Блог Клуба исследований постсоветского пространства НСО МГИМО

Экономические отношения Туркменистана с Республикой Беларусь и роль России в них

18 марта 2022
Распечатать

Авторы: Курбанов Назар и Селезнёв Даниил

Введение

Туркменистан с самого первого дня своей независимости стоит особняком на всём постсоветском пространстве. Тема же экономического диалога с Республикой Беларусь является актуальной сразу по нескольким аспектам. Во-первых, самая южная республика бывшего СССР известна своей закрытостью и проведением политики самоизоляции, однако Туркменистан очень активно участвует в различных трансформационных процессах всей Центральной Азии, стараясь найти и занять свою нишу в этом мире. Во-вторых, Туркменистан является весьма выгодным экономическим партнёром, так как обладает внушительными природными ресурсами и отдельными развитыми отраслями промышленности, а также эта страна представляет из себя довольно обширный рынок сбыта продукции. В-третьих, Республика Беларусь участвует во многих интеграционных проектах с Российской Федерацией, что на фоне противоречивых российско-туркменских отношений может серьёзно снизить градус их напряжённости.

gurbanguly_berdimuhamedov.jpg

Источник: Reuters

Научная новизна заключается сразу в нескольких областях: Во-первых, в российской и уж тем более в белорусской науке тема Туркменистана разработана довольно слабо, поэтому авторы настоящего исследования постарались хоть немного закрыть брешь на этом поприще. Во-вторых, процессы, происходящие на постсоветском пространстве, изучаются в основном через взаимоотношения России с другими странами СНГ, но горизонтальные связи бывших советских республик исследованы в гораздо меньшей степени. В-третьих, туркмено-белорусские отношения известны своим очень развитым гуманитарным аспектом, однако работ по экономическим отношениям двух стран крайне мало.

Целью настоящего исследования является проанализировать интенсивность туркмено-белорусских экономических отношений, выявить их институциональную структуру, а также продемонстрировать роль Российской Федерации в обеспечении диалога между Беларусью и Туркменистаном.

Объект исследования: экономические контакты Туркменистана и Республики Беларусь

Предмет исследования: Степень развитости и глубины экономического диалога между Туркменистаном и Белоруссией и масштаб присутствия России в этом взаимодействии

Методология исследования: в настоящей статье использованы методы геополитического, правового, системно-функционального и сравнительного анализа, а также мониторинга различных СМИ, как российских, так и зарубежных.

I. Правовая база экономических отношений

Республика Беларусь и Туркменистан располагают весьма разветвлённой базой для развития стабильного экономического диалога. Между двумя странами с 1992 года заключено более 100 соглашений различного уровня, и из них более 10-и соглашений напрямую касаются экономического взаимодействия. Базовым документом здесь является Соглашение между Правительством Туркменистана и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономических отношениях от 10 декабря 1993 года. Согласно данному документу, стороны договорились не применять различные торговые ограничения, обязались оказывать содействие в сохранении прежних производственных и технологических связей, договорились определять порядок и объемы взаимных поставок важнейших видов продукции, в том числе на государственные нужды, но самое главное закрепили возможность заключения дальнейших профильных соглашений. И впоследствии такие договоры были подписаны: например, 17 мая 2002 года разом были заключены Договор о дружбе и сотрудничестве, Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (имущество), Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), а также Соглашение о воздушном сообщении. Согласно этим документам были установлены базовые правила осуществления двусторонней торговли, порядок взаимодействия с таможенными службами, процедура налогообложения и многое другое.

Отдельно стоит выделить Соглашение между Туркменистаном и Республикой Беларусь о долгосрочном сотрудничестве в области поставок в Туркменистан сельскохозяйственной, автомобильной, автобусной и другой техники, которое также было заключено 17 мая 2002 года. Данный договор позволил туркменской стороне в ускоренном порядке приобретать масштабные партии белорусской техники по фиксированной цене в период 2002 – 2010 гг., а белорусские предприятия (главным образом Минский Тракторный Завод – МТЗ) обязывались организовать сервисное обслуживание своей продукции на всей территории Туркменистана. Так, по данным министерства иностранных дел Республики Беларусь, уже в 2003 году туркменская сторона на основе этого соглашения подписала контракты с белорусскими заводами «МТЗ» и «МАЗ» на приобретение 1000 тракторов МТЗ-80Х и 200 единиц самосвалов МАЗ на общую сумму 19,9 млн долларов США. Впоследствии аналогичные Соглашению от 17 мая 2002 года документы были подписаны в 2010 году и в 2012 году, которые были заключены сроком на 2 года.

Кроме того, в качестве органов, осуществляющих меры по интенсификации и планированию развития экономического сотрудничества, функционируют торговые дома в Минске и в Ашхабаде и Межправительственная Белорусско-Туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству. Любопытно, что в мае 2019 года состоялось девятое заседание межправительственной комиссии, причём диалог не прерывается и во время пандемии коронавируса: в феврале 2021 года состоялась онлайн-встреча сопредседателей этой комиссии, в которой приняли участие руководители дипломатических миссий двух стран, а также представители заинтересованных министерств и ведомств.

Таким образом, Туркменистан и Беларусь сумели сформировать весьма разветвлённую и гибкую правовую базу в области экономических отношений, а также рабочие институты по её совершенствованию, но что самое важное: стороны активно применяют подписанные документы и каналы связи, что особенно видно на примере Соглашений о долгосрочном сотрудничестве в области поставок в Туркменистан различных видов техники.

II. Туркмено-белорусские экономические отношения

Несмотря на явную удалённость друг от друга и отсутствие общей границы Туркменистан и Беларусь очень заинтересованы в торговле друг с другом. Основу белорусского экспорта в Туркменистан составляют поставки сахара, шин, проводов изолированных, лекарственных средств, этилового спирта, молокопродуктов, а также продукции машиностроения. Главными же позициями туркменского экспорта в Белоруссию являются постельное и кухонное белье, посуда, предметы домашнего обихода из пластмасс, упаковочные мешки и пакеты из текстильных материалов, нетканые материалы и одежда.

Сам же экономический диалог Туркменистана с Республикой Беларусь до последнего развивался выглядел очень и очень динамично. По данным туркменской статистики за период 2007 – 2014 гг. темпы торговли (особенно импорта) исчислялись сотнями миллионов долларов: если в 2007 году объём импорта из Беларуси составил 86,7 млн долларов, то уже в 2012 году – 295 млн долларов, в 2013 году – 280 млн долларов, в 2014 году – 298,6 млн долларов США [1]. Такие данные несколько расходятся с зеркальной статистикой, но в целом подтверждают общее позитивное направление развития двустороннего диалога: по данным международного торгового Центра (ITS), в 2007 году показатели импорта из Беларуси составили около 87 млн долларов США, в 2012 году – 230 млн долларов, в 2013 году – 315,7 млн долларов, а в 2014 году – 174 млн долларов США.

Однако после 2014 года темпы торговли стали значительно сокращаться: по данным туркменской статистики, в 2015-2016 гг. уровень импорта держался на уровне 105-106 млн долларов США, но в 2017 году упал до 84,3 млн долларов [2]. Данные зеркальной статистки выглядят ещё более удручающе: в 2015 году уровень импорта составил 81 938 млн долларов США, в 2016 году – 103 752 млн, в 2017 году – лишь 58 244 млн долларов. Любопытно, что далее авторы настоящей статьи не смогли найти отчёты государственного комитета Туркменистана по статистике после 2018 года, так как эта информация в открытом доступе не находится. Более того, из-за недостоверных данных, которые предоставляет Туркменистан в такие международные организации как МВФ или Всемирный Банк, в мировом сообществе также сформировалось недоверие к туркменской статистике. Поэтому далее пришлось опираться только на показатели зеркальной статистики. За период 2018 – 2020 гг., уровень импорта Туркменистана из Беларуси сократился сначала до 23 млн долларов в 2018 году, а затем вообще до 15,3 млн долларов в 2019 году, правда в 2020 году объём незначительно вырос и составил 20,5 миллионов долларов США.

Что же касается экспорта Туркменистана в Республику Беларусь, то его уровень всегда был невысоким: по данным всё того же Международного Торгового Центра за период 2007 – 2020 гг. показатели ни разу не достигли отметки хотя бы в 10 млн долларов США, причём самый высокий уровень экспорта пришёлся на 2016 год и составил 7,7 млн долларов. Однако по данным туркменской статистики, пик экспорта пришёлся на 2012 год и составил 100 млн долларов США, что не может не вызывать удивление, ведь по данным зеркальной статистики уровень экспорта в этом году составил всего 6,2 млн долларов.

В любом случае темпы торговли между Туркменистаном и Республикой Беларусь можно охарактеризовать как крайне нестабильные, хотя и способные достичь весьма продуктивного взаимодействия. Однако налицо очевидное снижение уровня товарооборота, ибо в первой половине 2010-х годов экономический диалог развивался куда более динамичнее, чем во второй половине десятилетия. Кроме того, судя как по туркменской, так и по зеркальной статистике, очевидно тотальное доминирование туркменского импорта над экспортом, ибо Туркменистан может поставлять в Беларусь в лучшем случае продукцию текстильной промышленности или сырье, в то время как Беларусь поставляет высокотехнологичную продукцию, что делает весь процесс торговли весьма невыгодным для туркменской стороны.

Тем не менее самой продуктивной областью сотрудничества является транспортная сфера. Несмотря на снижающиеся темпы торговлю в Туркменистан ежегодно сотнями, а то и тысячами поставляются белорусские трактора «МТЗ» и грузовые машины «МАЗ». По данным Посольства Республики Беларусь в Туркменистане с 2009 года в эту страну было поставлено более 10 000 грузовых автомобилей «МАЗ» и более 6000 тракторов «МТЗ», что свидетельствует о крайней заинтересованности обеих сторон в этом сегменте торговли.

Есть и успешный пример инвестиционного сотрудничества в области горнодобывающей промышленности: в 2017 году был запущен Гарлыкский калийный горно-рудный комплекс, который способен перенаправлять на поверхность добытую руду только из главной шахты с производительностью 1520 тонн в час. Любопытно, что генеральным подрядчиком этого предприятия является ОАО «Белгорхимпром» – экспертный центр Беларуси по всем вопросам, связанными с добычей калийных руд и их переработке в удобрения, а также главный проектировщик объектов химической и горной промышленности.

Таким образом, туркмено-белорусские экономические отношения, несмотря на нынешнее сокращение объёмов торговли и серьёзный перекос в сторону туркменского импорта, имеют мощную экономическую базу для дальнейшего развития диалога, ибо несмотря ни на что и у Туркменистана, и у Беларуси есть самая главная черта, без которой любые контакты развивать невозможно, а именно: заинтересованность друг в друге.

III. Значение для России

Какова же роль России в экономическом взаимодействии этих двух стран? Во-первых, Республика Беларусь особенно в последнее время активно участвует в различных интеграционных проектах с Российской Федерацией от Союзного государства до ЕАЭС и фактически является союзником нашей страны в экономическом и в политическом отношении. Поэтому львиная доля поставок из Беларуси в Туркменистан и из Туркменистана в Беларусь проходят именно через Россию по транспортному коридору «Север – Юг», что делает нашу страну важнейшим связующим звеном в торговле этих государств. Во-вторых, многие белорусские предприятия только в тесном сотрудничестве с российскими заводами могут создать свою продукцию, которая затем идёт на экспорт в разные станы мира и в том числе в Туркменистан, что также повышает значение нашей страны.

Кроме того, в настоящее время Туркменистан и весь регион Центральной Азии постепенно превращается в «площадку» столкновения интересов ведущих держав мира. К сожалению, Россия эту борьбу конкретно в Туркменистане пока проигрывает, так как по суммарному товарообороту уступает Китаю и даже Турции с Ираном [3]. Более того, в российско-туркменских экономических отношениях вплоть до настоящего времени происходили весьма острые конфликты вокруг поставок газа, что бросало тень на остальные аспекты сотрудничества. Беларусь же, являясь союзником России, подобных проблем в отношениях с Туркменистаном не имеет, что делает её, на наш взгляд, негласным, но очень важным посредником в отношениях России и Туркменистана. Эта страна может не только снять напряжение в чисто российско-туркменских отношениях, но и (особенно на фоне нынешнего украинского кризиса) быть фактическим проводником или по крайней мере вспомогательным каналом продвижения как российских экономических интересов, так и в целом российской внешнеполитической линии в Туркменистане.

Заключение

Итак, подведём итог. В заключении можно сделать следующие выводы:

1) Республика Беларусь и Туркменистан, несмотря географическую удалённость друг от друга выработали мощную правовую базу и рабочие институты, которые координируют экономическое двустороннее экономическое взаимодействие;

2) Туркмено-белорусский экономический диалог, несмотря на ряд очевидных проблем (перекос в сторону туркменского импорта, общее сокращение объёмов торговли во второй половине 2010-х гг.) не только состоялся как таковой, но и показал, что при необходимости сотрудничество можно развить до весьма солидных значений, что формирует мощную базу для развития взаимодействия в будущем;

3) Российская Федерация играет ключевую роль во взаимодействии двух стран, ибо Беларусь тесно сотрудничает с нашей страной как в транспортном, так и в производственном отношении, однако Белоруссия может также косвенно продвигать в Туркменистане российские экономические интересы, ибо не имеет проблем, которые присущи российско-туркменскому экономическому диалогу, а также на фоне последних событий и Белоруссия, и Россия вынуждены действовать скоординировано и сообща.

Источники и литература

1. Государственный комитет Туркменистана по статистике. Статистический ежегодник Туркменистана. Ашхабад, 2018. С. 123.

2. Там же. С. 123.

3. Курбанов Н.И. Экономические отношения Туркменистана с регионами мира и роль ЕАЭС // Международный аспект. 2021. №5. С. 89-107.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся