Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.5)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Николай Калашников

К.э.н., советник директора ИЛА РАН, эксперт РСМД

Елизавета Солодухина

Программный координатор РСМД

В новой Концепции внешней политики Российской Федерации указано, что Россия намерена развивать отношения с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом возрастающей роли стран данного региона на международной арене на прагматичной и взаимовыгодной основе, уделяя приоритетное внимание укреплению дружбы и углублению многопланового партнерства. В цикле интервью «Курс на укрепление дружественных связей с Латинской Америкой» ведущие регионоведы-международники дадут свою оценку текущему состоянию российско-латиноамериканских отношений.

О результатах российско-кубинского сотрудничества в экономической сфере рассказывает советник директора Института Латинской Америки РАН, эксперт РСМД Николай Калашников. Беседовала программный ассистент РСМД Елизавета Солодухина.

В новой Концепции внешней политики Российской Федерации указано, что Россия намерена развивать отношения с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом возрастающей роли стран данного региона на международной арене на прагматичной и взаимовыгодной основе, уделяя приоритетное внимание укреплению дружбы и углублению многопланового партнерства. В цикле интервью «Курс на укрепление дружественных связей с Латинской Америкой» ведущие регионоведы-международники дадут свою оценку текущему состоянию российско-латиноамериканских отношений.

О результатах российско-кубинского сотрудничества в экономической сфере рассказывает советник директора Института Латинской Америки РАН, эксперт РСМД Николай Калашников. Беседовала программный ассистент РСМД Елизавета Солодухина.

Как можно охарактеризовать сегодняшнее состояние отношений между нашими странами? Как последние события в мире повлияли на них?

Современные отношения между Россией и Кубой уже достаточно давно характеризуются как стратегическое партнерство. С моей точки зрения, это определение достаточно четко говорит о том характере сотрудничества, которое складывалось по крайней мере на протяжении 15 лет. В истории отношений между Кубой и современной Россией были разные периоды, начало которых было весьма печальное. В начале 90-х гг. взаимодействие было сведено к минимуму в связи с тем, что Россия меняла свой политический облик, переживала серьезный экономический кризис и не могла продолжать тот уровень сотрудничества и помощи, который существовал в период СССР. Для Кубы это вылилось в катастрофическую экономическую ситуацию, которую она впоследствии пережила, но с большими потерями. Безусловно, это негативно отразилось на уровне и наших политических отношений. С середины 90-х гг. настало некоторое улучшение, когда министром иностранных дел России стал Е.М. Примаков. Вскоре опять наступил кризис в сотрудничестве между странами. В 2002 г. Россия ликвидировала свой центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе, что отрицательно сказалось на наших отношениях с Кубой. Кубинское руководство, мягко говоря, неодобрительно отнеслось к этому шагу. После 2008 г. можно было наблюдать восстановление сотрудничества между странами. Россия поддерживает Кубу в ее действиях по противостоянию санкциям США и голосует в ООН за их отмену. Куба, безусловно, это ценит.

Уровень экономических отношений, который складывался в 2000-е годы, во многом определялся нашими возможностями и возможностями Кубы платить одновременно. К середине 2010-х гг. некоторые трудности были преодолены, но страна все равно не вышла на тот экономический уровень, который был у нее раньше. В этот период Россия полностью прекратила закупки кубинского сахара и перестала поставлять нефть на Кубу. Как торговый партнер наша страна скатилась на 10 место, а товарооборот колебался в пределах 170–200 млн долл. США. Были зафиксированы отдельные всплески, когда, например, мы поставили на Остров Cвободы несколько самолетов. Кроме этого, в 2018 г. были подписаны соглашения, по которым Россия направила 4 энергоблока для 2 теплоэлектростанций на Кубу, а также было подписано соглашение о поставке подвижного состава и оборудования для модернизации примерно трети кубинских железных дорог. В какой-то степени толчком к развитию наших экономических отношений стало решение долговой проблемы. Куба должна была России как преемнице СССР 35 млрд долл. США. В 2013 г. было подписано соглашение о прощении 90% этого долга, с тем, что оставшиеся 10% (это примерно 3,5 млрд долл. США) Куба должна будет вернуть в течение 15 лет (к 2029 г.).

У Кубы был определенный момент экономического всплеска, который был связан с восстановлением дипломатических отношений с США при Б. Обаме. Американский президент снял ряд санкционных ограничений, которые касались поездок американцев на Кубу, захода круизных кораблей, открытия авиационного сообщения с Кубой из 12 американских городов и снятия ограничений на перевод денежных средств. Около 700 тыс. американцев посетили Кубу в этот период, а объем переведённых средств приблизился к 3,5 млрд долл. США. Для Кубы это была значительная сумма, которая помогала ликвидировать те проблемы в обеспечении населения, которые существовали в то время. Пришедший на смену Д. Трамп постепенно стал отменять эти послабления. Это закончилось тем, что накануне завершения своего президентского срока он ввел в действие 3 главу Закона Хелмса-Бертона (закон был принят в 1996 г.). Суть этого закона заключается в том, что он позволяет обращать американские санкции против компаний третьих стран, которые так или иначе экономически сотрудничают с Кубой. Он также разрешал подавать американским гражданам иски в международные суды по поводу собственности, которая после революции была конфискована. Американцы оценивают национализированную собственность в 2 млрд долл. США, в то же время по последним оценкам, которые обнародовал министр иностранных дел Кубы, Остров Свободы потерял примерно 170 млрд долл. США в тот период.

В настоящее время Куба ищет партнеров, которые могли бы помочь ей решить экономические проблемы. Две страны, на которые в первую очередь обращено внимание — Китай и Россия. Стоит отметить, что Китай значительно больше преуспел в рамках сотрудничества с Кубой. Россия только в последние 2–3 года активизировала свою экономическую и гуманитарную деятельность. Начиная с периода пандемии COVID-19, мы оказывали помощь медицинскими препаратами, расходными материалами, поставляли зерно и др. К сожалению, ситуация на Кубе усложнилась в связи с тем, что ее основной внешнеторговый партнер — Венесуэла, которая обеспечивала ее топливом, нефтью и нефтепродуктами — сама переживает кризис. Куба только на 40% обеспечивает себя нефтью за счет собственной добычи, то есть на 60% зависит от поставок из других стран. Несмотря на все сложности, связанные с американскими санкциями по отношению к российским компаниям и особенно компаниям-перевозчикам, Россия снова начала поставлять нефть на Кубу. Сейчас руководством обеих стран подчеркивается, что отношения характеризуются не просто как стратегическое партнерство, а как дружеские. Хотя понятие «дружеские», скорее, эмоциональное, чем экономическое, но очень важное. На мой взгляд, в современных условиях России необходимо вернуться на Кубу, потому что она продемонстрировала себя как достаточно надежный партнер и союзник, несмотря на все сложности, которые она сейчас испытывает. Кубинское руководство неоднократно делало заявления, что поддерживает Россию в борьбе против американских санкций и считает, что применение данного экономического инструмента нарушает международное право.

По вопросу проведения СВО на Украине, будем говорить откровенно, Куба занимает пророссийскую позицию. К примеру, практически каждый день в кубинской прессе публикуется информация о ходе боевых действий. Освещаются эти события с российской точки зрения — авторы материалов опираются на информацию российских источников, а не украинских или западных.

Товарооборот России и Кубы по итогам четырех месяцев 2023 г. вырос в 9 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На Ваш взгляд, что послужило успехом для таких прогрессивных значений?

Проблема заключается в том, что ни российские, ни кубинские источники, говоря о прогрессе, как правило, не опускаются до детализации, и конкретных цифр зачастую мы не видим. В первую очередь, рост показателей товарооборота, конечно, связан с тем, что Россия начала поставлять нефть. К тому же, в начале года мы доставили 25 тыс. тонн пшеницы на Кубу. Вопрос заключается в том, как это оценивалось — как гуманитарная помощь или торговая поставка, и вошло ли это в девятикратное увеличение товарооборота.

Хотя Россия и наращивает поставки продовольствия (зерна, мясной продукции, говядины, свинины и птицы) в соответствии с соглашением, которое было подписано в 2021 г. между Россельхознадзором и Министерством сельского хозяйства Кубы, но на сегодняшний день основным поставщиком, к примеру, курятины на Кубу остаются Соединённые Штаты. Продукты, которые не пользуются спросом на американском рынке (например, замороженные куриные ножки), поставляются на Остров Свободы в огромных масштабах. Процесс начался с 2002 г., когда в период президентства Дж. Буша-мл. аграрное лобби получило в Штатах разрешение на такие поставки. Стоит сказать, что реализация продукции осуществляется на очень кабальных условиях для Кубы, так как американцы требуют аванс и оплату наличными за предоставленный товар. Помимо этого, отсутствует какая-либо возможность кредитования, которое распространено при внешнеторговых операциях. В последние годы США сделали послабление, и теперь Куба может расплачиваться за эти поставки в течение месяца. В середине 2000-х гг. они достигли максимума по объему, но сейчас оцениваются примерно в 300 млн долл. США. Был период в истории Кубы, когда США выходили на 5 место в торговом обороте с латиноамериканской страной, а Россия занимала лишь 9–10 строчку. Также был период, когда мы находились на параллельных позициях и делили 9–10 место с США. Сейчас Россия улучшила свои позиции и взяла курс на помощь этой стране. В 2021 г. Россия ответила согласием на просьбу кубинского руководства об отсрочке погашения задолженности по коммерческим кредитам, которые она предоставила за 15 лет на 2 млрд долл. США. Здесь возникает проблема для наших поставщиков, которые в основном являются частными компаниями или акционерными обществами. Для них, безусловно, отсрочки платежей абсолютно невыгодны и без поддержки со стороны государства, то есть без страхования, которое в последние годы развивается, но которое еще не может в полной мере удовлетворить интересы наших компаний, этот процесс слабо реализуем. С другой стороны, возникает вопрос, в какой степени государство может на себя взвалить это бремя. Идти по пути Советского Союза мы вряд ли можем, у нас немного другие, к сожалению, более ограниченные возможности, но в отношениях с Кубой речь может идти о совместной разработке программы действий, которая бы позволяла оказывать помощь латиноамериканскому партнеру и возвращать те средства, которые российское предпринимательство вкладывает в его развитие.

Что касается резкого скачка в товарообороте между нашими странами, то проблема состоит в том, что незадолго до этого был существенный спад в российско-кубинских торговых отношениях, и поэтому девятикратному увеличению трудно дать точную оценку, за счет чего это произошло. Откровенно говоря, для меня удивителен еще один момент — пшеницу на Кубу мы продаем, а в африканские страны, которые также находятся в тяжелом экономическом положении, мы готовы поставлять ее бесплатно. На мой взгляд, поставки пшеницы или удобрения для Кубы должны осуществляться также на безвозмездной основе.

Какие отрасли кубинской экономики представляются наиболее привлекательными для российского бизнеса?

Эти отрасли определены нашим соглашением с Кубой. Страна заинтересована в сотрудничестве в сфере энергетики, транспорта, металлургии, сельского хозяйства, туризма. Хотя в туристической отрасли достаточно давно доминируют испанцы и в какой-то степени итальянцы, Куба готова распахнуть свои двери и для российского капитала, предоставив возможности для создания туристических объектов. Сегодня туризм — это та отрасль, на которую Куба делает ставки в своем экономическом развитии после пандемии COVID-19, подорвавшей многие планы. Если в 2018 г. были надежды принять 5 млн туристов, то на этот год кубинцы планируют около 3 млн. Это позволит им в какой-то степени решить вопрос поступления валюты для закупки необходимых продуктов питания. Традиционно первое место по количеству туристов на Кубе занимает Канада. После восстановления дипломатических отношений с США американцы вышли на второе место по этому показателю, а Россия, максимум, приближалась к 200 тыс. человек. В этом году кубинцы рассчитывают на 100 тыс. россиян, которые посетят их страну.

20 мая завершилась юбилейная XX сессия Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Кубой и Россией. Каких результатов нам стоит ожидать в долгосрочной перспективе после данного мероприятия?

Несмотря на то, что результаты были оглашены после завершения работы комиссии, детали, безусловно, остаются за кадром. Стоит особо подчеркнуть, что стороны декларировали твердое намерение развивать отношения. Подобные декларации присутствуют всегда в решениях межправительственных комиссий, но я думаю, что в рамках последнего заседания представители обеих сторон должны были отреагировать именно на те изменения, которые произошли за последние годы и определить, как и на каких условиях мы будем сотрудничать.

Что касается отсутствия информации по конкретным проектам и планам, опыт показывает, что не все благие намерения и декларации реализовываются. Демонстрировать, что по тем или иным причинам планы не осуществились, наверное, ни одна сторона не хочет, потому что причины могут быть разные (отсутствие возможностей, бюрократические проблемы, которые существует в системе двух государств и т.д.). Если проанализировать повестку, которая выносится на обсуждение межправительственной комиссии по ряду заседаний, то можно заметить, что она во многом повторяющаяся. Это говорит о том, что одни и те же вопросы из года в год по каким-то причинам остаются нерешенными.

Во время сессии обсуждались также предложения по инвестированию кубинской инфраструктуры российским бизнесом. Как Вы можете охарактеризовать ситуацию с российскими инвестициями на Кубе в настоящее время? Успешно ли происходит вложение средств российскими предпринимателями в кубинские предприятия?

Вопрос инвестиций очень важен для страны. Кубинцы оценивают потребность в иностранных инвестициях примерно в 10 млрд долл. США в год. В этих целях для привлечения иностранного капитала в 2014 г. была создана зона экономического развития «Мариэль», в которой иностранные компания создают свои предприятия, получают ряд преференций и льгот. Кубинцы рассчитывали, что иностранный капитал «хлынет» в страну, но начало работы этой зоны совпало с изменением внешнеполитического климата. Став президентом, Д. Трамп стал вводить свои санкции в отношении Кубы, поэтому компании, испугавшись американских санкций, снизили инвестиционную активность в этой страны. Что касается присутствия российского бизнеса в этой зоне, то только две российские компании пока создали там совместные предприятия с кубинскими партнерами — сервисный центр «КАМАЗ» и АО «Объединенные композитные технологии». Росатом также собирается создать многоцелевой центр облучения, который позволял бы заниматься радиоактивной обработкой сельскохозяйственной продукции, стерилизацией медицинской продукции и т.д. В кубинском случае предпринимателям можно рассчитывать только на долгосрочные инвестиции — возврат вложенных средств можно ожидать через довольно продолжительное время, и не все предприниматели к этому готовы.

В какой-то степени лед тронулся в последние годы. Россия активно помогает в модернизации железнодорожного транспорта на Кубе. Мы поставили несколько десятков локомотивов и несколько сотен вагонов, а также оборудование для современного управления железнодорожным сообщением. Это в какой-то степени прорыв. Но есть обратная сторона медали — два года назад возник кризис из-за того, что поставщик должен был получить средства, которые Куба не могла предоставить. Для страховой компании это оказалось непосильным бременем. Вновь встает вопрос, о котором я уже говорил ранее — сколько наш инвестор готов ждать.

Важно, чтобы наши компании заходили на кубинский рынок, создавали свои филиалы или совместно с кубинскими компаниями, но ждать быстрого возвращения вложенных средств на сегодняшний день не приходится. Сегодня мы осуществляем модернизацию двух металлургических заводов. 4 энергетических блока, которые мы поставили, должны помочь в решении проблемы электроснабжения. Куба сталкивается с тем, что тепловые электростанции выходят из строя, от чего страдает население и что становится причиной мощных народных протестов (как это было в июле 2021 г.). Мы помогаем Кубе, но этого недостаточно. Сельское хозяйство также нуждается в инвестициях, и кубинцы особенно приветствуют российские вложения в эту сферу. Например, Россия смогла бы в полной мере обеспечить кормами для птицеводства своего партнера. Помимо этого, разведение крупного рогатого скота на Кубе — большая проблема именно из-за нехватки кормов.

Сейчас мы договорились о том, что Куба будет поставлять нам манго. В советское время Куба была основным поставщиком грейпфрутов и апельсинов. После прекращения поставок площади под цитрусовыми сократились в десятки раз. Сегодня цитрусовые и грейпфруты мы импортируем из других стран. Если мы хотим помогать Кубе, то надо способствовать развитию у нее тех направлений, в продукции которых мы заинтересованы, с тем чтобы торговля была взаимовыгодной, а не односторонней.

Во время визита в латиноамериканскую страну Дмитрий Чернышенко на встрече с президентом Кубы Мигелем Диас-Канелем пригласил кубинского лидера принять участие в Восточном экономическом форуме — 2023, который пройдет в сентябре во Владивостоке. В случае участия президента Кубы в таком масштабном мероприятии, может ли это дать старт новым экономическим проектам?

Возможно, в этом визите будет политическая подоплека — продемонстрировать тот факт, что наши отношения крепнут и существует взаимопонимание и заинтересованность в сотрудничестве, проявить уважение к стране и лишний раз пообщаться с президентом России. С точки зрения новых экономических проектов — время покажет, потому что даже министры экономики Кубы или России вряд ли сейчас дадут ответ на этот вопрос. Если такие планы и предложения будут, то вполне возможно, что мы о них услышим в выступлении президента. Если визит не состоится, то это будет означать только то, что либо на данный момент внутренняя ситуация в стране не позволяет ему покинуть столицу, либо тот уровень соглашений и проектов, который достигнут на сегодняшний день, удовлетворяет обе стороны.

В ходе ПМЭФ глава Делового совета Россия — Куба, уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов сообщил о том, что кубинские банки начали принимать платежные карты «Мир», что является важным шагом на пути двустороннего сотрудничества. Какое влияние может оказать (оказывает) внедрение российской платежной системы на экономическую систему Кубы?

На мой взгляд, говорить о влиянии пока рано, потому что сделаны только первые позитивные шаги, но это отражает стремление наших стран уйти от доллара в наших внешнеторговых и внешнеэкономических отношениях. Пока картой «Мир» могут воспользоваться наши туристы и определенные предпринимательские круги. Эта процедура достаточно долгая и сложная, она готовилась не один год. В 2021 г. начали говорить о том, чтобы перейти на использование карт «Мир», и, как мы видим, потребовалось два года для того, чтобы начать ее внедрять. Безусловно, это надо рассматривать как положительный шаг, тем более США используют свою систему платежей как форму давления на экономику Кубы.

В настоящее время некоторые страны изъявили желание стать членами БРИКС. Рассматривает ли Куба вступление в объединение?

По крайней мере я не видел и не слышал о том, что Куба хотела бы вступить в БРИКС. Но, например, Куба является наблюдателем в ЕАЭС. Думаю, что вступление в БРИКС — вопрос достаточно сложный, потому что экономика Кубы не такова, чтобы она смогла стать полноценным членом. Куба, скорее всего, может начать сотрудничество с Банком БРИКС. Например, Гондурас уже обратился и провел переговоры с Дилмой Руссефф, которая возглавляет Новый банк развития. Руководство страны заинтересовано в получении финансовой помощи и кредитов от Банка. Куба тоже может обратиться с подобной просьбой, поскольку она не может получать финансовую помощь ни от Валютного фонда, ни от Всемирного банка, так как американцы заблокировали эти процессы для латиноамериканской страны. Я не вижу никаких препятствий для того, чтобы Банк БРИКС помог Кубе, тем более Россия, Китай, Бразилия — страны, которые симпатизируют ей. ЮАР, я думаю, проявит солидарность в этом вопросе.

Можно сказать, что Банк только начинает свою деятельность. Возвращаясь к вопросу о вступлении Кубы в международное объединение, я думаю, что кубинская экономика пока не на том уровне, чтобы чувствовать себя полноправным участником, потому что БРИКС — это все-таки организация коллективных решений, где экономические интересы стран должны быть сопоставимы. Каждая страна должна иметь возможность что-то предложить другим, а Куба на сегодняшний день, к сожалению, является реципиентом, а не донором.

Как Вы можете определить место, которое сейчас занимает Латинская Америка в меняющемся миропорядке?

На мой взгляд, сейчас меняется некая модель международного сотрудничества. К примеру, если до недавних событий наши производители были ориентированы в первую очередь на западных партнеров, то в настоящий момент проходит переориентация. Все страны между собой взаимодействуют, и происходящее в одном уголке мира так или иначе влияет на все страны. На мой взгляд, сейчас этот шар глобализации начинает делиться на два полушария. Одно полушарие, которое традиционно возглавляют США и Западная Европа, и второе полушарие, которое формируется вокруг союза Китая и России. Организация ШОС в этом плане становится прообразом нового разделения стран между старым и новым укладом. Латино-Карибская Америка находится в состоянии неопределенности. Есть центростремительные силы, которые направляют ее в сторону Китая и в меньшей степени в сторону России. Существуют, наоборот, центробежные силы, которые отдаляют ее от российско-китайского союза. Этот процесс детерминации еще впереди, и многое зависит, насколько успешно закончится СВО, какой из нее выйдет Россия, насколько прочен будет союз России и Китая, что страны ШОС смогут предложить остальному миру. Очевидно, к какому полушарию принадлежит Куба. В этом случае российские предприниматели должны рассматривать ее, как определенный трамплин для прыжка в другие латиноамериканские страны.

У Кубы были планы создания транспортно-логистического хаба, объединив зону «Мариэль», а также строительство международного аэропорта и дороги в Сан-Антонио-де-лос-Баньос. На данный момент в силу ряда обстоятельств, в частности, ужесточения санкционной политики со стороны США и пандемии COVID-19, эти идеи не реализуются. Подводя итог нашему разговору, я хотел бы отметить, что Россия и Куба должны совместно работать над подобными проектами, тогда мы сможем быстрее добиться успехов в рамках нашего двухстороннего сотрудничества.


Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.5)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся