более широкое пространство для маневра, а также окажет поддержку и содействие силам, действующим на юге Сирии под покровительством Москвы, которые являются буфером для проиранских формирований. Со своей стороны, Россия сможет продолжить оказывать давление на «Хизбаллу» и реализовывать договоренности об отводе их сил на 80 км от Голанских высот.Достижение предсказуемых и стабильных отношений, успешное поддержание которых базируется на четком обозначении и соблюдении красных линий, а также понимании иерархии национальных интересов каждой из сторон, – это принцип, который должен стать основополагающим во взаимодействии России и Израиля. В Сирийской Арабской Республике две стороны реализуют собственные интересы. Для Москвы важно играть главенствующую роль в послевоенной Сирии. Именно для этого РФ осуществляет политику диверсификации переговорных площадок с различными акторами, стараясь закрепить свой главенствующий статус среди наибольшего количества стран. Для Израиля Сирия всегда имела важное значение во внешней политике, так как именно от арабской республики зависела стабильность в левантийском субрегионе. Сирийскому воздействию особенно были подвержены соседи Израиля – Ливан и Иордания. Нынешняя ситуация показывает, что прежнее положение дел в регионе постепенно возвращается: Амман налаживает отношения с Дамаском, а энергетический кризис в Ливане решается через территорию САР. Соответственно, стратегические отношения между Израилем и Россией предоставляют еврейскому государству возможность избежать конфликта с официальным правительством в Дамаске в долгосрочной перспективе. Более того, реализация кооперации между Россией и Израилем в САР, создание специального инструментария и рамок взаимодействий может вывести двустороннее сотрудничество на новый уровень и перевести его на другие направления, например в регион Восточного Средиземноморья.
Литература / References
1. Труевцев К.М. Десять лет «арабской весны»: пейзаж после битвы. Россия в глобальной политике. 2021. Т. 19. № 5. С. 60–70 [Truevtsev K. M. Ten years of the "Arab Spring": landscape after the battle. Russia in Global Politics. 2021 (in Russian)]. 2. Ходынская-Голенищева М.С. Сирийский кризис в трансформирующейся системе международных отношений: дисс. … докт. ист. наук. М.: МГИМО (у) МИД РФ, 2018. 1047 с. [Khodynskaya-Golenishcheva M. S. The Syrian crisis in the transforming system of international relations. Dissertation for the degree of Doctor of Historical Sciences. Moscow: MGIMO, 2018. 1047 p. (in Russian)]. 3. Memorandum of Principles for De-escalation in Southern Syria. Amman. 08.11.2017. P. 1.
Электронные ресурсы / Electronic sources
1. В Минобороны России состоялся специальный брифинг по обстоятельствам крушения самолета Ил‑20 ВКС России у берегов Сирии. Министерство обороны Российской Федерации. 2018 [The Russian Defense Ministry held a special briefing on the circumstances of the crash of the Il‑20 aircraft of the Russian Aerospace Forces off the coast of Syria. Ministry of Defense of the Russian Federation. 2018 (in Russian)]. URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more. htm?id=12196560@egNews (дата обращения: 11.10.2021). 2. Дополнительный протокол к Меморандуму о стабилизации обстановки в зоне деэскалации Идлиб от 17 сентября 2018 г. МИД России. 2020 [Additional Protocol to the Memorandum on Stabilization of the Situation in the Idlib de-escalation Zone dated September 17, 2018. Russian Foreign Ministry. 2020 (in Russian)]. URL: https://clck.ru/ S7Uhu (дата обращения: 10.10.2021). 3. Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Президент России. 2019 [Memorandum of Understanding between the Russian Federation and Turkey Republic. President of Russia. 2019 (in Russian)]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5452 (дата обращения: 10.10.2021).4. Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике. МИД России. 2017 [Memorandum on the establishment of de-escalation zones in the Syrian Arab Republic. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 2017 (in Russian)]. URL: https:// www.mid.ru/web/guest/maps/sy/-/asset_publisher/9fcjSOwMERcf/content/id/2746041 (дата обращения: 11.10.2021). 5. Письмо постоянных представителей Российской Федерации и Турции при Организации Объединенных Наций от 18 сентября 2018 года на имя Председателя Совета Безопасности. Документы Организации Объединенных Наций. 2018 [Letter from the Permanent Representatives of the Russian Federation and Turkey to Dated 18 September 2018 to the United Nations addressed to the President of the Council Security. United Nations Documents. 2018 (in Russian)].URL: https://www.un.org/ru/our-work/documents (дата обращения: 10.10.2021). 6. РФ и Турция начали первую совместную воздушную операцию против ИГ в провинции Алеппо. Интерфакс. 2017 [Russia and Turkey have launched the first joint air operation against ISIS in Aleppo province. Interfax. 2017 (in Russian)]. URL: https://www.interfax.ru/ world/545933 (дата обращения: 10.10.2021). 7. Субботин И. Сирию хотят подсадить на арабскую газовую иглу. Независимая газета, 2021 [Subbotin I. They want to plant Syria on an Arab gas needle. Nezavisimaya Gazeta. 2021 (in Russian)]. URL: https://www.ng.ru/world/2021–09–05/2_8243_gas.html (дата обращения: 12.10.2021). 8. Январев И. Брешь в обороне: Иран добрался до ядерного реактора Израиля. News.ru. 2021 [Yanvarev I. Breach in defense: Iran has reached Israel's nuclear reactor. News.ru. 2021. (in Russian)]. URL: https://news-ru.turbopages.org/news.ru/s/near-east/bresh-v-oborone-iran-dobralsya-do-yadernogo-reaktora-izrailya/ (дата обращения: 10.10.2021). 9. Jordan’s king, Syria’s leader speak by phone for first time in decade. Al-Monitor. 2021. URL: https://www.al-monitor.com/originals/2021/10/jordans-king-syrias-leader-speak-phone-first-timedecade#ixzz79JeTjliT (дата обращения: 12.10.2021).
Впервые опубликовано в '' Поляков Д.С. Взаимодействие России и Израиля на сирийском треке как перспектива создания формата и рамок для двустороннего сотрудничества//Контуры трансформаций в политике, дипломатии и обществе Государства Израиль : [сборник статей по материалам I Международной израилеведческой научной конференции «Чтения им. А. Е. Бовина», Москва, 19–20 октября 2021 г.] / отв. ред. Д. А. Марьясис [и др.] ; науч. ред. Е. Э. Носенко-Штейн ; Ин-ст востоковедения РАН. – Москва : ФГБУН ИВ РАН, 2022. – 454 с. - C. 437-449.''

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся