Основные направления развития ситуации в сирийском Идлибе после военной операции «Рассвет над Идлибом 2» (2020 г.)
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

На данном этапе сирийского кризиса «малый Идлиб» остается одним из последних регионов, который не контролируется официальным правительством. В большинстве своем, управление регионом осуществляет коалиция исламистских группировок, объединенных в «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ)*. Данная группировка неформально контролирует зонтичное Сирийское правительство спасения, которое выступает в роли светской администрации мятежного региона. Стоит также упомянуть наличие турецкого воинского контингента в Идлибе. Кроме этого, на территории провинции присутствует протурецкая Сирийская Национальная Армия (СНА), а также разношерстные оппозиционные режиму Башара Асада формирования и исламистские группировки.
Эскалация 2020 г.
Последняя крупная эскалация, произошедшая в начале 2020 г., во многом характеризовалась разным видением сторон на решение ситуации. Наиболее полная точка зрения на идлибскую проблему была озвучена Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Турецкой Республике А.В. Ерховым в интервью «Спутнику». Внимание было акцентировано на следующих тезисах:
- Невыполнение Турцией Сочинских соглашений 2018 г. по Идлибу, которые подразумевали отделение умеренных оппозиционных боевиков от радикальных, разблокировка стратегических трасс М4 и М5, а также отвод тяжелых вооружений;
- Возросшая активность со стороны радикальных боевиков и продолжающиеся атаки на авиабазу Хмеймим и на сирийскую армию;
- Ряд турецких наблюдательных пунктов к настоящему времени оказались за линией фронта, став опорными пунктами турецкой армии;
- Негативное влияние непризнания со стороны Анкары правительства в Дамаске;
- Сирийская армия ведет боевые действия на своей территории и не будет отступать.
Ответом на данное заявление стала критика России со стороны Р.Т. Эрдогана. По его заявлению, Турция полностью соблюдает Астанинский процесс, а Москва игнорирует Сочинское соглашение, касательно создания демилитаризованной зоны вокруг обозначенного района. Ответом российской стороны последовало заявление пресс-секретаря президента Д.С. Пескова, в котором обозначалось, что: «РФ полностью выполняет свои обязательства в отношении Идлибской зоны деэскалации. Вместе с тем, мы с сожалением констатируем, что ситуация там оставляет желать лучшего».
На конец января 2020 г. ситуация действительно оставляла желать лучшего. 16 января Сирийская Арабская Армия (САА) официально возобновила операцию в Идлибе. Подразделения САА начали наступления сразу на нескольких рубежах: на юге провинции Идлиб и на западе провинции Халеб (Алеппо). Поводом послужили многочисленные провокации со стороны боевиков. 23 января Центр по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев рапортовал, что: «с 9 января текущего года позиции правительственных войск в Идлибской зоне деэскалации подверглись атакам незаконных вооруженных формирований 30 раз». Целью операции стало также территориальное уменьшение идлибского анклава и занятие стратегических автомагистралей М4 и М5. Важным аспектом является блокирование 3 из 12 турецких наблюдательных пунктов, установленных по периметру Идлибской зоны деэскалации. 27 января САА заняла стратегический город Серакиб, который находится на пересечении двух трасс М4 и М5. В результате данных действий, Турция ответила масштабным военным развертыванием, что значительно затормозило наступление. Сильное обострение отношений между Россией и Турцией началось в начале февраля, когда за одну неделю погибло 14 турецких военных. За эти действия Р.Т. Эрдоган возложил ответственность не только на Дамаск, но и на Москву. Кроме того, президент Турецкой Республики потребовал от России остановить наступление САА до конца февраля, иначе Турция обещала начать полномасштабное наступление в Идлибе. В результате этого с 8 февраля начался долгий процесс Российско-Турецких консультаций, который привел к подписанию соглашений между двумя сторонами 5 марта 2020 г. Основными пунктами договоренностей стали:
- Прекращение всех боевых действий по существующей линии соприкосновения в Идлибской зоне деэскалации с 6 марта 2020 г.;
- Создание коридора безопасности шириной 6 км к северу и 6 км к югу от трассы М4;
- Совместное российско-турецкое патрулирование по трассе М4 с 15 марта 2020 г.
Нереализованные мартовские соглашения
С момента подписания договора прошло больше года, соответственно, можно сделать некоторые выводы об эффективности его осуществления.
Из-за невыполнения положения о создании зоны безопасности не соблюдается и прекращение огня, которое воспроизводится в подрывах патрульных конвоев и в атаках на позиции САА. Например, только в июле 2020 г. было зафиксировано более 140 нарушений режима прекращения огня.
Магистрант программы «Экспертно-аналитическое востоковедение. Арабский мир в мировой политике» ГАУГН и Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН
Блог: Блог Дмитрия Полякова
Рейтинг: 0