Блог Клуба исследований постсоветского пространства НСО МГИМО

«Тройственный энергетический союз» России, Казахстана и Узбекистана

28 декабря 2023
Распечатать

Автор: Одибоев Комрон Мамаджонович, студент магистратуры 2 курса, Внешняя политика и дипломатия России (Факультет Международных отношений), Клуб исследований постсоветского пространства

Энергетическая повестка во внешней политике России

Процесс ухудшения диалогового формата России с коллективным Западом негативно сказался на развитие торгово-экономических и энергетических отношений России с Европой, а подрыв Северных потоков только обострил ситуацию. В виду этого, сегодня заметна тенденция некоторой энергетической переориентации России на восточный регион евроазиатского континента, который приходит на замену европейскому направлению. Как отмечал научный сотрудник Института исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук Чжан Хун «сегодня укрепление связей на Востоке позволяет России играть уникальную роль в построении новой мировой модели, развивая Дальний Восток и укрепляя сотрудничество с восточными странами».

1112.JPG     

Источник: Президент России 

Церемония по случаю начала поставок российского газа в Узбекистан через территорию Казахстана

Российская инициатива о формировании Большого Евразийского Партнерства, которая была выдвинута президентом России В. В. Путиным в 2015 году, направлена на более глубокую кооперацию со странами азиатского региона. Это сотрудничество затрагивает интенсификацию торгово-экономического диалога, сотрудничество в области безопасности, создание культурно-образовательных проектов. Особую роль в укреплении евразийской интеграции играет энергетическое сотрудничество.

На пути к реализации Большого Евразийского Партнерства, а в частности ее энергетической составляющей, Россия уделяет значительное внимание на кооперацию со странами постсоветского пространства. На саммите СНГ в 2023 году российский лидер заявил, что повышение благосостояния и качества жизни граждан постсоветского пространства, а также углубление экономико-энергетического сотрудничества станут ключевыми элементами в развитии Содружества.

Говоря о значимости для России центральноазиатского региона в данном контексте, можно вспомнить саммит Россия-Центральная Азия от 2022 года. Тогда российская сторона неоднократно выделяла перспективность совместного развития промышленности и логистических цепочек, что положительно скажется на экономическом и энергетическом направлениях и послужит укреплению общих региональных инициатив и проектов в данной области.

Идея укрепления энергетического сотрудничества с Россией в свою очередь соответствует интересам государств центральноазиатского региона. В ходе церемонии открытия газовой ветки Средняя Азия - Центр, лидеры Казахстана и Узбекистана отмечали, что «Тройственный энергетический союз» отвечает социально-экономическому и промышленному прогрессу региона, расширению и модернизации газовой инфраструктуры и удовлетворению потребности в дополнительных объемых энергоносителей. Все эти факторы ведут к укреплению энергетической безопасности в Центральной Азии.

И создание «Тройственного энергетического союза» со странами Центральной Азии стало одним из крупных проектов на пути к диверсификации российской энергетической политики «поворота на Восток», помимо существующего диалога России с КНР, Индией или же с некоторыми странами АТР в данной области.


«Тройственный энергетический союз»

7 октября 2023 года состоялась торжественная церемония по случаю начала поставок российского газа в Узбекистан через территорию Казахстана. Данное событие стало важным достижением не только для энергетической отрасли России, но и ознаменовалось элементом укрепления энергетической безопасности для Казахстана и Узбекистана. Стороны заложили основу для формирования в ближайшей перспективе «Тройственного газового союза».

Данный проект, как отметил президент России В. В. Путин, будет вести к укреплению энергетического благосостояния российских стратегических партнеров. Поставки будут реализовываться по трубопроводу Средняя Азия -Центр (САЦ), который в советское время формировал энергетическую цепочку транснационального евразийского газового маршрута, по которому Узбекистан реализовывал поставки энергоресурсов в соседние союзные республики. В тот период по данной энергетической ветке Ташкент направлял около
80 млрд. куб. м газа в год.

111222.jpg

Источник: Газпром. Выполнен первый этап предынвестиционных разработок в рамках осуществления проекта «Средняя Азия — Центр».

Сегодня энергетический трубопровод Средняя Азия - Центр будет выполнять реверсную функцию. Идея заключается уже в поставках в центральноазиатский регион российских энергоресурсов. На начальном этапе реализации «Тройственного энергетического союза» экспорт российского газа будет реализовываться в Узбекистан, через казахстанскую территорию, попутно доставляя российский газ в северные и восточные регионы Казахстана. Между сторонами запланировано постепенное наращивание поставочной мощи трубопровода, с одновременной модернизацией технологии доставки. На ближайшие два года Москва взяла на себя обязательства реализовать поставки российского газа в Узбекистан общим объемом в 2.8 млрд куб. м.

Впервые идея о создание «Тройственного газового союза» была предложена президентом России В. В. Путины в ходе переговоров с президентом Казахстана К-Ж. Токаевым 28 ноября 2022 года. Союз должен был быть направлен на координацию поставок газа между сторонами и развитию соответствующих инфраструктур. В дальнейшем совместно планируется выходить на внешние рынки азиатского региона. Стоит отметить, что в дальнейшем на базе союза выдвигаются предложения включить в поставки кроме российского газа, еще и российскую нефть.

В январе 2023 года Москва и Ташкент подписали соответствующее соглашения о поставках российского газа в Узбекистан через казахстанскую территорию по энергетической нитке Средняя Азия -Центр. В июне того же года в стенах Санкт-Петербургского международного экономического форума было достигнуто соглашение между Астаной и Москвой по транзиту в Узбекистан российского газа через казахстанскую территорию, и принято решение увеличить поставки российской нефти в Казахстан до 10 млн. т. к концу 2023 года. Также в ходе экономического форума была подписана российско-узбекистанская «дорожная карта» подготовки газотранспортной системы республики к получению российского газа.

Важно отметить, что в рамках российско-казахстанских договоренностей по транзиту российского газа в Узбекистан, между сторонами был подписан ряд документов, направленных на укрепление попутных инфраструктурных инициатив. В августе 2023 года Москва и Астана подписали договоры на сумму около 8 млрд. долл. для совместной разработки углеводородов на месторождениях «Ауэзов-КМГ», «Хазар» и «Каламкас-море». Также достигнуто соглашение об инвестиционных проектах на сумму 6 млрд. долл.

О возможных перспективах расширения газового союза было заявлено уже в августе 2023 года. Директор департамента экономического сотрудничества МИД России Д. Биричевский в ходе интервью РИА Новости отметил, что «Тройственный энергетический союз» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном может быть постепенно расширен за счет включения в союз новых государств- участников. «Ряд близлежащих государств проявляют интерес к проекту, и рассматривается возможность сотрудничества с ними на основе взаимного уважения и сотрудничества», - заявил директор департамента.

Еще в ноябре 2022 года вице-премьер России А. Новак отмечал большой потенциал «Тройственного газового союза». Российский вице-премьер отмечал опыт плодотворного энергетического сотрудничества между сторонами газового альянса, что может положительно повлиять на расширение поставок в другие направления, в частности по реализации экспорта в Китай.

33333.jpg

Источник: Зеленый сад. Схема газопровода «Туркменистан-Китай» и трансазитской газовой ветки «линии Д».

Стоит отметить, что трубопровод Средняя Азия – Центр проходит в том числе и по территории Туркменистана. Но, в Ашхабаде выразили беспокойство в связи с формированием «Тройственного газового союза» и заявлениями российской стороны о продвижении в рамках данной инициативы поставок «голубого топлива» в Китай. Заместитель председателя государственного концерна «Туркменгаз» Мырад Арчаев отметил, что российская инициатива задевает интересы Туркменистана. Речь идет о том, что туркменистанская сторона активно реализует энергетические поставки в Китай по трем веткам газопровода «Туркменистан — Китай», которые проходят по территориям Казахстана и Узбекистана.

Параллельно идет проект реализации строительства дополнительной трансазиатской газовой ветки «Линия Д» для наращивания поставок «голубого топлива» из Ашхабада в Пекин, которая будет проходить по территориям Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. В этом контексте российский газовый альянс, по заявлениям Туркменистана, может навредить энергетической безопасности туркменистанской стороны.

Газовый альянс, предложенный Россией в 2022 году, является важным элементом обеспечения региональной энергетической безопасности и развития торгово-энергетического сотрудничества между стратегическими партнерами постсоветского пространства. Диалог основан на принципах взаимной выгоды и уважения всех стран-участниц инициативы. В тоже время, вызовы, которые возникли на фоне нелегитимной западной санкционной политики против России, подрыва энергетических трубопроводов Северных потоков в 2022 году, стремлением ЕС формировать энергетический диалог со странами Центральной Азии в обход России ¾ на все эти процессы Москве необходимо реагировать.

«Тройственный энергетический союз» является выражением добрососедского регионального сотрудничества по всем фронтам. Тесным политическим, торгово-экономическим или же инвестиционным контактам на постсоветском пространстве, дополнительно включается более глубокий энергетический диалог. Данный вектор направлен на укрепление стратегических отношений в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). И как неоднократно отмечал российский президент В. В. Путин, постсоветское пространство является приоритетным направлением внешней политики России, и российская сторона всегда готова к поиску компромиссов в целях укрепления диалога с государствами региона. В этом контексте инициирование в ноябре 2023 года российско-туркменистанских переговоров в энергетической области способствует преодолению возникших споров у сторон.

Вывод

Подводя итоги стоит отметить, что «Тройственный энергетический союз» является взаимовыгодным проектом для России, Казахстана и Узбекистана. Проект направлен на укрепление энергетической безопасности сторон. Для России развитие энергетического диалога с центральноазиатскими странами является возможностью поиска новых рынков, которые придут на замену европейским, после их почти полного прекращения сотрудничества с российской стороной в энергетическом и торгово-экономическом направлениях. К тому же «Тройственный энергетический союз» положительно вписывается в общую картину создания Большого Евразийского Партнерства, что сегодня является ключевым российским интеграционным проектом на международной арене.

Для Казахстана и Узбекистана союз является возможностью укрепления своего энергетического, экономического, инвестиционного и инфраструктурного потенциалов. В это же время перспективы дальнейшего экспорта российской нефти и газа за пределы региона через казахстанские и узбекистанские территории принесут значительную выгоду для всех участников российской инициативы.

«Тройственный энергетический союз» является позитивным фактором укрепления торгово-энергетической стабильности как внутри газового альянса, так и в контексте реализации совместных поставок на внешней рынок. Стороны приветствуют идею расширения союза и сохраняют надежду на взаимовыгодный позитивный исход переговоров с Туркменистаном.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся